Маркировка и классификация трансмиссионных масел
Содержание:
- Значение вязкостных характеристик 75w и 90
- Сравнение масел
- Дополнительные характеристики
- Расшифровка вязкости трансмиссионного масла
- API MT-1
- Синтетические трансмиссионные масла
- Характеристики
- Классификация по SAE
- Характеристики данной жидкости
- Классификация вязкости трансмиссионного масла по ГОСТ
- Классификация вязкости трансмиссионного масла по API
- Эксплуатационные свойства ТМ
- Классификация API
- Вопрос-ответ
- Полезно знать: классификация по API
- Условия хранения трансмиссионного масла
- Классификация трансмиссионных масел по вязкости и температуре
- Состав трансмиссионных масел
- Классификация трансмиссионных масел по ГОСТ
Значение вязкостных характеристик 75w и 90
Согласно SAE ТМ разделяются на виды и, соответственно, на их назначение в зависимости от вязкости. Поскольку речь будет идти о трансмиссионном масле 75W-90, то разберемся прежде всего именно с его характеристиками.
75W — данный показатель известен, как «зимний», показывает степень текучести при отрицательных температурах. Чем ниже значение перед буквой «w», тем трансмиссионка более текуча на морозе. Для данного вида масла порог должен составлять при −40 °C.
Второй показатель диапазона вязкости — 90, его еще называют «летний», свидетельствует о максимально переносимой плюсовой температуре наружного воздуха при температуре 100 градусов Цельсия. Сам по себе параметр также не отражает истинного значения, просто нужно знать, что по справочным данным, этот порог составит до +35 °С.
Казалось бы, почему именно масло 75W90 является наиболее приемлемым для наших широт, почему не создать универсальное с еще более широким температурным спектром? Но не все так просто. Защита от трения между поверхностями шестерней напрямую зависит от смазывающей способности трансмиссионного масла. Хотя этот показатель с увеличения вязкости значительно улучшается, вступает в силу закон сопротивления, возрастают потери мощности трансмиссии, через трату энергии на выдавливание его из-под зубьев шестерни. А еще, вязкое масло очень густеет на морозе. Менее вязкое, при минусовых температурах, себя чувствует хорошо, но имеет менее прочную защитную пленку и худшее смазывающее свойство. Для сбалансирования этих двух показателей также используются специальные пакеты присадок.
В зоне умеренных температур, лучше ориентироваться на класс вязкости «90», а вот «140», то есть ТМ, вязкость которого при 100°С не ниже 24 мм2/с, может быть предпочтительным для жаркого южного климата или сильных нагрузках с высокими скоростями.
Жидкость для трансмиссии должна выполнять такие функции:
- исключать трение, заедания, задиры, питтинг (глубокую коррозию металла) и других повреждений;
- снижать потерю энергии и повышать КПД;
- отводить тепло от поверхностей трения;
- снижать шум и вибрации при работе шестерен.
Поэтому ТМ 75W90 от разных производителей, конечно же, несколько отличается своими свойствам, и, естественно, своим ценником. К тому же, трансмиссионное масло 75W90 зачастую является синтетическим, хотя в некоторых случаях, ряд производителей может указывать на его этикетке как полусинтетику. Но на самом деле от синтетики оно отличается лишь содержанием синтетического вещества 20% — 40% и количеством присадки от 2 до 15%.
Кроме того, что данные жидкости классифицируются по системе SAE, существует разделение трансмиссионных масел и по системе API с индексом «GL» (в русском варианте — индекс «ТМ»).
Сравнение масел
Когда мы определили, что такое вязкость, и разобрались с принципом маркировки трансмиссионных масел, можно перейти к сравнению различных продуктов. Итак, первое число говорит о минимальной температуре, при которой может эксплуатироваться данное масло. Таким образом, изделия 75W90, 75W85 и 75W85 имеют общий параметр (температуру в -40 градусов Цельсия). Второй показатель говорит о вязкости при плюсовых температурах. Для 75W85 и 75W85 этот показатель составляет 35 градусов Цельсия, а для 75W90 максимальная температура доходит до 45 градусов.
Если проводить сравнение продукции 80Wxx с изделием 75W90, то различия уже будут в минусовой температуре. Масла 80Wxx имеют нижний предел в -26 градусов. Продукция 80W90 имеет верхний температурный предел в 45 градусов. Максимальный нижний температурный параметр наблюдается у 85W90. В зимний период температуры не должны опускаться ниже отметки -10 градусов для корректной работы этого типа масла. Отличительным достоинством этой модели масла является возможность выполнять свои функции в сильную жару даже выше +45.
Продукция с показателем XXW90 идеально подходит для умеренного климата. Масло 75W-90 используется в сильные морозы. Правильно подобранное трансмиссионное масло также скажется на управлении. Переключать передачи будет намного проще. Водителю придется прилагать минимум усилий.
При покупке также стоит обращать внимание на тип масла. Например, существует такое разделение:
- 85W-90 – это, как правило, густые минеральные масла.
- 80W-90 – также минеральное масло, но с большей текучестью.
- 75W-90 – синтетическое или полусинтетическое средней густоты.
Как показывает опыт водителей, масло 75W-90 является оптимальным для умеренного климата. Оно сохраняет свои характеристики в большом диапазоне температур, а также практически не окисляется.
Дополнительные характеристики
Мы уже рассказали о добавлении противозадирных присадок в базовое масло при изготовлении трансмиссионного масла. Однако это не единственные возможные модификаторы, ведь производители могут использовать антифрикционные и противоизносные добавки. Также в состав трансмиссионного масла могут входить:
- противопенные присадки для надежности смазки даже при высоких оборотах;
- антикоррозийные добавки, которые также могут называть ингибиторами из-за способности тормозить и даже предотвращать образование ржавчины на рабочих поверхностях;
- стабилизаторы вязкости, с помощью которых можно значительно увеличить рабочий температурный диапазон.
Расшифровка вязкости трансмиссионного масла
Некоторым автолюбителям непонятно что означают цифры, нанесенные на этикетку канистры. Следовательно, также как и они расшифровываются.
В трансмиссионных жидкостях определение выполняется путем сложных физических процедур, где устанавливается кинематическая вязкость при +100 и + 40 °С, толщина защитной пленки и способность удерживать необходимые параметры для стабильной работы механизма. Усложняет положение дел широкий выбор лубрикантов, к примеру, бывают смеси типа 75w140 или 75w90 где разница заключается только в верхнем пороге эксплуатации и составе смеси.
Расшифровка трансмиссионного масла 75w90
Существует большое количество СМ импортного и отечественного производства. Самыми популярными являются такие:
- ЗИК;
- Кастрол;
- Ликви Молли;
- ТИТАНИУМ;
- Эльф.
Однако для лучшего понимания, для примера можно взять российскую трансмиссионку Лукойл ТМ 4/ТМ 5, основанную на полусинтетической технологии производства.
- 75 – низкотемпературный показатель, при котором смесь сохраняет достаточную текучесть для возможности прокачивания по напорным магистралям. Для конкретного продукта показатель ограничен отметкой — 40°С.
- W – буква говорит о допустимости эксплуатации в зимнее время года.
- 90 – показатель высокотемпературной вязкости, когда лубрикант обеспечивает оптимальную толщину защитной пленки для предотвращения сухого трения нагруженных пар механизма. В этом случае смесь работает до +35 градусов Цельсия.
Таким образом, формула оптимальна для эксплуатации в условиях средней и серверной полосы стран СНГ, где отсутствуют критические морозы или жара.
Расшифровка 80w90
Следующая разновидность подойдет для южных областей страны. Допуск SAE 80W90 можно расшифровать таким образом:
- 80 – показатель низкотемпературной вязкости. Жидкость сохраняет достаточную текучесть при -25 °С.
- W – принадлежность субстанции к зимнему классу.
- 90 – показатель верхней границы эксплуатации +40 °С.
Таким образом, любая смесь с подобным индексом на канистре оптимально подойдет для средних и южных широт.
API MT-1
Масла для высоконагруженных агрегатов.
Предназначены для несинхронизированных механических коробок передач мощных автомобилей (тягачей и автобусов). Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью.
В 1998 г. API, работая в контакте с SAE и ASTM, предложил две новые категории оценки качества трансмиссионных масел: PG-1 и PG-2
(PG-1 — для механических коробок передач тяжёлых грузовых автомобилей и автобусов;
PG-2 — для ведущих мостов грузовых автомобилей и автобусов)
В обеих категориях масел особое внимание было уделено высокотемпературным свойствам. Категорию PG-2 в технической литературе иногда обозначают группой GL-7
Синтетические трансмиссионные масла
Популярность во многом обусловлена использованием основы высокого качества и пакета современных присадок. Такое сочетание делает возможным эффективное смазывание при низких температурах, надежно защищать все элементы трансмиссии и поддерживать ресурс синхронизаторов. Несмотря на то, что «синтетика» — трансмиссионное масло с высокой стоимостью, его выбирают за продуктивные эксплуатационные свойства, которые делают возможным использование жидкости в высоконагруженных технических узлах. Чем интенсивнее увеличивается нагрузка, тем сильнее изнашивается масляная пленка. В этой ситуации свои свойства проявляют те самые противозадирные присадки, которые позволяют избежать повреждения поверхности. Еще одним важным отличием такой смазочной жидкости является возможность более редких замен, и, что логично, сохранения максимально возможных интервалов замены масла.
Характеристики
характеристики трансмиссионных масел класса вязкости 9 |
|||||||
показатели |
тсзп-8 |
тсз-9гип |
тсп-10 |
мт-8п |
|||
вязкость: |
|||||||
кинематическая, мм2/с, при 100 °с, не менее | 7,5-8,5 | 9,0 | 10,0 | 8,0-9,0 | |||
динамическая, па·с, при -45 (-35) °с, не более | – | 150 | (300) | – | |||
индекс вязкости, не менее | 140 | 140 | 90 | 90 | |||
температура, °с: |
|||||||
вспышки в открытом тигле, не ниже | 164 | 160 | 128 | 180 | |||
застывания, не выше | -50 | -50 | -40 | -30 | |||
массовая доля, %: |
|||||||
механических примесей, не более | 0,025 | 0,05 | 0,02 | 0,015 | |||
воды | следы | ||||||
серы (хлора), не менее | 0,7 | (2,8) | 1,6 | – | |||
фосфора, не менее | 0,08 | – | – | – | |||
кислотное число, мг кон/г, не более | – | 1,0 | – | 0,01 | |||
испытание на коррозию пластинок из стали и меди | выдерживает | ||||||
смазывающие свойства на чшм: |
|||||||
индекс задира, н, не менее | 392 | 490 | 470 | 343 | |||
показатель износа при 20 °с, 1 ч, и нагрузке 392 н, мм, не более | 0,50 | 0,90 | – | 2764 | 3283 | 3479 | – |
примечания. 2. для масла мт-8п нормируется: коррозия свинца с1 или с2 m 5,0 г/м2; цвет (разбавление 15:85) m8,0 ед. цнт; термоокислительная стабильность не менее 60 мин; моющие свойства по пзв – не более 1,0 балла; коксуемость масла без присадок – не более 0,30 %; зольность масла с присадками – (0,4-0,75) % и без присадок – не более 0,005 %; щелочность – не менее 2,0 мг кон/г. |
Для полноценной эксплуатации автотранспортного средства используется ряд рабочих смазочных жидкостей, которые позволяют обеспечить исправную работу всех систем машины. Одной из таких систем является трансмиссия, для которой применяется специализированное автомобильное масло. Оно используется для смазки зубчатых соединений, которые есть в ручных КПП, а также для механизмов рулевого управления, ведущих мостов и раздаточных коробок.
Сегодня существует две разновидности «трансмиссионки»:
- для использования в МКПП (механических коробках передач);
- для передне- и заднеприводных машин с АКПП (автоматической коробкой передач). Также этот тип масла применяется для гидроусилителей руля (ГУР).
Вторая категория смазывающих жидкостей позволяет снять механические нагрузки, эффективно смазывает элементы, отводит тепло, продукты коррозии и микро-абразивные частицы в наиболее изношенных частях. Масла для коробок «автоматов» передают механическую энергию во все комплексы гидромеханической трансмиссии. К этой категории смазочных материалов предъявляются самые строгие требования (если сравнивать с маслами для МКПП).
В качестве основы для трансмиссионных масел используются минеральные, синтетические и полусинтетические материалы. Также как и для моторного масла, при выборе «трансмиссионки» учитываются классификации нефтепродуктов исходя из которых можно определить такие показатели, как вязкость и качество смазывающего материала. Рассмотрим эти стандарты подробнее.
Классификация по SAE
Спецификацию разработала американская Ассоциация автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers), поэтому система получила такое название. Сначала система использовалась только в США, потом получила распространение и в других странах. В классификации SAE учитываются свойства вязкости и текучести, то есть свойства трансмиссионного масла течь и прилипать к поверхности двигателя. По этой спецификации все моторные смазки делятся на 11 подкатегорий, которые, в свою очередь, объединены в две большие группы:
- зимнюю (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W);
- летнюю (20, 30, 40, 50, 60).
Всесезонные масла имеют сдвоенное обозначение, например 10W40. В этой аббревиатуре первая цифра указывает вязкость при низкой температуре, вторая – при высокой. К наиболее востребованным относятся трансмиссионные масла 75W80 (-40…+35 °С) и 80W90 (-26…+35 °С).
Характеристики данной жидкости
Важным параметром при определении вида трансмиссионного масла являются его вязкостные свойства. Они должны быть достаточными для того, чтобы не допускать разрушения защитной масляной пленки на всех основных деталях. Также смазка должна обладать высокой плотностью, чтобы успешно противостоять температурным перепадам. По сути, два этих параметра и определяют не только качество масла, но и его индекс вязкости, который позволяет подобрать продукт для конкретного авто. Если говорить о составе масла для трансмиссии, следует отметить, что здесь используется классическая формула, которая включает в себя базовые масла, а также разнообразные присадки. С их помощью жидкость получает необходимые физико-химические характеристики.
Классификация вязкости трансмиссионного масла по ГОСТ
В РФ существует своя классификация, которая также применяется при определении характеристик трансмиссионного масла, а именно ГОСТ 17479.2-85, этот стандарт был введен как для моторных масел, так и для «трансмиссионнок». Он включает в себя критерии вязкости, которые делятся на четыре класса: 9, 12, 18 и 34. Также он включает показатель качества нефтепродукта, который делится на пять групп, по градации каждая группа соответствует стандарту качества API, например, ТМ-1 (трансмиссионное масло) равняется GL-1, ТМ-2 — GL-2 и так далее.
Таким образом, если перед нами маркировка ТМ-5-18, то последняя цифра будет указывать на кинематическую вязкость жидкости.
Согласно ГОСТ 23652-79 существуют следующие марки трансмиссионных смазочных жидкостей исходя из показателей вязкости:
- ТЭп-15 — изготавливаются на основе экстракта остаточных и дистилляторных масел. Обладают противоизносными и депрессорными присадками.
- ТСп-10 — содержат противозадирные, депрессорные и антипенные присадки. Используются такие масла для тяжело нагруженных передач.
- Тап-15В — изготавливается путем смешения экстрактов остаточных масел фенольной очистки с дистиллятными маслами. Содержат противозадирные и депрессорные присадки.
- ТСп-15К — содержит противозадирные, противоизносные, депрессорные и антипенные присадки. Применимы для большегрузных машин, например, для КАМАЗов.
- ТСп-14 гип — включает в свой состав противозадирные, антиокислительные, депрессорные и антипенные присадки. Используется для гипоидных передач автомобилей грузового типа.
- ТАД-17и — универсальные жидкости, которые изготавливаются на минеральной основе. Содержат многофункциональные серофосфоросодержащие, депрессорные и антипенные присадки.
Помимо вязкости, при выборе смазочного материала необходимо обратить внимание на классификации эксплуатационных характеристик (API — США или ZF — европейский стандарт), а также на плотность масла трансмиссионного. Например, для масла ТЭп-15 показатель плотности при 20 градусах составит не более 0,950 г/см3
Все эти свойства могут измениться после продолжительного срока хранения смазочной жидкости для КПП. Поэтому необходимо помнить о таких моментах, как: срок годности трансмиссионного масла.
Классификация вязкости трансмиссионного масла по API
По системе API GL масла подразделяются на классы качеств. Основными признаками классификации являются конструкция и условия работы передачи, дополнительными признаками — содержание противоизносных и противозадирных присадок.
Классификация описана в документе API «Обозначение эксплуатационных смазочных масел для коробок передач ручного управления и для мостов. Публикация API 1560, февраль 1976 г.» (API Publication 1560, Lubricant Service Designation for Automotive Manual Transmissions and Axles, February 1976). Классы качества по API:
GL-1
- Масла для передач, работающих в легких условиях.
- Состоят из базовых масел без присадок. Иногда добавляются в небольшом количестве антиокислительные присадки, ингибиторы коррозии, легкие депрессорные и противопенные присадки.
- Предназначены для спирально-конусных, червячных передач и механических коробок передач (без синхронизаторов) грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин.
GL-2
- Содержат противоизносные присадки.
- Предназначены для червячных передач транспортных средств.
- Обычно применяются для смазывания трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин.
GL-3
- Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести.
- Содержат до 2.7% противоизносных присадок.
- Предназначены для смазывания конусных и других передач грузовых автомобилей.
- Не предназначены для гипоидных передач.
GL-4
- Масла для передач, работающих в условиях разной тяжести — от легких, до тяжелых.
- Содержат 4,0% эффективных противозадирных присадок.
- Предназначены для конусных и гипоидных передач, имеющих малое смещение осей, для коробок передач грузовых автомобилей, для агрегатов ведущего моста.
- Масла API GL-4 предназначены для несинхронизированных коробок передач Североамериканских грузовых автомобилей, тягачей и автобусов (коммерческих автомобилей), для главных и других передач всех автотранспортных средств. В настоящее время эти масла являются основными и для синхронизированных передач, особенно в Европе. В таком случае на этикетке или в листе данных масла должны быть надписи о таком предназначении и подтверждение о соответствии требованиям производителей машин.
GL-5
- Масла для наиболее загруженных передач, работающих в суровых условиях.
- Содержат до 6,5% эффективных противозадирных и других многофункциональных присадок.
- Основное предназначение — для гипоидных передач, имеющих значительное смещение осей.
- Применяются как универсальные масла для всех других агрегатов механической трансмиссии (кроме коробки передач).
- Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин.
- Могут применяться для дифференциала повышенного трения, если соответствуют требованиям спецификаций MIL-L-2105D (в США) или ZF TE-ML-05 (в Европе). Тогда обозначение класса имеет дополнительные знаки, например, API GL-5+ или API GL-5 SL.
- Масла для наиболее загруженных передач, работающих в очень тяжелых условиях (большие скорости скольжения и значительные ударные нагрузки).
- Содержат до 10% высокоэффективных противозадирных присадок.
- Предназначены для гипоидных передач со значительным смещением осей.
- Соответствуют наивысшему уровню эксплуатационных свойств.
- В настоящее время класс GL-6 больше не применяется, так как считается, что класс API GL-5 достаточно хорошо удовлетворяет наиболее строгие требования.
Эксплуатационные свойства ТМ
В Российской классификации трансмиссионных масел выделяются:
- вязкость и стойкость к перепадам температур;
- способность смазывания;
- коррозионная стойкость и агрессивность.
Первым важным параметром выступает именно вязкость. Густота смазки напрямую влияет на эффективность трансмиссии. К примеру, у жидкости ТАП 15 В динамическая сопротивляемость проворачиванию при -100 градусов Цельсия составляет 30 Па. Параметр снижает производительность редуктора на 50-60% — это значительно повышает расход топлива и нагрузку на мотор. В подобных условиях требуется применять масла, более устойчивые к морозам.
Смазывающие свойства характеризуются способностью жидкости минимизировать фрикционное напряжение между подвижными парами. Чем выше показатель, тем лучше жидкость сохраняет нагруженные узлы.
Коррозионная стойкость – это свойство лубриканта окислять поверхность под действием высоких температур. Обычно тест проводится на стальной или медной пластине, где указывается агрессивность состава.
Спецификация MIL
Собственная спецификация вооруженных сил США. Требования ужесточают гражданские нормы и накладывают дополнительные ограничения на используемые компоненты, производительность формулы. Здесь следует выделить стандарты.
- L-2105B – устаревший стандарт, соответствующий модификации APIGL-4. Жидкости используются в коробках передач с латунными синхронизаторами и элементами из цветных металлов.
- L-2105С – улучшенная спецификация более жесткая, относительно содержания защитных присадок. Смазки группы применимы в редукторах, приводных передачах, мостах.
- L-2105D – стандарт 1987 года, обеспечивающий соответствие экологическим нормам по вредным выбросам и защите окружающей среды.
- PRF-2105E – нормативный акт полностью соответствует допуску АПИ МТ-1и гарантирует повышенную термическую стабильность жидкости.
Классификатор качества трансмиссионных масел по ZF
Крупнейшая в Европе организация по производству силовых установок и трансмиссионных блоков для автомобилей Zahnradfabrik Friedrichshafen. Компания имеет собственные спецификации для каждой группы компонентов.
Каждая спецификация содержит информацию по вязкости, марке, классе качества.
- TE-ML 01 – группировка масел, содержащих не более 2% несгораемых примесей. Основное назначение – КПП без синхронизаторов, с включением передач посредством зубчатых муфт.
- TE-ML 02 – предназначена для коробок передач механического и автоматического типа, установленных на автобусы, грузовики. Стоящий ха цифрой буквенный указатель говорит о разновидности трансмиссии.
- TE-ML 102 – проект утверждает принадлежность к увеличенным межсервисным интервалам.
- TE-ML 03 – стандартные гидротрансформаторы легкомоторной техники и легковых автомобилей.
- TE-ML 04 – смазки, заправляемые в блоки судовых агрегатов.
- TE-ML 05 – обновленный стандарт, предназначенный для обслуживания внедорожников. Вторая часть индекса (А, В, С) более точно указывает на разновидность смазочного материала.
- TE-ML 06 – навесное оборудование сельскохозяйственной, строительной техники, специализированных агрегатов.
- TE-ML 07 – сервоприводы, гидравлика, соединенная с электроприводами. Основная область применения – подъемные краны, приводы бетономешалок и прочих машин.
- TE-ML08 – масла для рулевых реек легковой и грузовой техники, внедорожных, городских автомобилей.
- TE-ML 09 – системы ГУР различных аппаратов.
- TE-ML 10 – сложные механизмы и агрегаты, оборудованные гидротрансформаторами, фрикционными муфтами.
- TE-ML 11 – АКПП, МКПП легковых авто.
- TE-ML 12 – приводные мосты и редукторы легковушек.
- TE-ML 13/15 – спецтехника НАТО гусеничного и колесного типа.
- TE-ML 14 – АКПП коммерческой техники.
Классификация API
Американский институт нефти также разработал свое разделение смазочных материалов. Оно считается более общим, так как учитывает сразу несколько важнейших характеристик. Первые два класса с маркировками 1 и 2 можно считать устаревшими на данный момент, ведь их даже нет в продаже. Что следует знать об остальных классах?
- GL-3 предназначаются для невысоких и средних нагрузок и имеют, как правило, минеральную основу. В качестве присадок здесь используются до 2,7 % противозадирных модификаторов.
- GL-4 считаются более совершенным вариантом, ведь доля добавок в них составляет почти 4 %, причем все добавки отличаются высокой эффективностью. По этой причине такие масла могут добавляться во все типы зубчатых передач.
- GL-5 — это высокоочищенные смазочные материалы с долей модификаторов до 6,5 %. Нетрудно догадаться, что такое решение позволяет значительно увеличить срок службы жидкости и повысить ее защитные характеристики.
- GL-6 подходят для трансмиссионных узлов с гипоидными передачами. В них наблюдается приличное смещение осей за счет проскальзывания зубьев при воздействии высокого давления.
- MT-1 являются отдельной категорией, использование которой допустимо при экстремальных нагрузках. Такие жидкости успешно выполняют свои функции даже в условиях систематических перегревов.
Вопрос-ответ
В сети присутствует большое количество вопросов, требующих разъяснений.
Годятся ли подобные масла для коробок-автоматов
Смазки, предназначенные для механических КПП априори не рассчитаны под автоматы. Жидкости могут применяться в подобных узлах только по прямому допуску изготовителя. Суть скрывается в различающихся конструкциях и прилагаемых нагрузках.
Понизит ли шумность коробки применение более вязкого масла
Возможно, более точно можно ответить, только после диагностики механизма. Часто причиной повышенного шума являются проблемы, не связанные со смазочным материалом.
Гоняться ли за синтетикой или ситуация та же, что с моторным маслом
Производители трансмиссионных блоков конструируют механизмы и закладывают в проект тип, характеристики смазочного материала. Пытаться купить синтетику для КПП достаточно наивно – следует использовать в редукторе те лубриканты, которые рекомендует изготовитель.
Полезно знать: классификация по API
Покупая трансмиссионное масло, водители также могут встретиться с маркировкой API. Единой классификации по качеству, эксплуатационным характеристикам и применению нет, однако максимально приближенной к ней является именно API. Она содержит комплексную оценку эксплуатационных качеств смазок.
Практически во всех современных машинах используют масла группы GL-4 или GL-5. Первые подходят для механики и редукторов, в которых используются гипоидные или спирально-конические пары. Такие масла активно применяются в умеренном климате. GL-5 подходит для эксплуатации в жестких условиях на различных видах передач. Существует также группа GL-6, предназначенная для самых суровых условий.
Условия хранения трансмиссионного масла
Смазочные составы для КПП имеют свой гарантийный срок, который составляет 5 лет, и в некоторых случаях 3 года. По истечении этого периода присадки, содержащиеся в жидкости теряют свои свойства и соответственно такое просроченное масло не будет отвечать необходимым требованиям.
Стоит отметить, что период 3-5 лет обозначает срок хранения автомобильного масла в неоткрытой таре. Если же вы уже вскрыли бутылку, то срок хранения жидкости будет зависеть от многих условий. Чтобы состав дольше оставался действенным необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- не допускать перепадов температурных режимов, жидкость нужно хранить при постоянной температуре, не превышающей 20 градусов;
- масло должно храниться в хорошо проветриваемом помещении, вдали от прямых солнечных лучей;
- не рекомендуется переливать смазочный материал в другую тару, лучше хранить в заводской канистре, с плотно закрытой крышкой;
- не замораживать «трансмиссионку» ни при каких обстоятельствах.
При соблюдении этих условий масло будет храниться весь заявленный срок.
Некоторые автолюбители «оживляют» просроченное масло специальными присадками. Делать это не рекомендуется, так как в жидкости могут остаться «живые» присадки и при таком смешении их количество изменится, что, в свою очередь, уже не будет отвечать нормам. Кроме этого, новые компоненты могут вступить в химическую реакцию со старыми присадками, в результате чего их свойства будут непредсказуемыми.
Многие ошибочно считают что если «трансмиссионка» изменила свой цвет, то это является основным признаком непригодности жидкости. Это не всегда так. Дело в том, что в процессе производства главным параметром являются смазывающие характеристики состава, поэтому некоторое отклонение в цвете или запахе допустимо. Однако, если изменился не только цвет, но и появился темный кристаллический осадок, а само масло помутнело, то такой продукт заливать нельзя.
Также стоит сказать, что хранение трансмиссионного или моторного масла в бочке или системе автомобиля — это две разные вещи. Во втором случае, смазка постоянно находится в контакте с окружающей средой, в результате чего возникают окислительные процессы и появляются различные отложения. Поэтому даже если вы залили новое масло в авто без пробега, то это не означает что менять его можно лет через 5. Плановая замена масла для КПП зависит от эксплуатационных условий, но специалисты рекомендуют менять жидкость каждые 70 000 км при нормальной работе системы и через 25 000 км при езде в особых условиях (жара, холод, полная загрузка и так далее).
Классификация трансмиссионных масел по вязкости и температуре
К современным лубрикантам применяется динамическая и кинематическая вязкость. Эти показатели определяют способность жидкости сохранять доставочную стойкость к сдвигу во время разогрева и текучесть при понижении температуры.
Определяется каждый показатель путем лабораторных анализов, где в пробирке нагревается или остужается масло и измеряется время его стекания по специальной шкале. Подбор автомасла по вязкостным параметрам критически важен. Для наиболее точного распределения была создана спецификация SAE. Допуск определяет, при каких погодных условиях формула сохраняет оптимальные свойства для защиты трансмиссии.
Сама шифровка состоит из двух частей, для примера можно взять типичную жидкость синтетики 75W90.
- 1. «75W» – говорит о минимальной температуре окружающей среды, при которой лубрикант сохраняет необходимую текучесть в данном случае (-40°С).
- 2. «90» — высокотемпературный предел, установленный на отметке +35°С. Для масел МКПП применяется стандартная таблица J306, где указаны все допуски и соответствия. При этом для субстанций, разработанных под АКПП, подобные стандарты не используются.
Что такое индекс вязкости трансмиссионного лубрикана
Популярный вопрос, актуальный для любых масел, включая жидкости для АКПП и МКПП. Определение говорит о зависимости густоты смазки от температуры окружающей среды. Высокий показатель (130 и выше) говорит о хорошей стабильности лубриканта. Малая цифра (ниже 90) выдает жидкость, минерального типа или низкого качества. Определение влияет на сохранение стабильной густоты жидкостью, во время критических перепадов температур.
Индекс — это цифра, полученная путем лабораторной процедуры.
- В качестве базы выбирается 2 разных масла. Первый вариант сильно реагирует на изменение t°С – второй максимально устойчив. При этом их обозначение указывается как «0» и «100» соответственно.
- Далее берется проба новой смеси и помещается в равные условия с эталонными продуктами.
- Жидкости нагревают и по специальной шкале высчитывают, как испытуемый вариант ведет себя относительно двух других смесей.
- После процедуры продукту определяется индекс вязкости.
Индекс – цифра, выведенная путем тестов и характеризующая поведение продукта в условиях перепадов температуры.
Таблица классов вязкости
Стандартная таблица вязкости SAE J306 распределяет лубриканты по принадлежности к температуре эксплуатации. Узкоспециализированные масла, предназначенные для использования исключительно в летнее или зимнее время мало распространены в 2021 году ввиду нерентабельности эксплуатации. По этой причине таблица содержит самые популярные, универсальные формулы круглогодичного применения, актуальные для России.
Допуск SAE | Минимальный порог эксплуатации -°С | Верхний порог использования +°С |
75W80 | 40 | 35 |
75W90 | 40 | 35 |
80W85 | 25 | 35 |
80W90 | 25 | 40 |
85W90 | 10 | 45 |
Состав трансмиссионных масел
Любые технические масла, будь то моторные или трансмиссионные, состоят из базовых масел и модификаторов (присадок), придающих составу требуемые физико-химические свойства. Единая классификация базовых масел была разработана Американским институтом нефти (API, American Petroleum Institute) и включает в себя 6 групп.
Группа | Индекс вязкости | Состав: насыщенные углеводороды | Состав: сера | Способ получения |
I | 80-120 | <90% | >0.03% | Селективная очистка и депарафинизация |
II | 80-120 | >90% | <0.03% | Гидроочистка |
III | >120 | >90% | <0.03% | Каталитический гидрокрекинг |
IV | >120 | Полиальфаолефины | Полиальфаолефины | Органический синтез |
V | >120 | Эстеры, полиалкиленгликоли | Эстеры, полиалкиленгликоли | Органический синтез |
VI | >120 | Полиалкилнафталин | Полиалкилнафталин | Синтез органический |
Базовые масла I–III групп являются продуктом очистки мазута и относятся к минеральным, в то время как масла, получаемые методом органического синтеза (группы IV–VI), принято называть синтетическими. Существуют и полусинтетические смазочные материалы, получаемые путем добавления синтетических компонентов к минеральной основе, что позволяет существенно улучшить эксплуатационные свойства последней.
Среди преимуществ синтетических трансмиссионных масел необходимо выделить:
гидролитическую устойчивость — не вступают в реакцию с водными растворами и не образуют соединений, вызывающих окисление металлов;
термостабильность — отличаются устойчивостью к воздействию экстремальных температур, практически не образуя коррозионно-активных кислот;
постоянство вязкостных характеристик в широком диапазоне температур.
Минеральные масла стоят дешевле, однако их жизненный цикл ограничен из-за быстрого старения под действием термоокислительных процессов и механической деструкции. Кроме того, они непригодны для использования в механических коробках передач, оснащенных синхронизаторами из сплавов цветных металлов. Это объясняется высоким содержанием сернисто-фосфорных присадок. Они повышают устойчивость защитной пленки на трущихся поверхностях, но в то же время разъедают латунные детали.
Классификация трансмиссионных масел по ГОСТ
Отечественные продукты имеют обозначение ГОСТ – государственный сертификат качества, обязательный для выполнения. Также у Российских лубрикантов отличаются и основные обозначения. Разбивка происходит по группам в зависимости от области применения и свойств. Здесь не актуальны Европейские или Американские спецификации. Для примера расшифровки можно взять два самых популярных отечественных лубриканта.
- ТАД-17И:
- Т – трансмиссионное;
- Д – изготовлено на основе дистиллята;
- 17 – кинематическая вязкость при +100°С;
- И – состав включает пакет присадок.
- ТМ 5-18:
- ТМ – масло, применимое для трансмиссионных блоков;
- 5 – группа лубрикантов к которой принадлежит жидкость согласно ГОСТ;
- 18 – общепринятый класс вязкости.
Таким образом, формулы отечественного производства расшифровываются по цифро буквенному обозначению.
Классификация по вязкости
За распределение трансмиссионных жидкостей по вязкостным признакам отвечает классификация SAE. Пакет нормативных документов актуален для продуктов, изготовленных на территории Евросоюза, США, Азии.
На территории стран СНГ используется другая маркировка. Здесь вязкостные показатели определяет общее обозначение масла.
За распределение трансмиссионных жидкостей по эксплуатационным свойствам отвечает организация API и ACEA.
Пример обозначения трансмиссионных масел по ГОСТ
В России обозначение организовано по собственному сценарию. Здесь актуальна норма ГОСТ17479,3-85, где применяется маркировка типа ТАД-17И. расшифровать смазку можно так:
- Т – трансмиссионное:
- А – автомобильное;
- Д – в качестве основы применяется дистиллят (минеральное);
- 17 – кинематическая вязкость при +100 градусов Цельсия;
- И – жидкость имеет в составе дополнительные функциональные присадки.