Тосол: описание, характеристики, состав, классы, фото, видео, предназначение
Содержание:
- Чем полезна своевременная замена?
- Как правильно выбрать антифриз для ВАЗ
- Тосол А-40М (216,5 литров)
- Влияние тосола на систему охлаждения
- Как часто надо менять антифриз?
- Модификации красного антифриза
- Функции охлаждающей жидкости в ДВС.
- Какие типы антифриза бывают и история создания
- Цвета
- Как проверить плотность тосола? — АвтоЖидкость
- Когда следует заменять ОЖ на новую?
- Что лучше использовать, тосол или антифриз?
- Цена
- Замена жидкости на ВАЗ-2107
- Для чего нужна охлаждающая жидкость?
- Подделки на рынке
Чем полезна своевременная замена?
Начните систематически менять антифриз в автомобиле и избавитесь от многих проблем в работе мотора, а именно:
- коррозия. Она не только вредит всем металлическим компонентам, но и сильно понижает теплообмен внутри двигателя. Наслоения коррозии внутри каналов радиатора снижают циркуляцию охладителя. Схожая ситуация наблюдается с напором воды в советском водопроводе многоэтажек;
- перегрев мотора. Нарушение теплообмена вызывает банальный перегрев силовой установки, что сильно сказывается на расходе топлива и существенно снижает мощность;
- осадок. Проблема антифризов силикатного типа. Халатная замена подобных средств способствует образованию нерастворимого осадка, оседаемого на стенках радиатора и прочих компонентов. В результате наступает перегрев;
- трещины. Разбавление охладителя внушительным количеством воды (особенно обычной) вызывает повышение температуры замерзания. Резкие перепады температур и постоянная смена агрегатных состояний антифриза (замерз-оттаял) вызовет трещины расширительного бачка. В дальнейшем его может и вовсе разорвать;
- кавитация. Это процесс появления пузырьков газа в жидкости, которые лопаются и значительно понижают давление в системе. Повреждение появляется на молекулярном уровне, но последствия не менее плачевны. Свежий охладитель создает невидимую обволакивающую пленку на внутренней поверхности, защищающую от эрозии.
Как правильно выбрать антифриз для ВАЗ
Тосол или антифриз в чём разница – вы уже знаете. Теперь разберемся, как подобрать лучший вариант. При выборе антифриза имеет смысл прочитать достоверные отзывы в интернете, при необходимости изучить тексты, видео и фото – это единственный вариант понять, что лучше использовать в качестве антифриза. Любой авто очень восприимчив к жидкости, заливаемой в систему охлаждения, поэтому лучше подойти к этому вопросу ответственно, тем более антифриз заливается на значительный пробег — четверть миллиона километров.
Если вы хотите сэкономить средства – то дешевле будет приобрести тот же тосол. Но если вдуматься и всё рассчитать, то на одну замену антифриза приходится около 7-8 замен тосола, поэтому экономия получается довольно сомнительная. Многие считают, что автомобили ВАЗ предназначены исключительно для тосола – это ошибка.
Тосол А-40М (216,5 литров)
По вопросам предоставления скидок при заказе продукции более 5 единиц одного наименования Вы можете уточнить:
- у онлайн консультанта ⇨
- по телефону
- написав на почту
Тосол А-40М (ГОСТ 28084-89) — жидкость охлаждающая незамерзающая, концентрированный этиленгликоль, содержащий антипенные и антикоррозионные присадки. Охлаждающая жидкость Тосол А-40 М защищает систему охлаждения от коррозии, отводит избыточное тепло, защищает от замерзания при температуре до минус 40 °С.
В наличии на складе:
Тосол А-40М (10 литров)
Тосол А-40М (20 литров)
Тосол А-40М является одним из представителей незамерзающих охлаждающих жидкостей. Изготавливается из воды и этиленгликоля в пропорции, позволяющей данной жидкости сохранять свои свойства при определенной температуре. Для придания антифризу ряда положительных свойств к смеси добавляют специальные присадки, позволяющие ему противостоять вспениванию и коррозии. Температура -40°С, при которой начинает замерзать Тосол А-40М указана в названии в виде числа. Внешне базовый состав является прозрачной жидкостью. На вкус основа сладковата. Для того, чтобы предупредить проглатывание «незамерзайки», к составу добавляют вещества, придающие ему горький вкус. А для того, чтобы не было путаницы между различными марками Тосола, к нему добавляют краситель. Таким образом получают голубой Тосол А-40М и красный А-65М. Дополнительно это дает потребителю возможность четко определять уровень антифриза в расширительном бачке и дифференцировать подтеки Тосола и других эксплуатационных веществ. Также по изменению цвета эксплуатируемой охлаждающей жидкости можно судить об изменении ее рабочих качеств и о необходимости в замене. «Тосол» – торговое название антифриза, разработанного и производившегося в Советском союзе с началом массового выпуска автомобилей ВАЗ. «ТОС» в названии идет от названия отдела НИИ органической химии и технологии, разработавшего данный продукт – «Технология органического синтеза». «ОЛ», по разным данным, может обозначать либо указание на Отдельную лабораторию, в которой проводились работы по созданию антифриза, либо окончания «-ол», обозначающего спирты.
Свойства незамерзающей жидкости Тосол А-40М
Химический состав данного антифриза определяет и ряд его эксплуатационных свойств: • Устойчивость к воздействию температур в диапазоне от -40 °С до + 100 °С; • Прекрасно противостоит процессу коррозии; • Не вспенивается; • Имеет низкую вязкость; • Хорошо испаряется; • Практически не воспламеняется; • Предупреждает перегрев двигателя; • Прост в эксплуатации; • Экологически безвреден; • Индифферентен к различным металлам (в частности, к алюминию) и резиновым изделиям; • Защищает изделия от накипи; • Имеет длительный срок службы.
Применение Тосол А-40М
Все вышеперечисленные качества ОЖ Тосол А-40М позволяют использовать его в различном оборудовании: • В качестве охлаждающего вещества в двигателях автомобилей, работающих при температуре выше -40 °С; • Для защиты систем охлаждения агрегатов от коррозии; • Является ОЖ в различных системах теплообмена, работающих при умеренных и низких температурах; • В системе отопления; • В оборудовании для кондиционирования воздуха.
Особенности эксплуатации, хранения и транспортирования Тосол А-40М
Тосол А-40М гарантированно хранится в течение трех лет со дня изготовления при условии хранения жидкости в таре производителя. Изготовитель дает дополнительные рекомендации по применению ОЖ. При пользовании данным антифризом необходимо соблюдать правила производственной и личной гигиены. Запрещается смешивать Тосол А-40М с ОЖ, содержащим амины. При отравлении данным веществом возможно поражение ЦНС. У пострадавшего возникает слабость, тошнота и рвота, потеря координации движения. При соблюдении требований ГОСТ перевозить Тосол А-40М можно любым видом транспорта. Утилизировать можно антифриз по специальной инструкции.
Торговая предлагает своим покупателям Тосол А-40М, изготовленный ООО «ТОСОЛ-СИНТЕЗ». Объем данного продукта – 216,5 литров. Тара – металлическая бочка. Процесс производства регламентируется ГОСТ 28084-89. Наши сотрудники охотно помогут вам оформить заявку на продукцию, выбрать удобный способ оплаты и доставки.
Производители масла Тосол А-40М
На территории Российской Федерации наиболее известными производителями данной продукции являются:
- ООО «ТОСОЛ-СИНТЕЗ»
- ООО ПКФ «Химлюкс»
- ООО Энергохим»
Влияние тосола на систему охлаждения
Тосол хорошо сочетается со всеми хладагентами, имеющими присадки минерального типа. Такая особенность позволяет использовать любые отечественные охлаждающие жидкости, а также импортные аналоги, имеющие обозначение G11. При правильной плотности коррозионное воздействие будет минимальным, но снижение таких показателей приведет к быстрому загрязнению тосола от контакта с металлическими деталями.
Сильный нагрев не способен принести вреда охлаждающей жидкости, но имеет пагубное действие на конструктивные элементы. Так, размягчение резиновых патрубков, способно привести к утечке тосола, что потребует необходимости восполнить утраченный объём. Следует помнить, что заливать чистый концентрат категорически запрещено, и такие действия могут заморозить двигатель.
Как часто надо менять антифриз?
Возникает вопрос по техническому обслуживанию: когда менять антифриз? Мы подготовили семь признаков необходимости замены, шесть из которых срочные:
- подошло время плановой замены (здесь ориентируйтесь на рекомендации изготовителя);
- “мутность” раствора (появляется осадок);
- повышенное образование пены;
- желеподобная густота ОЖ;
- “ржавый” цвет (хладагент нейтрализует следы коррозии, теряя свои свойства);
- недостаточный уровень раствора в системе;
- долив жидкости другого стандарта.
Комбинирование составов с разными техническими характеристиками (например, силиконов с карбоксилатами) делают ОЖ неэффективной. Химическое взаимодействие может привести к загущению жидкости или образованию нежелательных твердых частиц.
Модификации красного антифриза
Для решения проблем с образованиями коррозии в системе были разработаны антифризы, получившие названия G12+, G12++. Которые отличаются от G12 добавлением химических присадок в количестве 10-15% от их общего объема.
Благодаря профилактическим функциям неорганических соединений, получилось добиться меньшего образования очагов коррозии без существенной потери теплоотдачи.
Желтый антифриз (G13). Разработан концерном VAG в 2012 году специально для своих автомобилей. Изначальный цвет, применяемый на немецких автомобилях – фиолетовый.
В базовую основу входит пропиленгликоль и дистиллированная вода. В сравнении с этиленгликолем, такое соединение практически безвредно. Добавление в его состав гибридных присадок (органических и химических) повышает его профилактические и защитные функции. Температур замерзания около — 40 градусов. Закипает при +140 градусах.
Функции охлаждающей жидкости в ДВС.
Давным-давно (кажется, в прошлую пятницу) я заинтересовался, каков же состав антифриза и какими свойствами обладает. Для того, чтобы упорядочить полученные в процессе получения ответа представления, и написана эта статья. Пользуйтесь. Если кого-то интересуют отличия тосола и антифриза, добро пожаловать на страницу, посвящённую разновидностям и классификации антифризов. А здесь будут рассмотрены вопросы, общие для всех видов автомобильных охлаждающих жидкостей.
Итак, для начала вспомним, а зачем вообще мы заливаем антифриз в автомобиль? Конечно же для того, чтобы отвести тепло от стенок камеры сгорания. Эта основная функция и выглядывает из-под термина «охлаждающая жидкость» (по-английски «coolant»). При этом выравнивается температурный режим деталей двигателя. Плохо, если в одной точке деталь имеет температуру 200 градусов, а в другой всего 50. Об этом говорит тот факт, что при поломке системы охлаждения часто «ведёт» головку блока цилиндров, именно из-за большой разности температур в разных частях детали и, соответственно, разного теплового расширения.
Ну и второстепенная, но тоже очень полезная функция, подогрев некоторых узлов автомобиля. Например, салона или дроссельного узла.
Схема системы охлаждения автомобиля
Раньше в качестве охлаждающей жидкости использовалась вода (про воздушное охлаждение говорить здесь не будем:)), которая имела несколько недостатков. Во-первых, вода замерзает при 0°C, а поскольку при замерзании она расширяется, то велика вероятность разрыва каналов циркуляции охлаждающей жидкости. Что и наблюдалось повсеместно лет 50 назад во время первых заморозков у машин, стоящих на улице с не слитой из системы водой.
Второй недостаток воды – кипение при 100°С. Конечно, в те стародавние времена моторы не были сильно форсированными, и в нормальных условиях мотор не нагревался до таких температур, но в жаркий день где-нибудь на подъёмах в гору машины «закипали» довольно часто.
И третий недостаток – высокая коррозионная активность воды. То есть мотор внутри попросту ржавел. При этом ухудшалась теплопроводность стенок деталей (у ржавчины примерно в 50 раз хуже, чем у металла), что со временем приводило к их перегреву. К тому же из-за частиц ржавчины могут засориться каналы системы охлаждения, или выйти из строя насос или термостат.
Какие типы антифриза бывают и история создания
Антифриз – это скорее общее обозначение для большей части охлаждающих смесей в автомобиле, которых существует большое количество на рынке. Однако для охлаждения мотора ранее применялась обычная вода. Далее воду заменили на раствор соли и собственно воды.
Первичный прототип антифриза для системы охлаждения автомобиля был получен в 1930 году. После этого основную охлаждающую роль стал выполнять стандартный этиленгликоль. Потом к этиленгликолю было решено добавлять различные присадки и со временем уже был получен новый антифриз.
В настоящий момент на рынке авто товаров можно увидеть большое количество антифризов. Все они различаются между собой по составу используемой смеси, а также могут отличаться цветом и временем гарантийной работы.
Цвета
Цвет никак не влияет на физические параметры продукта. Даже бесцветные антифризы эффективно работают, а красители в них добавляют, чтобы водителям было проще различать разные типы охлаждающих жидкостей. Однако не существует жесткой стандартизации, которая бы применялась к цвету тосола, поэтому сегодня многие производители (к примеру, Volkswagen) красят антифризы в цвета, которые посчитают нужными.
Что касается смешивания между собой антифризов разных цветов и марок, то это тоже не рекомендуется, хотя активно практикуется многими водителями. Дело в том, что в разных марках антифриза могут содержаться различные присадки. Они могут плохо «ладить» между собой, из-за чего некоторые из них будут выпадать в осадок. Так, рабочие параметры жидкости поменяются, и в результате эффективность охлаждения упадет.
Как проверить плотность тосола? — АвтоЖидкость
Такой показатель, как плотность охлаждающей жидкости, на практике применяется редко. Используется в основном при оценке ориентировочной температуры замерзания самостоятельно приготовленной ОЖ из концентрата или перед наступлением холодов, если в расширительный бачок по какой-либо причине доливалась вода.
Плотность тосола в зависимости от концентрации этиленгликоля
Тосол, если в двух словах, это отечественный антифриз. То есть жидкость с низкой температурой замерзания для системы охлаждения двигателя.
Состоит тосол из двух основных компонентов: воды и этиленгликоля. Более чем на 90% от всего объёма составляют именно эти жидкости. Остальное – антиокислительные, противопенные, защитные и другие присадки. Ещё в тосол добавляется краситель. Его назначение – указание температуры замерзания жидкости и индикация износа.
Плотность этиленгликоля составляет 1,113 г/см³. Плотность воды – 1,000 г/см³. Смешивание этих жидкостей даст состав, плотность которого будет находиться между этими двумя показателями. Однако зависимость эта нелинейная. То есть, если смешать этиленгликоль с водой в пропорции 50/50, то плотность образовавшейся смеси не будет равной средней величине между двумя значениями плотностей этих жидкостей. Связано это с тем, что размер и пространственное строение молекул у воды и этиленгликоля различаются. Молекулы воды несколько меньше, и они занимают место между молекулами этиленгликоля.
Для тосола А-40 средняя плотность при комнатной температуре равняется примерно 1,072 г/см³. У тосола А-65 этот показатель несколько выше, примерно 1,090 г/см³. Существуют таблицы, в которых расписаны значения плотности для тосола разной концентрации в зависимости от температуры.
В чистом виде этиленгликоль начинает кристаллизоваться примерно при –12 °C. При концентрации от 100% и до примерно в 67% этиленгликоля в смеси температура застывания движется в сторону минимума и достигает пика при –75 °C. Далее, с увеличением доли воды, температура замерзания начинает расти в сторону положительных значений. Соответственно, уменьшается и плотность.
Зависимость плотности тосола от температуры
Здесь работает простое правило: с понижением температуры плотность тосола увеличивается. Кратко разберём на примере тосола А-60.
При температуре, близкой к точке замерзания (–60 °C) плотность будет колебаться около значения 1,140 г/см³. При разогревании до +120 °C плотность тосола приблизится к отметке в 1,010 г/см³. То есть практически как у чистой воды.
От плотности тосола зависит и так называемое число Прандтля. Оно определяет способность охлаждающей жидкости отводить тепло от источника разогревания. И чем больше плотность, тем эта способность более ярко выражена.
Как проверить плотность тосола?
Для оценки плотности тосола, также как и для проверки плотности любой другой жидкости, используется ареометр. Желательно использовать специально предназначенный для замера плотности тосола и антифриза ареометр. Процедура измерения довольно проста.
- Наберите порцию исследуемой смеси в узкую глубокую ёмкость, достаточную для свободного погружения ареометра (большинство приборов комплектуется штатной колбой для замеров). Узнайте температуру жидкости. Удобнее всего проводить замер при комнатной температуре. Для этого предварительно нужно дать тосолу отстояться в помещении не менее 2 часов, чтобы он набрал комнатную температуру.
- Опустите ареометр в ёмкость с тосолом. Замерьте плотность по шкале.
- Найдите в таблице с зависимостью плотности тосола от температуры ваши значения. При определённой плотности и температуре окружающей среды может быть два соотношения воды и этиленгликоля.
В 99% случаев правильным будет то соотношение, где воды больше. Так как экономически нецелесообразно делать тосол на основе преимущественно этиленгликоля.
Технология замера плотности антифриза в плане самой процедуры не отличается. Однако применять полученные данные в плане оценки концентрации активного вещества для разных типов антифризов нужно по-разному. Это связано с различными химическими составами этих охлаждающих жидкостей.
Когда следует заменять ОЖ на новую?
Владелец авто знает, обычно, когда именно нужно менять или доливать охлаждающее вещество, об этом говорит датчик температуры на панели или показательная метка на расширительном бачке. Главной функцией любого антифриза – есть охлаждать всю систему двигателя внешнего сгорания. Если вы хотите залить антифриз, но перед этим его разбавить, то нужно обратить на плотность, которая указана на этикетке, и на состав.
Если в составе уже есть вода, то ОЖ не стоит разбавлять, ведь она потеряет все охлаждающие свойства. В уже существующий объем обязательно заливайте антифриз той же марки и того же цвета, чтобы потом легко можно было следить за его уровнем.
Что лучше использовать, тосол или антифриз?
Что бы ответить на этот вопрос, нужно понять, в чем отличие тосола от антифриза, но, как было сказано выше, тосол – это тоже антифриз. Поэтому вопрос должен стоять не или-или, а какой из антифризов использовать лучше всего?
На этот вопрос однозначного ответа быть не может. Принципиальных отличий между тосолом и, к примеру, антифризом G11 – нет. У них схожий состав, свойства и срок действия, т.о. антифриз G11 по сути тот же ТОСОЛ.
В какие машины лучше заливать антифриз, а в какие ТОСол?
Бытует мнение, что тосол подходит для стареньких отечественных машин, а антифризы – для иномарок. Отчасти это верно, поскольку система охлаждения тех же «Жигулей» менее требовательна. Однако есть люди, успешно использующие тосол и в иномарках.
Поэтому, задаваясь вопросом, как сделать правильный выбор, нужно руководствоваться тем, в каких условиях эксплуатируется автомобиль, при каких температурах, что рекомендует автопроизводитель. В плане выбора жидкости нужно помнить об интервале замены.
Так, тосол придется часто менять, а, к примеру, лобридный антифриз – редко. Зато у первого и стоимость будет в несколько раз ниже. Особенно важны допуски и рекомендации, указанные на самой жидкости.
Ну и, конечно, качество. Сейчас существует немало плохо сделанных ОЖ, а еще подделок, использовать которые просто опасно. И некачественный карбоксилатная жидкость будет гораздо вреднее для двигателя, чем качественный тосол.
Поэтому определить, тосол или антифриз лучше использовать, можно, только решив для себя, что в приоритете, и выбрав по-настоящему качественный продукт.
Цена
Что дороже и что дешевле? За 5 литров тосола надо заплатить 300 р., антифриз G12 – 800 р., а G13 – 1500 р. Это минимальные цены.
Но если вы вдруг захотите сэкономить и залить более дешёвый тосол, то при поломке деталей автомобиля вам откажут в проведении гарантийных работ. Поэтому не экономьте на охлаждающей жидкости, которую надо менять несколько раз за весь цикл работы автомобиля. Также учтите, чем выше допуск антифриза (G12++ и G13), тем он более экологичен. Это больше подходит для Европы, где все помешаны на экологии. У нас же с этим пока не так строго.
Всегда при выборе ОЖ ориентируйтесь не на цену, а на информацию об одобрении (допуске) производителя на использование той или иной марки охлаждающей жидкости.
Посмотрите очень полезное видео:
Видео: тосол или антифриз (antifreeze)?
Видите, не так уж сложно определить, что лучше, тосол или антифриз именно для вашей марки автомобиля. Для импортных авто всегда используйте только антифриз G12 и G13, чтобы защитить алюминиевые компоненты системы охлаждения от коррозии. Поэтому у владельцев иномарок редко возникает вопрос, что выбрать тосол или антифриз.
А тосол идеально подходит для старых машин и всей нашей линейки ВАЗов, где используются другие виды металлов. Также уточню, охлаждающая жидкость G11 – это тот же самый тосол, будьте внимательны при покупке.
Запомните, что промывка системы и смена ОЖ на более дорогой антифриз никак не улучшит динамику и мощность двигателя. В плане работы при очень высокой и низкой температуре выигрывает антифриз, он же и служит дольше. А все тосолы, которые выпускаются на рынке, не соответствуют оригиналу. Если вы нашли по-настоящему качественный тосол – то нет проблем, используйте его.
Для тех, кто особо не разбирается в марках тосолов и антифризов, разница очевидна – лучше не рисковать, а взять ОЖ, которая имеет допуск к использованию в вашем автомобиле.
Обязательно напишите свой комментарий, мне важно знать, что именно для вас лучше – тосол или антифриз. Какая охлаждайка лучше?
Тосол
25%
Антифриз G11
14.29%
Антифриз G12 (+,++)
39.29%
Антифриз G13 (+)
21.43%
Проголосовало: 28
Сделай репост и информация будет всегда под рукой
Какая охлаждайка лучше?
Тосол
25%
Антифриз G11
14.29%
Антифриз G12 (+,++)
39.29%
Антифриз G13 (+)
21.43%
Проголосовало: 28
Сделай репост и информация будет всегда под рукой
Замена жидкости на ВАЗ-2107
Произвести все работы на данном авто не так уж и сложно. Из инструментов понадобиться:
- Ключ на 13;
- Ключ на 30 (возможно);
- Отвертка;
- Емкость для слива;
Следует также позаботится и о приобретении новой жидкости. В данном авто ее количество в системе должно составлять 8,65 л.
Работы проводятся в таком порядке:
- Авто ставится на площадку, и дается ему время остыть (если двигатель разогрет);
- С заливной горловины радиатора и расширительного бачка снимаем крышки. Также в салоне на панели управления отопителем переводим рычаг на обогрев, тем самым открыв кран радиатора отопителя;
- Откручиваем сливную пробку внизу на радиаторе. На старых моделях такой пробки нет, поэтому на них откручивается ключом на 30 температурный датчик. Также имеется на двигателе сливная пробка, которую тоже снимаем. Вытекающую жидкость собираем в подготовленную емкость;
- После слива устанавливаем все пробки на место;
- Производим помывку системы. Для этого в нее заливается дистиллированная вода или специальное моющее средство. Для того, чтобы полностью заполнить систему и вытеснить воздух, снимаем патрубок, идущий на впускной коллектор. Как только из него пойдет вода или жидкость, устанавливаем его на место;
- Запускаем двигатель, чтобы он за счет циркуляции промыл систему;
- Сливаем воду через пробки. Заливаем новую охлаждающую жидкость. Запускаем мотор для циркуляции. После интересуемся количеством жидкости в системе и при надобности доливаем ее в расширительный бачок до необходимого уровня.
Если выбирать между Тосолом и антифризом, можно сказать, что для оптимальной и долговечной работы охлаждающей системы автомобиля, лучше использовать современные хладагенты, т. е. антифризы. Летом они хорошо остужают двигатель, менее агрессивны к патрубкам, имеют большое количество присадок, которые помогут сберечь агрегат от коррозии. Кроме этого, их надо реже менять. Если подвести черту над тем, что лучше использовать, то зеленый антифриз G11 идентичен Тосолу, красный хладагент G12 немного качественней, а G13 — это технологическая революция, вопрос остается только в цене. Антифризы в несколько раз дороже Тосола, но, делая выбор, не стоит экономить на охлаждающих жидкостях для автомобиля, ведь ремонт окажется дороже.
Для чего нужна охлаждающая жидкость?
Наша компания закупает на постоянной основе: бочки металлические б/у 216,5 л., непропаренные, ёмкости кубовые 1000 л. б/у. Своевременная оплата, возможен самовывоз.Подробнее…
ТОСОЛ — это жидкость, которую Вы заливаете в радиатор автомобиля, то есть используете в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания. В отличие от воды, охлаждающая жидкость не замерзает до -40°С -65°С, температура его кипения выше — + 108°С, а также данная жидкость обладает антикорозийными и смазывающими свойствами.
Как сказано выше, основная задача системы охлаждения — охлаждать двигатель. Это так, но не совсем. Точнее сказать — поддерживать рабочую температуру двигателя, которая составляет 90— 110°С. Ведь на начальном этапе работы, особенно зимой, двигателю необходимо и согреться.
Основным рабочим элементом системы охлаждения является охлаждающая жидкость — тосол или антифриз.
Рассмотрим жидкостную систему охлаждения. Раньше в качестве жидкости в систему заливалась вода. Это было не совсем удобно. Зимой, перед длительной стоянкой автомобиля на морозе, воду надо было сливать из системы. К тому же температура закипания воды невысока. А, как известно, при закипании жидкости двигатель останавливается, так как возможен его перегрев и выход из строя.
В современных системах охлаждения двигателей применяют антифризы. Это — смесь воды и специального химического вещества — этиленгликоля. Температура замерзания таких жидкостей до — 40°С-65°С. К тому же у них выше температура кипения. Антифризы в своем составе имеют также смазывающие и антикоррозионные присадки. На рисунке можно увидеть общую схему жидкостной системы охлаждения:
Общая схема системы охлаждения:1. Венилятор отопителя; 2. Радиатор отопителя; 3. Рубашка охлаждения; 4. Насос охлаждающей жидкости; 5. Датчик вентилятора; 6. Радиатор; 7. Термостат; 8. Вентилятор; 9. Расширительный бачок.
Жидкость в системе при работе двигателя всегда находится в движении. Это движение создает водяной насос (название осталось еще старое), который постоянно вращается.
Основные узлы системы охлаждения — это радиатор и так называемая рубашка охлаждения. Рубашка охлаждения — это целая сеть каналов в двигателе. Они, как рубашка, действительно окутывают цилиндры двигателя. Жидкость, циркулирующая по этим каналам, отводит образующееся при работе двигателя тепло от цилиндров.
Как Вы уже знаете, самая горячая деталь двигателя — это цилиндры. Еще бы, ведь в них сгорает рабочая смесь, выделяя при этом много тепла. Вот их-то и надо охлаждать в первую очередь. Дальше жидкость омывает все остальные нагретые детали, которые отдают ей свое тепло. Горячая охлаждающая жидкость по шлангу поступает в радиатор. Радиатор представляет собой две емкости — верхние и нижние бачки, между которыми находится множество тонких трубочек. Потоки жидкости, разделяясь на множество ручейков, проходят по этим трубочкам и охлаждаются. Тепло через тонкие стенки трубочек переходит в окружающую среду. Радиатор, как правило, расположен в передней части автомобиля и интенсивно обдувается встречным потоком воздуха. Если этого потока не хватает, то на помощь приходит вентилятор, расположенный за радиатором. При достижении двигателем предельной температуры специальный датчик включает вентилятор, который обдувает радиатор, охлаждая жидкость. Температура жидкости падает, и вентилятор выключается. Охлажденная жидкость поступает в водяной насос — круг замыкается.
Но если Вы помните, в начале рассказа о системе охлаждения мы сделали акцент на том, что система охлаждения не только охлаждает двигатель. Чтобы холодный двигатель быстрее нагрелся, специальное устройство — термостат перекрывает жидкости путь к радиатору и открывает его только тогда, когда двигатель достигнет своей рабочей температуры.
С нами не закипите и не замёрзнете!
www.ackona.ru
Подделки на рынке
Как и моторные масла, антифризы также активно подделывают. Одним из первых индикаторов подделки является этикетка. Если она приклеена слабо, криво, или просто выполнена из некачественной бумаги, или на ней плохо пропечатан текст, то это в первую очередь говорит о подделке. Также на канистре могут быть видны швы от спайки, а пластик может быть некачественным. Сама же подделка может вполне эффективно производить охлаждение двигателя, однако никаких гарантий нет. Скорее всего, характеристики тосола поддельного будут хуже по сравнению с оригиналом. Как минимум он будет замерзать при температурах -25 или -20 градусов. Возможно даже закипание такого тосола, что приведет к росту температуры мотора и повышению давления внутри системы. В таком случае не исключены серьезные поломки.