Гидроудар двигателя
Содержание:
- Особенности явления гидроудара.
- Избегаем гидроударов – основные правила
- Последствия попадания воды
- Сценарий первый
- Правила лифтинга
- Как предотвратить гидроудар двигателя?
- Развитие второго сценария
- Что такое гидроудар двигателя?
- Как определить, что произошел гидроудар?
- Как появляется гидравлический удар
- Как смягчить последствия гидроудара
- Откуда появляется гидравлический удар?
- Последствия
- Альтернативный сценарий
- Последствия гидроудара двигателя
- Гидроудар и страховые выплаты по ОСАГО и КАСКО
- Двигатель после гидравлического удара
Особенности явления гидроудара.
Гидроударом называют образование резкого скачка давления внутри труб, наполненных водой. Удар проявляет себя, когда жидкость сталкивается с препятствием на пути течения. Явление может спровоцировать резкое закрытие арматуры для затвора, либо остановка работы насоса, либо образовавшаяся пробка из воздуха.
Встретившись с препятствием, жидкость все также течет с большой скоростью. Далее на первые слои воды налетают следующие потоки, уплотняя его.
Нарастающие слои увеличивают давление внутри трубы, вода пытается удалить часть составляющей, чтобы осуществить разрядку.
Внимание! Бывает, что видно не сразу произошедший удар в трубах водопровода или отопления. Часто снаружи система работает, как и прежде
Если причиной удара становится задвижка либо шаровый механизм, то последствия можно сразу не увидеть, а некоторым показаться безвредными.
Указателями на неполадки могут стать стуки и небольшие щелчки, «рычащие» шумы в трубах, по которым осуществляется подача воды.
Щелчки можно услышать на участках перехода труб одного размера к патрубкам с меньшим диаметром. Транспортируемая жидкость в месте соединения сталкивается с небольшим препятствием.
Данное явление может вызвать такие последствия как:
1.поломка оборудования. При нарушении герметичности трубопроводов страдают приборы для отопления.
2.порча имущества. Удары могут стать причиной потопа в квартире.
3.возможность появления ожогов, если гидроудары прорвут теплоснабжение, и из труб хлынет кипяток.
Это интересно: Явления стихийные
Избегаем гидроударов – основные правила
Люди, столкнувшиеся с гидроударами и не понаслышке знающие об их губительном воздействии, интересуются: а можно ли всего этого избежать? Вариантов существует сразу несколько, ознакомимся с каждым из них.
- В первую очередь, действуйте аккуратно и мягко. Не закрывайте резко шаровой кран, иначе возникнет удар. Во избежание его появления арматуру закрывайте плавно, спешить при этом не стоит. Удосужьтесь потратить несколько лишних секунд – это не так много по сравнению с предстоящим ремонтом водопровода.
- Для уменьшения данного эффекта можно несколько усовершенствовать систему. Как уже отмечалось, для этого устанавливаются гидроаккумуляторы (их еще называют демпферами), накапливающие воду в случае повышения давления в контуре.
Если удары возникают вследствие прекращения работы насоса, то можете поставить специальный клапан для защиты. Такие устройства срабатывают исключительно при ударе и снижают нарастающее давление в магистрали. Этот клапан крайне надежен. Он устанавливается рядом с насосом.
Автоматика – еще один возможный вариант решения проблемы. Благодаря специальным блокам управления активизация и остановка системы будут предельно плавными. Насос при необходимости будет увеличивать или уменьшать давление, из-за чего риск гидравлического удара практически сводится к нулю.
Наконец, если гидроудары возникают по причине неправильного планирования всей системы, то единственный выход – полностью ее переделать.
Обратите внимание! Если не устранить проблемы сразу же после появления ударов, то систему в любом случае рано или поздно переделывать все же придется. Ведь если ситуация все время повторяется, то все элементы – в том числе трубы – вскоре выйдут из строя
После этого ремонт будет стоить намного больше.
Последствия попадания воды
Для водителя гидроудар проявляется в виде резкой остановки мотора, в некоторых случаях сопровождаемой ощутимым ударом. Сила гидроудара зависит от двух условий:
- оборотов двигателя;
- количества проникшей в цилиндр жидкости.
Чем выше обороты, тем разрушительней последствия. То же касается и объема жидкости. При несильном гидроударе особых негативных последствий может и не быть. Но это не значит, что можно сразу же продолжать эксплуатацию авто, поскольку требуется проведение мероприятий для устранения последствий.
Последствиями среднего по силе гидроудара являются изогнутые шатуны. Основная нагрузка при сжатии жидкости приходится именно на них. При этом деформация нередко сопровождается столкновениями изогнутого штока со стенками цилиндра.
Самый большой урон получается при сильном гидроударе. При нем повреждения получают не только шатуны. Из-за сильного изгиба штока разрушается поршень, а сам шатун либо срывает с коленчатого вала, либо он пробивает стенку блока цилиндров.
Бывает и так, что возникающее высокое давление приводит к разрыву шпилек или болтов крепления головки блока, ее изгибу, повреждению прокладки ГБЦ.
Помимо ЦПГ от гидроудара повреждения получает и газораспределительный механизм, точнее его привод. При попадании жидкости кривошипно-шатунный механизм резко «стопорится», но инерцию никто не отменял, поэтому привод ГРМ еще продолжает небольшое движение. В результате ременной привод обрывается, цепной же – растягивается. Возникшая нагрузка воздействует и на натяжные механизмы привода, повреждая их.
В общем, при сильном гидроударе двигатель получится восстановить, если блок «выдержал». Но определить это можно только после тщательной диагностики.
Но даже средний по силе удар приводит к дорогостоящему и трудоемкому ремонту, поскольку приходится менять поршни с кольцами, шатуны, цилиндры же нужно протачивать.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Сценарий первый
При «встрече» с водой двигатель заглох. На первый взгляд хорошего в этом мало, но фатальных повреждений мотор не получит. Только шатуны (один или несколько) будут деформированы.
Водителю остается только с помощью эвакуатора доставить автомобиль в автосервис, а там заменить шатунно-поршневую группу в сборе.
Не стоит оставлять старые поршни: при деформировании шатуна геометрия поршня также нарушается.
Кроме того, шатуны могут иметь разную степень деформации: от явно видимой до определяемой только измерительным инструментом.
Такие приспособления есть далеко не у каждого автомобильных дел мастера, а оставлять шатун, не будучи уверенным в его нормальном состоянии – дело опасное.
Правила лифтинга
Увеличение клиренса — трудоемкая процедура. Она требует специальных навыков и инструмента. Поэтому лифтинг, как правило, выполняется на СТО. Однако при наличии умений можно установить лифт-комплект своими руками
При этом необходимо уделить внимание следующим моментам:
- Лифтинг требует комплексного подхода. Одновременно с увеличением клиренса нужно менять амортизаторы и реактивные тяги. Иначе лифт подвески сделает машину непригодной к эксплуатации.
- Справа в задней части кузова находится бензобак с трубками вентиляции. Это нужно учитывать, если кроме лифтинга вы решите увеличить колесные арки.
- При сильном изменении клиренса следует установить удлиненный тормозной шланг и отрегулировать отбойники. Также придется перенастроить работу регулятора давления в заднем тормозном контуре.
Как предотвратить гидроудар двигателя?
Наиболее простой способ предотвратить гидроудар двигателя — двигаться очень аккуратно во время передвижения по лужам. Единственное место, через которое в камеру сгорания может попасть вода — это воздухозаборник. У каждой модели и марки автомобиля он находится на разной высоте, но иногда этот элемент располагается так низко, что даже небольшая лужа превратится в большую проблему.
Поэтому не стоит переоценивать возможности своего автомобиля. Не пытайтесь преодолеть слишком глубокие лужи. Лучше всего не заезжать в воду глубже чем на высоту половины колеса. Также не стоит пытаться проскочить лужи на большой скорости. Если двигаться медленно, то поймать гидроудар будет сложнее.
Если так получилось, что вы попали в глубокую лужу или водоем и вода начала заливать капот, то немедленно заглушите двигатель и прекратите движение.
Автомобиль оборудованный шноркелем
Если же вы обитаете в дождливом регионе или вам постоянно приходится ездить по «болоту» и лужам, тогда можно установить на свое авто так называемый шноркель — специальная трубка, которая поднимает уровень воздухозаборника на высоту от 80 см до 1 м. Выпускаются они как известными производителями, так и народными умельцами. Шноркель немного портит внешний вид автомобиля, но зато вы будете уверенны в том, что доберетесь до пункта назначения.
Профилактика гидравлического удара
Знать, что делать при гидроударе, конечно, полезно, однако лучше всего просто не допускать подобной проблемы. К слову, особых сложностей в её профилактике не имеется. Зачастую хватает:
- проведения максимально аккуратных переправ через водные преграды, даже – через самые маленькие лужи;
- своевременного обслуживания мотора на предмет сохранности прокладок ГБЦ и системы охлаждения;
- выноса воздушного фильтра подальше от днища машины и организации максимальной защиты от попадания в него влаги.
Советы, как избежать гидроудара двигателя
Советы, как избежать гидроудара двигателя вашего автомобиля, достаточно просты.
Нужно обязательно оценивать то место, где вы хотите остановиться, припарковаться, особенно, если вы хотите покинуть свой автомобиль на долгое время, ведь предсказать погоду самостоятельно невозможно. Лучшим вариантом будет, пожалуй, наземный многоярусный паркинг или место на улице, где раньше не происходили какие–либо опасные стихийные явления.
Когда вы решаете припарковаться в незнакомом месте, остановите свой выбор на какой–либо возвышенности, даже, если она — небольшая.
Если на улице потоп, и у вас есть возможность не выходить на улицу и никуда не ехать, то сделайте именно так. Не нужно лишний раз рисковать
Если же вы торопитесь, и вам необходимо отъехать по делам, то сперва обратите внимание на то, как справляются с данными условиями другие автомобили. Далее произведите оценку глубины и соразмерьте ее с вашим автомобилем
Основным значением является высота воздухозаборника для воздушного фильтра двигателя. У легковых автомобилей он обычно находится низко: на уровне бампера или противотуманной фары. Рекомендуется дождаться, пока проедет встречный транспорт, так как своим движением он пускает волны, а они, в свою очередь, повышают уровень воды. Когда вы, наконец, начнете преодоление брода, ни в коем случае не останавливайтесь, ведь лишнее время пребывания в воде вашему автомобилю совсем не на пользу.
Источники
- https://www.driver-helper.ru/text/sovetiy/gidroudar-dvigatelya
- https://promercedes.ru/informatsiya/gidroudar-dvigatelya-prichiny-vozniknoveniya-posledstviya-remont
- https://zen.yandex.ru/media/uremont/gidroudar-dvigatelia–priznaki-i-posledstviia-5dd52734ac25f442f339f21f
- https://AvtoNov.com/%D0%B3%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80-%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F/
- https://foram.ru/dvigatel/gidroudar-dvigatelya-chto-eto-takoe-kak-izbezhat-gidroudara-dvigatelya
- https://uremont.com/publications/articles/gidroudar-dvigatelya
- https://SwapMotor.ru/tehnicheskoe-obsluzhivanie/gidroudar.html
Развитие второго сценария
Итак, воды в камеру попало мало, воду выдавило на следующем полуобороте, и машина покатила дальше.
Но шатун даже при малом количестве воды немного согнулся. Иногда деформация даст о себе знать небольшим стуком.
Причиной такому «сигналу» служит нарушение параллельности осей отверстий в нижней и верхней головках шатуна. Но «стучится» проблема не всегда.
И небольшое падение степени сжатия на одном цилиндре не влияет на работу бензинового двигателя. Поэтому автовладелец остается в счастливом неведении до тех пор, пока машина не встанет намертво.
А в это время в деформированном шатуне в процессе работы возникают дополнительные изгибающие нагрузки (знакопеременные).
Такой режим приводит к усталостному разрушению металла. До полного разрушения шатуна может пройти немало времени (от 5000 до 7000 км пробега).
Что такое гидроудар двигателя?
Гидроударом называют высокий уровень давления в
подпоршевом пространстве. Причиной явления служит попавшая в цилиндры вода.
Чтобы понять, что гидроудар двигателя значит,
посмотрим на процесс его образования. Двигатель автомобиля страдает из-за того,
что поршни ударяются о воду, попавшую в них. В отличие от воздушной или
топливной массы, вода не поддается сжатию. Когда поршень подходит к верхней
точке, на его пути встает жидкость, что и образует ударную нагрузку.
Мотор после этого нередко выходит из строя.
Вероятные последствия – деформации различных деталей
силового агрегата, полный или частичный отказ ДВС.
Гидравлический (или водный)
напор может причинить серьёзный ущерб мотору.
Как определить, что произошел гидроудар?
При гидроударе машина содрогается всем корпусом так, что вы почувствуете ее телом, сидя в салоне, после чего ДВС немедленно глохнет. Но надежда остается: возможно, водой просто залило датчик положения коленвала
Дайте ему просохнуть и осторожно попробуйте завести машину. Если двигатель запустится – все нормально, можно ехать дальше
- Влажный воздушный фильтр – нехороший симптом, но не критичный.
- Капли воды на свечах зажигания – тоже еще не трагедия: двигатель «хлебнул» воды, но основные его узлы могут остаться целыми.
- Если двигатель заглох на холостых оборотах (машина влетела в лужу по инерции) – значит, в двигатель попало немного жидкости, но, скорее всего, критических повреждений не будет.
Первый же и достаточно опасный симптом гидроудара – вода, стоящая в корпусе. Как минимум его надо разбирать и сливать воду, иначе она смешается с моторным маслом в эмульсию и обеспечит опасные масляные отложения.
Если же вы влетели в лужу на большой скорости, а мотор работал на высоких оборотах, и вода накрыла движок, после чего машина сильно завибрировала и заглохла – вероятность гидроудара почти 100%-ная. Это значит, что вода попала в камеру сгорания и вывела из строя блок цилиндров.
Дополнительные признаки гидроудара:
- воздушный фильтр залит водой и деформирован;
- в цилиндрах – ступенчатый слой нагара (сверху почти стерт, снизу – блестящие следы);
- поршень в цилиндре опускается ниже стандартного уровня и имеет сильный слой нагара;
- на вкладышах видны блестящие полосы износа;
- коленвал нельзя прокрутить вручную, а из гнезд свечей зажигания вытекает вода.
В этой ситуации нельзя заводить мотор – могут начать разрушаться другие механические узлы автомобиля. Необходима эвакуация на СТО.
Причины гидроудара двигателя
Влага проникает через моторный отсек в воздуховод (например, при переезде речки вброд или прохождении глубокой лужи на скорости). Попадание через горючее невозможно — топливная система оснащена несколькими ступенями фильтрации. Форсунки тоже препятствуют появлению H2O в цилиндрах.
Что значит гидроудар движка для спортивных авто? Чаще рассматриваемой неисправности подвержены именно такие “тачки” и их аналоги. Дело в том, что элемент нулевого сопротивления обладает высокой пропускной способностью (не способен задержать мелкие фракции H2O, поэтому рекомендуют дополнительно использовать специальное масло-блокатор). Также воздуховоды на “спорткарах”, как правило, монтируют низко. Общий вывод — при езде избегайте глубоких луж.
Симптомы гидравлического удара
Когда части силового агрегата сталкиваются с H2O, запчасти разрушаются или деформируются (уменьшаются в длине). Как узнать, был ли гидроудар в двигателе? О наличии неприятности сигнализируют:
- H2O в коллекторе впуска;
- искривленная гофра воздушного фильтра;
- толстый или неравномерный слой нагара (после гидроудара двигатель работает, но на головке “копоти” больше, чем в других местах — машина нуждается в ремонте);
- деформированный шатун;
- вкладыши коленвала затерты по краям.
Как появляется гидравлический удар
Появление и течение гидравлического удара показаны на рисунках ниже. Предположим, что на конце квартирного водопровода, присоединенного к домовому стояку, установлен однорычажный смеситель. Такие смесители позволяют быстро перекрывать поток воды в трубопроводе.
Пока кран открыт (см. рис. 1), жидкость движется по квартирному трубопроводу со скоростью «ν». При этом в стояке и квартирном трубопроводе давление одинаковое (p).
При резком закрытии крана происходят следующие процессы:
При перекрытии крана происходит резкое торможение потока (см. рис. 2). Кинетическая энергия потока начинает деформировать стенки трубы, в результате чего стенки трубы начинают растягиваться, а жидкость сжиматься. Это ведет к увеличению давления на величину Δp (ударное давление). Зона, в которой произошло увеличение давления называется зоной сжатия ударной волной, а ее крайнее сечение называется фронтом ударной волны. Фронт ударной волны начинает распространяться в сторону стояка со скоростью «с». Стоит отметить, что допущение о несжимаемости воды, принимаемое при гидравлических расчетах, в данном случае не применяется, так как сжимаемая жидкость, имеет коэффициент объемного сжатия 4,9х10-10 (1 Па). То есть при давлении 20 400 бар (2040 МПа) объем воды уменьшается в два раза.
Когда фронт ударной волны дойдет до стояка, вся жидкость в квартирном трубопроводе окажется сжатой, а стенки квартирного трубопровода – растянутыми (см. рис. 3).
В домовом стояке объем жидкости гораздо больше, чем в квартирной разводке, поэтому, когда фронт ударной волны доходит до стояка, избыточное давление жидкости большей частью сглаживается за счет расширения сечения и включения в работу общего объема жидкости в домовой системе (см. рис. 4).
Далее давление в квартирном трубопроводе начинает выравниваться с давлением в стояке. При этом квартирный водопровод, за счет упругости материала стенок, восстанавливает свое сечение, сжимая жидкость и выдавливая ее в стояк. Зона снятия деформации со стенок трубопровода распространяется к крану со скоростью «с».
Когда давление в квартирном водопроводе будет равно начальному (см. рис. 5), так же, как и скорость жидкости, направление потока будет обратное («нулевая точка»).
Теперь жидкость в водопроводе со скоростью «ν» стремится «оторваться» от крана (см. рис. 6). Возникает «зона разряжения ударной волны». В зоне разряжения скорость потока нулевая, а давление жидкости становится ниже начального, что приводит к сжатию стенок трубы (уменьшению диаметра). Фронт зоны разряжения передвигается к стояку со скоростью «с».
При значительной начальной скорости потока разряжение в трубе может привести к снижению давления ниже атмосферного, а также к нарушению неразрывности потока (кавитации). В этом случае в трубопроводе около крана появляется кавитационный пузырь, схлопывание которого приводит к тому, что давление жидкости в зоне отраженной ударной волны становится больше, чем этот же показатель в прямой ударной волне.
Когда фронт сжатия ударной волны достигнет стояка скорость потока в квартирном водопроводе станет нулевой, а давление жидкости – ниже первоначального и ниже, чем давление в стояке. Стенки трубопровода сожмутся (см. рис. 7).
Перепад давления между жидкостью в стояке и квартирным водопроводом вызывает поступление жидкости в квартирный водопровод и выравнивание давления до начального значения (см. рис. 8). В связи с этим стенки трубы также начинают приобретать первоначальные очертания. Далее образовывается отраженная ударная волна, и циклы снова повторяются до полного угасания колебаний. При этом промежуток времени, в течение которого проходят все стадии и циклы гидравлического удара, не превышает, как правило, 0,001–0,06 с. Количество циклов может быть различным и зависит от характеристик системы.
Развитие гидравлического удара можно посмотреть на рисунке выше. График «а» показывает развитие гидравлического удара, когда давление жидкости в зоне разряжения ударной волны не падает ниже атмосферного (линия 0).
На графике «б» показана ударная волна, зона разряжения которой находится ниже атмосферного давления, но гидравлическое постоянство среды не нарушается. В этом случае давление жидкости в зоне разряжения ниже атмосферного, но эффект кавитации не наблюдается.
На графике «в» отображон случай, когда нарушается гидравлическое постоянство потока, то есть образуется кавитационная зона, последующее схлопывание которой приводит к возрастанию давления в отраженной ударной волне.
Как смягчить последствия гидроудара
Что же делать, если произошел гидроудар двигателя? Последствия этого и их решение зависит от множества факторов. После гидроудара двигатель нужно обязательно частично разобрать. Внимательному осмотру нужно подвергнуть ремень привода ГРМ, кривошипно-шатунный механизм. Часто требуется заменить некоторые детали или хотя бы отшлифовать их. Однако встречаются случаи более серьезного ремонта.
Если в результате гидроудара двигатель просто некорректно работает, то это можно считать везением. Обычно сбои в работе мотора вызывает деформированный шатун, упирающийся в стенку цилиндра. Если подобное случилось, не стоить заводить двигатель – это может повлечь еще более опасные поломки. Правильные действия в такой ситуации – доставить автомобиль на эвакуаторе на станцию диагностики. Там произведут грамотный ремонт мотора, заменив шатун и поршневые пальцы.
После попадания воды в двигатель поршни не могут пройти полный такт. Им мешает вода, находящаяся в цилиндрах. Поэтому крайне опасно пытаться завести двигатель после гидроудара. Особенно если попытка завести производится при помощи буксира. Так можно еще больше сломать двигатель.
Но и паниковать в случае гидроудара не стоит. Следует оставить машину на несколько часов с остановленным двигателем. Рекомендуется выкрутить свечи из цилиндров и прокрутить коленвал двигателя при помощи стартера. Эти действия дадут влаге возможность уйти из цилиндров. Затем свечи можно установить на место и попробовать завести мотор. При пуске двигателя нужно внимательно прислушиваться, нет ли посторонних звуков из-под капота. Наличие таких звуков говорит о механических дефектах в двигателе. Попытка эксплуатации такого силового агрегата приведет лишь к большему числу дорогостоящих в ремонте проблем.
Сложнее приходится в этой ситуации владельцам дизельных автомобилей. Дело в том, что в дизельных моторах отсутствуют свечи, следовательно, нет возможности продуть через свечные отверстия цилиндры. Как правило, гидроудар тяжелее сказывается на дизельных двигателях. В этом случае самым разумным решением будет доставка автомобиля эвакуатором в автомастерскую.
Ремонт мотора после гидроудара по объему работы эквивалентен капитальному ремонту. Ни в коем случае нельзя надолго оставлять автомобиль с залитым двигателем. Иначе из-за коррозии придется потом еще расточить и отшлифовать цилиндры.
Если нет возможности воспользоваться услугами эвакуатора, необходимо выполнить следующие действия:
- Если машина остановилась прямо в воде, необходимо вытащить ее на сухое место.
- Выключить зажигание.
- Снять свечи зажигания.
- Осмотреть воздушный фильтр. Если на нем имеется влага, необходимо выполнить следующий пункт. Если фильтр сухой – можно собрать всё на место и попробовать завести двигатель.
- Провернуть коленвал, наблюдая за свечными отверстиями. Появление в них воды – явный признак, что нельзя заводить мотор.
- Если воды в цилиндрах не обнаружилось, можно поставить свечи на свои места.
- Пробуем запустить двигатель.
Важно! Если моторный отсек машины находился под водой 10 секунд и более – почти 100 %, что в двигатель попала влага. Только строгое выполнение необходимых мер защиты позволит уменьшить до минимума последствия гидроудара для двигателя.
Откуда появляется гидравлический удар?
Непонятные звуки в водопроводной системе свидетельствуют о произошедшем в ней кратковременном и мощном повышении давления. Такое может произойти из-за резкой остановки циркулирующей жидкости.
Стандартные причины:
- Поломка насоса или его аварийное отключение.
- Оставшийся в системе воздух.
- Резкое закручивание кранов, останавливающих циркулирующий поток.
Последняя причина стала массово распространяться с появлением шаровых кранов. Дело в том, что в этих изделиях со временем раскручивается крановой бюкс, препятствуя плавному их закрытию.
О том, как избежать гидроудара в водопроводе, мы расскажем ниже.
Примерно тоже творится в системе, если не выпустить воздух. Открывая любое шаровое устройство, мы практически «сталкиваем» два несжимаемых вещества, которые превращаются в пневматический амортизатор.
В обоих случаях мощный поток воды на высокой скорости сталкивается с преградой, которой может быть воздух или запорная арматура. Несомненно, жидкость все-таки сжимается, а трубы имеют свойство растягиваться, но это не может длиться вечно.
Также регулярные щелчки слышат владельцы домов, в которых инженерные коммуникации организованы неграмотно. Причиной тому служит сопряжение труб различных диаметров. При нахождении преграды, пусть она и небольшая, жидкость изменяет объем, и как результат, изменение давления.
Увидеть скачки давления при гидроударе вы можете в этом ролике.
Последствия
Насколько серьезными будут последствия зависит от:
- Количества воды попавшей в камеру сгорания.
- Мощности двигателя.
- Количества оборотов двигателя на момент возникновения гидроудара.
Погнутые шатуны стали последствием гидроудара в двигателе автомобиляСуществует несколько вариантов развития событий при гидроударе в двигателе:
- В цилиндры попала вода, но из-за низких оборотов коленвала двигатель заглох без ущерба – идеальный вариант, при котором мотор может остаться целым. При подозрении на гидроудар пытаться заводить автомобиль нельзя без предварительной диагностики. Достаточно заменить воздушный фильтр, открутить свечи, стартером выгнать воду из цилиндров и просушить их.
- Двигатель заклинил – в основном это происходит из-за упора деформированного шатуна в стенку блока цилиндров.
- Двигатель получил гидроудар, но не заклинил – за счет незначительной деформации мотор работает, но оси движения поршней и валов все равно изменились. Износ деталей ускоряется в разы, значительно сокращая время “жизни” агрегата.
- Фатальные последствия – при заклинивании шатун ломает стенки цилиндров, пробивает БЦ. В этой ситуации без замены двигателя не обойтись.
Альтернативный сценарий
Если автомобиль поехал дальше, это значит, что поршневой системе удалось вывести воду на очередном полуобороте. Вообще, можно сделать вывод, что двигатель после гидроудара с небольшим попаданием жидкости больше рискует получить серьезные повреждения, поскольку продолжение его работы затрагивает не только шатуны, но и другие элементы системы. Если водитель не услышал звуки шатуна, в процессе движения будут возникать дополнительные нагрузки. В этом случае не исключены следующие неисправности: поврежденный цилиндр, сорванный шатун, разбитый поршень, пробитый блок и т.д.
Распространенной проблемой в таких случаях является и повреждение воздушного фильтра. Но здесь многое зависит от материала, из которого он изготовлен. Наибольшую опасность гидроудар двигателя представляет для бумажных фильтров. Даже если в намоченном виде он сохранит целостность, то после высыхания не исключены серьезные деформации. Но это в основном касается устаревших моделей, поскольку в новых фильтрах все же используются более технологичные синтетические материалы, устойчивые и перед механическими воздействиями, и перед водной средой.
Последствия гидроудара двигателя
При движении через лужу на приличной скорости вода может попасть в двигатель и произойдет гидроудар. При этом двигатель не остановится мгновенно, его коленвал будет вращаться еще некоторое время по инерции. Создается ситуация, когда снизу на шатун давит коленвал, а сверху заклинивший поршень. Если гидроудар произошел на больших оборотах, то у двигателя будет достаточно энергии, чтобы сломать шатун. Осколок шатуна упрется в стенку цилиндра и пробьет его. Эту поломку называют «кулак дружбы».
Если двигатель в момент гидроудара работал на малых оборотах, то силы инерции не хватит, чтобы сломать шатун. Двигатель просто заглохнет. После чего иногда мотор удается сразу завести. Случается, что после гидроудара поршень немного перекосится. Тогда стартер не в состоянии прокрутить двигатель. Но «с толкача» можно завести и такой двигатель. Получается обойтись даже без выкручивания свечей – попавшая в цилиндр вода стечет в поддон.
Последствия гидроудара двигателя могут проявиться не сразу. Силовой агрегат проработает еще некоторое время – обычно не более 10 000 км. Однако рано или поздно серьезные поломки мотора будут неизбежны.
Причиной тому является поврежденный во время гидроудара шатун. Этот элемент двигателя постоянно испытывает нагрузки на растяжение и сжатие. Вследствие гидроудара ось шатуна деформируется, поэтому он начинает испытывать нагрузку на изгиб, причем также в две стороны. Такие нагрузки со временем вызывают усталостное разрушение металла шатуна в деформированном месте. В среднем для разрушения нужен миллион усилий растяжения-сжатия. Миллион ходов поршня эквивалентно примерно 10 000 пробега.
Отсюда следует вывод, что двигатель после гидроудара способен обеспечить пробег автомобилю не более 10 тыс. км, после чего мотор неминуемо разрушится.
От гидроудара сильно изнашивается или выходит из строя механизм газораспределения. Происходит это по причине вращения распредвала при заклинившем двигателе. Рекомендуется в процессе устранения последствий гидроудара заменить также все элементы газораспределительного механизма. А именно, замене подлежат ролики, механизм натяжения ремня и сам ремень или цепь. Игнорирование этой рекомендации может повлечь в будущем обрыв ремня или цепи ГРМ. И вместо одного дорогостоящего ремонта владельцу автомобиля нужно будет сделать и второй – заменить клапаны с последующей их притиркой.
Резюмируя, можно сказать, что ремонт двигателя после гидроудара – мероприятие очень затратное. Все поврежденные детали – шатуны, ролики ГРМ, блок цилиндров – приходится менять на новые. Поэтому многие автомобилисты предпочитают вместо такого ремонта купить новый или бывший в употреблении двигатель. Если покупать не весь мотор, а только нижнюю часть – блок цилиндров без головки – то это действительно дешевле, чем ремонт поврежденного силового агрегата. Единственный нюанс в том, что нужно быть бдительным, чтобы не купить совсем изношенный мотор.
Стоимость ремонта после гидроудара напрямую зависит от количества поврежденных элементов двигателя. Диапазон цен варьируется от 100 до 400 долларов и более.
Головка блока цилиндров после гидроудара тоже должна быть осмотрена на предмет появления трещин. При их наличии лучше обратиться за ремонтом в СТО.
Гидроудар и страховые выплаты по ОСАГО и КАСКО
Не стоит также думать о том, что ваша машина будет застрахована в случае чего. По полису ОСАГО денежную компенсацию будут выплачивать только автовладельцу, который попал в аварию по вашей вине. На КАСКО тоже не стоит рассчитывать, так как каждая страховая компания имеет, как правило, свои условия договора. Ввиду этого, если вода попала в ваш автомобиль и сильно повредила ее детали, то, скорее всего, это примут за вашу халатность в отношении собственной машины.
Если случилось стихийное бедствие, к примеру, выпало огромное количество осадков, которые стали «не по силам» вашему автомобилю, то также не следует рассчитывать на выплату материального ущерба – подобные случае фиксируются как исключение из страхового покрытия. Поэтому, если синоптики говорят, что в ближайшее время вам лучше не выезжать из квартала, или же, вы сами видите, что за оком происходят некие аномальные погодные явления, не рискуйте. К тому же, страховщики, скорее всего, будут считать вас виноватыми в том, что произошло, ибо вы сами форсировали затопленную проезжую часть.
Большинство аналогичных случаев, которые связанны со страхованием автомобиля, заканчиваются судом. Если вы не сознательно двигались по затопленной проезжей части, а случайно попали в зону стихийного бедствия, то у вас есть шанс решить возникшую проблему – практика показывает, что суд часто оказывается на стороне автовладельца в этой ситуации.
Случается так, что автомобиль затапливает, когда он пребывает на стоянке. В случае подземной парковки, дренаж которой не осилил потоков воды, возмещение ущерба необходимо требовать у ее владельца. К сожалению, скорее всего, оператор или владелец парковки предоставит вам и суду правила оказания услуг, которые утверждают что он (владелец стоянки) не несет ответственности за данное происшествие.
У вас появляется шанс на успех, если ваш автомобиль оказался в зоне утопления, стоя на улице на месте. Следует отстаивать версию, что содержание линевых стоков устарело. Однако, если ваш автомобиль находился, к примеру, возле дома, и его затопило, то, скорее всего, выплату вам, все–таки, не воспроизведут. Другое дело, если затопления случаются регулярно, и в специальные службы поступают постоянные жалобы.
Двигатель после гидравлического удара
Если мотор “захлебнулся”, необходимы срочные меры. Необходимые меры по устранению неисправности описаны ниже.
Что делать после гидроудара двигателя?
Если силовое устройство резко заглохло в движении, не запускайте его. Обозначьте для других участников дорожного движения, что возникла поломка (подробности смотрите в ПДД). Осмотрите воздушный фильтр в подкапотном пространстве (при обнаружении влажного элемента уберите его). Также проверьте блок движка на повреждения и утечки (частые последствия гидроудара двигателя).
Если ничего критичного не обнаружили, отправляйтесь в автосервис “своим ходом”. Перед этим проверьте дееспособность ДВС. Для этого выкрутите свечи и “крутаните” “движок” стартером — остатки влаги испарятся (при гидроударе дизельного двигателя такой тест невозможен). При появлении посторонних звуков не рискуйте — вызывайте эвакуатор. В противном случае вмонтируйте свечи на место и на низкой скорости “ползите” в сторону техцентра (в дороге следите за температурой охлаждающей жидкости и давлением масла).
Ремонт движка после гидроудара
Медлить нельзя, так как возможно быстрое образование ржавчины — требуется устранить последствия и решить вопрос с гидроударом мотора. Это усложнит работу и стоимость восстановления заметно возрастет.
Необходимые ремонтные манипуляции описаны ниже:
- замена поврежденных шатунов;
- шлифовка основания головки;
- установка новых ремня/цепи ГРМ с натяжителями и роликами;
- может понадобиться обновление поршневых пальцев (или детали целиком) и коленчатого вала (выясняется на этапе диагностики).
При повреждении блока движка восстановление нецелесообразно — стоимость услуги превысит сумму покупки контрактной детали и последующего капремонта.
Продать двигатель после гидроудара
Это предприятие мы считаем сомнительным, так как опытные автолюбители отмечают, что “утопленник” не сможет пройти больше 10 тыс. км пробега. Агрегат в любом случае разрушится. Можно попытать счастье на специальных сервисах по продаже б/у запчастей, но правильным будет описать все как есть.
Что делать, если при покупке авто с пробегом есть подозрение на гидроудар ДВС? Будьте внимательны. Например, если приобретаете машину из Америки, изучите метеорологическую картину “материнского” региона (если было наводнение, это должно насторожить — возможно, двигатель перенес гидроудар).
Источник