🥇лучший адаптер для диагностики автомобиля
Содержание:
- Адаптер
- 🔔K–Line адаптер KKL VAG COM 409.1
- Что проверяют при помощи компьютерной диагностики
- В каких случаях авто нуждается в диагностике через ноутбук?
- Диагностические кабеля и адаптеры для автомобилей
- Диагностический кабель
- 🔔Доработка K–Line адаптера для диагностики АБС и подушек безопасности
- ScanXL
- Универсальный переключаемый диагностический кабель KKL-Line
- Что потребуется для диагностирования ЭБУ при помощи ноутбука
- Параметры диагностики для инжекторных двигателей ВАЗ
- Вы смотрели
- 🔔Адаптер ELM327
Адаптер
На выпускающихся в настоящее время моделях ВАЗ широк спрос на адаптеры (преобразователи уровней) серии KL с соединительным разъёмом USB. Они предназначены для состыковки ноутбука (или стационарного персонального компьютера) с каналами «К» или «L» ЭБУ (электронный блок управления).
Через адаптер производится диагностика автотехники и управление её функциями. Перед началом работы необходимо установить соответствующие программы для диагностики («софт») и драйвер для адаптации программ с компьютером.
Купить адаптер для диагностики лучше в виде уже смонтированного блока с портом USB для компьютера.
Модели адаптеров:
Практически все адаптеры поддерживают отечественные автомобили, выпускаемые с 1998-го года. Ассортимент моделей велик. Выбор зависит только от ваших пристрастий в технике и дохода.
Самый дешёвый адаптер на ВАЗ — ELM327. Чаще всего применяется универсальный адаптер — BM9213.
ELM 327
Конструкция адаптера:
- печатная плата (материал — стеклотекстолит фольгированный),
- порт стандарта OBD II для подключения кабеля USB в салоне автомобиля,
- корпус (материал — металл или пластик).
OBD II
Технические данные:
Напряжение — 12 В (возможно подключение ноутбука от прикуривателя). Ток — 10 мА. Стабилизатор напряжения для К-линии — 5 В и 12 В. ЭБУ — модели ВАЗ «Январь-4», «Январь-5».
Интерфейс для K-line — ISO-9141. Интерфейс для L-line — ALDL.
Адаптер также можно подключить к «L-линии» ЭБУ автомобилей иностранного производства.
🔔K–Line адаптер KKL VAG COM 409.1
Эти адаптеры предназначены для диагностики блоков управления автомобилей Volkswagen , AUDI, SEAT, SKODA, Opel, Volvo, Alfa-Romeo, ВАЗ, ГАЗ по K-линиям, а также все остальные автомобили поддерживающие протоколы: ISO 9141-1,ISO 9141-2,ISO 14230.
Чтобы избежать проблем необходимо уточнить у продавца на каком чипе собран адаптер!
Предпочтительнее купить адаптер на чипе FTDI!
Данный адаптер прекрасно работает с программой Chevrolet Explorer. А если оснастить его переключателем, тогда он сможет подключаться к блоку управления подушками безопасности и к блоку АБС.
Ниже Вы сможете купить адаптер с уже установленным переключателем
Если Вы купили адаптер KKL VAG COM409.1 и хотите диагностировать систему АБС и систему подушек безопасности, тогда у Вас два пути:
Самостоятельно установить переключатель, чтобы он производил коммутацию между 7, 12 и 13 выводом адаптера
Просто спаять между собой выводы 7, 12 и 13, как показано на фото. Спаиваем 12 и 13 контакт, а затем проводом соединяем с 7 контактом
Работать будут оба варианта, но во втором случае может наблюдаться нестабильная передача данных. Особенно при большом количестве выбранных параметров.
Но лично моё мнение – это всё-таки использование полноценного переключателя. Потому что, когда у нас все 3 контакта замкнуты, то мы фактически замыкаем 11-й контакт блока управления тормозной системы и 9-й контакт блока управления подушками безопасности с 5-м контактом блока иммобилайзера, что, как мне кажется, не совсем правильно.
Далее более подробно об установке переключателя
Что проверяют при помощи компьютерной диагностики
Главное в этом процессе – с помощью компьютера выявить, в каком автомобильном узле имеются проблемы, и устранить их. Точно установить причину поломки поможет сравнение полученных параметров с заводскими показателями, которые вводятся производителем машины на этапе ее оборудования перед продажей. Если расхождения в заданном диапазоне существенны, то выдается ошибка.
Диагностика дает возможность отследить работу как бензинового, так и дизельного двигателя, а именно:
- его производительность;
- скорость на холостом ходу;
- проверить фазу газораспределения;
- срабатывание электронного клапана;
- положение дроссельной заслонки;
- количество оборотов;
- синхронизацию зажигания.
При помощи автодиагностики можно также проверить:
- состояние машины на момент ее покупки;
- качественно ли было произведено техобслуживание, и были ли учтены все ошибки;
- электропитание авто;
- определить характер неисправности при зажигании кнопки «Чек».
В каких случаях авто нуждается в диагностике через ноутбук?
Перед тем, как сделать диагностику транспортного средства с помощью ноутбука, нужно разобраться в том, для чего же она нужна. Диагностика представляет собой процедуру, во время которой происходит считывание кодов ошибок на различных узлах транспортного средства. Благодаря современному софту и высокотехнологичному оборудованию можно диагностировать даже небольшие изменения в работе различных систем инжектора, ходовой части или трансмиссии. И это вполне можно сделать самостоятельно.
Компьютерная проверка систем авто
Сегодня компьютерная диагностика автомобиля своими руками часто производится автолюбителями для того, чтобы перенастроить блок управления. Это делается с целью улучшения работы различных агрегатов и механизмов транспортного средства.
Благодаря использованию современного ПО и дополнительных плагинов, автолюбитель может:
- изменить (уменьшить или увеличить) количество оборотов холостого хода;
- изменить лямбда-характеристики, то есть отрегулировать подачу топлива;
- при наличии плагинов можно запрограммировать интерфейс автомобильной электроники;
- настроить автоматическую проверку при наличии неисправностей или отклонений в работе систем.
Так когда же нужно проводить самостоятельную диагностику инжектора или других систем через ноутбук?
- В первую очередь, это делается тогда, когда датчики на приборной панели сигнализируют автомобилисту о наличии возможных неисправностей.
- Также автомобилисты часто проводят эту процедуру в том случае, когда фиксируется некорректная работа различных механизмов и узлов. Проверить машину можно для того, чтобы понять, действительно ли они неисправны.
- В последнее время все чаще диагностика инжектора, ходовой части и трансмиссии при покупке подержанного автомобиля.
- Для того, чтобы снизить возможные затраты на ремонт транспортного средства. Это называется профилактическая диагностика с помощью ноутбука, ее специалисты рекомендуют осуществлять не реже, чем один раз в год. Заранее узнав о проблемах, которые есть в узлах автомобиля, вы сможете значительно сэкономить деньги.
Сканер для тестирования машины
В целом такой метод проверки электронных систем транспортного средства на наличие проблем является современным и эффективным. Ведь он позволяет точно определить все поломки и предотвратить возможные неисправности в будущем. С помощью такого метода автомобилист получает полную, а главное — достоверную информацию о состоянии всех узлов, механизмов и систем.
В каких конкретно случаях транспортное средство нуждается в проверке:
- Если вы заметили, что резина изнашивается неравномерно, при поворотах появился гул или стук, другие звуки, или они проявляются при движении по неровному покрытию. Также во время поворотов может быть зафиксирован снос задней или передней оси, система АБС включается срабатывает раньше, свободный ход руля увеличен. Во всех этих случаях необходима проверка подвески.
- Проверка инжектора осуществляется в том случае, если увеличился расход бензина, мотор долго прогревается, в целом агрегат функционирует неустойчиво, заводится с трудом. Также есть смысл проверить двигатель, если значительно снизилась его мощность, при работе возникают шумы, холостые обороты слишком высокие или низкие. В таком случае необходимо протестировать работу системы впрыска, электрической части и замерить компрессию.
- Тестирование трансмиссии необходимо осуществлять в том случае, если вы не можете включить одну из скоростей, если проявляются вибрации и рывки, во время переключения режимов появляется пробуксовка. Также проверка трансмиссии может быть актуально при повышенном расходе топлива или утечке жидкости и АКПП. Софт считает все коды неисправностей блока управления, проанализирует работу всевозможных датчиков и регуляторов, в частности масла и положения дроссельной заслонки.
Диагностические кабеля и адаптеры для автомобилей
Чиптюнинг контроллеров ЭБУ. Диагностика систем по К-Line. Обновление ПО компьютеров.
Обновление ПО компьютеров ШТАТ. Диагностика ЭБУ по K-Line. Смена прошивки ЭБУ.
Для обновления ПО бортовых компьютеров и комбинаций приборов компании GAMMA
Для соединения ПК с ЭБУ а/м. Способ соединения — провод USB. Диагностика и сброс ошибок ЭБУ. Поддержка К и L линии.
Для соединения ПК с ЭБУ а/м. Соединение — провод USB-OBD II. Диагностика и сброс ошибок ЭБУ. Поддержка К и L линии.
Для соединения ПК с ЭБУ а/м. Соединение — по Bluetooth. Диагностика и сброс ошибок ЭБУ. Поддержка К и L линии.
Для соединения ПК с ЭБУ а/м. Соединение — по Bluetooth. Диагностика и сброс ошибок ЭБУ. Поддержка К и L линии.
Для соединения ПК с ЭБУ а/м. Соединение — по WiFi. Диагностика и сброс ошибок ЭБУ. Поддержка К и L линии.
Для соединения ПК с ЭБУ а/м. Соединение — по WiFi. Диагностика и сброс ошибок ЭБУ. Поддержка К и L линии.
Подключает функцию «Осциллограф». Подключается к БК: Мultitronics C-340, Multitronics: C-340
Для прошивки бортовых маршрутных компьютеров Multitronics UX-7
Подключает функцию «Осциллограф». Работает с БК Multitronics: С-900, RC-700 VC-731, TC-750, CL-550, C-590, CL-590.
Диагностический кабель
Диагностический кабель — это устройство для подключения ПК (или ноутбука) к диагностической колодке Вашего автомобиля, например: Ромокабель . Он позволяет производить диагностику двигателя и электронных систем при помощи специальных программ, устанавливаемых на персональный компьютер. Программы не входят в комплект кабеля — их можно скачать в интернете, т. к. среди них есть множество бесплатных (например: Diagnostic Tool, OpenDiag, “Мотор-тестер” и др.).
На одном конце диагностического кабеля находится разъем для подключения к колодке автомобиля, а на другом — разъем USB. Подключив ваш ноутбук к ЭБУ при помощи диагностического кабеля, вы сможете просмотреть и сбросить ошибки, отслеживать показания датчиков в реальном времени, и т.д.
🔔Доработка K–Line адаптера для диагностики АБС и подушек безопасности
Если Вы собираетесь проводить диагностику только системы управления двигателем (силовой установки) и не собираетесь это делать с другими системами ( АБС и подушки безопасности), то базовый адаптер без переключателя Вас вполне устроит. А если Вам важна диагностика не только двигателя, то адаптер придётся доработать.
Дело в том, что в разъеме диагностики ODB2 показания двигателя снимаются с 7-го контакта колодки, а АБС и подушки безопасности с 12-го и 13-го соответственно.
Поэтому необходимо установить переключатель между этими контактами, чтобы переподключаться к тому или иному контакту колодки диагностики.
Другими словами, и более понятно это можно объяснить так – на плате адаптера есть только один сигнальный вход. А у автомобиля три сигнальных выхода (силовая установка – 7 контакт, АБС – 12 контакт и подушки безопасности – 13 контакт). И нам необходимо тот единственный вход адаптера подключать к колодке диагностики, в зависимости от необходимости, либо к выходу силовой установки, либо к выходу АБС, либо к выходу подушек.
Большинство магазинов продают адаптеры уже с переключателями, но немного дороже. В конце статьи есть ссылки на продавцов.
Вот схема переделки
Также был поднят вопрос о последовательности действий при подключении адаптера. Как выяснилось, на этом этапе также возникают вопросы и проблемы с тем, что диагностическая программа отказывается “видеть” адаптер. Честно сказать, у меня таких проблем никогда не возникало и у меня нет чёткого алгоритма, что подключать и в каком порядке. Всегда всё работает, в независимости от последовательности действий. Поэтому возможно дело связано с программным обеспечением и драйверами, установленными в каждом конкретном случае.
В связи с этим, я предлагаю скачать драйвера для адаптера на чипе FTDI, которыми пользуюсь лично я. Возможно это решит Вашу проблему. Скачать драйвера можно на следующем шаге, связанным с установкой драйверов. Либо скачать прямо сейчас – Driver
ScanXL
Платная программа
ScanXL — еще одна профессиональная программа для адаптеров ELM327, имеющая высокую популярность среди отечественных автомастерских. Основная причина этого — поддержка широкого спектра автомобилей, начиная с 1996 года выпуска, в т.ч. и отечественных марок. Программа ScanXL распространяется платно, не поддерживает русского языка (но в сети имеются довольно неплохие любительские русификаторы). Для использования приложения подойдет любой компьютер под управлением Windows XP или выше.
Как и в случае с ScanMaster-ELM, программ ScanXL является универсальным программным обеспечением для OBD-II адаптеров, поддерживающих протоколы ELM327, J1850 PWM/VPW, KWP2000 и CAN (4 разновидности). Утилита также способна считывать параметры (сохраненные и в режиме реального времени) любых электромеханических узлов автомобиля, поддерживающих управление от ЭБУ.
Отметим следующие ключевые функции ScanXL:
- Чтение и удаление (в т.ч. тех, что еще не были просмотрены владельцем авто) кодов неисправности.
- Отображение сохраненных иди текущих (в режиме реального времени) данных с датчиков.
- Чтение истории стоп-кадров.
- Отображение расположения лямбда-зонда и результатов его диагностики.
- Мониторинг пропусков зажигания, параметров топливной системы, катализатора, системы EVAP, климат-контроля, системы EGR и многих других компонентов.
- Получение мощностных и скоростных характеристик автомобиля на основе вносимых пользователем параметров авто.
- Визуализация данных с приборной панели, а также параметров работы двигателя и коробки передач, уровней и статистики расхода топлива, и многое другое.
- Возможность написания в самой программе и импорта PID-скриптов, благодаря которым пользователь может автоматизировать диагностику автомобилей конкретных марок и моделей.
- Возможность импорта внешних плагинов, расширяющих функционал программы (к примеру, можно добавить плагин для работы с конкретной маркой авто).
- Возможность создания собственных наборов графиков визуализации.
- Создание собственных профилей с настройками под конкретные автомобили с возможностью быстрого переключения между ними (созданными профилями).
Таким образом, ScanXL — программа, рассчитанная, скорее, на профессиональное использование в автомастерских.
Существует две версии программы ScanXL — Standard и Professional. На момент написания обзора их стоимость составляла $124.95 и $199.95, соответственно. Также имеется возможность приобретения плагинов для автомобилей Ford, GM и Mazda, каждый из которых продается разработчиками программы по $99.95.
Универсальный переключаемый диагностический кабель KKL-Line
Цена: $10.29
Перейти в магазин
Корпус сделан из полупрозрачной синей пластмассы, довольно прочный Кабель USB достаточно длинный — 1,5м. Красный индикатор горит при подключении к бортсети и слегка подмигивает при обмене информацией. На диске ничего ценного не обнаружено — там лежат драйвера 2004г, VAG COM 2004г и FiatECUScan16. Число программ, работающих с этим кабелем великое множество, например: CASCADE, Вася Диагност, ScanMaster, OpenDiagPro, OBD Scan Tech, TECU, Diagnostic Tool, EasyOBDII, Digimoto, Chip tuning, PCMSCAN, KWP_D, Tiggo Diag и др. С бортсетью 24V кабель несовместим.
Без разборки конечно-же не обошлось Сделан адаптер вполне прилично.
Реальная схема кабеля. U1 — конвертер USB — COM TTL (FT232RL) U2 — компаратор для преобразования уровней (LM393)
Китайцы и тут умудрились привычно накосячить. 1. Неверно обозначили контакты подключения в правом положении переключателя. Вместо 12/13 реально подключены 11/12 Поправлено
3. Отсутствует гистерезис переключения уровней. В условиях сильных помех на длинных линиях, устройство может работать нестабильно. Исправлять не стал — работает и так, т.к. линия короткая.
4. Линии K и L абсолютно идентичны, т.е. если линию K поменять местами с линией L — ничего не измениться. Тут Китайцы чего-то перемудрили, ибо L-Line работает всегда только на передачу информации, причём с линии RTS. Можно считать, что в этом адаптере вместо L-Line поставили ещё одну K-Line по логике ИЛИ, жёстко посадив её на 15pin OBDII Современные авто L-Line уже не используют, поэтому переделывать не стал.
Неоригинальность чипа FTDI FT232RL установить не удалось — адаптер работает как со старыми, так и с новыми оригинальными драйверами под WinXP x86 и Win8.1 x86 На всякий случай — старые драйвера yadi.sk/d/LjLgjU5Ndri6z Новые драйвера ставятся автоматически
После установки драйверов в свойствах уменьшаем время ожидания с 16мсек до 10мсек, после чего необходимо перезагрузить ПК. После этого, адаптер работает более стабильно.
Вывод: полезное устройство для любительской диагностики автомобилей.
Что потребуется для диагностирования ЭБУ при помощи ноутбука
Правильность проверки авто таким способом зависит от подготовительных работ и наличия всей требуемой аппаратуры. Для тестирования машин сейчас предлагается множество приборов. Автолюбителю рекомендуется заранее установить диагностический разъем (стоит внимательно просмотреть места около руля – где он обычно находится), а затем закупить нужную аппаратуру.
Основными приборами являются:
- Ноутбук или смартфон. Телефон удобен для проверки автомобиля своими руками в походных условиях, если он вдруг заглох посреди дороги, а до конечного пункта путь неблизкий. Ноутбук, так же как и стационарный компьютер позволит провести более серьезную диагностику. Впоследствии под него можно будет установить профессиональный диагностический софт. Допускается использовать самый обычный ноут со стандартным разъемом RS-232, предназначенным для дата-кабеля, также в нем должен быть установлен хотя бы один из блоков беспроводного доступа. Лучше если это будет Bluetooth, и хотя он не такой быстрый, как тот же Wi-Fi, но большинство адаптеров (сканеров) работают именно на нем. В случае применения стационарного компьютера проверить машину в дороге не получится, зато такое устройство более мощное. Если он старый и в нем не предусмотрен Bluetooth разъем, то создавшееся положение могут спасти переходники или беспроводные модули.
- Сканер. Подключается к диагностическому разъему, необходимо будет выбирать его конкретно под свою марку авто. Некоторые производители адаптеров создают такое устройство, которое можно подключить к большинству моделей импортных и отечественных авто. Совместно с адаптером должен поставляться шнур, который будет подключаться к ПК. В сканере имеются блоки разъемов, чип-схема, управляющая и сигнальная панель. Он служит передаточным звеном между бортовым компьютером и ноутбуком, на котором полученные сведения обрабатываются в читабельный вид.
- Программное обеспечение. Его можно скачать прямо с интернета, где имеется множество программ. Они могут быть как универсальными, так и для определенной модели. Желательно все же выбирать программу для определенной марки, она будет «заточена» под определенную модель.
Виды адаптеров для OBD2
Они могут быть профессиональными, дилерскими и любительскими. Имеются универсальные варианты, а также предназначенные для определенной модели. Лучшим вариантом являются мультимарочные сканеры, которые могут работать с разными автомобилями.
- Дилерские. Это дорогостоящие сканеры, которые предлагаются в автоцентрах, к ним относятся профессиональные устройства, созданные под конкретную марку машины. Они могут использоваться даже для грузовых авто.
- Мультимарочные. Они многофункциональные, могут использоваться для многих моделей. Применяются они в автосервисах, а также их могут использовать продвинутые пользователи, которые разбираются не только в машинах, но и в программном обеспечении. С помощью таких адаптеров можно обнаружить неисправности DTC, они смогут точно установить местоположение неисправного узла или запчасти. Мультимарочные адаптеры могут подключаться к ПК и смартфонам, у большинства из них имеется дисплей для удобства пользования.
- Любительские модели могут контролировать датчики и распознавать основные коды неисправностей. Такими автосканерами преимущественно пользуются начинающие автолюбители. С помощью них можно выявить обрыв цепи или выход из строя датчика, после замены которого электроника работает в обычном режиме. В силах любительских датчиков удалять выявленную ошибку при загорании кнопки «Check Engine». Устройства этой группы идут на микросхеме ELM327. Ее взаимосвязь с электроникой авто поддерживается с помощью АТ – команд, обмен сообщениями в них организован по протоколу RS-232. Соединение с компьютером может быть по Bluetooth, USB или Wi-Fi, осуществляется по протоколу UART.
Какие адаптеры предлагаются на рынке сейчас
Чаще всего для диагностики авто через ноутбук своими руками применяются модели сканеров на основании чипа ELM 327. Отличной покупкой могут быть их беспроводные вариации.
Параметры диагностики для инжекторных двигателей ВАЗ
На что обратить внимание:
- На заглушенном двигателе— датчики температуры (корректность данных); — дроссельная заслонка (наличие износа дроссельного механизма; предельный износ — не более 2%); — датчик кислорода (АЦП ДМРВ); наличие износа канала; предельный износ — не более 1, 035 В;
- На работающем, прогретом до нормы двигателе (холостой ход)Проверяются следующие параметры (величина в каждом конкретном случае зависит от модели двигателя и ЭБУ): — обороты в минуту; — расход воздуха для 8 клапанного двигателя; — расход воздуха для 16 клапанного двигателя; — время впрыска; при необходимости — коррекция впрыска; — коэффициент коррекции (%); — мультипликативная составляющая коррекции; — аддитивная составляющая коррекции; — цикловой расход воздуха (мг/такт) для 8 клапанного двигателя и для 16 клапанного двигателя.
- Скриншоты диагностики двигателя на мониторе (зависимость от модели ЭБУ на примере ВАЗ 2107) — ЭБУ «Январь 5» — ЭБУ М73
Вы смотрели
VAG Адаптер 1090руб.
Купил VAG адаптер, с моим ВАЗ 2112 общается без особых проблем , сразу скинул ошибку , заменив датчик расхода воздуха. Расход топлива сразу же упал
Евгений М. г. Саратов
ELM Адаптер 1090руб.
Заказал для своей ласточки. В мой город пришло за две недели , для Почты России неплохо) Спасибо техподдержке) за то что помогли разобраться с определением адаптера на ноуте. За 5 минут, считал ошибку
ELM Адаптер(Wi-Fi) 1990р.
Пробовал на своем Шевике, все работает без проблем. Купил wi-fi вариант , оставиляю его постоянно включенным в диагностический разъем , и так получаю бортовой компьютер с множеством функций, очень удобно!
VAG Адаптер 1090руб.
Адаптер проверил в работе на своем ваз 2114 и волге, все работает! спасибо
ELM Адаптер(Wi-Fi) 1990р.
Очень нужная и удобная вещь , если не хочешь постояно тратить деньги на профессионального диагноста. Теперь когда понадобиться могу сам считать ошибки проверить датчики и даже контролировать работу автомобиля на экране телефона
     Техподдержка(круглосуточно):      help@diagnost-7.ru             Написать сообщение
🔔Адаптер ELM327
ELM 327 поддерживает все известные протоколы ODB2 и совместим со множеством диагностических программ. Интерфейс связи с персональным компьютером — usb.
Также существуют адаптеры ELM 327 c возможностью подключения через Bluetooth или Wifi, то есть, если у Вас, допустим, есть смартфон на операционной системе android, тогда установив приложение из Play market (очень большой выбор приложений), Вы сможете следить за режимами работы двигателя без ноутбука и кабелей.
Данные будут передаваться от адаптера к смартфону по Bluetooth или Wifi. Очень удобно!
Но у ЕЛМ 327 есть два очень больших недостатка.
Во-первых, он не работает с программой Chevrolet Explorer. Это популярная программа у владельцев автомобилей Chevrolet/Daewoo.
Во-вторых, он не “видит” подушки безопасности и АБС, поэтому Вы сможете проводить диагностику только системы управления двигателем. А это, согласитесь, не очень функционально. Поэтому я рекомендую второй вариант.
Ещё раз повторю – все адаптеры ELM не работают с программой Chevrolet Explorer!!!
Внимание! При помощи небольшого приложения для смартфонов с операционной системой Андроид можно читать и удалять ошибки. А также выполнять сброс адаптаций при помощи адаптера ELM327!. Данное приложение можно скачать на странице Сброс адаптаций ЕЛМ327
Данное приложение можно скачать на странице Сброс адаптаций ЕЛМ327
Примечание! Адаптеры ELM327 бывают нескольких версий. Необходимо покупать только версию 1.5! В конце страницы будут ссылки именно на такие адаптеры.
Основное преимущество данных адаптеров – универсальность, миниатюрные размеры и беспроводная передача данных.