Накачка шин автомобиля азотом: плюсы и минусы

Мифы и маркетинговые ходы

Теперь — о плюсах мнимых, относящихся к области сказок и рекламных уловок.

Вот основные из них:

  1. Шины значительно дольше сохраняют давление. Якобы в отличие от кислорода, азот не улетучивается через микротрещины, так как его молекула больше молекулы кислорода. Да, диаметр молекулы азота действительно больше на 0,02 нм. Но утверждать, что за счет этого он не улетучивается из колеса , неверно. А если бы это было так, в колесе оставалось бы 78 % чистого газа. Совершенно бесплатно.
  2. Улучшается сцепление покрышки с дорожным покрытием. Сцепление покрышки с дорогой зависит исключительно от происходящего в пятне контакта колеса с поверхностью дороги. А то, что именно при этом закачано в шину, никак не влияет на сцепление.
  3. Риск разрыва шины при сильном нагреве значительно ниже. Коэффициент расширения кислорода при повышении температуры значительно (в семь раз) выше, нежели у азота. Но это не значит, что в экстремальных условиях эксплуатации шина, накачанная воздухом, будет более «взрывоопасной». Разница в коэффициентах играет хоть сколько-нибудь значительную роль при давлении, в десятки раз превосходящем давление в автомобильных скатах. Да и в составе воздушной смеси содержится всего 20 % кислорода.
  4. Меньше тормозной путь — выше динамика разгона. Это утверждение базируется на предыдущем утверждении об улучшении сцепления с дорогой. И по той же причине является несостоятельным.
  5. Увеличивается плавность хода автомобиля. Ощущения эти зачастую продиктованы тем, что давление в баллоне при азотной закачке сделали на 0,2-0,3 атмосферы меньше рекомендованного, чтобы клиент остался доволен и приехал еще. В остальных случаях работает банальное самовнушение либо операцию производили при смене старой резины на новую. Тогда истинная причина приятных ощущений очевидна.
  6. Покрышки медленнее изнашиваются. Действительно, азотные шины изнашиваются гораздо медленнее, но исключительно изнутри. Нитроген значительно менее активно вступает в химические реакции, а в очищенной азотной смеси существенно меньше жестких частиц, чем в воздушной. Однако динамика износа покрышек с внешней стороны настолько превосходит ее же с внутренней поверхности, что ровно никакой практической пользы от этих приятных свойств азота нет. Хотя, возможно, кому-то доводилось видеть шину, выброшенную из-за того, что она износилась изнутри раньше, чем снаружи.

Таким образом, изрядная часть рекламируемых преимуществ закачки газа — не более, чем маркетинговый ход. В то же время, нельзя отрицать и того, что реальные плюсы тоже есть.

А как все на самом деле

Самое интересное, что многие сервисы предлагают закачку не чистого азота в шины, а смеси на основе азота, где данный газ занимает 90-95% в смеси.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Осторожно! Листва на дороге, советы профессионалов

Наличие специальных газовых генераторов действительно позволяет добиться такого процентного показателя, но далеко не все СТО имеют данные генераторы.

Причем эти же сервисы утверждают, что их смесь уникальна и добавлять в нее воздух или другую смесь категорически нельзя.

Но тот же газовый генератор всего лишь способен удалить кислород и другие вещества из воздуха.

То есть – начальным газом является все тот же воздух, и добавление его в азот или смесь на его основе, закачанную в шину, ровным счетом ничего не изменит.

Тем не менее многие автовладельцы верят в эти положительные качества азота и в доказательство приводят один из самых основных аргументов – авто «идет» мягче.

Но в действительности часто такой очевидный плюс является лишь банальной недокачкой шин до нужного уровня давления.

В итоге шина больше воспринимает неровности дороги на себя, а не передает их на подвеску.

Но в недокачке негативных качеств значительно больше – пятно контакта шины с дорогой больше, что приводит к более интенсивному износу, а также увеличивает расход.

Технология закачки

Сама операция довольно проста. Ниппель колеса соединяется со специальной установкой — азотным генератором.

Вращающийся азотный генератор является стационарным устройством, которое используется для преобразования воздушной смеси. Воздух из баллона полностью выкачивается и прогоняется через систему осушителей и фильтров.

Он проходит несколько степеней обработки:

  1. Закачивается в рабочую систему — не менее восьми атмосфер сжатого воздуха.
  2. Далее осуществляется многоуровневая фильтрация: воздух обезжиривается, очищается от влаги, примесей масел и ароматических гидрокарбонов.
  3. Очищенный воздух перекачивается через специальные мембраны для отделения молекул азота-n2.

Целью этой операции является выделение азота, объем которого в воздухе составляет 78 %.

Далее с помощью той же установки происходит накачивание шины полученным газом: в ентиль колеса подключается к специальному компрессору, который отделяет азот от всех остальных газов, присутствующих в воздухе, и принудительно загоняет его в шину.

При этом колесо накачивается практически инертным газом, и внутрь не проходит не только кислород, но и влага — диск колеса не подвергается коррозии. Это приятный плюс, ведь коррозия посадочных мест шины может служить причиной потери ее герметичности.

После полного цикла обработки на выходе получается азот чистотой более 95%.

Что обещают автосервисы

Продвигая услуги по накачиванию покрышек азотом, автосервисы не скупятся на рекламу, в которой описывают существенные преимущества такого решения.

Первым и основным постулатом в рекламной тактике является тот факт, что использование азота безопаснее в противопожарном отношении. Дескать, выходящий из покрышки инертный газ не способствует горению в случае, если в результате аварии автомобиль загорелся.

Вторым рекламным «козырем» является то, что в случае прокола газ медленнее выходит из покрышки по причине того, что… молекулы азота больше, чем молекулы кислорода!

Видео — о накачке шин азотом в программе «Главная дорога»:

Конечно, любой человек, мало-мальски знакомый со школьным курсом физики, поймет бредовость данных утверждений. Размер любого, даже самого малого прокола (даже если проколоть шину тончайшей иглой) в тысячи раз больше, нежели у одной молекулы любого газа.

А представить ситуацию, когда в случае возгорания авто при ДТП развитие (или затухание) горения будет зависеть от типа газа, накачанного в покрышку, вообще сложно. Ведь в сравнении с окружающим количеством воздуха и возможным ветром удельная масса находящегося в шинах газа попросту ничтожна.

В общем, этого достаточно для осознания совершенной бессмысленности рекламных лозунгов. Ну а финальным аккордом к сказанному является то, что окружающий нас воздух на 78 процентов состоит из того же самого азота. Современные азотные генераторы обеспечивают накачку шин с 98-процентным содержанием данного газа, и говорить о каких-то преимуществах на этом фоне, по меньшей мере, странно.

Но от чего, спросите вы, в мире автогонок экспериментировали с накачиванием в шины азота? Здесь дело кроется совсем в ином – коэффициенте теплового расширения, различающегося у различных газов.

Спортивные команды пытались, таким образом, пусть в мизерной степени, но улучшить эффективность качения покрышки, однако разница оказалась слишком малой даже в условиях гоночной трассы.

Фактически, свойства современных резиновых смесей, применяемых для производства шин, полностью компенсируют влияние расширяющего коэффициента, и при номинальном значении давления он не оказывает серьезного воздействия на управляемость либо иные важные характеристики авто.

Каким образом происходит закачка азота в шины

Процесс заполнения покрышек азотом осуществляется с помощью специального устройства. В азотный генератор подается обычный воздух под давлением 8 атмосфер. Прежде чем попасть по назначению, он проходит несколько стадий фильтрации для удаления твердых частиц, масел, водяного пара, оксидов углерода. На выходе концентрация азота достигает 95%. Оставшиеся 5% приходятся в основном на кислород. Подготовительная процедура занимает достаточно продолжительное время.

Накачка покрышек гоночных машин выполняется в несколько этапов.

  • Выпуск воздуха.
  • Просушка внутреннего объема естественным путем в течение нескольких часов.
  • Заполнение азотной смесью из генератора. Рекомендуется выждать некоторое время для выравнивания температуры.
  • Окончательная доводка до нужного давления.

Вряд ли на станции технического обслуживания предусмотрено соблюдение всего цикла действий.

Плюсы и минусы азота

И вот, в колесах автомобиля — азот, что сразу повышает степень его родства с болидами «Формулы-1» («Ф-1»). Ведь именно колеса болидов стали первыми накачивать этим газом. Определенно, какой-то плюс уже есть: ощущение близости к королевским гонкам — приятное ощущение.

Вообще, регламент «Ф-1» допускает закачку в баллоны либо воздуха, либо нитрогена. Это позволяет предположить, что каких-то очевидных преимуществ ни у того, ни у другого нет. Но колесо, заполненное газом, на несколько граммов легче того же колеса, заполненного воздухом, так как плотность азота чуть ниже.

Для колеса радиусом 15 дюймов разница составит 5-6 грамм.

Сыграют ли эти граммы хоть сколько-нибудь ощутимую пользу в работе подвески, ходовой части или других узлов автомобиля, решать автовладельцу. Но условно можно засчитать и этот плюс.

Говоря о «Формуле-1», где неустанно ведется борьба с каждым лишним граммом, нельзя не упомянуть о безопасности, которой там также уделяется пристальное внимание. Есть мнение, что газ в колеса болидов закачивается в целях обеспечения дополнительной пожарной безопасности на случай аварии

Он, в отличие от воздуха, не горит и не поддерживает горение

Есть мнение, что газ в колеса болидов закачивается в целях обеспечения дополнительной пожарной безопасности на случай аварии. Он, в отличие от воздуха, не горит и не поддерживает горение.

Но количество газа, содержащегося в колесе, ничтожно мало по сравнению с количеством воздуха, окружающего горящий автомобиль. Так что вряд ли и здесь обнаружится какой-то ощутимый плюс. Тем более, для дорог общего пользования.

А к «настоящим» плюсам можно отнести стабильность давления в колесе при изменении температуры. Несмотря на то, что все газы расширяются одинаково, согласно законам физики, и никакой разницы быть не должно, «азотные» колеса действительно лучше сохраняют давление.

Вероятно, это связано с тем, что воздух имеет в своем составе водяные пары, тогда как азотная смесь специально осушается в газогенераторе перед закачкой в шину.

В отличие от не слишком явных плюсов (а далее еще и разговор об очевидных мифах), минус закачки газа вполне очевиден. Это высокая цена услуги и невозможность самостоятельной подкачки при потере давления в скате.

Достоинства азота в шинах

Необходимо сразу сказать, что ряд положительных характеристик азота в шинах, очень субъективен и относится лишь к небольшому числу автомобилей:

  1. Азот уменьшает массу колес. Это действительно так! Плотность воздуха примерно на 0,03 кг/м³, больше плотности азота. Объем покрышки диаметром 13°, составляет около 20 м³. На одном, заправленном азотом таком колесе, получается выиграть примерно 6 грамм веса. Для обычного автомобиля это разница несущественная, но если взять, к примеру, фуру или даже автобус, то разницу можно будет хорошо прочувствовать.
  2. Азот обладает хорошей теплоотдачей. Это факт. Теплоемкость азота на 13% выше, чему воздуха. Такой газ лучше передает тепло от покрышки к диску, то есть, лучше охлаждает диск.
  3. Азот в шинах никогда не взрывается, в отличие от воздуха. Это обеспечивает дополнительную безопасность, особенно если прокол случается на высоких скоростях.

Пожалуй, на этом все достоинства азота заканчиваются. Никаких явно выраженных недостатков или опасных факторов, азот не имеет. Все зависит от личных предпочтений автовладельца. Не стоит поддаваться на провокации работников сферы обслуживания автомобилей, ведь их задача – максимально заработать на вас. Возможно, шины, заправленные азотом, действительно полезны в гоночном спорте, где каждая деталь, каждая доля секунды, имеют большое значение. Прежде чем воспользоваться данной услугой, помните, что в составе воздуха, итак содержится около 80% азота.

Цена вопроса

Приехав на шиномонтаж и поддавшись уговорам на заправку шин азотом, вы увидите, что из шин вашего автомобиля сначала выкачают воздух, а затем наполнят их азотом из специальной установки. Давление установят согласно техническим требованиям завода-изготовителя автомобиля. Обойдется такая процедура от 180 до 260 рублей за колесо. Чем больше диаметр, тем дороже.

Из полости колеса удаляют максимально возможное количество воздуха

Но, обратите внимание, далеко не весь воздух!. Из полости колеса удаляют максимально возможное количество воздуха

Но, обратите внимание, далеко не весь воздух!

Из полости колеса удаляют максимально возможное количество воздуха

Но, обратите внимание, далеко не весь воздух!. Специальное, недешевое оборудование для закачки азота


Специальное, недешевое оборудование для закачки азота.

Специальное, недешевое оборудование для закачки азота.

Преимущества накачки шин азотом – физика против мифов

Вместе с повальной популярностью такого метода, у азотного наполнения шин появились и ярые противники. Всего существует 4 мифа о преимуществах азота в шинах авто, на одних ресурсах их может быть больше, на других меньше, но мы рассмотрим основные «преимущества».

Постоянное (стабильное) давление в шинах

Говорят, что если в шинах азот, то давление в покрышках скачет значительно меньше. Если шина нагреется, давление в ней превысит норму, а если остынет – упадет. Это не есть хорошо. Азот тоже не сможет обеспечить вожделенные 2 атмосферы в любых температурных условиях (обычно колеса легковой машины накачивают до 2 атм). Подтвердит это учебник физики — хотя бы пара «газовых» законов:

  • закон Гей-Люссака – всякий газ обладает одинаковым коэффициентом объемного расширения;
  • закон Шарля или второй закон Гей-Люссака – показатель давления газа в постоянном объеме является прямо пропорциональным температуре.

Популярное заблуждение преимущества и недостатка закачки шин азотом

Шины уверенно можно накачивать хоть каким газом – давление все равно будет скакать, и проверять его надо будет так же регулярно, как и давление обыкновенного воздуха.

 во время езды автомобиля, давления в разогретом колесе способно увеличиваться на 0,4 — 0,8 атмосферы. Это объясняется воздействием на колесо разогретой поверхности, а также воздействием кинетической энергии от вращения. Такое отклонение от нормы может привести к неравномерному износу или деформациям покрышек.

Колеса меньше спускают

Говорят, что молекулы азота крупнее кислородных молекул, поэтому им трудно пролезть в микроотверстия и трещинки резиновой структуры. Молекула азота равна 0,000000031 см. (3,1Х10 -8 степени) против 0,000000029 см. (2,9Х10 -8 степени) кислорода – не такая великая разница. Если колесо окажется проколотым даже какой-нибудь сверхтонкой иглой, оно все равно спустит.

Современные бескамерные шины спускают очень медленно, поэтому до шиномонтажа практически всегда можно дотянуть, особенно если в багажнике лежит исправный компрессор, которым можно подкачать покрышку в пути. Для контроля давления в шинах автомобиля можно использовать различные датчики и сигнализаторы давления.

Перед накачкой шин азотом, с колес необходимо выкачать весь воздух

Меньше расход топлива

А еще говорят, что накачка шин азотом приводит к более легкому весу шины в следствии того, что азот легче воздуха, а потому расход горючего понизится, если шины будут наполнены данным газом. Итак, кубометр воздуха весит 1,29 кг, а азота – 1,25 кг. При накаченном колесе разница в массе составит всего несколько граммов. Кусочек грязи, что прилипнет к колесу, или скопившаяся на покрышке пыль будут весить существенно больше.

В обычном воздухе уже содержится примерно 78% азота, есть ли смысл его покупать для закачки в шину?

Меньше коррозия резины и дисков

И это правда! Не стоит забывать о том, что в отличие от кислорода, который вступает в химические реакции даже при недостаточно высокой температуре, азот более стабилен. На практике это объясняется тем что кислород активно вступает в процесс окисления (он и есть окислитель), а азот нет. Проявляется это снижением показателя коррозии и старения металла колеса и резины.

 сейчас редко встречаются автомобили с обычными металлическими дисками, на их замену пришли литые диски из легкосплавного металла, которые значительно меньше поддаются коррозии.

Грыжа на колесе — опасно или можно ездить?

О преимуществах накачки колес азотом

Поищем ответы на вопросы о преимуществах накачки покрышек азотом (N), а не сжатым воздухом. Становится ли при этом автомобиль экономней, а движение по дороге плавней, увеличится ли срок службы у таких покрышек.Если коротко, то ответ: вроде того.

Первая Причина накачивать колеса азотом

Воздух на 78 % состоит из азота, 21 % кислорода, остальное водный пар, СО2 и небольшой концентрат из благородных газов (неон, аргон и т.д.)По сравнению с кислородом, азот менее текуч, поэтому сквозь трещинки в резине испаряется в атмосферу меньше, т.е. давление в колесах будет оставаться стабильным. Пилоты спортивных автомобилей любят шины накаченные азотом, так как они менее восприимчивы к перепадам температур, поэтому давление в них не сильно меняется. Это дает плюс в гонках, где шины быстро перегреваются из-за высоких скоростей. В шинах с азотом, несмотря на нагрев шины, давление увеличивается последовательно, без скачков, что улучает предсказуемость скольжения и поведения машины в гонке.

Вторая причина

По причинам, которые опишем ниже, внутрь колеса часто попадает влага. Влага внутри покрышки губительна для давления колеса.Вода в виде пара или жидкости, больше влияет на изменения давления в колесе в условиях перепада температур, чем сухой воздух. Влага подвергает коррозии стальной или алюминиевый обод диска, корд покрышки – элементы колеса автомобиля.Чтобы проверить есть ли в покрышке влага, открутите крышечку ниппеля (соска) выпустите немного воздуха, подставив к клапану палец. Если палец намок, значит, в шине присутствует влага. Причины ее появления скорей всего в недобросовестных работниках шиномонтажа не обслуживающих воздушную систему, которой накачивают колеса автомобиля. Не устраненная из воздушной системы влага попадает внутрь колес.Еще одной причиной появления влаги в колесе могут быть шиномонтажные смазки на основе воды, которыми покрывают внутренние края шины, для установки на колесный диск. Если после нанесения такой смазки не дать колесу пару часов «позагорать» на солнце и только потом накачать шину воздухом, влаги внутри колеса не избежать.Прелесть азота в том, что попадание влаги, при накачке им шины, исключено. Любая система, которая будет накачивать шины азотом, будет поставлять его туда в абсолютно сухом виде. При закачке азот заполняется и продувается в колесе несколько раз подряд, последовательно разбавляя концентрацию кислорода в шине. Это не дает влаге скапливаться внутри колеса.

Развенчиваем мифы и чего опасаться

Накачка шин азотом технически не сложна, но занимает много времени. Шиномонтажные станции накачивают шины аппаратом, создающим практически чистый азот с минимальным добавлением кислорода, и выполняющим автоматически несколько циклов продувки. Стоимость накачки одного колеса – 200-250 ₽, в зависимости от размера.

Смесь для накачки колес, которую предлагают на станциях технического обслуживания будет состоять на 95% из азота и на 5% из кислорода, то есть разница в концентрации азота в этой смеси с чистым кислородом около 15-20%. Такое соотношение стандартно. Опасность подстерегает на недобросовестных шиномонтажных станциях, где из-за дешевого или сломанного оборудования азотная смесь будет состоять из 85-90% азота и 15-10 % кислорода. Описанных выше преимуществ от такой смеси не будет.

Не стоит верить, что колеса с азотом легче колес с воздухом, поэтому машина становится экономней. При одинаковой температуре, сухости воздуха и атмосферном давлении 1 куб. метр воздуха весит 1,29 кг., а азота 1,25 кг. В колесе диаметром 14-15 дюймов вес воздуха равен примерно 0,0774 кг, а азота 0,075 кг, то есть разница 10 грамм. Такая небольшая разница в весе не повлияет на экономный расход топлива машиной.

Подведем итоги:

  • с азотом давление в шинах будет оставаться постоянным дольше;
  • в шине с азотом меньше влаги, т.е. меньшая вероятность появления коррозии в колесах.

Что такое накачка шин азотом

Накачка шин азотом – это мировая тенденция заполнения покрышек азотно-воздушной смесью вместо обычного воздуха. Этот метод зародился ещё на гонках Формула-1, когда для повышения эффективности болида его покрышки наполнялись исключительно этой смесью, и пилоты действительно отмечали его как одно из преимуществ для желанной победы.

Накачка шин азотомДалее этот способ был перенят и на обычные автомобили мастерами шиномонтажа из США ещё несколько десятилетий назад. А совсем недавно он пришёл и в нашу страну, многие мастера охотно предлагают такую услугу своим клиентам во время техобслуживания транспортных средств.

Зачем колеса качают азотом и как это влияет на эксплуатацию транспортного средства? По заверениям многочисленных экспертов по всему миру, эта услуга имеет следующие преимущества перед наполнением баллонов обычным воздухом:

Физические свойства азота не меняют его объём под воздействием перепада температур, давление в покрышке вне зависимости от времени года остаётся неизменным, что позволяет поддерживать одинаковую скорость и расход топлива.
Молекулы азота несколько крупнее, чем воздуха, а также обладают меньшей летучестью

Это приводит к тому, что колесо надо подкачивать значительно реже при отсутствии пробоин или дефектов ниппеля.
Ввиду того, что кислород является окислителем, он постепенно разъедает резину изнутри, а азот данного свойства не имеет, из-за чего колёса, накачанные этим газом, прослужат значительно дольше, особенно при аккуратной езде водителя.
Азот обладает меньшей плотностью, нежели воздушная смесь, из-за чего покрышки весят меньше, и это особенно важно на соревнованиях по ралли, где тысячные доли секунды имеют значение.
Во время долгой езды на высокой скорости колесу свойственен нагрев, но при закачанном азоте отвод тепла будет в разы эффективнее, и вероятность перегрева резины значительно ниже.
Азот никогда не может воспламениться или поддержать горение, поэтому при пожаре в автомобиле вероятность взрыва снижается.. Накачка шин на Формуле-1
Важно!
Скептики считают, что многие из перечисленных выше свойств азота сильно преувеличены, и на деле дела обстоят совершенно по-другому

Однако это не так, и эффект от каждого из этих свойств имеет место, пусть и в очень малых, порой невидимых масштабах.

Накачка шин на Формуле-1
Важно!
Скептики считают, что многие из перечисленных выше свойств азота сильно преувеличены, и на деле дела обстоят совершенно по-другому. Однако это не так, и эффект от каждого из этих свойств имеет место, пусть и в очень малых, порой невидимых масштабах.

Реальные и вымышленные преимущества

Для начала стоит перечислить все плюсы, указанные на рекламных щитах возле шиномонтажных мастерских. Что дает использование азота в баллонах автомобиля по заверениям продавцов услуги:

  • неизменное давление в шинах независимо от температуры окружающей среды и дорожного покрытия;
  • улучшение сцепления с дорогой и замедление износа протектора;
  • ход машины становится мягче;
  • покрышки не спускают с течением времени;
  • сокращение тормозного пути и улучшение разгонной динамики;
  • вероятность взрыва покрышек при нагрузках заметно снижается.

Дальше предлагается разобрать каждый пункт по отдельности и выяснить достоверность этих утверждений, опираясь на практические наблюдения.

Рекомендуем: Как заменить воздушный фильтр на Ford Fusion?

При нагреве резины давление не увеличивается

Об эффекте теплового расширения воздуха в шинах знают все водители, покачивающие скаты самостоятельно. Суть в следующем: когда на улице наступает потепление, газ в баллонах расширяется и давление в колесах возрастает на 0,2–0,5 Бар. И наоборот, после наступления холодов скаты «проседают». Реклама утверждает: коэффициент теплового расширения азота в 7 раз меньше, поэтому давление в шинах практически не меняется.

Противники данной теории опираются на законы физики, согласно которым все газы расширяются одинаково. То есть, разница давлений в колесах, накачанных азотом и воздушной смесью, мизерна.

На практике дело обстоит иначе: накачка шин азотом действительно позволяет удерживать давление на одном уровне независимо от температуры на улице. Вероятно, здесь играет роль наличие в воздухе водяных паров, отсутствующих в азотной среде (вспомните – газ перед закачкой осушается).

Улучшение эксплуатационных свойств резины

Сцепление рабочей поверхности колеса с покрытием дороги зависит от многих факторов, в том числе:

  • свойства резины, качество изделия;
  • форма, рисунок и конструкция протектора;
  • величина пятна контакта и распределение усилий в нем;
  • тип и состояние дорожного покрытия.

Разновидность газа, закачанного в шину, никакого влияния на сцепление и износ протектора не оказывает. Можно искусственно менять давление в скатах и таким способом увеличивать либо уменьшать пятно контакта, но содержимое баллона значения не имеет. Утверждение не соответствует действительности.

Мягкий ход автомобиля

Еще один ответ на вопрос, для чего заполнять шины азотом, звучит следующим образом: накачанный этим газом баллон не настолько упругий, как воздушный. В результате колесо меньше отскакивает от неровностей дороги, езда становится комфортнее, а подвеска служит дольше.

Аргумент поясняется меньшим удельным весом азота по сравнению с воздухом, хотя в действительности разница невелика. Тут есть интересный момент: удельный вес воздушной смеси – величина переменная, зависящая от температуры и содержания влаги. Если закачивать холодный воздух при минус 20 °С, то вес 1 м3 равен 1,396 кг, теплого (+10 °С) – 1,248 кг.

Практические наблюдения показали, что смягчение хода ощущается при езде по мелким неровностям на автомобилях бюджетной ценовой категории с классической подвеской. В машинах бизнес– и премиум-класса улучшение комфорта не чувствуется, поскольку там используется эффективная многорычажная подвеска.

Скаты не спускают

Реклама гласит: молекула азота больше частицы воздуха, поэтому она не «пролезает» в микротрещины резины, неизбежно образующиеся в результате эксплуатации по неровным дорогам. Поэтому шины не спускают длительное время и не требуют подкачки.

Утверждение относится к разряду абсурдных. Разница между частицами воздуха и азота настолько мизерна (0,02 нанометра), что в случае возникновения трещины молекулы обоих газов свободно в нее проникнут. Что происходит на практике: за одинаковый промежуток времени «воздушное» колесо теряет 0,5 Бар, заполненное азотом – 0,47 Бар.

Повышение ездовых качеств и безопасности

Когда шины накачивают азотом, улучшается разгонная динамика и укорачивается тормозной путь автомобиля. Данный аргумент является логическим следствием не правдивого утверждения о повышении сцепления с дорожным покрытием. Значит, в реальности разгон и торможение машины остается неизменным, а преимущество – вымышленным.

Безопасность езды повышается на том основании, что «азотные» скаты меньше взрываются. Доля истины в подобных выводах есть: покрышки лопаются от большой нагрузки и нагрева, отчего давление воздуха в баллоне возрастает до критического. Азот более терпим к увеличению температуры и не дает роста давления, поэтому резина взрывается реже.

Этот газ потребляет меньше топлива?

Что касается утверждения, что шины с азотом оптимизируют расход топлива, то в действительности, азот здесь не причем. Давление в шинах очень сильно влияет на расход топлива. Шины с высоким PSI показателем (американская шкала давления) снижают сопротивление качению и улучшают эффективность расхода топлива, обычно это происходит за счет качества управления автомобилем.

Шины, закаченные азотом, могут обеспечить большую стабильность в плане PSI (подробнее об этом далее), но здесь, скорее, речь идет о поддержании оптимального давления шин, а не о том, что давление делает внутри самих шин. То есть, если вы будете сохранять давление в шинах на оптимальном уровне, то расход топлива будет нормальным, независимо от того, закачали вы азот в шины или нет.

Азот в шинах: плюсы и минусы

Строго говоря,
преимущество у процедуры одно – вреда колесам это не наносит. Плюсов, как
таковых, много, но они довольно спорны. Хотя аргументы коммерсантов в пользу
услуги выглядят внушительно. В теории это и правда красиво и выгодно, но на
практике все гораздо прозаичнее.

Плюс 1.
Стабилизация давления

По версии
маркетологов, коэффициент расширения (сжатия) воздуха при нагреве (остывании)
выше, чем у азота. Поэтому при езде или в случае перепада температур давление
остается стабильным.

Вот только эта
разница настолько мала (газы имеют почти одинаковый коэффициент), что на
практике никакой разницы нет. Даже использование азота в шинах на гоночных
болидах не показало существенного результата. А в обычных условиях езды не удастся
разогреть шину и наполовину.

Плюс 2. Отсутствие
нежелательных примесей

С воздухом в
камеру попадает влага и грязь, в нем содержащиеся. А азотный генератор очищает
газ от примесей — покрышка сохраняется дольше, так как на нее не воздействуют
вредные составляющие.

Но любой
компрессор оснащается фильтром и отстойником, которые точно так же очищают
воздух от воды и загрязнений. Хотя бы потому, что попадание пыли в сам
компрессор выводит его из строя. А ремонт выходит гораздо дороже, чем
своевременная установка фильтрующих элементов. Не говоря уже о том, что в любой
более-менее приличной мастерской имеются осушители воздуха.

Но даже если
накачать шины азотом, который будет их беречь (допустим, что воздух нет), вряд
ли это продлит срок их службы. После нескольких лет трения об асфальт, морозов,
жары, торможений и ударов покрышки все равно необходимо менять.

Плюс 3. Нет утечки

Азот в шинах не
«вытекает», так как его молекула крупнее молекулы кислорода. Однако, как и в случае с давлением, разница настолько мала, что на практике это не
имеет существенного значения.

Утечку газа
провоцируют:

  • повреждение покрышки;
  • негерметичный ниппель;
  • некачественный материал изготовления.

Давление будет падать вне зависимости от того, какой
газ находится внутри колеса. Зато качественная покрышка одинаково хорошо
удерживает как кислород, так и азот, и подкачка ей не требуется. Накачка
негерметичных шин автомобилиста точно не спасет.

Плюс 4. Азот легче воздуха

А значит, колесо
меньше весит, снижена нагрузка на амортизаторы, меньше масса автомобиля, ниже
расход топлива и т.д.

Верно, азот легче
на 0,04 кг/куб. м. Если брать для подсчетов среднее колесо для легковых
автомобилей, то его вес снизится примерно на 6 граммов. Вряд ли это поможет сэкономить
на топливе ту сумму, которую автовладелец заплатил за услугу по накачке шин азотом.

Как видно, шина,
которую накачали азотом, имеет свои плюсы и минусы. Кто-то будет оперировать
таким аргументом: в Европе и Америке услуга накачки азотом пользуется высоким
спросом у водителей грузовых авто. Но у грузовых машин и нагрузки не те.
Например, нагрев резины в процессе езды гораздо интенсивнее, и при разрыве
покрышки возникает риск возгорания. Точнее, покрышка начинает тлеть.
В этом случае негорючий азот способен затушить очаг (в теории). Никаких
официальных или даже полуофициальных сведений о том, что повышается
безопасность езды или рабочие характеристики автомобиля, нет.

Но нет и никаких
негативных влияний азота на колесо. Поэтому если лишние траты не смущают, можно
пробовать и решать самостоятельно, кто прав — критики или маркетологи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector