Как проверить аккумулятор
Содержание:
- Проверка новой батарейки путём определения ампеража
- Как проверить батарейку без прибора
- Как проверить емкость аккумулятора мультиметром
- Как сделать прибор собственными руками
- Где указывается и как узнать емкость аккумулятора
- О чём расскажет напряжение
- Как проверить емкость конденсатора мультиметром
- Как проверить батарейки мультиметром
- Утечка тока
- Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой
- Измерение остаточного напряжения
- Что можно проверить
- Проверяем элементы в разобранном аккумуляторе
- Замер емкости мультиметром
- Общая информация про мультиметр
- Экспресс-метод тестирования: измеряем U на полюсах АКБ
- Измерение тока КЗ
Проверка новой батарейки путём определения ампеража
Покупка новой батарейки – это всегда риск. Некоторые производители могут вводить покупателей в заблуждение, заведомо поставляя в продажу менее мощные агрегаты, чем указано на этикетке.
Самым эффективным способом оценить уровень энергетического заряда – это исследовать силу тока мультиметром:
- Соединяем щупы коннекторов с корпусом тестера: чёрный вставляем в порт COM, красный – в 10ADC.
- Переводим переключатель в режим постоянного тока, обозначенный на панели DAC (или DCA), установив ручку напротив предельного параметра 10А.
- Повторяем ту же операцию, что и при измерении напряжения: дотрагиваемся штекерами до соответствующих выводов батарейки (чёрный к «минусу», красный – к «плюсу»).
- Держим строго не более 1-2 сек., иначе гальванический элемент выйдет из строя!
- Считываем показания с экрана.
Качественная новая батарейка должна иметь величину тока в диапазоне 4-6 Ампер. Любые отклонения в меньшую сторону сигнализируют о том, что использовать её можно только в маломощных аппаратах.
Как проверить батарейку без прибора
работоспособность пальчикового аккумулятора можно определить опытным путем в домашних условиях. Проверить заряд аккумулятора без инструментов довольно просто. Необходимо поднять аккумулятор на двадцать сантиметров над уровнем плоской твердой поверхности в вертикальном положении и освободить его. Можно использовать стол или подоконник. Заряженный аккумулятор упадет на бок, а разряженный аккумулятор отскочит от поверхности.
Дело в том, что гель, находящийся внутри щелочной батареи, гасит кинетическую энергию при падении и падении на бок. В процессе разряда гель сохнет, аккумулятор становится легче и отскакивает.
Этот метод недостаточно точен, но может помочь при отсутствии тестера заряда – тестера аккумулятора, вольтметра или мультиметра.
Как проверить емкость аккумулятора мультиметром
- Как проверить заряд аккумулятора вашего автомобиля с помощью мультиметра
Вы можете использовать свой цифровой мультиметр, чтобы через минуту выяснить, достаточно ли в вашем автомобильном аккумуляторе заряда, чтобы обеспечить работу вашего автомобиля.
- Сначала установите переключатель в положение вольтметр на 20 вольт постоянного тока.
- Коснитесь отрицательной (минусовой или черной) клеммы батареи отрицательным (черным) измерительным щупом.
- Коснитесь положительной (плюсовой или красной) клеммы батареи положительным (красным) измерительным щупом.
- Попросите помощника включить фары, чтобы обеспечить аккумулятор легкой нагрузкой.
- Проверьте показания вольтметра. При температуре около 80 ° F (26,6 ° C):
Как сделать прибор собственными руками
Когда необходимая техника отсутствует, прибор можно сделать самому, посмотрев видео. Из готовых приборов необходимо взять вольтметр, а оставшиеся детали сооружают из подручных средств. Трудности возникнут при расчетах и создании внутреннего сопротивления, для которого потребуется ток.
Подходящим материалом является нихромовая проволока, используемая для создания нагревательных спиралей в электрических плитках. Нихромовые элементы можно заменить металлической полосой из прочих нагревательных устройств.
Для напряжения 12 В показатель тока должен находиться в рамках 80-120 Ампер, а сопротивление – 0,1-0,15 Ом. Прибор для измерения такого сопротивления сложно найти. По этой причине подбирают длину одного элемента и измеряют ток, который он пропускает. После этого совмещают несколько подобных деталей.
Самодельный аппарат делают последовательно:
- Подбирают нихромовую проволоку или нагревательную полосу и измеряют мультиметром до 15 А ток. Элемент должен пропускать 10-12 А.
- Соединяют 10 таких деталей, получая нагрузку в 100-120 А. Проволоку необходимо надежно скручивать.
- Полученный элемент помещают в подходящий корпус и фиксируют в нем. Если коробка небольшая, то проволоку несколько раз сгибают так, чтобы витки не касались друг друга. Параллельное соединение должно быть надежным, что обеспечивается изолирующими цилиндрами, которые устанавливают на изгибы.
- Концы скрутки припаивают к контактам на выходе, а снаружи – к соединительным проводам.
- Подключают вольтметр.
- Крепят на концы соединительного кабеля зажимы, которые потом подсоединяют к аккумулятору.
Когда устройство будет готово, можно проводить измерения в домашних условиях.
Где указывается и как узнать емкость аккумулятора
Емкость аккумулятора пишется на самой батареи, как правило, на той стороне, что прилегает к внутренней части аппарата. Значит, просто сняв крышку, узнать ничего не получится. Придется выключать телефон и вынимать аккумулятор.
Если аккумулятор несъемный или на нем ничего не написано, то можно посмотреть в приложенных при продаже документах или изучить характеристики своего мобильного телефона в интернете (например на сайте ).
Емкость батареи указывается приблизительно в следующем формате: 1300 mAh.
Так же можно воспользоваться мобильными приложениями, которые выпускаются под все платформы. Для Android и Windows Phone подойдут программы CPU-Z или 3C Battery Monitor, а для iPhone. Если Вы их не смогли найти или они не поддерживаются вашими устройствами, то можно просто забить в поиске приложений Battery и скачать любое другое, скорее всего там будет весь набор необходимых функций.
Узнаем емкость аккумулятора с помощью приложений CPU-Z или 3C Battery Monitor
Обе программы выдали одинаковую и верную информацию — 4100 мАч, так же указали, что состояние хорошее. Помимо этого утилиты могут дать огромное количество полезной информации о состоянии железа и программном обеспечении.
Однако такими способами мы можем узнать заявленную емкость аккумулятора, фактический ресурс батареи узнать несколько сложнее. Это можно осуществить с помощью мультиметра, USB-тестера, или специальных мобильных приложении.
О чём расскажет напряжение
Для автомобильного аккумулятора напряжение сразу покажет, что делать с батареей. Чтобы качественно проверить автомобильный аккумулятор, делаем два измерения. Селектор тестера ставим на 20 V.
На работающем двигателе
Первое измерение — при работающем двигателе. На клеммах должно быть от 13,5 до 14 В. Если оно больше, чем 14,2 В — аккумулятор подсел и генератор выдаёт повышенное напряжение, чтобы подзарядить батарею. Такое может быть, например, на холоде — саморазряд аккумуляторов при низкой температуре никто не отменял. Но если такое происходит летом, да на старой батарее — стоит как минимум обслужить аккумулятор у электрика. Если при работающем моторе напряжение на клеммах аккумулятора меньше 13,4 В — выключаем все потребители — фары, магнитолу, обогревы. И замеряем вновь. Получаем такой же результат — повод ехать на сервис, генератор неисправен.
На неработающем двигателе
При неработающем двигателе напряжение на исправном аккумуляторе должно составлять от 12,5 до 13 В. Падение напряжения говорит о падении уровня заряда. Если у вас постоянно уровень заряда низок, а так может быть при коротких поездках и старой батарее, стоит хотя бы иногда батарею заряжать специальным устройством. Уровень заряда автомобильного аккумулятора на 55 Ач можно приблизительно оценить по таблице.
Напряжение, В | 12,9 | 12,5 | 12,1 |
Уровень заряда, % | 90 | 50 | 10 |
При значении напряжения 13 В — батарея полностью заряжена. При напряжении менее 12,1 В батарея разряжена, автомобиль вряд ли заведётся. Падение напряжения ниже 12 В — это глубокий разряд, который фатален для аккумулятора. 3-4 таких разряда гарантированно убьют пластины. Смотрим видео канала Хочу Всё Знать.
Как проверить емкость конденсатора мультиметром
Еще один важный фактор для оценки работоспособности электроники – проверка емкости конденсатора. Замеры допустимы для элементов с емкостью от 0,25 микрофарад, при этом мультиметр выставляется в режим проверки сопротивления (Ом), на максимальное значение.
Важно: перед измерениями конденсатор необходимо выпаять из схемы и разрядить!
При касании щупами контактов конденсатора сопротивление будет постепенно расти. Для полярных элементов оно может достигать бесконечности, поскольку конденсатор в процессе проверки полностью заряжается. Для неполярных замеряемая величина должна быть не менее 2 МОм. В момент проверки нельзя касаться кожей щупов, иначе это искажает показатели.
Как проверить батарейки мультиметром
Есть несколько вариантов измерения платы за хранение.
Проверка без нагрузки
Самый простой способ определить уровень заряда и выделить полностью неактивные элементы для утилизации – это измерить напряжение холостого энергоносителя.
Алгоритм проверки следующий:
- Заглушку черного провода необходимо вставить в отверстие с надписью COM.
- Вставьте штекер красного провода в отверстие, обозначенное VΩmA.
- Выберите предел измерения до 20 В в режиме постоянного напряжения.
- Подключите измерительные провода устройства к клеммам аккумулятора. В этом измерении полярность не важна. Заряд аккумулятора оценивается модулем значения остаточного напряжения.
- Снимите показания.
Если значение, полученное для цилиндрической батареи, больше 1,35 В, батарея полностью работоспособна. Если напряжение ниже 1,2 В, аккумулятор необходимо утилизировать. Значение между 1,2 В и 1,35 В означает, что его можно использовать в устройствах с низким энергопотреблением, например, в пультах дистанционного управления.
Проверка с нагрузкой
После первого брака аккумуляторов можно применить более точный метод определения работоспособности. Чтобы проверить напряжение тестером:
- Подключите нагрузку параллельно аккумуляторной батарее. Можно подключить обычную лампочку фонарика, она обеспечит необходимый объем 100-200мА.
- Подключите измерительные провода к контактам элемента.
- Значение измеряется через 30-40 секунд.
Если полученное значение больше 1,35В, это исправный аккумулятор, его можно использовать в любом устройстве. Если значение меньше 1,1В, элемент не пригоден для эксплуатации. Напряжение в диапазоне от 1,1 В до 1,35 В указывает на возможность использования его в нетребовательных устройствах.
Метод ампеража
Самый точный метод – это проверка путем измерения силы тока.
реализовано это следующим образом:
- Черный провод необходимо подключить к мультиметру через отверстие с пометкой COM.
- Вставьте красный провод в отверстие с отметкой 10ADC.
- Выберите предел измерения до 10А в режиме постоянного тока.
- На короткое время подключите щупы к клеммам: черный провод – к минусу, красный – к плюсу аккумулятора.
- Проверить мультиметром силу тока.
Нормальный ток составляет от 4 до 6 ампер. В диапазоне от 3 до 3,9 ампера немного сокращается время автономной работы, его можно использовать в портативных устройствах. С номинальным током от 1,3 до 2,9 ампер элемент подходит для дистанционного управления.
Утечка тока
Если АКБ подозрительно быстро разряжается, тогда с помощью мультиметра рекомендуется самостоятельно проверить свой аккумулятор на возможную утечку тока.
Для любой АКБ минимальная утечка, находящаяся в пределах 50-80 мА, считается нормой.
Это связано с тем, что заряд батареи постоянно расходуется на некоторых потребителей. Сюда можно отнести:
- аудиосистему с потреблением 3 мА;
- систему впрыска, на которую уходит около 5 мА;
- сигнализацию с потреблением до 30 мА и пр.
В итоге накапливается утечка в районе 60 мА. При таких значениях переживать не стоит. Если же прибор покажет цифры, заметно превосходящие 60-80 мА, тогда придётся действовать.
Утечка определяется по следующему алгоритму:
- отключите зажигание на автомобиле;
- отключите всех потребителей, которые работают без активного зажигания (аудиосистема, сигнализация и пр.);
- отключите минусовую клемму аккумуляторной батареи;
- переключите прибор на режим проверка тока (до 10 А);
- зажимами или щупами соедините минус с минусом, и плюс с плюсом;
- смотрите на показания прибора.
Если утечка вообще отсутствует, тогда устройство будет показывать нулевое значение.
При наличии утечки тока следует провести достаточно простую проверку. Для этого поочерёдно извлекаются реле и предохранители, после чего в строго заданной последовательности ставятся обратно. Извлекая и возвращая на место эти элементы, вы сможете понять, в какой именно из цепей имеется утечка.
Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой
Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой позволяет сделать наиболее точный вывод о его работоспособности под нагрузкой. Нагрузочная вилка представляет собой вольтметр, параллельно которому подключается сопротивление, имитирующее нагрузку стартера на аккумулятор автомобиля (имитация режима запуска двигателя). Таким образом, при наличии нагрузочной вилки можно проверить АКБ и без цифрового мультиметра.
Перед тем как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой, нужно переключить её в режим вольтметра (отключить нагрузочное сопротивление) и измерить напряжение на клеммах батареи. Полученный результат позволит оценить степень заряженности АКБ (таблицу зависимости уровня заряда от напряжения в ненагруженном состоянии мы приводили выше).
Убедившись в том, что аккумулятор полностью заряжен, а уровень и плотность электролита в норме, можно его проверять под нагрузкой. Для этого к нагрузочной вилке подключают нагрузку и снова измеряют напряжение на клеммах батареи.
Обратите внимание, что при проверке аккумулятора под нагрузкой, показания вольтметра считываются в конце пятой секунды измерения!
После снятия нагрузки с батареи, напряжение на его клеммах должно вернуться к первоначальному значению.
В зависимости от напряжения, измеренного в конце пятой секунды проверки под нагрузкой, можно делать окончательные выводы о работоспособности аккумулятора автомобиля, сверяя результаты с этой таблицей:
Показания вольтметра под нагрузкой | >10,2 В | 9,6 В | 9,0 В | 8,4 В | <7,8 В |
Процент заряженности АКБ | 100% | 75% | 50% | 25% | 0% |
Подводя итог, хотим ещё раз отметить четыре основных параметра, на которые нужно обращать внимание при проверке аккумулятора автомобиля на работоспособность:
- Напряжение на клеммах без нагрузки должно составлять не менее 12,7 В.
- Напряжение под нагрузкой – не менее 10,2 В.
- Уровень электролита в банках АКБ – 10-15 мм.
- Плотность электролита – 1,27 г/см3 (для северных регионов России – 1,29 г/см3).
Более точные значения указанных параметров, относительно результатов проверки вашего аккумулятора, смотрите в таблицах выше.
Измерение остаточного напряжения
Для проверки батарейки прибором нам понадобится обычный китайский мультиметр. С его помощью нужно будет замерить напряжение на полюсах (+ и -).
Обратите внимание – на панели мультиметра есть две шкалы:
постоянное напряжение – DCV
переменное напряжение — ACV
Нам понадобится “постоянка”. Устанавливаете переключатель в положение 20V.
Два щупа вставляете в следующие разъемы:
черный – в COM (общий)
красный – в VΩmA
Находите на батарейке плюсовой и минусовой контакт и прикладываете черный щуп к минусу, а красный к плюсу.
По большому счету полярность при таких замерах существенной роли не играет.
Если перепутаете плюс и минус, то на экране просто высветятся показания с отрицательными значениями (перед цифрой будет стоять значок “минус”).
Номинальное напряжение батарейки обычно указывается на ее корпусе.
Значения, которые покажет мультиметр должны соответствовать этим данным, либо быть чуть больше.
Например, алкалиновая (щелочная) батарейка типоразмера АА (пальчиковая), имеет номинальное напряжение 1,5 вольт. На исправном и заряженном элементе мультиметр должен показать 1,5 – 1,6V.
Если батарея будет немного разряжена, то и значения будут чуть меньше чем 1,5В.
Здесь действует следующее правило:
когда мультиметр показывает напряжение 1,35V и выше – элемент питания считается еще более-менее рабочим
Если значение меньше – от 1,2 до 1,35V, не стоит его сразу выбрасывать в мусорку. Батарейки вполне сгодятся для маломощных устройств:
калькулятор или электронные часы
компьютерная мышка
пульт дистанционного управления
Можете тут же вставить их в пульт и проверить работоспособность, направив глазок в камеру смартфона. На экране телефона должен быть виден инфракрасный сигнал.
Правда современные смартфоны сплошь и рядом оснащены инфракрасным фильтром, плюс многие TV уже управляются по Wi-Fi без всякого ИФ сигнала, поэтому подобный фокус работает не всегда.
Ошибка!
Только не вставляйте два элемента питания (один хорошо заряженный, другой плохо) в одно устройство.
У них будут разные токи отдачи и в дальнейшем произойдет окисление контактов.
При напряжении менее 1,2V батарея считается прилично севшей. При 0,9V полностью разряженной.
Ее следует выкинуть или утилизировать (что в наших реалиях одно и то же).
Обратите внимание, если у вас аккумуляторные устройства и они при подобной проверке дают околонулевые значения, это однозначно говорит о том, что АКБ хлам и подлежит утилизации
Ошибка!
Не думайте, что поставив на подзарядку вы реанимируете такую батарею и сделаете ее снова работоспособной.
Что можно проверить
Существует несколько способов проверки жизнеспособности элемента питания, позволяющих проверить:
Заряд без нагрузки
Для получения точных значений используется цифровой тестер, но подходит и аналоговый. Первоначально рекомендуется замерить заряд без нагрузки, это позволит сразу отбросить элементы, питания, подлежащие утилизации.
Порядок тестирования:
- Переключить мультиметр в режим замеров постоянного напряжения.
- Установить чувствительность на уровне 20 В.
- Подключить щупы к токовыводам батарейки, соблюдая полярность.
- Снять показания мультиметра, которые появятся на цифровом экране.
Полученные показания помогут понять, для каких целей можно использовать б/у элемент питания:
- от 1,35В – пригодна для установки в любую электронику, включая технику с повышенным энергопотреблением;
- 1,2-1,35В – подходит для питания электроприборов, где отсутствует пиковая нагрузка, например, часах, фонариках, пультах дистанционного управления;
- менее 1,2В – батарейка отработала положенный ресурс подлежит утилизации в специальном контейнере.
Нормальны заряд батарейки.
Заряд под нагрузкой
При замерах под нагрузкой в качестве потребителя энергии в цепь подключается обычная лампочка от фонарика, обеспечивающая ток 100-150 мА.
Для проверки батарейки мультиметром потребуется:
- Подключить щупы тестера к токовыводам, соблюдая полярность.
- Запитать к цепи лампочку.
- Через 3-40 секунд снять показания с экрана мультиметра.
Полученные данные сопоставляются с таблицей:
- ниже 1,1В – батарейка выработала свой ресурс, её нужно заменить на новую;
- 1,11-1,3В – элемент питания пригоден для установки в электронику со сниженными энергопотреблением;
- от 1,35 – батарейка почти новая, её можно использовать без ограничений.
Сила тока
Способ измерения, позволяющий получить точную картину о состоянии элемента питания. Одновременно, он негативно влияет на работоспособность, как правило, используется для тестирования новых батареек.
Алгоритм действий выглядит так:
Порядок измерения силы тока.
- Мультиметр переключается в режим измерения максимального значения постоянного тока.
- Щупы фиксируются на -/+ клеммах.
- С экрана снимаются показания.
Нормальной силой тока для нового элемента питания считается значение 4-6А. Если на дисплее высвечивается сила тока 3-3,9 Ампера – батарейка пригодна для использования в электронике. При значениях 0,7А-1,1А можно переставить ИП в часы, пульт дистанционного управления, где он ещё проработает некоторое время.
Напряжение
Проверка батарейки под нагрузкой.
Напряжение батарейки определяется под нагрузкой. Для этого к элементу питания подключается мультиметр и лампочка. Нагрузка на батарейку должна подаваться 3-40 секунд, после чего снимаются показания.
Если напряжение ниже 1,1 Вольта – батарейку необходимо утилизировать.
Емкость
Проверка ёмкости одноразовой батарейки не отличается от других способов работы с мультиметром. Измерительный прибор переключается в режим 10 Ампер. Далее, красный щуп подаётся на плюсовую клемму, чёрный – на минус. Замер необходимо проводить быстро – не более 10 секунд, иначе батарейка может разрядиться, выйти из строя (тестирование проводится путём замыкания цепи, что негативно влияет на банки). Если на экране появилось значение 0,2 Ампера, батарейку необходимо сдать в утиль.
При помощи тестера можно понять, есть ли ещё ресурс в батарейке, соответственно, владелец может сэкономить на покупке новых ИП. Для проверки достаточно знать исходные данные, подключить мультиметр, соблюдая полярность.
Проверяем элементы в разобранном аккумуляторе
Итак, если предварительное тестирование показало, что в шуруповерте могут быть неисправные элементы, аккумулятор следует аккуратно разобрать и вычислить батарейки, негодные для работы. Как уже было сказано, нормальное напряжение каждой батарейки по отдельности должно быть 1,2 вольта
Если этот показатель меньше, «банка» осторожно вынимается из цепи с помощью плоскогубцев. Также не помешает внимательно осмотреть всю связку на предмет внешних повреждений: ржавчина, вытекание электролита
В случае, если напряжение на всех «банках по отдельности находится в пределах нормы, нужно снова использовать тестирование под нагрузкой с проверкой по уровню внутреннего сопротивления. Эта величина определяется так: напряжение делится на силу тока, а затем из нее вычитается нагрузочное сопротивление.
Чтобы узнать напряжение, сразу подключаем нагрузку. На этот раз следует применить резистор, имеющий мощность 25 Ватт и сопротивление 10 Ом. Проверяем каждую батарейку, замеряя показатель рабочей силы тока и U.
Расчеты должны быть примерно такими: допустим, при замерах под нагрузкой мы получили рабочее напряжение одного элемента 1,19 вольт, а силу тока 112 миллиампер. Перед расчетом нужно обязательно перевести миллиамперы в амперы. Получается 0,112 ампер, следовательно: 1,19 разделяем на 0,112 и отнимаем сопротивление 10 Ом. Получается значение 0,63 Ома — это значит, что показатель в норме.
Самостоятельно проверить работоспособность аккумулятора шуруповерта с помощью мультиметра — полезный навык, позволяющий выяснить, нуждается ли АКБ в ремонте или полной замене банок. Замеры показателей напряжения в целом, не разбирая аккумуляторный блок, нужно проводить время от времени. Это поможет избежать внезапного выхода инструмента из строя и вовремя устранить неисправность. Также во избежание накопления «эффекта памяти» не пренебрегайте полной зарядкой вашего аккумулятора. Это поможет избежать преждевременного падения его емкости.
Замер емкости мультиметром
Изучая, как измерить емкость аккумулятора мультиметром, следует рассмотреть основные особенности этого процесса. Существует несколько способов его выполнения. Реже применяется подход замера емкости при помощи контрольного разряда. Замер емкости происходит при нагрузке, которая способна забрать половину тока аккумулятора.
При проведении этого процесса владелец транспортного средства должен учитывать плотность электролита. Если АКБ заряжена полностью, этот показатель составит 1,24 г/см³. Если аккумулятор разряжен на одну четвертую часть, показатель составит 1,2 г/см³. Соответственно, наполовину разряженный источник питания покажет 1,16 г/см³.
Проверка производится, если автомобиль плохо заводится. Емкость и заряд аккумулятора должны быть в установленных производителем рамках, иначе работа оборудования будет неполноценной.
Общая информация про мультиметр
Этот электроизмерительный прибор часто называют “тестером”. Он бывает цифровым либо аналоговым.
2 щупа мультиметра подключаются следующим образом:
- в гнездо с надписью “COM” вставляют черный штекер;
- в разъем “VΩmA” – красный шнур.
Предназначение
Мультиметр измеряет величины тока, напряжения и сопротивления. Измеряемые параметры и их наиболее часто встречающиеся диапазоны:
- Постоянный ток: 0,2, 20, 200 мА; 10 А.
- Постоянное напряжение: 0,2 мВ; 20, 200, 1000 В.
- Переменное напряжение: 0,2, 750 В.
- Сопротивление: 0,2 Ом; 2, 20, 200 кОм; 2 мОм.
Мультиметр измеряет напряжение и сопротивление тока.
Переменный ток мультиметр не измеряет.
Функциональные возможности
В быту чаще всего используют небольшие переносные устройства. Цифровые приборы принято называть мультиметрами, а аналоговые – тестерами. Переносные устройства питаются от батареек. С помощью этого прибора можно найти обрыв в проводке, определить емкость гальванического элемента, узнать ток нагрузки в реле, проверить электродвигатель и многое другое.
Погрешность измерения зависит от возможностей прибора и составляет от 10 до 0,01%:
Кол-во разрядов | Погрешность, % |
---|---|
2,5 | 10 |
3,5 | 1 |
4,5 | 0,1 |
8,5 | 0,01 |
Количество разрядов – это число знаков после запятой в отображаемом результате. Дробная часть означает, что еще одна позиция появится при выполнении некоторого условия. Например, разрядность 2,5 означает, что конечное значение будет отображаться на дисплее с точностью 2 знака после запятой, а третий появится, если перейти на другой диапазон.
Экспресс-метод тестирования: измеряем U на полюсах АКБ
Этот способ еще проще, но с его помощью можно составить первичное представление о том, в порядке ли аккумулятор. Если мы проводим замеры U без подключения нагрузки, то получим показатель, равный «холостому ходу» инструмента.
Например, если у нас в аккумуляторе 12 элементов с напряжением в 1,2 вольт каждый, и показатель рабочего U составляет 14,4 вольт, — U «холостого хода» станет расти до 17 вольт. Если «холостое» напряжение меньше указанного, это значит, что в связке имеются «банки», которые вышли из строя и нуждаются в замене. Также снижение холостого напряжения может означать и то, что батарея заряжена не до конца.
Измерение тока КЗ
Для следующего
способа проверки переключатель мультиметра нужно установить в положение –
измерение постоянного тока (10А).
Также
меняется и положение щупов. Черный остается в разъеме COM, а красный переставляете в
гнездо для замеров тока – 10А MAX.
Для измерения тока черный щуп прикладываете к минусу батарейки, красный – к плюсу.
Фактически при таком измерении вы закорачиваете элемент питания и подключаете его на короткое замыкание.
Чего
делать не рекомендуется. Для нормального замера желательно иметь дополнительное
сопротивление хотя в 10 Ом и более. Провода щупов имеют гораздо меньшее
значение.
Ошибка!
Поэтому при таком способе нельзя измерять большие токи через чур долго.
Даже на дешевой китайской модели есть предупреждающая надпись (не более 10 секунд с перерывом в 15 минут).
Гальванические
элементы подобного обращения не любят. Если батарея уже немного разряжена, то
после нескольких таких “коротких замыканий” ее придется выбросить.
Это как в анекдоте с ежиком и спичками
Идет ёжик по лесу с коробком спичек. Чиркнул одной, она пошипела и не загорелась — не годная (выбрасывает). Чиркнул другой, та тоже пошипела-подымила и не вспыхнула. Тоже не годная (выбрасывает). Чиркает третьей, та загорается. Он ее тут же тушит и говорит: — О, а эта рабочая! (и засовывает обратно в коробок).
Да и мультиметр может выйти из строя при превышении тока на особо емких банках. Чаще всего сгорает встроенный предохранитель.
Для
замера тока достаточно всего пары секунд. После чего убираете щупы и
запоминаете показания на табло.
На
новой исправной батарейке (1,5V) ток должен быть от 4 до 6А.
Показания
от 0 до 3А говорят о том, что батарейка села.
При
значениях от 3 до 4А ее можно поставить в маломощные устройства.
Ошибка!
Не вздумайте таким методом проверять мощные АКБ.
Например,
сборки для аккумуляторного инструмента, батареи эл.самокатов, велосипедов и уж
тем более автомобильные АКБ.