Условия, при которых нужно отключать систему стабилизации esp

Просто о сложном

Основная задача системы курсовой устойчивости – машина должна ехать в ту сторону, в которую повернут руль. При этом должны быть исключены заносы и рысканья. Водитель рулем задает примерную траекторию. Датчик поворота руля сообщает эти данные в блок управления ESP. Кроме того, блок управления опрашивает датчики ABS, датчики ускорения, а также углового вращения кузова.

Если данные с одного либо нескольких датчиков будут превышать заданные производителем критические значения, находящиеся в базе данных, то программный алгоритм станет исправлять траекторию машины. Это достигается, как уже было замечено выше, при помощи коротких тормозных импульсов, подтормаживаниями колеса, вокруг которого машина должна повернуться. Если этого мало (к примеру, скорость для входа в поворот слишком большая), то система «душит» двигатель, снижая крутящий момент на колесах.

Отключение ESP: зачем отключать систему стабилизации

Изучив особенности ESP, что такое система стабилизации и как работает, можно с удивлением обнаружить следующее — в автомобиле с ESP имеется кнопка ESP OFF. Это значит, что систему можно деактивировать. Многие водители задаются вопросом, для чего же реализована опция отключения такой полезной системы.

Сразу ответим — отключать ESP можно только в том случае, если водитель опытный и намеренно собирается эксплуатировать авто в спортивных и экстремальных режимах.

Дело в том, что система стабилизации в некоторых случаях может «мешать». Иногда бывает так, что для выхода из заноса нужно повысить обороты мотора, при этом система ЕСП дает команду на ЭБУ уменьшить подачу топлива. Также любители агрессивной езды специально срывают машину в занос, при этом система стабилизации всеми силами пытается этому помешать.

Кстати, на многих авто система даже после нажатия кнопки ESP OFF не отключается полностью. Данное решение позволяет активнее использовать машину для агрессивного вождения, однако система все равно подключится в том случае, если посчитает ситуацию неконтролируемой или критической.

Что же касается рядовых водителей, срыв в занос и экстремальная ситуация могут стать абсолютной неожиданностью. По этой причине отключать систему стабилизации курсовой устойчивости настоятельно не рекомендуется даже опытным водителям, эксплуатирующим авто в штатном или агрессивном режиме.

Приложения для модулей AI-Thinker ESP8266

Эти модули уже использовались во многих типах приложений и секторов, среди которых, помимо прочего, интеллектуальный транспорт, сенсорное приложение, умный город, беспроводной мониторинг, умный дом, умный дверной замок и этот список можно продолжить.

Если вы заинтересованы в модулях и хотите получать информацию о будущих разработках, пожалуйста, присоединяйтесь к LinkedIn, заходите на веб — сайт компании разработчика или свяжитесь с ними по электронной почте ( overseas@aithinker.com )

Выражаем свою благодарность источнику с которого взята и переведена статья, сайту cnx-software.com.

Оригинал статьи вы можете прочитать здесь.

Характерные особенности ESP

Наличие на автомобиле такой опции как ESP позволяет не только сделать управление машиной более безопасным, но и в целом положительно сказывается на эксплуатации авто. Оптимизируется расход топлива, что позволяет несколько сократить расходы автовладельца. Отдельные системы стабилизации курса позволяют водителю вносить соответствующие корректировки в работу автоматики, имеется возможность полностью отключить такого электронного цербера.

Проведенные исследования показали, что наличие системы стабилизации курса позволяет на скоростных трассах снизить аварийность на 30%. Это одна из лучших электронных систем безопасности, которая непосредственно влияет на снижение аварийности при управлении автомобилем. Инженеры ведущих автопроизводителей гарантируют не только повышение безопасности, но и обеспечение необходимого комфорта управления автомобилем.

Система курсовой устойчивости ESC

Современный темп жизни стимулирует разработчиков в сфере машиностроения к работе над улучшением показателя безопасности. Благодаря этому и появляются всяческие новинки вспомогательных систем, функциональная задача которых заключается в оказании помощи водителю во избежание опасности. Система курсовой устойчивости esc – достойный представитель этих систем.

Её название на автотранспорте различных марок отличается, однако, предназначение систем курсовой устойчивости одно.

Его смысл заключается в том, чтобы обеспечить транспортному средству сохранность выбранной линии при любых режимах езды: будь то разгон либо торможение, движение по прямой или в повороте.

Система курсовой устойчивости ESC

Наглядная иллюстрация работы

Механизм работы концепции курсовой устойчивости ESC может быть проиллюстрирована следующим вариантом: автомобиль входит в поворот на большой скорости, в какой-то миг на песочный участок дороги заносит одну сторону. В таких условиях сила сцепления с дорогой меняется молниеносно, а автомобиль подвергается к заносу или сносу. Именно в этот момент реагирует система курсовой устойчивости: предотвращает уход с траектории благодаря перераспределению крутящего момента между ведущими колесами. Отдельные случаи запускают процесс торможения колес. При условии оснащения транспортного средства активной системой рулевого управления, активируется процесс изменения угла поворота колес.

Принципиальные особенности системы

ESC системы курсовой устойчивости характеризуются непрерывной работой. Сам процесс протекает следующим образом: получение информации от датчиков, анализ действий водителя, вычисление желаемых параметров передвижения авто. К фактическим параметрам, информация о которых поступает от второй группы датчиков, сопоставляются полученные результаты. При несовпадении данных система ESC приравнивает ситуацию к неконтролируемой, и активизирует свою работу.

Типовые вариации стабилизации движения представлены в виде:

  • торможения определенных колес;
  • изменения крутящего момента мотора;
  • изменения поворотного угла передних колес, если на авто имеются системные элементы активного рулевого управления;
  • изменения показателя демпфирования амортизаторов, если на машине имеется адаптивная подвеска.

Способы изменения крутящего момента представлены:

  • переменой позиции дроссельной заслонки;
  • пропуском впрыска горючего или импульса зажигания;
  • изменением угла опережения зажигания;
  • деактивацией переключения передачи в АКПП;
  • перераспределением крутящего момента на осях при полном приводе.

Дополнительные возможности

Система курсовой устойчивости рассматриваемого образца помимо основной функциональной задачи может выполнять и дополнительные:

  • Внедорожники характеризуются высоким расположением центра тяжести, которое способствует к опрокидыванию при вхождении в поворот на высокой скорости. Система предотвращения опрокидывания под названием Roll Over Prevention (ROP) и была разработана специально для таких ситуаций.
  • Система ESC выполнит функцию предотвращения столкновения если имеется адаптивный круиз-контроль. В реальных условиях сначала водителю подаются звуковые и визуальные сигналы, после их игнорирования срабатывает автоматическое нагнетание давления в тормозной системе.
  • При выполнении системой функции стабилизации движения автомобиля предусматривается наличие тягово-сцепного устройства. Его работа заключается в предотвращении рыскания прицепа, реализация которого протекает за счет торможения колес и уменьшения крутящего момента двигателя.
  • Функциональная задача повышения продуктивности тормозов при нагреве идеальна в условиях езды по серпантину. При нагреве тормозных колодок она способствует автоматическому повышению давления тормозной системы.
  • С удалением влаги с тормозных дисков с легкостью справится система динамической стабилизации. Её запуск проводится на скорости выше 50 км/ч при включенных стеклоочистителях.

Секреты и советы

Расскажу про то, что скрывается в системе ESP. Оказывается, в неё входят по умолчанию такие функции, как ABS, ASR, EBD и другие. Надо лишь просто отметить галочку в настройках бортового компьютера при помощи диагностического сканера и дополнительные опции вступят в силу. Для этого можно обратиться на форум своего автомобиля, где вам всё подскажут, либо обратиться к местным умельцам.

Ещё одна хорошая статья: Что лучше: тосол или антифриз? Что лучше залить, можно ли смешивать, чем отличается и что лучше зимой?

Какие ещё бесплатные опции можно вы получаете при наличии ESP?

Функция XDS. Это облегчённая версия блокировки дифференциала. При повороте не будет ощущения сноса передней части автомобиля.

Измерение давления в шинах. Это обеспечивают специальные датчики. Если воздух в шине спускается, то её диаметр и скорость вращения увеличивается. Вы должны увидеть предупреждение на приборной панели.

Ассистент трогания при подъёме. При движении в горку, если отпустить педаль тормоза, ESP будет держать тормоз, пока автомобиль не тронется вперёд.

Отслеживание датчиков дождя. Когда вы активируете «дворники», то срабатывает датчик дождя. ESP всё это «видит» и начинает увеличивать давление в тормозах, чтобы уничтожать водяную плёнку с колёс. Водитель этого даже не почувствует, а система уже готова к неожиданным ситуациям.

Помощь при рулевом управлении. Если водитель – новичок и при заносе не так поворачивает, то ESP, считывая данные с датчика положения рулевого колеса, время от времени активирует электроусилитель руля. Вы периодически будете ощущать тяжесть в нём, при сильном повороте рулём, либо лёгкость, когда всё идёт по плану. Также система может блокировать переключения скоростей в автомате, чтобы сохранять управляемость и стабильность машины.

Торможение на разном дорожном покрытии. Допустим, вы резко затормозили, когда правые колёса находятся на грунте, а левые – на асфальте. Если в авто нет ABS то машину «поведёт», а если эта функция есть – то нет.

Система стабилизации прицепа (TSA). ESP может «увидеть» наличие прицепа. Когда вы соедините розетку фаркопа, система стабилизации поймёт, что вы подцепили прицеп и перестроит алгоритмы работы, чтобы обеспечивать уверенное вождение. Это очень удобно!

Помощь на бездорожье. Может быть, вы наблюдали, как внедорожники выходят из таких ситуаций, когда на бездорожье при диагональном вывешивании подвешенные колёса крутятся в воздухе, но потом они останавливаются и машина вдруг дёргается и едет вперёд дальше. Это срабатывает ESP, которое распределяет тягу на те колёса, у которых лучше контакт с землёй.

Помощь при спуске. При включении HDC (ассистента спуска) водитель просто убирает ноги со всех педалей и расслабляется. ESP вкупе с HDC обеспечит самостоятельный плавный спуск автомобиля даже с крутой горы. Остаётся лишь сидеть и слушать, как «похрустывают» тормоза.

Все вышеуказанные фишки вполне реально включить, если в авто установлена ESP. Главное найти умельцев, которые «доработают» вашу электронику.

Теперь отвечу на самые популярные вопросы про противозаносную систему.

ESP в автомобиле что это такое

Система ESP — от аббревиатуры английского названия Electronic Stability Program, — стала неотъемлемой частью современных автомобилей

Её считают не менее важной, чем ремни безопасности. Но если ремень — это всего лишь простое удерживающее устройство, то ESP — действительно умная штука

Она работает в единой связке с ABS — антиблокировочной системой, которая управляет колёсами. Этот тандем дополняют: датчик, сообщающий системе о положении руля, и акселерометр, задача которого — отследить фактический поворот автомобиля.

Всё вместе — это динамическая стабилизация, и её вмешательство в работу автомобиля самое, что ни на есть, активное. Система не будет ждать, пока что-то произойдёт, а по своим критериям вычислит опасное развитие ситуации и вмешается в управление машиной.

Это те самые доли секунды, которых порой не хватает водителю, чтобы оценить положение, принять решение и выполнить какие-то действия.

Самый яркий пример — неуправляемый занос. Система стабилизации позволяет «успокоить» машину и вернуть её на курс, как только «железного коня» начинает вести в сторону.

Логика процесса проста для понимания: если данные акселерометра и показания датчика рулевого колеса начинают отклоняться друг от друга, то система определяет ситуацию, как занос, и активирует торможение конкретного колеса — того, от которого в данный момент зависит траектория.

Скажем, водитель поздно заметил поворот и слишком круто стал входить в него на большой скорости. Скорее всего, машину поведёт к обочине, но система ESP среагирует и затормозит заднее колесо, которое находится внутри поворота. Остальные три в это время продолжают движение по окружности, но так, как будто центром является заблокированное колесо. Таким образом, машина жёстко ляжет в нужный курс и не вылетит за пределы дороги.

Или вот ещё разбор ситуации: шли на хорошей скорости и внезапно увидели кочку, ямку – что угодно. Резкий объезд, и уже задние колёса пошли в занос. Умница ESP мгновенно заблокирует движение переднего колеса с той стороны, куда пошёл занос. Остальным трём ничего не остаётся, как катиться по новому заданному направлению. Машина стабилизируется, и водитель избежит аварии.

Как работает ESP в различных ситуациях

Предотвращение избыточной и недостаточной поворачиваемости

При недостаточной поворачиваемости в повороте возникает снос передней оси наружу. Работа рулём в ситуации не помогает, поскольку управляемые колёса находятся на грани сцепления или уже скользят. Система ESP по данным своих датчиков заблаговременно чувствует, что автомобиль уже не в состоянии двигаться по заданной траектории и начинает вполне конкретные предупредительные действия, чтобы противостоять полной потере управляемости, когда уже ничто не поможет.

Воздействовать на передние колёса уже бесполезно, поэтому начинается подтормаживание заднего внутреннего по отношению к повороту колеса. Это способствует появлению поворачивающего момента. Одновременно уменьшается тяга, а на усилитель руля подаётся команда выставить сопротивляемость так, чтобы неопытный водитель, даже не знающий, что такое ESP в автомобиле, инстинктивно понял, что от него требуется.

При заносе, то есть начале проявления избыточной управляемости, задняя ось наоборот, начинает «обгонять» автомобиль. Тормозное усилие будет создано на наружном переднем колесе, а тяга снова уменьшена в случае заднеприводного автомобиля или добавлена на переднем приводе. Именно так бы повёл себя в заносе опытный водитель.

Стабилизация автомобиля при возникновении курсовых колебаний

Потеря курсовой устойчивости резонансного колебательного характера требует быстрой и точной опережающей реакции водителя, что начинающий выполнить не в состоянии. Электроника по приведённой выше схеме начинает действовать последовательно на парирование попеременно возникающих сносов и заносов, в результате чего автомобиль будет стабилизирован, если это ещё возможно по условиям сцепления с дорогой и выбору скорости. Сама скорость будет максимально быстро и эффективно погашена без дополнения энергии колебаний курса.

Имитация блокировки дифференциалов

В условиях бездорожья, которым можно считать любую ситуацию на пределе возможностей конкретного автомобиля и его шин, одно из колёс ведущей оси может потерять сцепление, хотя второе ещё способно создавать тягу. Свободный дифференциал всегда распределяет момент поровну между колёсами. То есть близкий к нулю момент на буксующей шине автоматически означает потерю тяги и на противоположной. Электроника это понимает, поэтому система курсовой устойчивости притормозит свободное колесо, а образовавшийся из-за этого момент на втором создаст спасительное тяговое усилие.

То же самое произойдёт не только при застревании, но и в скользком быстром повороте, когда внутреннее колесо вывешивается и теряет связь с покрытием. Момент будет переброшен на наружное, и машина успешно заправится в поворот, поскольку именно оно нагружено силами инерции.

Зачем нужна электронная система стабилизации автомобиля

Одна из подобных программ, в совокупности с датчиками, микрокомпьютерами и исполнительными механизмами, получила название Electronic Stability Program (ESP), что означает систему контроля над стабильностью автомобиля при потере колёсами сцепления с дорогой или на грани такой потери.

Не обязательно употребление именно такого термина, разные автомобильные фирмы могут использовать другие обозначения, в том числе и на других языках.

ESP призвана обеспечить курсовую стабилизацию автомобиля, то есть способность двигаться прогнозируемо для водителя и не терять управляемость, насколько это вообще возможно.

Естественно, когда сцепление потеряно окончательно и никакие действия уже не помогут, в пассажира превратится не только водитель, но и все его автоматические помощники, чуда не произойдёт.

Но если ещё существует возможность вернуть машину на траекторию и успокоить её колебания, просто водитель в силу разных причин с этим не справится, то электроника обязательно поможет.

В определённой степени ESP можно сравнить с идеальным человеком, обладающим мгновенной реакцией и самыми лучшими навыками, к тому же располагает такими органами управления, которых у водителя нет вообще.

Характеристика

Этими тремя буквами в автомобильном мире принято называть одну из модификаций системы курсовой устойчивости. Впервые данными системами комплектовались авто группы VAG. Сейчас они установлены на большинстве европейских автомобилей, американских, корейских, китайских, малазийских и даже отечественных. Не стоит путать с Mobil ESP – это не технология, а моторное масло.

ESP сейчас признана одной из обязательных опций во всех европейских странах, в США, Новой Зеландии, Канаде. Что касается России, то устанавливать систему пока не требуют, однако в новых автомобилях «Лада X-Ray» система курсовой устойчивости имеется даже в базовой комплектации.

Для чего же нужна ESP, что это дает водителю? Система динамической стабилизации – это одна из составляющих активной безопасности автомобиля. Она может с помощью электронного управляющего блока и датчиков управлять крутящим моментом на нескольких колесах одновременно. Тем самым устраняется риск заноса, а если машину занесло, то она выравнивается автоматически.

Как функционирует электронная система стабилизации (ESP) в автомобиле?

Умение предотвратить занос и удержать на дороге скользящее боком авто всегда считалось признаком мастерства водителя. Чтобы освоить данный навык, рядовому автолюбителю надо проехать не одну сотню километров. Благодаря внедрению новой системы курсовой устойчивости (общепринятое название – аббревиатура ESP) многие автомобили «умеют» выходить из подобных ситуаций самостоятельно. Чтобы разобраться, как функция действует на практике, нужно понимать общее устройство и принцип работы ESP.

Как устроена система?

Указанная аббревиатура расшифровывается как Electronic Stability Program, что в переводе на русский язык означает «электронная система стабилизации». Следует отметить, что для бюджетных автомобилей данная функция недоступна, а в машины средней ценовой категории устанавливается опционально. Только дорогие авто оснащаются ESP в базовой комплектации, позже вы поймете почему.

Главный элемент схемы – отдельный электронный блок управления (он же – контроллер, ЭБУ), взаимодействующий со следующими датчиками:

  • измеритель вращения передних колес;
  • то же, для задних колес;
  • определитель положения рулевого колеса;
  • датчик динамических боковых нагрузок (другое распространенное название – G-сенсор, измеритель углового ускорения).

Кому доводилось разбираться в принципе действия антиблокировочной системы (ABS), наверняка увидит в приведенном списке знакомые детали – измерители вращения колес, передающие информацию контроллеру ABS.

Электронный блок ESP также управляет клапанами гидроцилиндров передних и задних тормозов плюс соединяется с основными «мозгами» автомобиля, ведающими подачей топлива в цилиндры двигателя. В автомобиле с подобным набором электроники отдельный контроллер противоблокировочной системе попросту не нужен, поскольку ABS входит в состав ESP и получает команды от главного ЭБУ.

Для поддержания курсовой устойчивости легковой машины ESP должна взаимодействовать с другими электронными «помощниками» водителя:

  • система, предотвращающая пробуксовку ведущих колес (ASR);
  • устройства автоматической блокировки свободного дифференциала (EDS);
  • система, распределяющая тормозные усилия в зависимости от условий движения (EBD).

Справка. В автомобилях премиум – класса ESP тесно связана еще с одним «помощником» – адаптивным круиз – контролем, способным полностью управлять движением авто по трассе и в городских условиях.

Нетрудно догадаться, что в бюджетных авто вышеуказанная электронная «начинка» отсутствует, а в машинысредней ценовой категории производители ставят антиблокировку колес и парочку других систем (зависит от марки и комплектации транспортного средства). Вот почему ESP доступна далеко не для каждого нового автомобиля.

Принцип действия электронной стабилизации

Во время движения авто система курсовой устойчивости работает постоянно, причем независимо от режима – в процессе разгона, торможения и езды с постоянной скоростью. Собирая данные от группы датчиков и других помогающих систем, контроллер сравнивает полученную картину с эталонной, заложенной в собственной памяти. Обнаружив отклонения, угрожающие безопасности автомобиля и пассажиров, электронный блок вмешивается в управление и старается исправить ситуацию.

История [ править | править код ]

Впервые системы электронного контроля устойчивости, схожие по принципу действия с современными автомобильными, появились в 1960-х годах в авиации, где обеспечивали устойчивость самолета при пробеге по взлетно-посадочной полосе при посадке или прерванном взлете. Одним из первых такую систему получил англо-французский сверхзвуковой лайнер Concorde по причине высокой посадочной скорости и высокого положения центра масс.

В 1987 году Mercedes-Benz и BMW представили первые системы контроля тяги (противобуксовочные системы).

В 1990 году Mitsubishi выпустила в Японии автомобиль марки Diamante (Sigma), оснащенный новой активной электронной системой контроля тяги и курсовой устойчивости, где впервые эти две системы были интегрированы в одну (названная TCL).

BMW совместно с Robert Bosch GmbH и Continental Automotive Systems разработали систему, уменьшающую крутящий момент, передаваемый двигателем колесу, для предотвращения заноса и применили её в модельном ряду BMW 1992 года. С 1987 по 1992 года, Mercedes-Benz and Robert Bosch GmbH совместно разрабатывали систему электронного контроля устойчивости автомобиля и назвали её « Elektronisches Stabilitätsprogramm » (ESP).

История Mercedes-Benz А-класса

Система ESC была создана в 1995 году, но заявить о себе ей удалось только через два года, когда дебютировал первый компактный Mercedes-Benz А-класса. При его проектировании были допущены серьёзные ошибки, которые привели к тому, что новая модель имела склонность к опрокидыванию даже на не очень высокой скорости при выполнении маневров типа «переставка» («лосиный» тест, объезд препятствия).

В Европе разразился скандал; продажи автомобилей Mercedes-Benz А-класса были приостановлены, уже проданные машины — отозваны для устранения недостатков. Перед инженерами компании встала задача: как, не перепроектируя заново автомобиль и сохранив его потребительские качества, решить проблему повышения устойчивости. Эта задача была решена в значительной степени за счет установки с февраля 1998 года соответствующим образом настроенной системы ESC.

Главный контроллер ESC — это два микропроцессора, каждый из которых имеет по 56 КБ памяти. Система позволяет считывать и обрабатывать значения, выдаваемые датчиками скорости вращения колес с 20-миллисекундным интервалом. Помимо А-класса, система ESP является стандартным оборудованием для Mercedes S-класса, E-класса и других. На автомобилях фирмы Daimler-Chrysler применяются системы ESC от лидера в данной области — фирмы Bosch. Системы ESC производства Bosch используют также фирмы Alfa-Romeo, BMW, Volkswagen, Audi, Porsche и другие.

Фактически именно случай с Mercedes-Benz A-класса проторил дорогу повсеместному внедрению электронного контроля устойчивости на европейских автомобилях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector