Узкий участок дороги: как понять, у кого преимущество?
Содержание:
- Какая скорость движения во дворе
- Особенности применения знака
- Дорога на прилегающей территории
- Разъезд при въезде (выезде) из жилой зоны
- Как применяется на перекрестке
- Меры наказания
- Если ни у кого нет явного преимущества при въезде и выезде
- Кто должен уступить дорогу?
- Правила движения
- Прилегающая территория
- Возможные ДТП и их последствия
Какая скорость движения во дворе
Рассмотрим пункты правил, регламентирующие правила парковки во дворах жилых домов . Естественно, на дворовых территориях действуют все те же правила дорожного движения, что и на обычной дороге, однако есть и некоторые особенности:
- Запрещена стоянка грузовых автомобилей.
- Стоянка с работающим двигателем запрещена.
Обратите внимание, что если в холодное время года Вы прогреваете автомобиль в течении 5 минут или более, то Вы нарушаете требование правил, и на Вас может быть наложен штраф ГИБДД, который будет рассмотрен ниже
Какой должна быть скорость движения в жилой зоне
Если двигатель работает более пяти минут без нагрузки, то это будет прямым нарушением правил ПДД. Типы грузовых автомобилей с общей массой больше, чем в 3,5 тонны, парковаться во дворах не могут.
Такие транспортные средства относятся к категории С. Размер штрафов определяется скоростью водителя, ставшей превышением установленных норм. Обычно водители платят от 100 рублей до нескольких тысяч.
Раздел 17
В жилых зонах установлен приоритет пешеходов (пункт 10.2 ПДД).
Они имеют право перемещаться по проезжей части, не говоря о специально предназначенных для этого тротуарах. Водители при движении в жилой зоне, обязаны уступать пешеходам дорогу, так же запрещена учебная езда . При этом умышленно мешать движению по проезжей части запрещается, то есть курить, стоя посреди дороги, не давая проехать автомобилю или машине скорой помощи, нельзя.
Максимальная скорость в жилых зонах и на дворовых территориях составляет 20 км/ч.
Пдд движение во дворах
В рамках этой статьи будут рассмотрены все пункты ПДД, относящиеся к движению в жилых зонах, а также будут перечислены наказания за нарушение этих пунктов правил.
Пункт 17.4 правил дорожного движения свидетельствует о том, что требования раздела 17 «Движение в жилых зонах» распространяются также и на дворовые территории. Вывод: иметь хорошую память. Тупость. Ты въехал во двор с одной улицы — выехал с другой, правильно?
Поскольку дворы считаются жилой зоной, сквозной проезд по жилой зоне запрещен ПДД п.17.2 Слушай, мужик, стучит кто-то на тебя гаишникам.
Скорость движения в ПДД
Правил гласит, что в населенных пунктах, обозначенных указателями 5.23.1. или 5.23.2., по общему правилу, все ТС, вне зависимости от их вида, должны двигаться с километражем в час, не превышающем 60 км.
Если автомобиль буксирует другой, в черте города (и вне населенного пункта тоже) ему разрешается двигаться не более 50 км/ч. Местным органам власти дано правомочие по повышению максимально допустимой скорости движения в населенном пункте на отдельных участках автодорог.
В жилых зонах установлен приоритет пешеходов (пункт 10.2 ПДД). Они имеют право перемещаться по проезжей части, не говоря о специально предназначенных для этого тротуарах. Водители при движении в жилой зоне, обязаны уступать пешеходам дорогу, так же запрещена учебная езда .
Рекомендуем прочесть: Рвп по браку
Если двигатель работает более пяти минут без нагрузки, то это будет прямым нарушением правил ПДД. Типы грузовых автомобилей с общей массой больше, чем в 3,5 тонны, парковаться во дворах не могут.
Такие транспортные средства относятся к категории С.
Размер штрафов определяется скоростью водителя, ставшей превышением установленных норм. Обычно водители платят от 100 рублей до нескольких тысяч.
Рассмотрим пункты правил, регламентирующие правила парковки во дворах жилых домов . Естественно, на дворовых территориях действуют все те же правила дорожного движения, что и на обычной дороге, однако есть и некоторые особенности:
- Запрещена стоянка грузовых автомобилей.
- Стоянка с работающим двигателем запрещена.
Правил гласит, что в населенных пунктах, обозначенных указателями 5.23.1. или 5.23.2., по общему правилу, все ТС, вне зависимости от их вида, должны двигаться с километражем в час, не превышающем 60 км.
Если автомобиль буксирует другой, в черте города (и вне населенного пункта тоже) ему разрешается двигаться не более 50 км/ч. Местным органам власти дано правомочие по повышению максимально допустимой скорости движения в населенном пункте на отдельных участках автодорог.
Особенности применения знака
Что означает этот дорожный знак? Он сообщает водителю о том, что впереди — специально обустроенная территория, на которой действуют определенные правила дорожного движения, о чем гласит определение в российском Градостроительном кодексе. Следующий вопрос, который появляется у водителя при виде этого знака — это максимальная скорость движения на такой местности. И не зря. Как только увидите знакомый синий прямоугольник, сразу же сбавьте скорость до 20 км/ч. Именно такая скорость является максимальной для передвижения по жилой местности.
Важно знать, где могут двигаться пешеходы в жилой зоне. В подобном случае они обладают преимуществом над водителями: им должны уступить
Подобные правила регулируют движение в жилых зонах по всей ширине дороги. При этом в ПДД указано, что пешеходам строго запрещается намеренно мешать проезду автомобилей.
Обратите внимание и на то, что в местах, где установлен дорожный знак «Жилая зона», нельзя парковать любые грузовые автомобили и другие габаритные транспортные средства. Такое нарушение правил грозит серьезным штрафом владельцу припаркованного грузовика
Нелишним будет обозначить 7 пунктов, в которых указано, какие действия запрещены в жилой зоне. Именно их стоит помнить каждому водителю.
- Запрещен проезд учебных ТС. Любой автомобиль, обозначенный наклейкой «У», подвергается штрафу.
- Запрещен сквозной проезд через жилую зону, а именно через частные территории. В том числе сквозное движение с целью сократить маршрут или с любой другой.
- Запрещается использовать частные территории для разворотов или маневров.
- Любой фрагмент жилой зоны не разрешено использовать как стоянку для транспорта категории С (машины весом более 3 тонн).
- Нельзя оставлять автомобиль с запущенным мотором.
- Нельзя передвигаться по жилой местности со скоростью более 20 км/час.
- Воспрещается нарушать общие правила дорожного движения.
Читать также: Когда вносится задаток при покупке квартиры?
Все эти запреты действуют от знака «Жилая зона» до того, как вы минуете знак «Конец жилой зоны». Именно он обозначает завершение действия специальных правил. На нем то же изображение, только перечеркнутое красной линией по диагонали. Если вы нарушите одно из перечисленных правил в пределах действия знака, вам грозит штраф от 1500 до 3000 рублей (до 5000 рублей за парковку на газоне).
Дорога на прилегающей территории
3. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
В жилых зонах пешеходы на проезжей части имеют преимущество. Значит в жилых зонах есть проезжая часть. Проезжая часть это элемент дороги. Значит в жилых зонах есть дороги. Требования Правил в жилых зонах распространяются на дворовые территории, но это не означает, что во дворах есть проезжая часть. Пешеходы во дворах пользуются преимуществом, но ничто в Правилах не указывает на наличие проезжей части во дворах.
Разъезд при въезде (выезде) из жилой зоны
Если с выездом и заездом на дворовой участок предельно ясно, так как манёвры чётко прописаны в ПДД, то при встрече двух машин на узкой дороге во дворе, где отсутствуют разметки и дорожные знаки, ситуации часто бывают спорными. К тому же такие случаи не регламентируются правилами.
Как должны действовать при встрече на дороге, которая прилегает к жилому массиву, водители двух автомобилей, движущихся в противоположные стороны и не имеющие возможность разминуться, будет зависеть от конкретной ситуации
Разъезд осуществляется согласно благоразумию управляющих транспортом, наличию помех и их договорённости.Важно! Поскольку много аварий происходит в момент при движении задним ходом, то при таком манёвре во дворе рекомендуется воспользоваться помощью человека, пребывающего на улице
Договариваться можно при помощи жестов или световых сигналов.
Например, если водитель только начал заезд во двор и увидел, что навстречу двигается другая машина, то ему проще «выпустить» его из двора, а затем самому осуществить заезд.
При встрече машин «нос к носу» сдать назад должно то транспортное средство, у которого для этого имеется больше пространства для движения.
Видео: Движение в жилых зонах
Если один водитель может осуществить поворот, дать задний ход, а у другого такой возможности нет, то первый должен осуществить манёвр и освободить проезд для второго.В п. 11.7 ПДД указано, что при затруднённом встречном разъезде уступить дорогу должен тот водитель, на стороне которого имеется препятствие. Если установлены знаки, предупреждающие о наличии крутого спуска и подъёма, пропустить встречное авто должен тот, кто едет на спуск.
Знаете ли вы? В 2019 году компания Uber представила первое в мире такси, передвигающееся по воздуху. Оно рассчитано на перевозку четырёх пассажиров и четырёх больших чемоданов.
Как применяется на перекрестке
Правило ПДД «помеха справа» на перекрестке работает, когда:
- Участок представляет собой пересечение равнозначных дорог, на нем не установлен светофор. На первое могут указывать символы 1.6 и 2.2. Если их нет, обе дороги должны быть с одинаковым покрытием. Асфальт только на одной из них делает ее главной, другую – второстепенной. И применение правила в этом случае невозможно.
- На участке сходятся неравнозначные пути, но главный уходит в сторону. Светофора при этом тоже быть не должно. Ситуация подпадает под пункт 13.10: «В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.
Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.». А если так, то условие правой руки как раз и работает. Автомобили, к которым прочие ТС приближаются с этой стороны, должны предоставить им дорогу.
Не применяется условие при следовании через перекресток в следующих случаях:
- Участок представляет собой схождение неравнозначных путей, то есть один является главным, а пересекающий его – второстепенным. Здесь приоритет у транспорта, движущегося по первой дороге. Он может первым ехать прямо, сворачивать в любую сторону. И не имеет значения, что кто-то приближается к нему с правого фланга по второстепенной.
- На перекрестке организовано круговое движение, и нет знаков приоритета. Тогда преимущество у тех, кто уже едет по кольцу. Автомобили, стремящиеся попасть на него, уступают. Практически это выглядит так же, как проезд по перекрестку с дорогами неравного значения. Кольцо выполняет роль главной дороги.
- На участке стоит светофор с дополнительной секцией. Когда на ней горит зеленый одновременно с таким же сигналом основного прибора, одни ТС получают преимущество, другие обязаны ждать. Уступать должны автомобили, движущиеся под дополнительную «стрелку», если вместе с ней зажегся красный на основном светофоре. Преимущество имеют все остальные вне зависимости от направления движения.
Ещё на InDrive.Net:
Как двигаться на Т-образном перекрестке: правила проезда и наказание за нарушение, проезд по нерегулируемому, перекрёстку равнозначных дорог, со светофором
Регулируемый перекресток тоже не попадает под влияние правила «помеха справа». На нем очередность проезда диктуется сигналами светофора либо инспектора.
Смотрите в этом видео о правилах равнозначных дорог:
Меры наказания
Виновник должен понимать, что будет, если скрыться с места ДТП во дворе. В таких случаях он привлекается к административной ответственности, которая подразумевает лишение ВУ сроком на 12-18 месяцев. Также по решению суда возможен арест длительностью пятнадцать суток. В соответствии со ст. 27.13 КоАП России транспортное средство водителя подлежит задержанию независимо от вида наказания.
Если судьей принято решение наложить штраф, его размер устанавливается в индивидуальном порядке, в зависимости от таких факторов:
- масштаб последствий;
- число пострадавших;
- обстоятельства ДТП.
Если скрылся с места ДТП, что будет в дальнейшем для виновников определено законодательством. После документального фиксирования происшествия виновное лицо объявляется в розыск. Дополнительно человек привлекается к административной ответственности в виде штрафа в 800 рублей за управление ТС без действующего полиса ОСАГО.
Если ни у кого нет явного преимущества при въезде и выезде
Иногда автомобили встречаются уже во дворе, когда оба оказываются на прилегающей территории. И в этом случае выяснить, кому принадлежит приоритет в движении, нельзя. А продолжить путь необходимо, но просто проехать мимо друг друга не удается из-за узости пространства. В таком случае кто уступает дорогу во дворе, определяется условиями безопасности для обоих водителей, ТС и здравым смыслом.
Если у одного из автомобилей есть возможность дать задний ход, следует так и сделать, чтобы второй проехал. Уступить должен также тот, кто может свернуть в сторону и там подождать, пока оппонент покинет узкий участок. Если встретились внедорожник и «легковушка», первый может заехать на расположенную высоко обочину или переместиться на грунтовку, чтобы дать проезд второй машине.
Словом, водители должны проявить вежливость, расчетливость и разумность. Договориться о том, кто кого пропускает, можно жестами. Если же автомобилист категорически не желает уступать, хотя имеет для этого более благоприятные условия, в действие вступает «правило трех Д». Лучше дать ему проехать, чем конфликтовать. Потому что за время спора количество машин на проблемном участке может увеличиться.
Кто должен уступить дорогу?
Ситуаций может быть больше, чем позволят рассмотреть рамки одной статьи, но разберем самые частые и основные – остальные же могут быть легко выведены из этих. Как это выглядит, будет отдельно указано на картинках.
При перестроении по полосам движения
Два автомобиля движутся в одном направлении. Осуществляется перестроение. Кто кого должен пропустить? Всегда ли прав тот, кто с правой стороны? Давайте вспомним п.8.4 ПДД, в соответствии с которым:
- Если перестраиваются оба автомобиля одновременно, преимущество у того, кто движется справа.
- Если один из автомобилей не перестраивается, а продолжает движение по своей полосе, то преимущество у него, вне зависимости от расположения относительно второго ТС (справа или слева).
Отсюда вытекают и еще несколько типичных ситуаций, трактовка которых вызывает сложности.
При сужении дороги
Существует неверное понимание, что в случае сужения дороги всегда применяется норма помехи справа. Это не совсем так – ситуация так же зависит от обстоятельств:
- Если сужение происходит за счет уменьшения левой полосы, преимущества у тех, кто движется по правой.
- Если сужаются обе полосы, т.е. перестроение происходит из обеих полос движения, преимущества так же у тех, кто находится справа.
- Если же сужается правая полоса, т.е. ТС, находящиеся слева, продолжают движение по своей полосе без перестроения, а правые вынуждены «вливаться» в их ряд, то преимущества у участников движения левой полосы.
Разумеется, все это (как и в других случаях) актуально только при отсутствии дополнительных регулирующих факторов – разметки, знаков, светофоров и/или сотрудников ДПС (ГАИ), регулирующих движение.
Во дворах и на стоянках
Во всех этих случаях так же действуют нормы, диктуемые разметкой, знаками и т.п. Однако, если эти факторы отсутствуют, т.е. транспортные средства находятся на неких участках с разрешенным движением, но без дополнительной регулировки, прямо действует правило правой руки, т.е. преимущества всегда у тех, кто находится справа.
При этом очень важным будет точное понимание таких понятий, как перекресток, прилегающая территория, т.е. оценка типа участка дороги, чтобы определить преимущества.
На перекрестке
Пересечение перекрестка регулируется отдельными нормами, но логика в целом та же. Прежде всего, действуют сигналы сотрудника ГИБДД, светофора, знаков и разметки, и только в их отсутствии применяется норма помехи справа, ситуации при которой будем рассматривать далее.
Кроме прочего, есть в ПДД РФ четкие указания на следующие случаи:
При проезде равнозначных перекрестков
Если перекресток не является круговым, то при равнозначных дорогах напрямую действует правило правой руки – то есть преимущество имеют те, кто расположен справа.
При проезде неравнозначных перекрестков
Не вызывают вопросов случаи, когда перестроение происходит с главной на второстепенную, или наоборот. В этих ситуациях преимущество у тех ТС, что располагаются на главной.
Но бывают варианты, когда главная и второстепенная не пересекаются под прямым углом, а поворачивают. Например, главная сворачивает направо, а встречная второстепенная в противоположном направлении. Если выезда с дороги одного типа на другой не происходит, то в рамках однотипной дороги используется норма помехи справа.
При повороте
Если под поворотом подразумевается движение по перекрестку, то и правила его пересечения будут тем же, что описаны выше. Некоторые вопросы появляются при поворотах на прилегающие территории или выездах из них, но в подавляющем большинстве случаев они определены знаками.
Если же регулирующих факторов нет, если ситуация трактуется неоднозначно, лучше применять правило правой руки, и считать, что у всех, находящихся справа, преимущество.
Москва +7(499) 325-45-68
Санкт-Петербург +7(812) 467-40-78
Бесплатная консультация 7(800) 350-23-68
Москва +7(499) 325-45-68
Санкт-Петербург +7(812) 467-40-78
Правила движения
Разъезд внутри прилегающей территории не регулируется ПДД, однако общие рекомендации дать можно:
- При спорной ситуации, когда в узком проезде встречаются два автомобиля, сдать назад и уступить следует водителю того автомобиля, который имеет сзади больше пространства для этого.
- Несмотря на то, что приоритет при движении в гору установлен ПДД только для дорог, при наличии сильного уклона во дворе и небольшой ширине проезда уступить должен тот водитель, который едет вниз, то есть с горы.В большинстве случаев водители самостоятельно решают, кто кого пропускает, подавая друг другу сигналы жестами или с помощью фар.
Для автомобилей
В жилых зонах и дворах запрещены:
Самым опасным традиционно считается перемещение задним ходом. На дворовых территориях предостережение по поводу этого становится особенно актуальным: в таких местах обзору могут мешать деревья, различные металлические конструкции и т.д.
Кроме того, во дворах жилых домов более вероятно появление детей, домашних животных.
Поэтому перед началом движения назад необходимо предпринять особые меры предосторожности:
- Находясь снаружи нужно обойти автомобиль и осмотреть пространство за ним (под него тоже целесообразно заглянуть, чтобы ненароком не наехать на чьего-то питомца).
- Сев внутрь и включив заднюю передачу, следует еще раз убедиться в безопасности маневра, посмотрев во все зеркала заднего вида. Только после этого можно медленно начинать движение.
Лучше попросить кого-либо о помощи, чтобы избежать несчастного случая. И, самое главное, следует знать, что пешеход обладает преимуществом и в жилой зоне, и на территории двора.
Для мотоциклов, скутеров, велосипедистов
Правила въезда и выезда для лиц, управляющих мотоциклами и скутерами, не отличаются от таковых для автомобилей. Разница лишь в том, что водителю двухколесного транспорта гораздо проще маневрировать на узких участках пространства.
Для них можно посоветовать:
- при движении к выезду одновременно с автомобилем, лучше уступить ему дорогу и позволить первому покинуть территорию двора: четырехколесному транспорту может быть труднее дождаться благоприятного момента при интенсивном движении;
- следует уступать дорогу людям, перемещающимся внутри двора или жилой зоны пешком.
Согласно п. 17.1 ПДД пешеход не должен необоснованно создавать помехи для перемещения транспорта внутри жилой зоны или двора. Однако если это все-таки произошло, лучше вежливо попросить человека освободить проезд.
Велосипедисту внутри жилой зоны следует перемещаться по специально отведенной дорожке. Если таковая отсутствует, то двигаться необходимо по краю проезжей части, не забывая про преимущество пешеходов.
Внутри двора руководствоваться следует теми же рекомендациями, что и водителям двухколесных транспортных средств, оборудованных двигателями.
Что по ПДД обязан сделать водитель при повороте направо, читайте здесь.
Для пешеходов, в том числе детей
Как говорилось ранее, пешеход обладает преимуществом при движении внутри местности, обозначенной символом 5.21, а также на прилегающей территории (во дворах).
Это означает, что, находясь в жилой зоне, человек может идти не только по тротуару, но и по всей ширине проезжей части.
Во дворе пешеход также вправе передвигаться в любом нужном ему направлении. Однако:
если человек необоснованно создает препятствие для движения механического транспорта при наличии альтернативного пути движения, это расценивается как нарушение ПДД (деяние будет квалифицировано по ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ | может быть назначено предупреждение либо штраф, сумма которого составит 500 рублей) |
если в результате создания пешеходом помехи для перемещения транспортного средства водитель, попытавшийся увернуться, получит травму, характеризующуюся как легкий или средний вред | виновник будет оштрафован на 1000-1500 рублей |
Если таким нарушителем окажется ребенок, то есть лицо, чей возраст менее 18-и лет, за подобное деяние ответственность понесет один из его родителей, в отношении которого будет составлен протокол по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
Прилегающая территория
Прилегающей называется зона, расположенная максимально близко к дороге. Согласно правилам, к ней относятся:
- дворы;
- стоянки;
- жилые комплексы;
- автозаправочные станции и пр.
В целях обеспечения безопасности сквозное движение на ней запрещено. За несоблюдение правил придётся заплатить штраф от 1500 до 3000 рублей. Также запрещается:
- ехать со скоростью более 20 км/ч;
- обучать вождению;
- стоять с работающим двигателем дольше пяти минут;
- оставлять грузовые автомобили, масса которых превышает 3500 кг.
Самым частым нарушением является въезд и въезд на прилегающую зону. Если это делается не в специально отведённых местах, а в противоположном направлении, такое нарушение приравнивается к выезду на встречную полосу и наказывается штрафом в 5000 рублей либо лишением прав.
Несмотря на разъяснения, которые дают ПДД, на практике часто возникают спорные вопросы относительно того, считается определённая территория прилегающей или нет. Основная трудность состоит в том, что эта зона не обозначается никакими специальными знаками. Судить о её назначении можно только по объектам, расположенным поблизости.
Возможные ДТП и их последствия
ДТП на прилегающей территории ПДД дополнительно не описываются. Но они, конечно, там случаются. И бывают связаны с тем, что водители расходятся во мнениях, перекресток это или примыкающий участок. Ведь правила там и здесь разные. Какие аварии типичны в такой ситуации:
- Автомобиль L собирается развернуться и въезжает на примыкающую территорию задним ходом. Оттуда следует машина F, водитель которой уверен, что следует через перекресток. Поэтому он не уступает оппоненту, в результате происходит столкновение. Если это примыкающий участок, накажут второго автомобилиста. Он должен был пропустить машину L. Если речь о перекрестке, вину возложат на водителя первой машины. На этом участке езда задним ходом запрещена.
- Автомобиль L, выезжая с примыкающей зоны, поворачивает направо. Машина F едет ему навстречу и намеревается уйти влево. Если первый уверен, что все происходит на перекрестке равнозначных путей, а второй оценивает участок, как примыкающую зону, возможно столкновение. Когда прав водитель L, оппонент должен его пропустить в соответствии с пунктом 13.12 ПДД:
При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.
Но когда речь о прилегающей территории, первым должен проследовать именно автомобиль F. Ведь L покидает ее, значит, он уступает всем иным ТС.
Автомобиль L въехал на АЗС, заправился, развернулся и собрался покинуть ее тем же путем. В это время туда следует машина F, и происходит авария. Водитель L здесь неправ. Если выезд разрешен одним и тем же путем, он обязан пропустить F. Но иногда покидать АЗС необходимо вообще по другой дороге. И выходит, что L ехал по встречному ряду при одностороннем движении.
Мнение эксперта
Надежда Смирнова
Эксперт по автомобильному праву
Если автомобилист не может определить, действительно ли находится на примыкающем участке, лучше проезжать так, как будто это перекресток равнозначных путей. Потому что правила в данном случае строже, то есть при их соблюдении меньше вероятность аварии.
Прилегающая территория в ПДД разграничена с проезжей частью, на ней участники движения должны вести себя иначе. И это справедливо, ведь здесь решаются другие цели: заправка авто, ожидание, пока водитель или пассажир вернется из дома либо учреждения. Если не спешить, контролировать дорогу, уважать других участников движения, удастся избежать неприятностей с ними и ГИБДД.