Почему нельзя заряжать автомобильный аккумулятор дома?

На что обращать внимание, покупая зарядное устройство

Как заряжать необслуживаемый аккумулятор Вначале требуется определиться со схемой зарядки, потому что одни устройства могут заряжать автомобильные аккумуляторы с постоянной величиной тока, другие – с постоянным напряжением. Первые ЗУ заряжают емкость полностью, но опасны перегревом электролита, что отражается негативно на продолжительности функционирования.

Риск перегрева отсутствует, если применяют зарядки с постоянным напряжением. Но, этот вариант не позволяет добиться полной зарядки из-за падения тока в конце зарядного цикла.

Но, отчаиваться не время, поскольку производятся «зарядки» комбинированные. При постоянном токе они заряжают батарею, стабилизируя напряжение и понижая ток. Понятно, что цена на такие зарядки наиболее высокая.

Следующий вопрос, – какому зарядному устройству отдать предпочтение – импульсному или трансформаторному.

Наконец, питание. Существует два варианта – классический, работающий от сети и ток, передающийся через «крокодилов», и экзотический (реже применяемый), с зарядкой от прикуривателя. Чтобы зарядит АКБ от него, прикуриватель запитан не через генератор, а от батареи.

Почему опасно заряжать автомобильный аккумулятор в жилом помещении?

Можно ли заряжать безопасно автомобильный аккумулятор у себя дома, ведь он содержит электролит на основе кислоты? Конечно, зарядка АКБ в жилом помещении представляет серьёзную угрозу для домочадцев.

Чем же так опасна зарядка автомобильных аккумуляторов дома?

Вероятность возгорания водорода

Интернет просто изобилует роликами, демонстрирующими взрыв автомобильных АКБ при зарядке. А почему это происходит? И сразу возникает другой вопрос: как зарядить аккумулятор дома, избежав столь страшных последствий?

Как известно, электролит – это не что иное, как раствор серной кислоты на основе дистиллированной воды. Он находится в состоянии покоя до тех пор, пока аккумулятор полностью не зарядится. При подаче избыточного заряда электролит закипает. При этом вода, содержащаяся в его составе, распадается на газообразные составляющие: кислород и водород, которые образуются на поверхности в виде пузырьков.

В свободном состоянии эти газы очень опасны – способны вспыхнуть мгновенно от малейшей искры. Недаром их принято называть «гремучей смесью». Чем дольше кипит электролитный раствор, тем больше скапливается пузырьков газа на его поверхности, а значит, концентрация взрывоопасной смеси растёт.

Водородосодержащая смесь способна вспыхнуть в любую секунду, достаточно малейшей искры на клеммах зарядного устройства или в электрической сети, источника открытого огня или раскалённого электрического прибора. Возгорание водорода обязательно сопровождается взрывом, мощность и последствия которого находятся в прямой зависимости от степени концентрации «гремучей смеси» в воздухе.

Выделение вредных для здоровья газов при зарядке

Кроме того, при зарядке АКБ в помещение будут выделяться пары различных веществ. Между автовладельцами идёт немало споров по поводу того, вредно ли и насколько заряжать аккумулятор от машины дома?

В процессе зарядки кислотно-свинцовых батарей происходит испарение сернистых газов. По мере повышения их концентрации в помещении человек может почувствовать головокружение или головную боль, тошноту, слабость. В этом случае необходимо немедленно покинуть комнату, обеспечив её проветривание.

Кроме того, сернистый газ весьма коварен – он обладает способностью к накоплению: оседает на поверхности стен, потолка и других предметов. Значит, имеет предрасположенность к тому, чтобы отравлять жизнь хозяевам на протяжении длительного времени даже после того, как аккумуляторная батарея покинет помещение.

На обслуживаемых батареях сернистый газ поступает в воздух через отверстия выкрученных пробок в банках, на необслуживаемых – через клапан избыточного давления при перезаряде источника энергии.

Обратите внимание, необслуживаемый аккумулятор не вредно заряжать дома лишь в тех случаях, если не допускать избыточного перезаряда, то есть кипения электролита

Вероятность расплёскивания кислоты при неаккуратном обращении

Аккумуляторные батареи обслуживаемого типа нуждаются в регулярном уходе и подзарядке. В тёплое время года при отсутствии гаража часть операций можно провести и на улице: замер плотности электролита с помощью ареометра, доливка электролитного раствора до оптимального уровня и т. д. А как быть при наступлении холодов? Как зарядить аккумулятор в домашних условиях?

Естественно, владельцы автотранспортных средств несут АКБ домой, зачастую не задумываясь о возможной опасности. Дело в том, что кислотный электролит на коже вызывает ожог, при попадании в глаза может испортить зрение, при контакте с различными предметами приводит к их повреждению. Другими словами, любые манипуляции с электролитом, особенно в домашних условиях, а именно обслуживание и зарядка автомобильного аккумулятора, опасны.

Если батарея относится к обслуживаемым, то на всём протяжении зарядного процесса пробки банок рекомендуется держать выкрученными. Значит, в случае закипания электролитного раствора его брызги могут разлетаться вокруг, нанося урон всему, что попадётся на их пути.

Кроме того, закипание электролита провоцирует образование взрывоопасной смеси. В данной ситуации возгорание даже незначительной её концентрации и слабого по мощности взрыва обязательно приведёт к расплёскиванию электролита, что чревато пожаром.

Порядок подзарядки АКБ

Процесс подзарядки делится на два этапа: извлечение АКБ и его подключение к устройству.

Первый этап включает такие шаги:

  1. Двигатель в автомобиле глушится, а ключ вытаскивается из замка зажигания.
  2. Открывается капот и снимаются обе клеммы с АКБ.
  3. Откручивается кронштейн и достается батарея.

После этого наступает этап подключения аккумулятора к зарядному устройству. Здесь шаги выглядят так:

  1. Красный провод подсоединяется к плюсу, а синий или черный – к противоположному полюсу.
  2. Устройство подключается к розетке.
  3. Переключатель на устройстве переводится в активное положение.

Теперь остается открыть окна и ждать завершения процедуры.

Устройства для заряда аккумуляторной батареи в домашних условиях

Рассмотрим возможные методы восстановления работоспособности автомобильного аккумулятора в домашних условиях.

  1. Нагревание АКБ. Такой метод может помочь в ситуации стоянки транспортного средства в холодное время года. При охлаждении аккумуляторной батареи плотность электролита падает ниже критических значений (менее 1,28 грамм на сантиметр кубический). Плотность измеряется ареометром. Раньше такой прибор был в ремкомплекте практически каждого автолюбителя. Сейчас им пользуются только на специализируемых СТО. Кроме этого, необслуживаемые аккумуляторы технически не позволяют произвести измерение плотности.

Если автомобиль не заводится после стоянки в зимний период, не следует сильно «насиловать» АКБ, стартуя до его окончательного разряда. Можно попробовать снять клеммы, демонтировать аккумулятор, внести его в дом, установить в близости от отопительных приборов (батарей, вентиляции, печки). Учитывая большую массу аккумулятора, он нагреется не меньше, чем за пару часов. Лучше аккумуляторную батарею оставить дома на ночь.

После нагревания АКБ плотность электролита увеличивается. При этом возрастает емкость аккумуляторной батареи. Возможно, заряда будет достаточно для запуска двигателя.

  1. Использование нештатных зарядных устройств, блоков питания бытовой, компьютерной и мобильной техники. В быту часто используются устройства, которые подзаряжаются либо запитываются от блоков питания либо зарядных устройств.

Напряжение на выходе зарядных устройств для мобильной техники (смартфонов, планшетов) обычно не превышает 7 Вольт. К тому же, подключение аккумулятора к мини-USB разъему проблематично. Этот вариант следует исключить.

Наиболее приемлем вариант использования блока питания для ноутбука. Сейчас он есть практически в любом доме. Напряжение на выходе блока питания ноутбука (нетбука) обычно около 19 Вольт. На корпусе устройства обычно есть наклейка со сведениями по номинальному напряжению и максимальному току нагрузки блока питания. Кроме этого, там приводится схема полюсовки разъема. Обычно по центральному контакту разъема подается плюсовое питание, по трубчатому контакту – минусовое. Для уверенности следует подробнее изучить схему на наклейке (шильдике).

Подключать непосредственно блок питания ноутбука к аккумулятору нельзя, так как ток заряда будет превышать максимальный ток нагрузки. Минусовой контакт разъема с помощью провода сечением от 0,75 кв.мм. следует подключить к минусовой клемме АКБ. Плюсовой контакт подключается через дополнительный шунт (сопротивление, ограничивающее ток). В качестве шунта можно использовать салонную или габаритную лампочку автомобиля.

На видео вы можете увидеть, как правильно собирать такую схему:

Ток заряда в таком случае будет небольшой (не более 1 Ампера). Чтобы полностью зарядить аккумулятор емкостью 50 Ампер-часов, потребуется более 50 часов. Чтобы запустить двигатель достаточно 10 (иногда 3-4-х) часов заряда.

В качестве нештатного зарядного устройства также можно использовать блок питания струйного принтера, если таковой имеется.

Заряд при помощи бытовых ламп накаливания, электроплит. Данный метод заряда является самым экстремальным

Без соблюдения мер предосторожности, не имея навыков в области электрики, такой метод заряда использовать нельзя.

При заряде с использованием бытовых ламп накаливания используют лампы мощностью от 60 Ватт. Нельзя использовать светодиодные или люминесцентные энергосберегающие лампы. Для подключения к аккумуляторной батарее монтируют цепь, состоящую из лампы и выпрямительного диода большой мощности. Такой диод можно найти в люминесцентной энергосберегающей лампе. Для соединения с бытовой электрической сетью используют вилку (разъем подключения к сети) от любого ненужного бытового электроприбора.

Электрическая цепь включает: контакт провода вилки – катод диода (обозначается на корпусе диода) – анод диода – минусовая клемма АКБ – плюсовая клемма АКБ – контакт лампы накаливания – другой контакт лампы накаливания – другой контакт провода вилки. После монтажа цепи, соблюдая чрезвычайные меры защиты, производят подключения вилки в бытовую сеть.

Ток заряда в этом случае также невысокий, на неполный заряд АКБ понадобится не менее 5-ти часов.

Еще раз напомним: использование данного метода заряда возможно только в чрезвычайных ситуациях.

Принцип работы схемы

Пока на клеммах заряжаемой батареи напряжение не достигло отметки 16,5, на 2 выводе А1 его достаточно, чтобы открыть транзистора VT1, который отвечает за срабатывание реле P1, включающее контакты К1.1, которые через конденсаторный блок подключают первичную обмотку трансформатора. С этого момента начинается зарядка.

Как только величина становится 16,5 В, напряжения на выходе А1.1 снижается и не позволяет поддерживать открытым VT1. Из-за этого отключится реле, а контакты К1.1 через конденсатор С4 (ток заряда 0,5А) подключают трансформатор. Схема ЗУ находится в этом состоянии, пока напряжение на батареи оно не упадет до 12,54В. Затем, вновь включится реле, и начнется заряд. Благодаря переключателю S2, возможно отключать авторегулирование (в случае надобности). Так будет исключена возможность перезарядки аккумулятора, даже если он останется подключенным к ЗУ длительное время. Очень актуален этот режим для тех, кто ездит на машине исключительно в теплое время. По окончании сезона батарею ставят на зарядку, а отключают с наступлением весны. Если даже напряжение пропадет, после его появления, зарядка продолжится.

При меньшем напряжении, т.е. не достигшем этого значения, на выходе 8 А1.2 напряжения достаточно, чтобы транзистор VT2 был открыт, и оно поступало на реле.

Если оно больше 19В, транзистор закрывается, реле размыкает контакты К2.1, прекращая подавать напряжение на ЗУ. При подключении батареи, которая запитает схему, ЗУ возвращается в рабочее состояние.

Как заряжать аккумулятор необслуживаемого типа

Перед тем, как поставить на автомобиль аккумулятор необслуживаемого типа Varta или Bosch, необходимо разобраться с тем, как его правильно заряжать, лучше всего просмотрев соответствующее видео.

Подзарядке в домашних условиях автомобильный аккумулятор следует подвергать ежемесячно. При этом выполняется не простая дозарядка, а прогон по полному циклу «зарядить-выдержать-разрядить» не менее двух-трех раз. Дело в том, что эти процедуры позволят снизить сульфитацию пластинок, а также намного повышают полноту получаемого заряда.

Чтобы автомобиль перемещался стабильно, стоит заряжать аккумулятор оригинальными зарядными устройствами или теми, которые были приобретены во времена Советского Союза. В идеале, чтобы не следить за тем, сколько времени придется затратить на полный цикл, ЗУ должно оснащаться стабилизацией заданного напряжения автоматического типа. Для того, чтобы правильно зарядить необслуживаемый аккумулятор, нужно:

  • точно подсоединить зажимы ЗУ к клеммам;
  • уточнить остаточное напряжение на АКБ;
  • установить напряжение в 12.6 Вольт;
  • перевести напряжение на ЗУ на 14.4 Вольт;
  • проследить, чтобы ток снижался, а потом постепенно наращивал и снижал свои значения;
  • после этого делается перерыв на два или три часа;
  • после перерыва зарядка снизится до одного ампера;
  • последний раз замеряется напряжение в АКБ только после ее остывания.

Время зарядки аккумулятора автомобиля и показатели для проверки

О том, что батарея автомобиля заряжена, будет свидетельствовать само зарядное устройство. Если ЗУ автоматическое, то все правильно завершится без вашего участия.

Об окончании процесса покажет дисплей, который снабжен световыми индикаторами и отражает этапы зарядки. Зеленый индикатор говорит о готовности к работе.

В других типах ЗУ есть встроенный амперметр и при приближении параметра тока к 0 данный сигнал говорит о полной зарядке батареи.

Контроль аккумулятора автомобиля происходит разными способами:

  1. Специальная лампочка. Она стоит на корпусе всех современных аккумуляторов автомобилей и показывает ее работоспособность. Зеленый цвет означает нормальное состояние АКБ. Белый свидетельствует о потребности в заряде. Красный – заряд на минимуме, и стоит восполнить реактивную жидкость.
  2. Мультиметр. Данное устройство стоит правильно поставить в фазу измерения напряжения и подключить контакты к клеммам аккумулятора (полярность не важна). Мотор включать не надо. В этом случае вы замеряете напряжение генератора. Если нагрузка отсутствует, то значение равно 12, 6В. Это значит, что батарея полностью заряжена. Показатель в 12,4 В свидетельствует об уровне заряда на 75%, 12,18 В – половина заряда, 11,7 В – 11,8 В – полностью разряжен. Не стоит исключать погрешность, которая есть у всех устройств.
  3. Катушка нагрузок. Этот специальный прибор оснащен элементом сопротивления, и к нему подсоединен вольтметр (одновременно). Его нужно соединить с выходами источника питания на несколько секунд, а затем записать его показатели. Эти тесты проводятся во всех авто сервисных мастерских, а также магазинах данной направленности.

Автовладельцы с опытом могут понять, какой уровень заряда у батареи автомобиля, на слух. Если с АКБ все в порядке, то стартер вращается правильно, твердо и уверенно.

Можно ли заряжать дома

Зимой многие водители заносят аккумулятор домой. В основном это делают, чтобы просто отогреть батарею. Теплый аккумулятор легче запустит двигатель в морозное утро. Но это не всегда помогает. Поэтому следует знать, как заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством дома. Известно, что заряжать аккумуляторную батарею следует в теплом и хорошо проветриваемом помещении. Температура должна быть комнатной, примерно +22 градуса. При такой температуре электролит в АКБ лучше проводит ток.

Проветриваться помещение должно потому, что при зарядке активно выделяются газы. О том, что они очень вредны, знают все. Но при соблюдении техники безопасности, можно ли заряжать автомобильный аккумулятор в квартире? Делать это лучше на балконе, если он теплый. Если зарядка происходит в закрытом помещении, то следует открыть окна.

Для аккумуляторной батареи требуется периодическая подзарядка

Опасность при зарядке

Работники медицинских учреждений единогласно утверждают, что заряжать аккумулятор в домашних условиях опасно. Это связано с активным выделением опасных паров и газов. Они оседают на мебели. И потом долгое время оказывают пагубное влияние на здоровье. Эти газы еще и взрывоопасны. Выделяемый сероводород воспламеняется от малейшей искры. Взрыв может случиться даже при снятии клемм зарядного устройства. Для этого аккуратно подцепляем и снимаем их, когда заряжаем аккумулятор. Если АКБ обслуживаемый, обязательно откручиваем заливные пробки, но не снимаем их. Так будет меньше парить. В необслуживаемых батареях предусмотрены специальные вентилируемые отверстия и адсорберы. Испаряемая жидкость в них обратно конденсируется.

Как оценить состояние и заряд автомобильного аккумулятора

Работа электрооборудования зависит от состояния аккумуляторной батареи. Если запуск силового агрегата затруднен, может быть неисправен электростартер. Чтобы исключить неисправности систем необходимо проверить степень заряда и изношенность аккумулятора. Для этого учитывают показания:

  1. Встроенного индикатора. Производители комплектуют АКБ специализированным индикатором. При изменении напряжения он меняет цвет. Следует сверить показания на индикаторе с обозначениями, указанными в инструкции по эксплуатации. Но здесь есть нюанс – точно измерить напряжение с помощью индикатора не удастся. Производители устанавливают контрольный элемент вместо заглушки одной из банок. При выходе из строя соседних емкостей показания индикатора не изменятся.
  2. Мультиметра. Аккумулятор автомобиля отключают от сети. После этого проводят замер, определяют степень заряда. Заряженная батарея имеет напряжение более 12,7 вольт. Показатель равный 11,8 и менее свидетельствует о полном разряде.
  3. Нагрузочной вилки. Это вольтметр, к которому подключена нагрузка. Устройство присоединяют, соблюдая полярность, и удерживают на клеммах в течение 7 секунд. Показания должны составлять от 10,5 до 8,7 вольт. Если они ниже этого диапазона, значит АКБ неисправна.
  4. Встроенного вольтметра. Производители комплектуют автомобили вольтметром. Его устанавливают на приборной доске. Прибор делают в цифровом или аналоговом варианте. Для проверки сначала глушат силовую установку. Включают внешнее освещение транспортного средства в режиме дальнего света. Если показания на вольтметре составляют более 11 вольт, значит батарея работает в нормальном режиме.

Для проверки применяют также вольтметры стрелочного типа. Они имеют минимальную погрешность. Так удается быстро определить степень зарядки АКБ.

Инструкция по зарядке дома

О том, как , Мы расскажем ниже. Если прибор разрядился полностью, перед тем, как приступить к процессу, следует изучить причину. Батарею нужно извлечь, очистить и осмотреть. Если на корпусе АКБ видны повреждения, через которые вышел электролит, дальнейшее использование такого прибора невозможно. А если с целостностью аккумулятора все в порядке, то можно приступать к зарядке батареи.

Уровень заряда АКБ легко определить по цветовому индикатору, расположенному на корпусе. Поясняет значение цветов, как правило, наклейка рядом с индикатором. Если у Вас имеется тестер, то проверить уровень заряда батареи можно измерив напряжение в клеммах — если напряжение ниже номинального, то батарея разряжена.

Обратите внимание на состояние электролита — в норме жидкость чистая, прозрачная и без примесей. Электролит должен полностью покрывать пластины, если его меньше, ситуацию можно исправить, долив дистиллята. Напоследок проверьте, есть ли выход испарениям

Для этого вентиляционное отверстие в крышке прибора не должно быть забито (автор видео — Алик Мехалик)

Напоследок проверьте, есть ли выход испарениям. Для этого вентиляционное отверстие в крышке прибора не должно быть забито (автор видео — Алик Мехалик).

После этих операций можно приступать непосредственно к зарядке аккумулятора. АКБ можно зарядить не снимая с машины, если есть такая возможность. Если нет, то не забывайте о мерах безопасности описанных выше и выбирайте наиболее безопасное место в вашем доме для данной манипуляции. Это может быть коридор, балкон, или любое другое место в котором Вы проводите минимальное количество времени.

Зарядить батарею возможно двумя способами:

  1. Первый способ предусматривает контролирование параметра напряжения. Обычно данный показатель составляет 14-16 В, при этом уровень тока всегда меняется. Изначально сила тока более высокая и достигает 25-30 А, в ходе заряда этот параметр падает.
  2. Другой метод противоположный. В нем сила тока остается постоянной, меняется здесь напряжение. Скажем сразу, что этот способ является более сложным. Применяя его, следует точно понимать, какой заряд использовать.

Заряжать автомобильный аккумулятор можно с помощью ЗУ, на котором применяется метод постоянного напряжения. Сила тока устанавливается на ЗУ на уровень 10 процентов от энергоемкости батареи. В процессе сила тока будет падать. Когда АКБ будет полностью заряженный, стрелка амперметра опустится до значения 0. Как правило, с такой силой тока на полную подзарядку уйдет от 10 до 13 часов (автор видео — SAOS + обо всем на свете).

Подзарядить прибор вторым способом будет сложнее, тут потребуются некоторые знания. На старте зарядки на ЗУ выставляется параметр тока, соответствующий 10 процентам от энергоемкости прибора. Выставив необходимый параметр, прибор подзаряжается до напряжения в 14 В, после достижения данного уровня силу тока необходимо уменьшить в два раза и продолжить процедуру до параметра напряжения в 15 В, после этого ток вновь понижается, на этот раз, вдвое. Батарея будет считать заряженной в тот момент, когда параметр напряжения будет оставаться на одном месте.

Особенности зарядки аккумулятора в домашних условиях

Перед установкой аккумулятора на зарядку, учтите нужные параметры:

  1. Наиболее приемлемой силой тока является 10 процентов от энергоемкости батареи. Если энергоемкость АКБ составляет 70 Ач, то сила тока не может превышать 7 А.
  2. Нормой напряжения на выводах ЗУ является + 10 процентов от параметра на 100% заряженного устройства. Когда полный заряд равен 12,6В, то 10 процентов напряжения составляют 1,26 В. данный показатель необходимо прибавить к значению полного заряда, в результате оптимальное напряжение составит 13,86 В.
  3. Батарею транспортного средства не стоит подвергать быстрым зарядкам с параметрами тока в 20-30А. Потому как такой режим зарядки повреждает АКБ.

Эти азы помогут вам без проблем зарядить ваш аккумулятор и увеличить его ресурс эксплуатации.

Не всегда есть возможность подзаряжать аккумулятор на машине, просто у вас нет гаража или какого-нибудь бокса для ремонта. А автомобиль стоит банально на стоянке, или на парковке перед домом. Протянуть туда провода не представляется возможным, поэтому логично снять АКБ и затащить его домой, а после уже подсоединять к зарядному устройству. Однако обычные кислотные батареи попросту могут взорваться при заряде! Что соответственно опасно! Поэтому возникает справедливый вопрос – а можно ли заряжать дома? Чем это чревато? Давайте разбираться …

Для начала хочется подумать — почему многие опасаются заряжать АКБ дома? Ведь, по сути в строении есть только пластик, свинец, электролит и как бы все. Что тут такого опасно? Оказывается не все так однозначно.

Эксплуатация после процесса зарядки

Когда вы полностью зарядили АКБ, его можно подсоединять к бортовой сети машины. Но на этом обслуживание не заканчивается. За АКБ нужно правильно ухаживать.

Верный сервис означает следующее:

  1. Время от времени правильно анализировать состояние крепежных болтов батарее и при необходимости подкручивать их.
  2. Зачищать клеммы от окисления и его последствий (это позволит не допустить коррозии металла)
  3. Осмотр величины электролита любыми способами (погружение трубки, корпус ручки и т.д.). Обязательно нужно возмещать его потери, доливая очищенную воду или другой электролит.
  4. Время от времени контролировать плотность проводниковой жидкости. Это влияет на заряд аккумулятора.

В холодное время года все эти действия стоит делать каждый день или перед выездом. Только регулярные, последовательные и правильные действия позволят вам продлить работоспособность АКБ. Относительно новой батареи, то стоит еще в момент покупки, в магазине проверить его уровень заряда. Допустимая величина составляет 95%. В исключительных случаях следует подзарядить его с минимальными показателями, не больше номинальных – 14,4В на протяжении 2-3 часов.

В идеале стоит смотреть на дату производства аккумулятора. Если он хранился в магазине дольше года, то такую батарею не стоит приобретать. Правильно поискать другой экземпляр или другой магазин.

Если еще есть вопросы или дополнения по теме, то напишите нам об этом ниже. Ваши замечания сделают статью конкретнее, информативнее и полезнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector