Как изготовить сабвуфер в машину своими руками
Содержание:
- Выбор динамика
- Шаг 2: Детали и материалы
- Делаем усилитель для сабвуфера своими руками — 3 этапа сборки на интегральной микросхеме TDA1562Q
- Как подобрать динамики для своего сабвуфера
- Как сделать сабвуфер своими руками в машину? Выбираем динамики
- Работа темброблока
- Подготовка
- Подключение сабвуфера
- Особенности размещения
- Особенности воспроизведения низкочастотного сигнала
- Разновидности конструкций коробов
- Виды динамиков
- Описание УМЗЧ TDA1562Q
- Как установить и подключить сабвуфер
- Стелс-сабвуфер для машины своими руками
- Вывод
Выбор динамика
Самодельный саб для авто
Перед тем, как соорудить сабвуфер в машину, нужно определиться с выбором колонок.
На сегодняшний день в продаже можно встретить динамики таких размеров:
- Шестидюймовые. Как правило, такие устройства применяются в качестве дополнительного источника для воспроизведения средних частот. На практике из такого устройства можно сделать скромный саб по глубине частот. Оптимально такая колонка подойдет для машин с небольшим салоном со средней акустикой в целом.
- Восьмидюймовые варианты могут применяться для обеспечения дополнительных фронтальных частот. По факту такой вариант также является достаточно скромным.
- Десятидюймовые колонки и больше представляют собой наиболее оптимальный вариант, если вы решили соорудить самодельный сабвуфер. Такие устройства позволяют обеспечить наиболее качественное звучание, при этом наполняя пространство салона довольно приятным и сильным басом. Как показывает практика, все же лучшим вариантом для того, чтобы сделать сабвуфер в авто, являются колонки на 12 дюймов.
- Динамики на 15 дюймов представляют собой лучший вариант для салонов больших транспортных средств. Но при этом такой вариант фактически не осуществим, поскольку для достижения качественного звучания потребуется короб объемом на 90 литров. Он не только займет почти весь багажник, но и может даже оглушить водителя.
Чертеж для изготовления саба
Если вы думаете над тем, как сделать динамик самому, то помимо размера, следует также определиться с уровнем сопротивления. К примеру, наиболее оптимальным вариантом будет сопротивление в 2-4 Ома, если этот показатель будет меньше, это значительно отразится на качестве звучания. Что касается мощности колонок, то в этом случае что-то точно сказать сложно, так как споры касательно этого вопроса ведутся до сих пор. Одно можно сказать точно — мощность колонки должна быть больше мощности усилителя, поскольку ни одно устройство не сможет проработать долго, если будет функционировать на самой высокой мощности. Коробку сделать просто, но если делать без расчетов, то будет играть некачественно.
Шаг 2: Детали и материалы
Если вы посмотрите видео в конце статьи, то можете заметить что в схеме соединений меньше компонентов. Автор сделал это, чтобы уменьшить количество используемых компонентов и упростить общий процесс сборки сабвуфера. Автор также использовал аналогичный усилитель со встроенным Bluetooth, что бы не покупать для этого отдельный модуль. Ниже вы найдете полный список деталей и инструментов, использованных для сборки
Обратите внимание, что на все детали я оставил ссылки, где их можно приобрести!
Компоненты:
- НЧ-динамик —
- Блок питания на 24 В —
- Фазоинвертор 2 шт. —
- Усилитель 2.1 — или Тут
- Розетка переменного тока с выключателем —
- Гнёзда с креплением на корпус —
- Входное аудио гнездо —
Остальное:
- Spade разъемы —
- Прокладочная лента —
- Резиновые ножки —
- Шурупы M5 * 25 с шестигранной головкой —
- Винты M2 * 12 —
- Резьбовые вставки —
- Медные стойки —
Инструменты:
- Инструмент для зачистки проводов —
- Мультиметр —
- Комплект коронок по дереву —
- Набор кернов —
- Клеевой пистолет —
- Шлифовальная губка —
- Эпоксидный клей —
- Лобзик —
- Шуруповёрт —
- Паяльник —
- Припой —
- Третья рука для пайки —
- Сверла —
Для изготовления корпуса сабуфера были использованы МДФ толщиной 12 мм и 6 мм, а так же 4 мм фанера для панели управления.
Делаем усилитель для сабвуфера своими руками — 3 этапа сборки на интегральной микросхеме TDA1562Q
Любой водитель любит слушать хорошую музыку в своей машине. Это развлечение поднимает настроение и помогает легко перенести длинную пробку. Гораздо приятнее воспринимать качественный звук, а плохое звучание портит впечатление от прослушивания любимой песни. Многие автомобилисты предпочитают более громкую музыку с хорошими басами. Желаемый эффект может создать сабвуфер, но для его функционирования необходим усилитель. Изготовить усилитель для сабвуфера своими руками вполне возможно, но перед этим лучше внимательно ознакомиться с рекомендациями.
Чтобы собрать усилитель для сабвуфера своими руками правильно, нужно запастись свободным временем и терпением. Больших затрат средств не потребуется. В первую очередь нужно приобрести усилитель мощности, выполненный на интегральной микросхеме. Далее, мы разберем, как собрать усилитель для сабвуфера своими руками на основе микросхемы TDA1562Q.
Как подобрать динамики для своего сабвуфера
Сабвуферы применяются в автомобилях для улучшения звучания музыки на низких частотах. Для обычного прослушивания мелодий или радиопередачи штатной аудиосистемы в машине бывает вполне достаточно, но ценители громкого и чистого звука на пониженных частотах предпочитают размещать в салоне сабвуфер.
Во время подбора динамиков для будущего изделия, автовладелец узнаёт, что по форме и размеру они могут быть круглыми или овальными. Обычно (исходя из габаритов салона автомобиля) выбираются круглые динамики с диаметром 10, 13 или 16 см, а также овальные длиной 15х23 см. Соответственно, чем больше диаметр динамика, тем качественнее будет воспроизводиться звук на низких частотах.
Как узнать, какие автомобильные динамики вам подойдут
Перед самостоятельным изготовлением сабвуфера в автомобиль требуется уточнить несколько основных тезисов:
- на качество звучания музыки в машине форма динамиков никак не влияет;
- на глубину и сочность звука влияет только размер динамика;
- необходимо хорошо продумать, какой именно формы и размера нужны динамики, чтобы сабвуфер уместно смотрелся в салоне.
Дизайн не имеет первостепенного значения, поэтому при выборе динамика приоритетными являются его технические характеристики
Как сделать сабвуфер своими руками в машину? Выбираем динамики
На выбор и размер динамиков влияют габариты салона. Практика показывает, что наиболее распространёнными размерами считаются, круглые динамики 100, 130, 160 мм. Либо вариант овального исполнения с габаритами 150/230 мм. Если вы еще не определились с конкретной моделью возможно вам поможет наша статья — «Рейтинг автомобильных сабвуферов«.
При этом стоит помнить, что размер динамика напрямую влияет на качество звука. Шестидюймовые динамики просто физически не в состоянии дать хороший бас.
Выбор определённых динамиков подразумевает знание сопротивления.
Какие динамики, каких размеров и для чего используют?
Динамики на 6 дюймом необходимы для источника мид/баса как дополнение. На 8 дюймов для получения фронтальных басов. На 10 дюймов определяют качество звучания.
Это вариант для 15-20 литрового корпуса. Как сделать самодельный сабвуфер в машину более мощным? Понадобятся динамики на 12 дюймов. Это оптимальное и выверенное решение для 20-25 литрового изделия.
Ели хотите установить 60-90 литровую конструкцию потребуются динамики на 15 дюймов. Но, этот вариант подходит, в большей степени, для соревнований, нежели прослушивания музыкальных произведений. К тому же, он войдёт не в каждый автомобиль.
Как самому сделать сабвуфер в машину? Выбираем тип устройства
Сегодня на рынке можно приобрести активные и пассивные сабвуферы. У каждого типа есть свои достоинства и недостатки, основные отличия заключаются в следующем:
- Активные конструкции со встроенным кроссовером и усилителем. Это даёт возможность обеспечить высокое качество звучания мелодий и убрать (при необходимости) высокие частоты;
- Пассивные. В этом случае отсутствуют дополнительные усиливающие звучание элементы. Подключение происходит с использованием штатной аудио системы. Соответственно многое зависит не только от динамика и короба, но и от качества усилителя и др. элементов аудиосистемы.
Работа темброблока
Регулировка частот построена классическим образом, элементы, вносящие изменения в характеристики сигнала, находятся в петле отрицательной обратной связи микросхемы U4A. На сопротивлении X1 состоят конденсаторы C17 (4,7 nF), C20 (33nF) и резистор R7 (10k), «половина» потенциометров P1A (100k), P2A (100k) и элементов R8 (10k) и R13 (3,3 к). Сопротивление X2 представляет собой конденсаторы C18 (4,7 nF), C21 (33nF), резистор R9 (10k), «половина» потенциометров P1A, P2A и элементов R8 и R13. Помочь понять может рисунок далее:
Когда любой из ползунков потенциометров P1A или P2A будут переведены со своего среднего положения — это приведет к изменению значения X1 и X2, а, следовательно и значение усиления становится отлично от -1 и начинает зависеть от частоты
Обратите внимание то, что значения X1 и X2 всегда зависят от частоты, поэтому фиксируется только в случае X1=X2
Потенциометр P1A отвечает за регулировку низких частот. Для высоких частот сигнала конденсаторы C20 и C21 являются проводниками, так что регулировка с помощью потенциометра не дает никакого эффекта для этих частот. Потенциометр P2A позволяет регулировать высокие частоты, а благодаря конденсаторам C17 и C18 он не влияет на регулировку баса. Для низких частот конденсаторы C17 и C18 представляют собой размыкание из-за чего потенциометр отключается от схемы и его влияние на регулирование становится незначительным.
Сигнал с выхода темброблока поступает через R12 (4,7 k) на потенциометр для регулировки громкости P3A (100k) и далее еще на ОУ U5A (NE5532). Элементы R14 (15k) и R15 (33k) задают усиление около -2 (-33k/15k). С выхода U5A сигнал через фильтр R17 (100Р), C3 (1uF) и R4 (100k) попадает на вход усилителя мощности УМЗЧ.
Граничную частоту фильтра для сабвуфера можно рассчитать с помощью программ или изменяя значения элементов экспериментально.
Второй канал предусилителя работает аналогично, пассивные элементы в нем, возникающие обозначены дополнительно буквой «а», а потенциометры и операционные усилители имеют маркировку «Б».
Дополнительным модулем является сумматор и активный фильтр низких частот, изготовленный с помощью операционного усилителя U6 (NE5532). Выделенный в этой части цепи сигнала используется после соответствующего усиления для раскачки сабвуфера. Сигнал с обоих выходов предусилителя попадает через C22-C23 (220nF) и R2-R3 (100k) на вход U6A. Потенциометр P4 (220k) позволяет регулировать усиление по отношению к главному регулятору громкости P3. P4, R2 и R3 вместе с U6A образуют усилитель с регулируемым коэффициентом усиления в диапазоне 0-2,2. Второй операционный усилитель (U6B) — это активный фильтр низких частот. Значения элементов подобраны так, что система работает как фильтр Баттерворта второго порядка с граничной частоты в районе 200 Гц. Сигнал с выхода фильтра через цепь C24 (220nF), R5 (100k) попадает на вход усилителя мощности.
Подготовка
Для того, чтобы сделать корпус для сабвуфера самостоятельно вам понадобятся:
- Чертеж;
- Материалы: фанера или МДФ, клей, саморезы, клемник, провод для подключения;
- Инструменты — лобзик, шуруповерт, карандаш, шаблон для посадочного отверстия или циркуль.
Чертеж
Имея на руках параметры корпуса для саба (объем, площадь и длина порта), можно сделать чертеж самостоятельно, воспользовавшись специальными программами (на мой взгляд SketchUp от Google самая удобная для этого). Но если короб делается для себя, то нет смысла тратить время на изучение софта и сделать все по старинке — от руки.
Если вы не умеете рассчитывать корпус, то читайте материал «Как рассчитать корпус для сабвуфера». Так же можно заказать платный расчет в интернете, как правило, к нему прилагается понятный чертеж для изготовления.
Пример чертежа корпуса с фазоинвертором (ФИ)
Материал корпуса
Для того что бы сделать короб для сабвуфера нужен материал, который должен как можно меньше вибрировать. Из опыта — лучше всего использовать МДФ (не крашеный, не ламинированный и т.п.)
МДФ (MDF — Medium Density Fibreboard). По русски — древесноволокнистая плита средней плотности.
МДФ легко обрабатывается, имеет хорошую плотность, благодаря структуре не имеет резонансов и не расслаивается — бас в таком коробе мягкий и плотный. МДФ стоит дороже фанеры, «боится» влаги.
Фанера — самый распространенный вариант, стоит дешевле МДФ.
Не используйте для изготовления короба для сабвуфера ДСП и старую мебель. Корпус из фанеры или МДФ всегда будет звучать лучше.
Не используйте материал тоньше 18 мм. и чем больше объем вашего корпуса тем толще должны быть стенки.
Во многих крупных магазинах, продающих листовой материал есть услуга распила по вашим размерам, там на станке для вас нарежут идеальные детали, останется только собрать корпус.
Крепеж
Для крепления лучше всего использовать желтые саморезы длиной, минимум в 2 раза превышающей толщину стенки. У черных часто отламываются головки, они тоньше и не такие прочные. Продвинутое решение — мебельные болты, но если это ваш первый саб, то проще будет с саморезами.
Желтые саморезы, черные саморезы, мебельные болты.
Закладные гайки для крепления сабвуфера к корпусу — это круто! Саб можно закрепить и на саморезы, но с болтами в закладных динамик притягивается максимально сильно, а так же в случае необходимости без повреждений снимается и устанавливается сколько угодно раз. А отполированные болты под шестигранник выглядят очень здорово.
Подключение сабвуфера
Перед тем как подключить сабвуфер в машине, требуется ознакомиться с инструкцией по установке, которая имеется в комплекте поставки. Активные сабвуферы могут иметь вход низкого уровня, высокого уровня либо одновременно два входа.
Вход высокого уровня предполагает подключение сабвуфера непосредственно к выходу головного устройства (автомагнитолы) на динамики.
Если такой выход подключить к входу низкого уровня (амплитуда входного сигнала не более 1 Вольта), высоковольтный сигнал может вывести входные каналы встроенного усилителя из строя.
В лучшем случае из динамиков будет доноситься хрип даже на малой громкости автомагнитолы.
Местом установки сабвуфера для однообъемных автомобилей (тип кузова хэтчбэк, универсал, минивен) лучше выбрать багажник. В небольших седанах лучше использовать компактный сабвуфер.
Особое значение при подключении следует уделить проводникам подключения. Провода для сабвуфера следует приобретать в специализированных магазинах.
Низкоуровневые входные проводники выполняются с коаксиальной экранизацией для предотвращения посторонних низкочастотных помех, источником которых может быть электрооборудование автомобиля, система зажигания, посторонние автомобили, электротранспорт.
Проводники, соединяющие выход усилителя (автомагнитолы) и пассивного сабвуфера, также применяются специальные, изготовленные из меди по особой технологии.
Необходимо точно рассчитать длину проводников. Большой запас по длине «на всякий случай» нежелателен. Дополнительная длина создает дополнительное сопротивление.
В пассивных сабвуферах увеличение сопротивления уменьшает выходную мощность. Для активных устройств длинный, смотанный в моток сигнальный провод может увеличить помехи.
Установка сабвуфера в машину
Место установки необходимо подготовить. Оно должно иметь максимальную плоскостность.
Нельзя устанавливать сабвуфер на неровную поверхность. Это может создавать дополнительное дребезжание.
Также следует избегать установки на металлические элементы или поверхность без дополнительной прокладки.
В качестве нее можно использовать специальные коврики, в том числе резиновые, поролон (его периодически необходимо заменять).
Как подключить активный сабвуфер в машине по питанию?
Цепи питания активного сабвуфера следует подключать также специальными проводниками.
Они должны иметь сечение, которое выдерживает максимальный ток по цепи питания сабвуфера. Пример приблизительного расчета:
- Номинальная мощность P согласно паспортным данным – 200 Ватт.
- Сопротивление обмотки R динамика – 2 Ома.
- Максимальный ток I = КОРЕНЬ (2*P/R) = около 15 Ампер
Обычно выбирают двухкратный запас по току. Считается, что 1 квадратный миллиметр сечения медного провода допускает ток 4 Ампера.
Делим 15 на 4, получается, что сечение медного проводника должно быть не менее 4 кв. мм. Лучше выбрать медный многожильный специальный провод сечением 6 — 8 квадратных миллиметров.
Одновременно следует приобрести предохранитель на 30 – 50 Ампер. Он продается вместе с крепежом и разъемом для подключения. Устанавливают предохранитель не далее 30 сантиметров от плюсовой клеммы аккумуляторной батареи.
Питание по минусовой шине можно произвести от любого (лучше штатного) места металлической области кузова.
Для этого его необходимо тщательно зачистить, затем соединить с минусовым проводом питания активного сабвуфера.
Сечение минусового провода аналогично площади сечения плюсового. Лучше минус питания организовать проводником в черной ПВХ изоляции, плюсового – в красной. Минусовая шина может быть проложена неизолированным проводником.
Как проще всего подключить активный сабвуфер в машину к магнитоле? Видео:
Особенности размещения
Активный тип устройств располагается почти в любом месте. Но от расположения пассивного сабвуфера зависит качество воспроизводимого баса и музыки в целом.
Допускается несколько мест для монтажа динамиков, они описаны в таблице.
Установка | Особенности |
В центральной части салона, впереди | Этот вариант оптимальный, если требуется связать устройство с фронтальными колонками. Такое место монтажа позволит обеспечить высокий уровень воспроизведения аудиофайлов. Но в большинстве современных машин свободного пространства впереди для установки сабвуфера нет. Такой вариант более актуален для внедорожников или микроавтобусов |
В багажном отсеке, направив сам динамик вперед | Такой способ установки популярен среди наших соотечественников. Он подходит для всех типов автомобилей |
В багажном отделении, но направив колонку назад | Хороший вариант для машин, выполненных в кузове хэтчбек. Благодаря данному типу расположения звуковая волна при воспроизведении не будет встречать препятствия на пути. Установка саба в багажном отсеке назад не подойдет для транспортных средств, выполненных в кузове купе или седан. В результате звук деформируется, что связано со спецификой конструкции отделения |
Под сиденье, на полу автомобиля | Неплохой вариант, если надо спрятать устройство, но востребованностью среди автовладельцев не пользуется. Сам саб располагается на одном уровне с полом. А в результате установки под креслом звуковые волны встречают различные преграды на пути |
На задней полке в салоне автомобиля | Такой вариант размещения оптимально подойдет для всех транспортных средств, независимо от кузова. Основное условие для этого — полка должна быть широкой и прочной. Так она сможет выдерживать низкочастотные басы и не искажать качество звука |
Выбирая место для монтажа сабвуфера, нужно произвести точный расчет, это позволит понять, насколько безопасной будет энергия низких частот для окружающих приспособлений
Это важно, поскольку резонанс от короба устройства нанесет повреждения не только месту монтажа, но и другим элементам кузова, например, стеклам
Особенности воспроизведения низкочастотного сигнала
Акустика – сложная наука.
Она исследует воспроизведение, распространение, поглощение звуковых сигналов, учитывая особенности их восприятия человеком.
При проектировании концертных залов, театров главным проектировщиком является инженер-акустик. Он производит расчет формы, объема и других параметров области, где располагаются слушатели.
С точки зрения акустики автомобиль далеко не идеальное место для озвучивания:
1. Салон авто выполнен с применением различных материалов, которые по-разному отражают и поглощают звуковые волны. Особенно «вредны» для колебаний пластмассовые детали салона, жестяные корпуса.
Поэтому часто перед установкой мощных сабвуферов автовладельцы производят хорошую звуко- и шумоизоляцию.
2. В салоне располагается множество относительно мелких элементов (руль, зеркало заднего вида, гаджеты), которые участвуют в переотражении сигнала.
3. Обивка сидений, как, впрочем, и пассажиры, отлично поглощают звук. Мягкость звука при этом выигрывает, но его сила (звуковое давление по-научному) уменьшается.
4. Точно рассчитать, как будет распространяться звук внутри салона, не может ни один опытный акустик.
Какие особенности звучания сабвуферов?
Автомобильный сабвуфер предназначен для озвучивания низкочастотной составляющей звукового спектра.
Звук, который воспринимается человеческим ухом, находится в диапазоне от 20 Герц до 18 килоГерц. В некоторых источниках указана частота 20 кГц, но такую высокую частоту может услышать только молодой организм с хорошим слухом.
Сабвуферы рассчитаны таким образом, что излучают сигнал в диапазоне от нескольких Герц до нескольких сотен Герц.
Чем ниже частота, тем больше длина звуковой волны. Поэтому размер динамиков диффузоров больший по сравнению со среднечастотными и высокочастотными излучателями акустической системы.
Соответственно, увеличивается размер корпуса, в который устанавливается динамик для сабвуфера.
Полезное свойство длинных волн (или низких частот) – способность огибать небольшие предметы. Именно поэтому, когда мимо проезжает автомобиль с хорошим сабвуфером, в основном бросается в уши его звучание. Высокочастотный сигнал слабо проникает за пределы автомобиля.
Организм человека воспринимает низкочастотный сигнал внутренними органами. Не всегда это полезно. Инфразвуковой сигнал на частоте 7 Герц может вызвать разрыв диафрагмы (область между легкими и органами пищеварительной системы), что приводит к смерти.
Кроме этого, низкочастотный сигнал большой мощности вызывает состояние тревоги и паники.
В фильмах ужасов часто пользуются этим приемом, чтобы дополнительно воздействовать на психику зрителя.
Разновидности конструкций коробов
Всего существует несколько популярных вариантов исполнения автомобильного сабвуфера:
- Бесконечный экран. В этом случае головку динамика монтируют в усиленную заднюю полку машины. Независимо от легкости монтажных работ, используется этот вариант редко по причине невысокого звукового давления. Также можно заметить перемену звучания в зависимости от наполненности багажного отсека. Возможно реализовать этот вариант только в машинах в кузове типа седан.
- Закрытый ящик. Этот вариант корпуса сабвуфера более распространен. Закрытый короб достаточно высокой жесткости надежно изолирует звуковые колебания, которые излучает тыльная сторона головки. Для лучшего затухания звуковых волн в корпусе ящик внутри обклеивается каким-нибудь материалом для звукопоглощения:
- вата;
- войлок;
- поролон.
- Из преимуществ можно выделить простоту расчетов и сборки корпуса. Кроме того, в этом корпусе динамики хорошо переносят пиковую нагрузку. Закрытый ящик позволяет проигрывать музыку с широким тональным окрасом. Недостаток у этой конструкции всего один – невысокий коэффициент полезного действия, так как половина звуковых ящиков не покидает ящик.
- Фазоинвертор – это закрытый ящик с выходом порта, сквозь который звуковая волна от тыльной стороны головки выходит из ящика. Тоннель может иметь прямоугольную или круглую форму. Этот порт называют фазоинвертором. Он обладает определенными размерами и устанавливается в подходящем месте, за счет чего изменяет фазу проходящей сквозь него звуковой волны. Звук от задней части динамика накладывается на звук от передней, повышая КПД. Это дает возможность получать вдвое более мощное звуковое давление, чем в случае с закрытым корпусом. Но этот корпус рассчитать сложнее, а размеры ящика должны быть больше, по сравнению с монтажом динамика в закрытый ящик. При высоком уровне звука не исключены шумы из-за завихрений воздуха на краю фазоинверторного порта.
- Бандпасс. Это ящик с перегородкой посередине, образующей пару камер. В перегородку в корпусе устанавливают низкочастотный динамик. В зависимости от сочетания фазоинверторных или глухих камер можно выделить три типа бандпасс корпусов: бюандпасс четвертой категории, шестой категории тип А и шестой категории тип Б. Сабвуферы такой конструкции да.ют возможность получать высококачественный бас и хороший КПД. Корпус спроектировать и настроить довольно трудно, а также он имеет большие размеры.
Виды динамиков
- Динамики на 6 дюймов – используются в качестве дополнительного источника мид-баса
- На 8 дюймов — используются при получении фронтальных басов
- 10-ти дюймовые — качественно звучат в 15 – 20 литровом корпусе «Закрытый Ящик», получается компактный сабвуфер с неплохим звуковым давлением
- Динамики на 12 дюймов – оптимальный вариант, хороши для сабвуфера объемом 25 – 35 литров
Основной принцип разницы сопротивлений в звуковой катушке: чем меньше сопротивление нагрузки у усилителя, тем выше мощность. Рекомендуется выбирать 2-4 Ома.
Проектирование виртуального образа ящика, лучше делать в программе WinISD 0.44.
Описание УМЗЧ TDA1562Q
Эта микросхема представляет собой мостовой монофонический усилитель сигнала ЗЧ. При небольшом входном сигнале, когда мощность, рассеиваемая на нагрузке, не превышает 18 Вт, устройство работает как усилитель класса B. Увеличение входного сигнала приводит к включению в работу схем вольтдобавки с внешними электролитическими конденсаторами. При этом усилитель переходит из режима B в режим H. В результате напряжение питания микросхемы поднимается, увеличивая выходную мощность УМЗЧ до 70 Вт. Нагревание устройства до 120 ◦C приводит к тому, что встроенный в микросхему температурный датчик возвращает усилитель в режим B с выходной мощностью не более 20 Вт. Снижение напряжения питания до 7 В распознается автоматикой устройства, которая переводит его в режим «Молчание». Последующее увеличение напряжения питания до 9 В заставляет автоматику снова включить его.
Микросхема имеет следующие характеристики:
- Напряжение питания – от 8 до 18 В.
- Пиковый выходной ток – до 10 А.
- Ток режима молчания – 100–150 мА.
- Сопротивление нагрузки – 4 Ом.
- Коэффициент гармоник – 0,03% (Pвых= 1 Вт); 0,06% (Pвых= 20 Вт); 0,5 (Pвых= 55 Вт); 10% (Pвых= 70 Вт).
- Диапазон частот – от 16 Гц до 20 кГц.
- Коэффициент усиления по напряжению – 26 ДБ.
- Входное сопротивление – 10 кОм.
Цоколевка
- 1 – Не инвертирующий вход ЗЧ.
- 2 – Инвертирующий вход ЗЧ.
- 3 и 5 – Точки для подключения емкости вольтдобавки верхнего по схеме плеча усилителя.
- 4 – Вход переключения режима работы.
- 6 и 12 – «Масса» (отрицательные выводы питания).
- 7 – Не инвертирующий выход ЗЧ.
- 8 – Выход сигнала диагностики.
- 11 – Инвертирующий выход ЗЧ.
- 13 и 15 – Выводы для подключения емкости вольтдобавки нижнего по схеме плеча усилителя.
- 14 – Вывод контроля эталонного напряжения.
- 16 – Выход сигнала индикации.
- 17 – «Масса» (общий провод) входа.
Изготовление печатной платы
Простые электронные устройства из нескольких деталей можно, конечно, изготовить навесным монтажом, если вы предполагаете использовать их дома. В нашем же случае лучше смонтировать узел на печатной плате. Для изготовления платы:
- Вырежьте заготовку нужного размера.
- Почистите фольгу на ней мелкозернистой наждачной бумагой № 1000, а при ее отсутствии канцелярским ластиком.
- Обезжирьте заготовку ацетоном.
- Положите бумагу с рисунком платы на фольгированный текстолит и переколите точки отверстий на фольгу.
- Нарисуйте дорожки маркером.
- Травите плату в растворе хлорного железа. Заменить хлорное железо можно, растворив 1 столовую ложку медного купороса и две ложки поваренной соли в стакане воды. Реакция пойдет быстрее, если раствор подогреть.
- Промойте плату водой.
- Сверлите отверстия.
- Лудите дорожки и плата готова.
Как установить и подключить сабвуфер
Самостоятельная установка и подключение сабвуфера в машине потребует некоторых инструментов и расходных материалов. Кроме усилителя и сабвуфера нам потребуется:
- проводка (питание, “тюльпаны” и плюсовой провод к усилителю и автомагнитоле);
- предохранитель;
- конденсатор;
- плоскогубцы и кусачки;
- изолента;
- стяжка;
- набор гаечных ключей и разводной ключ.
Схема подключения пассивного сабвуфера
Сабвуфер вместе с сателлитами присоединяется к усилителю, а он в свою очередь к автомагнитоле. Усилитель получает сигнал от магнитолы и распределяет его между низкочастотным динамиком (сабвуфером) и высокочастотными (сателлитами). Зачастую сабвуфер с усилителем устанавливают в багажник, так как только там есть место для него. Поэтому нам нужно протянуть провода через весь салон от аккумулятора к багажнику.
Перед началом подключения убедитесь, что соблюдаются все правила безопасности. Во избежание короткого замыкания аккумулятор автомобиля обязательно должен быть отключен.
Провода питания, особенно “плюс”, должны быть защищены чем-нибудь, к примеру гофрой. По крайней мере должна быть защищена та часть, которая будет находиться в моторном отсеке. Также на плюсовом проводе нужно установить предохранитель как можно ближе к аккумулятору. Можно купить уже готовый провод с установленным предохранителем. Его номинал можно определить, узнав максимальную силу тока, которая потребляется усилителем, и на всякий случай добавить 5 ампер.
Пошаговая инструкция по подключению сабвуфера и усилителя
Этот алгоритм подойдет и для классического ящика, и для стелс сабвуфера. Весь процесс занимает примерно 1-3 часа, и самое сложное в нем — это провести силовой кабель к усилителю. С этого и начнем.
- Находим технологическое отверстие. Оно зачастую закрывается резиновой заглушкой, а в отечественных автомобилях может и вовсе не закрываться. Если отверстия нет — нужно сверлить, и после протяжки кабеля залить его герметиком. Чтобы кабель не перетирался, лучше вставить резиновую втулку (к примеру, кусок шланга).
- Прокладываем проводку в моторном отсеке в штатном жгуте проводов и выводим в салон. Лучше заранее подумать, где будет проложен кабель питания. В некоторых местах необходимо снять (или частично ослабить) накладки порогов, обшивку салона и другие элементы, под которыми будет протянута проводка. Будьте внимательны и не допускайте защемления проводки. После протяжки проводов можно вернуть все на место.
- В багажник, где у нас находится усилитель, провода также выводятся через технологическое отверстие. Подключаем к усилителю “плюс” и “минус” соответственно.
- Усилитель подключен к питанию, теперь его нужно подключить к автомагнитоле. Для этого используются стандартные RCA кабели — “тюльпаны” и провод управления питанием усилителя (тонкий одножильный провод, зачастую синего цвета). Чтобы снять магнитолу можно использовать специальные ключи, но если таких нет, подойдет нож или отвертка.
- Подключаем тюльпаны в соответствии с цветами коннекторов. Бывает так, что провод имеет красный и черный штекеры, а магнитола красный и белый. В таком случае подключаем красный к красному, а белый к черному. Также подключаем плюсовой провод питания, если хотите, чтобы вместе с магнитолой включался сабвуфер.
- Далее протягиваем провода через салон вместе с силовым проводом. Подключаем RCA коннекторы к соответствующим портам усилителя.
- Если вы подключили провод питания к магнитофону, то необходимо подключить его и на усилитель, чтобы он включался вместе с магнитолой. Находим клему и подключаем к ней провод питания от магнитолы.
- Осталось только подключить сабвуфер к усилителю. В нашем примере усилитель двухканальный, и мы подключаем сабвуфер к обоим каналам, чтобы усилитель мог оптимально распределять мощность между ними.
Конденсатор ставить не обязательно, но желательно. Его стоит подключать в том случае, когда максимальная мощность усилителя превышает 400 Ватт. Где установить конденсатор — решать вам, либо в багажнике, либо в моторном отсеке.
Если подключить мощный усилитель напрямую, то он будет потреблять много энергии и аккумулятор быстро разрядится. Зарядки аккумулятора от движения не хватит для поддержания постоянной работы усилителя. Также усилитель можно подключить к кнопке и включать отдельно от магнитолы.
Внимательно проверяем правильность подключения всех проводов и надежность их креплений. Некоторые усилители никак не защищены от переполюсовки, что может привести к повреждению транзисторов. Не стоит путать местами провода усилителя.
Подключаем клему к аккумулятору, слушаем, наслаждаемся.
https://youtube.com/watch?v=A0dT42R3ZfY
Стелс-сабвуфер для машины своими руками
Основным преимуществом стелс-сабвуфера в автомобиле является его малозаметность, при возможности получить максимально качественное звучание. Как правило, его располагают в багажнике за аркой заднего крыла, где он не занимает много места. Поскольку для хорошего авто-сабвуфера необходим короб приличного объема, который может превышать 18 литров, может понадобиться вынести его панель, таким образом, заняв объем предназначенный для заднего колеса. Также может понадобиться подрезать пол.
Разумеется, для того чтобы такой сабвуфер не был сильно заметен необходимо будет позаботиться о его отделке, которая по своему виду будет совпадать с оформлением автомобиля.
Вывод
Сделать обычные колонки беспроводными довольно просто! Вам просто нужно подходящее оборудование и знания, как все настроить.
Я надеюсь, что эта статья предоставила достаточно информации, чтобы вы поняли, как правильно настроить этот тип системы. Если вы не хотите проходить через все это (на самом деле это не так уж и много), вы можете просто приобрести беспроводную акустическую систему. Но будьте осторожны, качественные беспроводные колонки не из дешевых!
Вы можете купить приличный набор по низкой цене, но вполне вероятно, что за ними не будет большой мощности. Более дорогие наборы обычно намного эффективнее воспроизводят звук.
Однако, на мой взгляд, настроить комплект беспроводной колонки не так уж и сложно! Если у вас уже есть динамики и бюджет меньше, попробуйте использовать комплект беспроводных динамиков. Вы можете удивиться, насколько хорошо это может работать!
Если у вас когда-либо возникли проблемы с динамиками, ознакомьтесь с этой статьей о 9 основных шагах по устранению неполадок для решения проблем с динамиками домашнего кинотеатра.
Источник записи: https://thehometheaterdiy.com