Схема электрооборудования ваз 21099 инжектор высокая панель

Дополнительные советы от профессионалов

Принимая ко вниманию некоторые советы и рекомендации, предоставленные профессионалами, можно самостоятельно продлить срок службы автомобильной проводки:

  • автовладельцы обязательно должны периодически осматривать внешнее состояние изоляции и всех разъемов, заглянув для этого под капот своего авто;
  • если при осмотре будет обнаружен незначительный дефект, поврежденный провод обязательно нужно заменить, чтобы не допустить короткого замыкания. Если надлом незначителен, то можно на некоторое время обмотать его качественной изолентой, но замену на длительное время откладывать не рекомендуется;
  • снять с поверхности разъема слой окислителя поможет специальное средство WD-40, которое по доступной цене можно купить в специализированом магазине;
  • желательно сделать дополнительную защиту для картера двигателя, чтобы предотвратить попадание влаги на провода.

Обязательно нужно вытирать излишек масла с изоляции, чтобы продлить срок ее эксплуатации. Специалисты настоятельно рекомендуют обязательно менять старую или поврежденную проводку, а не ремонтировать ее, чтобы в дальнейшем избежать более серьезных поломок, которые обойдутся владельцам авто в несколько раз дороже.

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

Автомобиль ВАЗ-2109 выпускался на АвтоВАЗе с 1987 по 1997 год. Годы производства 21099: 1990—2004 — в России, 2004—2011 — на Украине. Здесь приводятся цветные схемы проводки (на инжектор и карбюратор) с описанием всех элементов для различных модификаций. Информация предназначена для самостоятельного ремонта авто. Электрические схемы разделены для удобства просмотра через компьютер или смартфон на несколько блоков, также имеются схемы в виде единой картинки с описанием элементов — для распечатки на принтере.

Как и весь автомобиль, его электрооборудование было на среднем уровне, поэтому владельцы девяток должны знать схему электропроводки досконально для текущих ремонтов своими руками.

Модификации ВАЗ-2109

ВАЗ-2109. Базовая модель, которая выпускалась с 1987 по 1997 год, оснащалась карбюраторным двигателем ВАЗ-2108 объемом 1,3 литра и мощностью 64 лошадиные силы.

ВАЗ-21091. Модификация автомобиля с дефорсированным двигателем ВАЗ-21081, объемом 1,1 литр и мощностью 54 лошадиные силы. Выпускалась серийно с 1987 по 1997 год.

ВАЗ-21093. Модификация автомобиля с карбюраторным двигателем ВАЗ-21083, объемом 1,5 литра и мощностью 73,4 лошадиные силы. Серийно выпускалась с 1988 по 2006 год.

ВАЗ-21093i. Модификация с инжекторным двигателем ВАЗ-2111-80, объемом 1,5 литра. первый опытный образец появился в 1994, серийное производство было начато с ноября 1998 года.

ВАЗ 21093-22. Модель изготовленная специально для Финского рынка. Отличается улучшенной отделкой салона, предустановленными «литыми» дисками и новой торпедо. На автомобиль устанавливался инжекторный двигатель объемом 1,5 литра. Выпускался с 1995 по 1998 год.

ВАЗ-210934. Полноприводный внедорожник с кузовом ВАЗ-21093 поставленный на раму «Нивы», на которую уже были установлены подвеска, рулевое управление, двигатель, коробка передач и раздатка от той же модели ВАЗ-2121 «Нива».

ВАЗ 2109-90. Вариант автомобиля, который оснащался компактным двухсекционным роторно-поршневым двигателем Ванкеля объемом 654 см3.

ВАЗ-21096. Экспортная модификация ВАЗ-2109 для стран с левосторонним движением, рулевая колонка располагалась справа.

ВАЗ 21097. Экспортная модификация ВАЗ 21091 с правым рулем.

ВАЗ 21098. Еще одна экспортная модификация, но уже модели ВАЗ 21093 с правосторонним расположением рулевой колонки.

ВАЗ-2109 Carlota. Автомобиль, производимый с 1991 по 1996 год в Бельгии фирмой Scaldia-Volga.

ВАЗ-21099. Следующая самостоятельная модель автомобиля, которая является модификацией «девятки». Этот автомобиль имел 4-дверный, 5-местный кузов типа седан и удлиненный на 200 мм задний свес.

Основное электрооборудование автомобиля

Электропитание систем автомобиля осуществляется двумя способами, от аккумулятора, при выключенном двигателе, а при его включении, от генератора. Модификации автомобиля ВАЗ незначительно отличаются по составу электрических компонентов, это в большинстве случаев:

  • система зажигания;
  • стартер;
  • генератор;
  • монтажный блок;
  • световая и звуковая сигнализация, освещение;
  • ʺдворникиʺ, стеклоподъемники;
  • обогрев стекол, отопление салона;
  • панель приборов.

Замена монтажного блока

Ремонт плат монтажного блока не каждому под силу, его легче заменить полностью. Замена защитных элементов проста, а все предохранители и реле промаркированы, что значительно облегчает их переустановку. В крайнем случае на автомашине ВАЗ 21093, схема электрооборудования поможет разобраться в деталях. Монтажный блок установлен под капотом слева, возле ветрового стекла.

Инструкция по замене:

  • открыть капот, и отжав защелки, снять крышку футляра;
  • сдвинуть резиновую накладку и отсоединить верхнюю часть проводов;
  • убрать крепежные гайки;
  • аккуратно достать блок, на возможную длину проводов, и разомкнуть нижнюю колодку с проводами;
  • установить новый блок в обратном порядке;
  • произвести проверку работы узла.

Перед отсоединением проводов обязательно промаркировать колодки во избежание путаницы.

Замена стартера

Стартер на автомобилях ВАЗ серии 2109 помещен на картер сцепления. Несмотря на некоторые конструктивные различия стартеров, их установочные размеры на всех сериях унифицированы.

Для замены детали, предварительно освободить отрицательный зажим АБ, далее:

  • разомкнуть соединение тягового реле;
  • убрать фиксирующую гайку и отсоединить провод от контакта тягового реле;
  • убрать защиту картера, освободив от болтов;
  • фиксацию стартера демонтировать снизу моторного отсека;
  • повторить операцию сверху стартера;
  • вынуть стартер, в обратной последовательности установить новый элемент.

Замок зажигания, замена и проверка исправности

Для оценки исправности замка, необходимо проверить его работу во всех положениях ключа. Для ВАЗ 21093 или для модификации с инжекторным двигателем ВАЗ 21093i, схема электрооборудования подскажет, какие цепи должны работать при различных положениях ключа.

Перед проведением работ, отрицательный провод освобождается от клеммы АБ, далее:

  • убираются держатели нижнего кожуха на рулевой колонке;
  • лицевая пластина замка и кожух снимаются;
  • демонтируется кожух в верхней части колонки;
  • жгут с проводами и контакты замка, размыкаются;
  • реле зажигания открепляется;
  • ключ устанавливается на «0» и снимаются скоба и замок, предварительно освобожденные от крепежных болтов;
  • производится установка новой детали в обратном порядке.

При отсутствии головок у крепежных болтов, держащих замок зажигания на рулевой колонке, аккуратно их высверлить или сбить молотком.

В некоторых случаях хватает смены контактной группы в замке зажигания, для этого:

  • снять замок, как изложено выше;
  • освободить от крепления защиту замка;
  • облицовка снимается при отжатии пластмассовых защелок;
  • снять контактную группу;
  • произвести замену и собрать в обратном порядке.

Проверить работоспособность авто при всех положениях ключа.

Замена свечей зажигания

В любом автомобиле, для его оптимальной эксплуатации рекомендуется пользоваться оригинальными свечами зажигания.

ВАЗ 2109 и его модификации оснащены 4-цилиндровым двигателем, соответственно имеют 4 свечи зажигания.

Последовательность замены:

  • обязательно отключить провод от «минуса» аккумулятора;
  • снять высоковольтные провода со свечей и очистить сами свечи и пространство вокруг от грязи;
  • вывернуть свечи из блока цилиндров;
  • произвести поверхностный осмотр элементов, при повреждении изоляторов или электродов, свечи подлежат замене (осмотр свечей может многое сказать о состоянии двигателя нормально, если они серовато-коричневого цвета);
  • просвет между электродами замерить круглым щупом (для карбюраторного двигателя стандарт составляет 0,7—0,85 мм, для инжекторного двигателя 1,0—1,13 мм);
  • в случае необходимости подрегулировать зазор подгибом бокового электрода;
  • очищенные и подрегулированные свечи установить на место, прикрутив сначала рукой и затянув до нужного усилия ключом.

Замена свечей рекомендуется после пробега более 15 000 км. Следует остерегаться поддельных изделий, это может привести к инцидентам в пути.

Признаки ʺсамопальнойʺ свечи:

  • упаковка отсутствует или ее полиграфия с дефектами контуров;
  • криво установлен цилиндрический электрод или его поверхность имеет изъяны;
  • боковой электрод приварен криво, а его грани перекошены;
  • на изоляторе свечи надпись смазана;
  • слишком низкая цена.

Что под капотом? (для “чайников”)

Итак, все началось с покупки мною автомобиля (выбор пал на ВАЗ 2107). А как известно, приобретение автомобиля обязывает владельца (для начала) хоть немного разбираться в его техническом обслуживании и соответственно ремонте. Но для меня (начинающего автолюбителя) все то, что находилось под капотом было огромной тайной. Конечно, опыт набирается с годами, а поскольку последнего у меня не было (и о «внутренностях» автомобиля я знал очень мало, практически ничего) понемногу я стал разбираться с особенностями конструкции моих «Жигулей». Поэтому, дабы моим коллегам (начинающим автолюбителям) подкапотное пространство и все что в нем находится, не казалось чем-то уж больно «темным», в этой статье я расскажу, что где находится и что за что отвечает.

Электрооборудование автомобиля

1 — блок фар; 2 — моторедукторы очистителей фар*; 3 — противотуманные фары*; 4 — датчик температуры окружающего воздуха; 5 — звуковые сигналы; 6 — выключатель лампы освещения моторного отсека; 7 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения; 8 — генератор ваз 2114; 9 — датчик сигнализатора недостаточного уровня масла; 10 — датчик уровня омывающей жидкости; 11 — датчик износа колодок передних тормозов; 12 — наконечники проводов, подключаемые к общему насосу омывателя стекол**; 13 — насос омывателя ветрового стекла; 14 — насос омывателя фар*; 15 — наконечники проводов для подключения к насосу омывателя заднего стекла на автомобилях ваз 2113 и ваз 2114; 16 — датчик сигнализатора недостаточного давления масла; 17 — лампа освещения моторного отсека; 18 — наконечник провода для подключения к жгуту проводов системы управления двигателем или к жгуту проводов системы зажигания на карбюраторных автомобилях; 19 — моторедуктор очистителя ветрового стекла; 20 — стартер ваз-2114; 22 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 23 — выключатель фонарей заднего хода; 24 — датчик сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости; 25 — аккумуляторная батарея; 26 — датчик сигнализатора недостаточного уровня охлаждающей жидкости; 27 — реле включения противотуманных фар; 28 — монтажный блок; 29 — выключатель стоп-сигнала; 30 — штепсельная розетка для переносной лампы; 31 — лампа подсветки шкалы гидрокорректора фар; 32 — выключатель лампы сигнализатора стояночного тормоза; 33 — колодка подключения лампы подсветки; 34 — выключатель ламп освещения приборов; 35 — подрулевой выключатель; 36 — выключатель аварийной сигнализации; 37 — реле элемента обогрева передних сидений; 38 — выключатель зажигания ваз 2114; 39 — предохранитель цепи фонарей заднего противотуманного света; 40 — предохранитель цепи элементов обогрева передних сидений; 41 — предохранитель цепи блокировки замков дверей; 42 — лампа подсветки передней пепельницы; 43 — реле зажигания ваз-2114; 44 — прикуриватель; 45 — лампа освещения вещевого ящика; 46 — выключатель освещения вещевого ящика; 47 — электродвигатель вентилятора отопителя; 48 — дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 49 — переключатель вентилятора отопителя; 50 — лампа подсветки переключателя отопителя; 51 — лампа подсветки рычагов отопителя; 52 — моторедукторы электростеклоподъемников передних дверей; 53 — переключатель электростеклоподъемника правой передней двери ( расположен в правой двери ); 54 — моторедукторы блокировки замков передних дверей; 55 — провода для подсоединения к правому переднему громкоговорителю; 56 — моторедукторы блокировки замков задних дверей; 57 — провода для подсоединения к правому заднему громкоговорителю; 58 — блок управления блокировкой замков дверей; 59 — провода для подсоединения к радиоаппаратуре; 60 — выключатель очистителей фар; 61 — выключатель элемента обогрева заднего стекла; 62 — реле включения фонарей заднего противотуманного света; 63 — колодка для подключения к элементу обогрева правого переднего сиденья; 64 — выключатель фонарей заднего противотуманного света: 65 — выключатель элемента обогрева правого переднего сиденья; 66 — выключатель противотуманных фар; 67 — выключатель ламп наружного освещения; 68 — выключатель элемента обогрева левого переднего сиденья; 69 — колодка для подключения к элементу обогрева левого переднего сиденья; 70 — провода для подсоединения к левому переднему громкоговорителю; 71 — переключатель электростеклоподъемника левой передней двери; 72 — переключатель электростеклоподъемника правой передней двери; 73 — провода для присоединения к левому заднему громкоговорителю; 74 — боковые указатели поворотов: 75 — выключатель плафона на стойках передних дверей; 76 — выключатель плафона на стойках задних дверей; 77 — плафон; 78 — плафон индивидуального освещения салона; 79 — колодка для подключения к жгуту проводов электробензонасоса ваз 2114; 80 — выключатель лампы освещения багажника; 81 — комбинация приборов: 82 — лампа освещения багажника; 83 — блок индикации бортовой системы контроля; 84 — маршрутный компьютер (не во всех моделях); 85 — колодка для подключения жгута проводов системы управления двигателем; 86 — задние наружные фонари ваз-2114; 87 — задние внутренние фонари; 88 — колодка для подключения к элементу обогрева заднего стекла; 89 — фонари освещения номерного знака; 90 — дополнительный сигнал торможения, расположенный в спойлере.

Исполнение «Стандарт»

Поскольку новый автомобиль унаследовал от модели ВАЗ 2108 всю платформу, то большинство деталей и узлов также были взаимозаменяемыми с предшественником.

Что касается электрической части автомобиля, то:

  1. Панель приборов устанавливалась с ВАЗ 2108, соответственно, что и проводка на ВАЗ 21099 также использовалась идентичная;
  2. Визуально панель приборов отличалась посадочным местом для автомагнитолы, которая была расположена в районе пепельницы с прикуривателем;
  3. Многие автовладельцы заменяли ее на «высокую панель», требовавшую и замены системы электроснабжения. В частности, проводка ВАЗ 21099 заменялась, поскольку клеммные колодки имели разную конфигурацию.

Электропроводка ВАЗ 21099 в исполнении «стандарт»

Всегда в первую очередь проверяем предохранители

Если у вас вдруг перестала светить какая-то из фар, не работает указатель поворота или другой потребитель, не обязательно проблема кроется в сложности соединения схемы или повреждении проводки. Зачастую это вызвано скачком напряжения, вследствие чего сгорает предохранитель, который отвечает за ваш неработающий элемент. Это — нормальное явление, ведь в сохранении цепи от перегрузок и заключается работа предохранителей.

Этапы проверки Ваши действия
Для проверки этих защитных элементов на целостность сначала открывается электрическая схема проводки ВАЗ 2109, а именно раздел, в котором приведен список предохранителей монтажного блока. В этом разделе указано, за безопасность какого из приборов отвечает тот или иной предохранитель. Так же указаны названия защитных элементов, чтобы вы знали какой предохранитель нужно проверить, а также максимально допустимый ампераж.
Обеспечиваем доступ к предохранительному блоку. Открываем капот. В левом углу возле лобового стекла расположен этот блок. Снимаем крышку и находим нужный предохранитель.
Затем берем специальные щипцы, вытягиваем защитный элемент. Проверяем его на целостность.

Проверить защитный элемент лучше не на глаз, а при помощи светового или звукового индикатора. Ведь будет обидно, если причина поломки была все-таки в предохранителе, а вы не заметили.

Схема проводки ВАЗ-2109 карбюратор

  1. Головная фара.
  2. Электродвигатель системы очистки стекол фар. Опциональная деталь, применялась в основном на экспортных машинах.
  3. Концевой переключатель для питания лампы освещения моторного отсека.
  4. Клаксон.
  5. Электрический двигатель привода вентилятора, установленного на радиаторе системы охлаждения.
  6. Температурный индикатор, подающий управляющий сигнал для электропривода крыльчатки вентилятора.
  7. Генератор переменного тока.
  8. Клапан подачи жидкости на стекла фар. Применяется совместно с п. 2.
  9. Клапан подачи жидкости на стекло пятой двери.
  10. Клапан подачи жидкости на переднее стекло.
  11. Свечи системы зажигания.
  12. Датчик Холла, служащий для распределения импульсов зажигания.
  13. Катушка.
  14. Концевой выключатель огней включенной передачи заднего хода.
  15. Измеритель температуры жидкости в системе охлаждения.
  16. Стартер.
  17. Аккумуляторная батарея.
  18. Датчик, замеряющий уровень жидкости в усилителе тормозов.
  19. Коммутатор, управляющий системой зажигания.
  20. Датчик определения положения верхней мертвой точки поршня первого цилиндра. Ставился на некоторые экспортные ВАЗ 2109 с системой диагностики. Встречается только на машинах до 1995 года.
  21. Диагностическая колодка. Опциональный элемент, устанавливается совместно с п. 20.
  22. Контроллер управления электромагнитным клапаном, установленным в карбюраторе.
  23. Блок контактов включения стартера.
  24. Концевой переключатель на карбюраторе.
  25. Клапан экономайзера.
  26. Датчик, сигнализирующий об аварийном снижении давления масла.
  27. Привод насоса омывателя.
  28. Двигатель крыльчатки вентилятора системы вентиляции и отопления.
  29. Сопротивление, обеспечивающее дополнительные скорости вращения вентилятора.
  30. Переключатель скоростей.
  31. Привод очистителя ветрового стекла.
  32. Прикуриватель.
  33. Система подсветки рычажков регулировки параметров работы отопителя.
  34. Розетка для дополнительного оборудования.
  35. Лампа вспомогательного освещения моторного отсека.
  36. Система подсветки перчаточного ящика на панели приборов.
  37. Монтажный блок реле и плавких вставок.
  38. Переключатель освещения панели приборов.
  39. Концевик лампы стояночного тормоза.
  40. Концевик ламп торможения.
  41. Блок рычагов подрулевого переключателя.
  42. Переключатель ламп наружного света.
  43. Переключатель аварийной сигнализации.
  44. Включение задней противотуманной фары.
  45. Биметаллический предохранитель противотуманной фары.
  46. Переключатель обогрева стекла на пятой двери.
  47. Повторители поворотов на передних крыльях.
  48. Центральный плафон салонной подсветки.
  49. Индивидуальный плафон подсветки.
  50. Переключатели работы подсветки на средних стойках.
  51. Коммутационный блок зажигания.
  52. Замок зажигания.
  53. Комбинация приборов «низкого» типа.
  54. Концевик «подсоса» на карбюраторе.
  55. Задние фонари.
  56. Измеритель уровня топлива в баке.
  57. Обогрев стекла.
  58. Привод заднего дворника.
  59. Два плафона подсветки номера.

Электросхема ВАЗ-2109 карбюратор — полный вид:

На всех карбюраторных «девятках» применяется одинаковая система бесконтактного зажигания, построенная на основе электронного коммутатора и датчика Холла.

Что под капотом

Давайте вспомним, чем отличается новый силовой агрегат:

  1. На смену трамблеру и катушке зажигания, отвечающим за образование искры в цилиндрах пришел электронный блок – ЭБУ;
  2. Подкапотная проводка ВАЗ 2109 на инжектор имеет ряд конструктивных особенностей. В частности: больше разъемов, иные параметры (сечение, изоляция);
  3. Вместо карбюратора установлен блок форсунок, управляемых электроникой;
  4. Автоматика основывается на показаниях множества датчиков, которых нет на карбюраторных моторах, соответственно, что и проводка на инжектор ВАЗ 2109 имеет больше компонентов.

Справочно: В инжекторных версиях под капотом установлен единый модуль зажигания, в котором катушка и коммутатор объединены в общее устройство искрообразования.

Контрольные датчики

Чтобы силовой агрегат с инжекторной системой работал, электронному блоку необходимы показания важнейших параметров.

И за это отвечают специальные датчики, которыми оснащен мотор:

  1. ДПКВ (датчик положения коленчатого вала). Один из самым главный параметров, без которого автомобиль даже не запустится. Он сообщает ЭБУ когда необходимо впрыскивать топливо и воспламенять его в цилинде;
  2. ДМРВ (датчик массового расхода воздуха). Установлен после воздушного фильтра и отвечает за количественный состав топливовоздушной смеси;
  3. ДД (датчик детонации). На его показаниях ЭБУ рассчитывает угол опережения зажигания – важнейший параметр начала фазы воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндре автомобиля;
  4. ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки). В отличие от карбюраторной схемы, где педаль напрямую управляет заслонкой, в инжекторных моторах педаль не соединена с исполнительным механизмом;
  5. РХХ (регулятор холостого хода). Необходим для обогащения топливовоздушной смеси для устойчивой работы двигателя вне движения;
  6. ДТ ( датчик температуры). Есть на всех моторах и отвечает за контроль температуры охлаждающей жидкости;
  7. ДСА (датчик скорости автомобиля). На его показаниях ЭБУ рассчитывает количество топлива и воздуха.

Наличие датчиков видоизменило и электрическую схему автомобиля – электропроводка ВАЗ 2109 на инжектор имеет множество разъемов для подключения датчиков к ЭБУ.

На представленном выше фото схемы с датчиками цифрами обозначены:

Совет: Для их установки в старом кузове автомобиля ничего переделывать не нужно. Производитель свел к минимуму подготовительные работы, а прилагаемая к силовому агрегату инструкция подробно описывает порядок установки навесных компонентов.

Блок ЭБУ

Электронные «мозги» современного инжекторного двигателя – это блок ЭБУ.

Именно он ведает всеми электрическими процессами силового агрегата, и конструктивно состоит из:

  1. постоянного запоминающего устройства (ПЗУ);
  2. оперативного запоминающего устройства (ОЗУ);
  3. микропроцессора, обрабатывающего электронные сигналы, поступающие от датчиков двигателя.

Совет: вмешиваться в его работу, равно как и диагностировать своими руками параметры его работы недопустимо.

Все электронные компоненты ЭБУ рассчитаны на очень малое напряжение. Их может вывести из строя даже электростатический разряд от прикосновения рукой.

Чтобы избежать повреждений ЭБУ, мастера на станциях технического обслуживания:

  1. избегают прикосновений к штекерам ЭБУ;
  2. не дотрагиваются руками до электронных компонентов на его платах;
  3. при перепрошивке настроек ПЗУ изолируют выводы микросхемы.

Электросхема ВАЗ 2109 с инжектором

Схема проводки на ВАЗ 2109 с инжектором различается на машинах в зависимости от года выпуска.

Машины после 1990 года

С середины 90-х годов на ВАЗ 2109 стали применяться двигатели с системой впрыска, что сильно изменило электрический план моторного отсека и панели приборов. Ниже представлена схема электрики машины 1999 года с ЭСУД типа GM ISFI-2S и Январь 4/4.1.

Электросхема ВАЗ 2109 с инжектором Дженерал Моторс

Описание схемы следующее:

  • 1 — система форсунок;
  • 2 — свечи;
  • 3 — управляющий модуль зажигания;
  • 4 — диагностический разъем;
  • 5 — контроллер Дженерал Моторс или Январь;
  • 6 — разъем для подключения комбинации приборов;
  • 7 — главное реле системы;
  • 8 — предохранитель проводки питания контроллера и модуля системы зажигания;
  • 9 — защита цепей датчиков замера скорости и расходомера воздуха;
  • 10 — защита питания насоса подачи топлива;
  • 11 — контроллер бензонасоса;
  • 12 — измеритель температуры двигателя;
  • 13 — система холостого хода;
  • 14 — измеритель детонации;
  • 15 — система продувки емкости для улавливания паров топлива;
  • 16 — измеритель положения коленчатого вала;
  • 17 — измеритель скорости;
  • 18 — измеритель расхода воздуха;
  • 19 — лямбда-зонд;
  • 20 — измеритель угла положения дроссельной заслонки;
  • 21 — электрический насос топлива в комплекте с датчиком уровня топлива;
  • 22 — подключение системы зажигания;
  • 23 — контрольная лампа;
  • 24 — замок зажигания;
  • 25 — коммутационный блок;
  • 26 — вентилятор охлаждения радиатора.

Могут встречаться машины с регулировкой токсичности при помощи СО-потенциометра. В таких версиях применяется ЭСУД типа Bosch M1.5.4, нет нейтрализатора с лямбда-зондом и системы улавливания паров топлива. В остальном проводка остается идентичной описанной выше.

Машины после 2002 года

Начиная с 2002 года все ВАЗ 2109 стали комплектоваться только моторами с системой впрыска. На схеме представлена разводка жгутов электрики ЭСУД Bosch MP7.0 (нормы Евро 2) на машине 2003 года с двигателем ВАЗ 2111.

Электросхема ВАЗ 2109 с инжектором Бош

Описание схемы:

  • 1 — четыре форсунки;
  • 2 — свечи;
  • 3 — модуль распределения зажигания;
  • 4 — диагностический разъем, выведенный в салон автомобиля;
  • 5 — разъем контроллера Бош;
  • 6 — разъем комбинации ламп и приборов;
  • 7 — основной коммутационный прибор системы;
  • 8 — плавкая вставка основного прибора;
  • 9 — контроллер управления параметрами работы вентилятора на радиаторе охлаждения;
  • 10 — предохранитель контроллера вентилятора;
  • 11 — управляющее реле бензонасоса;
  • 12 — предохранитель электропроводки бензонасоса;
  • 13 — датчик замера расхода воздуха на впуске;
  • 14 — датчик угла открытия дросселя;
  • 15 — измеритель температуры двигателя;
  • 16 — регулятор параметров холостого хода;
  • 17 — датчик замера детонации в цилиндрах;
  • 18 — датчик положения коленчатого вала;
  • 19 — лямбда-зонд;
  • 20 — блок управления иммобилайзером;
  • 21 — индикатор состояния иммобилайзера;
  • 22 — датчик замера скорости;
  • 23 — электрический мотор привода бензонасоса, в одном модуле с ним находится прибор для замера остатка топлива в баке;
  • 24 — клапан продувки системы улавливания паров бензина;
  • 25 — разъем косы системы зажигания;
  • 26 — комбинация приборов с контрольной и предупредительной лампой Check Engine;
  • 27 — реле запуска системы зажигания;
  • 28 — замок;
  • 29 — монтажный и коммутационный блок;
  • 30 — вентилятор системы охлаждения.

Монтажный блок предохранителей ВАЗ 2109 старого образца, расшифровка предохранителей

Защищаемая цепь Сила тока Номер предохранителя
Резервный 10А F1
Контрольная лампа аварийки, прерыватель аварийного сигнала, указатели поворотников 10А F2
Плафон подсветки салона, задние фары стоп-огней 10А F3
Прикуриватель, розетка для переноски, контакты активации подогрева заднего окна, компонент подогрева заднего окна 20А F4
Клаксон 20А F5
Резервный 30А F6
Плафон подсветки бардачка, контрольная лампочка активации подогрева заднего окна, реле активации подогрева заднего окна, реле активации электровентилятора радиатора, электродвигатель омывателя ветрового окна, электродвигатель вентилятора печки 30А F7
Резервный 7.5А F8
Резервный 7.5А F9
Габаритная левая фара 7.5А F10
Габаритная правая фара 7.5А F11
Фара ближнего света правая 7.5А F12
Фара ближнего света левая 7.5А F13
Фара дальнего света левая, контрольная лампочка активации дальнего света 7.5А F14
Фара дальнего света правая 7.5А F15
Вольтметр, контрольная лампочка резерва горючего, указатель уровня горючего, указатель температуры ОЖ, контрольные лампочки стояночного тормоза, давления масла, указателей поворотников, реле активации стеклоочистителей ветрового окна, фонари заднего хода, реле-прерыватель аварийки, указатели поворотников 15А F16

Схема ВАЗ 2109 карбюратор

Представлена схема электрооборудования автомобилей ВАЗ-21083, 21093 и 21099 с 1998 гг. выпуска (с карбюратором, «высокой» панелью приборов типа 21083, с монтажным блоком 2114-3722010-60):

Передняя половина

Номер позиции на схеме Расшифровка позиции
1 блок-фары
2 электрические двигателеи дворников фар
3 противотуманки
4 сигнал
5 электродвигатель вентилятора охлаждения движка
6 включатель подкапотной лампы
7 устройство включения электродвигателя вентилятора
8 наконечники проводов, подсоединяемых к датчику 7 в случае монтажа монтажного блока типа 17.3722
9 разъемы для подключения к измерителям износа колодок передних тормозов
10 измеритель уровня омывающей жидкости
11 электромагнитный дроссель включения омывания фар
12 электормагнитный клапанок подключения омыва заднего стекла (на ВАЗ-21099 неустанавливался)
13 электромагнитный сапун подключения омывания ветрового стекла
14 электродвигатель омыва стекол
15 измеритель уровня масла
16 генератор ВАЗ 2109 модели 37.3701
17 датчик контрольной лампы давления масла
18 концевой переключатель карбюратора
19 свечи поджига
20 электромагнитный клапан карбюратора
21 подкапотный светильник
22 датчик-распределитель зажигания ВАЗ 2109
23 БУ электромагнитным клапаном
24 моторедуктор дворников ветрового стекла
25 соленоид поджигания
26 стартер
27 коммутатор
28 реле включения стартера
29 измеритель указания ТОЖ
30 сенсор уровня тормозной жидкости
31 выключатель света заднего хода
32 источник электричества
33 релюшка подключения противотуманок
34 измеритель уровня ОЖ
35 соединительный блок
36 включатель контрольки ручника
37 переключатель стоп-сигнала
38 эбу блокировкой замков дверей
39 прикуриватель
40 лампочка бордачка
41 электродвигатель вентилятора печки
42 добавочный резистор электродвигателя печки
43 включатель вентилятора печки
44 лампочка подсветки рычагов печки
45 моторедукторы электрических стеклоподъемников передних дверей
46 моторедукторы блокировки замков передних дверей
47 моторедукторы блокировки замков задних дверей
48 включатель дворников фар
49 переключатель электростеклоподъемника правой передней двери
50 включатель зажигания
51 переключатель электростеклоподъемника левой передней двери
52 релюшка зажигания
53 колодки для подключения к элементам прогрева передних сидений
54 включатель подогрева правого переднего сидения
55 переключатель обогрева левого переднего сидения
56 релюшка подключения подогрева передних сидений
57 предохранитель цепи прогрева передних сидений
58 включатель освещения приборов
59 подрулевой включатель
60 контролька подключения подогрева заднего стекла
61 переключатель разогрева заднего стекла
62 контрольная лампочка подключения противотуманок
63 переключатель противотуманок

Задняя половина

Номер позиции на схеме Расшифровка позиции
64 индикатор подключения задней противотуманки
65 переключатель заднего противотуманного светильника
66 боковые поворотники
67 включатель светильника на стойках задних дверей (на ВАЗ-21083 — не ставится)
68 переключатель лампочки на стойках передних дверей
69 лампочка индивидуального освещения салона
70 светильник
71 переключатель габаритов
72 комбинация приборов
73 переключатель контрольки воздушной заслонки карбюратора*
74 включатель аварийки
75 контролька подключения аварийки
76 колодка для подсоединения к маршрутному компьютеру
77 задние светильники
78 элемент обогрева заднего стекла
79 моторедуктор дворников заднего стекла (на ВАЗ-21099 не ставится)
80 колодки для включения к дополнительному стоп-сигналу
81 лампочки освещения номера
82 измеритель указателя уровня и резерва топлива
А задних светильников (нумерация выводов по порядку сверху вниз)
Б блок-фара, очистителей фар и заднего стекла
В моторедукторов электростеклопоъемников и моторедукторов блокировки замков дверей
Г светильник салона
Д монтажного блока, комбинации приборов, выключателя зажигания, дворников ветрового стекла, и блока управления блокировки замков дверей (у колодок с другим числом штекеров — порядок нумерации аналогичный)
Е датчика-распределителя зажигания
Ж измерителя уровня топлива
З коммутатора и блока управления электромагнитным дросселем карбюратора

*Не устанавливается на автомобилях , оснащенных карбюратором с полуавтоматическим пусковым устройством .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector