Виды дтп: наезд, опрокидывание, столкновение и иные типы

Возмещение материального ущерба и морального вреда

После ДТП обязательно следует процедура возмещения материального ущерба и компенсация морального вреда. Выплатить средства обязан виновник происшествия. Если таковых лиц несколько, то все они должны выплатить средства в равных пропорциях, если нет доказательств, что кто-то из участников в большей степени виновен в ДТП.

ГИБДД осуществляет проверку по факту ДТП для выявления причины и виновника происшествия. Именно на это лицо накладывается обязательство по возмещению ущерба. Если виновник не согласен с решением, которое приняла полиция, то он может обратиться в суд с соответствующим иском.

Расследование ДТП с пострадавшими

Если в аварии пострадали люди, учитывается характер повреждений. Административное расследование проводится только если получены легкие и средние травмы. Представители группы разбора запрашивают информацию о пострадавшем в медицинском учреждении, в которое он поступил. На основании полученных данных оформляется предварительное заключение. Оно используется для определения статьи КоАП РФ, обвинения по которой будут предъявлены нарушителю.

Если выяснится, что пострадавший получил тяжелые травмы или погиб, дело переквалифицируют в уголовное разбирательство. Процесс будут вести следственные органы. Расследование существенно усложняется.

Уголовное расследование ДТП будет состоять из большего количества этапов:

  1. Осмотр места аварии. Производится по той же схеме, которая отражена выше. Однако дополнительно исследуется одежда пострадавших, учитывается присутствие пятен крови. Если в аварии погибли люди, осматриваются тела, изучается их поза, одежда, характер дефектов, повреждений кожи и органов. Учитывается положение трупа относительно других элементов на месте аварии. Если обнаружена травма, не характерная для данного типа ДТП, будут выяснены причины их появления.
  2. Проводится следственный эксперимент. Он предполагает восстановление условий, в которых произошла авария. Эксперимент позволяет понять, что видели и слышали участники в критический момент, а также определяет влияние внешних факторов. Следственный эксперимент необходим для восстановления возможностей попадания в ДТП при тех обстоятельствах, что были названы. Эксперимент проводят на огороженном участке. Это позволяет снизить риск попадания в зону посторонних объектов или людей.
  3. Проведение экспертизы. К исследованию могут быть привлечены разные специалисты, если тот или иной метод не позволил получить ответа на вопросы. Эксперты определяют направление движения автомобилей, выявляют тип ДТП и обстоятельства произошедшего. Специалисты имеют доступ к материалам дела и документации. Эксперт изучает транспортные средства, их отдельные детали и агрегаты. Если присутствуют пострадавшие, дополнительно выполняется судебно-медицинская экспертиза аварии. Она позволяет определить положение тел до аварии, траекторию движения в момент ДТП. Медик выяснит особенности состояния водителя, которые могли спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. Примером выступают проблемы со зрением или сниженный слух.
  4. Выполненные мероприятия позволяют восстановить целостную картину аварии, выявить влияние внешних условий, личностных особенностей участников происшествия. Иногда даже таких мер бывает недостаточно. Так, если виновник скрылся с места аварии, происходит его розыск вместе с автомобилем.

Следователь обращает внимание на все несоответствия показаний, откровенную ложь и подтасовку фактов, а также безосновательное сваливание вины на погибшего

Дорожно-транспортное происшествие — что это такое

В Правилах дорожного движения (далее по тексту ПДД) дано такое определение ДТП (п. 1.2): «Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

Разберём его подробнее.

Во-первых, ДТП — это событие, то есть явление жизни, независящее от воли людей. Иными словами, то, чего бы мы не хотели допустить, но оно произошло помимо нашего желания. На первый взгляд, это незначительный нюанс, но для юристов будет важным установить именно факт «события», поскольку он будет характеризовать ДТП именно как ДТП. Предположим, два автомобиля, которые ехали друг за другом, тормозя на светофоре, столкнулись. Если водитель, следовавший позади, просто не успел затормозить, допустим, из-за плохих погодных условий, то есть он не желал наступления таких последствий, то произошедшее будет являться «событием». И от этого будет зависеть дальнейшее разбирательство и мера ответственности нарушителя (в этом случае — восстановление материального ущерба). А если столкновение будет совершено преднамеренно умышленно, то есть по желанию водителя (на языке юристов — будет совершено «действие»), то в юридическом смысле ситуация кардинально меняется: водитель нарушил не просто общественный порядок, а посягнул на чужую жизнь или имущество, следовательно будет подвергнут более жёсткому уголовному наказанию.

Во-вторых, в ДТП участвует транспортное средство, причём оно должно передвигаться. Два эти признака должны быть соблюдены одновременно. Согласитесь, что если хулиганы нацарапают на стоящей под окном машине нехорошее слово, то эта ситуация не будет являться ДТП, хотя в ней и «участвовало» ваше транспортное средство (ребят просто привлекут к ответственности за порчу чужого имущества). В данном случае отсутствует важный признак ДТП — передвижение автомобиля.

В-третьих, ДТП обязательно приводит к негативным последствиям — причинению ущерба (материального или ущерба здоровью или жизни). Например, если на проезжую часть выбежал пешеход, но водитель успел затормозить и не задел нарушителя ПДД, то подобная ситуация не будет расцениваться как ДТП, ведь никакого вреда никто не причинил (разве что оба отделались только лёгким испугом).

Таким образом, мы видим, что у ДТП есть три основных признака:

  • Происходит независимо от воли участников ДТП.
  • Один из участников — транспортное средство, которое находится в процессе движения, в дороге.
  • В результате ДТП причиняется какой-либо ущерб.

Это интересно: Устойчивость пены при пожаротушении: показатели и свойства

Причины и виды ДТП ч. 2. Группа компаний ЦРК

Продолжаем рассмотрение основных видов дорожно транспортного происшествия, начатое в предыдущей статье (Причины и виды ДТП ч. 1).

3. Если произошло на перекрёстке.

В последнее время участились случаи дорожно-транспортного происшествия на перекрёстке. Дело в том, что на светофоре многие автомобилисты не удосуживаются применять правила дорожного движения, отсюда и получаются столкновения на перекрёстках.

Есть нюансы, касающиеся самого перекрёстка: регулируемый ли он или нет, поворот будет совершён направо или налево. От этого зависит и степень сложности принятия решения сотрудниками ГАИ о вине того или другого участника движения.

При движении по главной дороге на нерегулируемом перекрёстке (пункт 11.4), разворачиваясь или поворачивая налево, необходимо сначала уступить дорогу всем едущим навстречу транспортным средствам по направлению вправо или прямо. Аналогична ситуация при повороте направо

Тем не менее, обращать необходимо внимание на дорожную ситуацию сзади, так как помеха может находиться с любой стороны: может быть кто-то уже пошёл на обгон, нарушая ПДД

Обгон на перекрёстке вообще очень хитрая вещь. Конечно, не знание правил дорожного движения совсем не освобождает от ответственности, тем не менее, ситуация бывает настолько запутанной, что виновного определить бывает крайне сложно. Иногда признают виновными обоих водителей.

Следуя пункту 11.4 ПДД, обгон на перекрёстке не может быть произведён в следующих случаях:

  • На перекрёстках с регулируемостью, а также при движении по второстепенной дороге без регуляции;
  • На переходах пешеходов;
  • На переездах железнодорожного транспорта, а также за сто метров до него;
  • В тоннелях, на эстакадах и под ними, на путепроводах, на мостах;
  • На любых других участках с ограниченной видимостью.

В остальных случаях обгон разрешён, тем не менее, это вовсе не означает не необходимость соблюдения правил дорожного движения.

https://youtube.com/watch?v=PXHD7pE-_ns

Практика показывает, что обгон лучше всё-таки совершать до перекрёстка, чем на нём. Потому, что ситуация, когда один из водителей совершает обгон, а другой – поворачивает, сама по себе чересчур щекотливая. Необходим большой опыт при совершении таких манёвров.

4. Если произошло на пешеходном переходе.

Пешеходный переход априори должен являться зоной особой безопасности для пешехода, тем не менее, это совсем не так. Сбивают на пешеходах, и ещё выставляют самого же пешехода помехой движения.

Однако всё зависит от конкретной дорожной ситуации.

Если говорить о транспортно-пешеходных отношениях, то одни тщательным образом следят за другими и не хотят уступать друг другу.

Если серьёзно, то большинство ДТП на пешеходном переходе происходит в тёмное время суток. В принципе, этого можно легко избежать, если на одежде будут светоотражательные элементы, а когда на улице ночь и пешеход одет в тёмную одежду – результат вполне предсказуем.

Конечно, данное положение относится к не освещённому пешеходному переходу.

Вернёмся к противостоянию сторон.

К сожалению, пешеходный переход не панацея от ДТП. Так, наезд может случиться в следующих случаях:

  • Пешеходный переход нерегулируемый. Это происходит из-за невнимательности автомобилиста;
  • При съезде с дороги или при повороте на перекрёстке. Это может случиться из-за банального непропуска пешехода;
  • Пешеходный переход регулируемый. Это из-за невнимательности, а так же из-за наглости водителя.

Может быть водителем превышена скорость движения. А быстро затормозить перед пешеходом не всегда получается. Точнее, мгновенное торможение у машины невозможно.

Чего же стоит «бояться» водителю в таком случае?

Во-первых, остановок. Пешеходы любят неожиданное появление.

Во-вторых, впереди едущих водителей, которые пропускают пешеходов вне перехода.

В-третьих, припаркованных авто. Они стоят, в том числе на переходе, и пешеход опять-таки может появиться неожиданно.

Ответственность за ДТП на пешеходном переходе предусматривает либо штраф, либо лишение прав водителя, либо уголовную ответственность, но только в случае причинения вреда здоровью.

Вообще, страшно не столкновение с автомобилем человека, страшен результат развития событий после процесса. А именно: смертельных травм от столкновения с авто не может быть. Бывают вывихи, ушибы, переломы. А вот после – смертельные удары о бордюр или асфальт головой, возможно и о лобовое стекло, о кузов. Но это уже в очень серьёзных случаях.

В третьей части мы рассмотрим оставшиеся причины ДТП.

Права и обязанности водителя при расследовании ДТП

Если выполняется административное расследование ДТП в ГИБДД, участники аварии имеют право на следующее:

  1. Использование услуг адвоката (пункт 1 статьи 25.5 КоАП РФ). Обычно его привлекают к разбирательству, если в аварии погибли люди, или нарушение допустил каждый из участников происшествия. Воспользоваться помощью юриста рекомендуется на начальном этапе.
  2. Ознакомиться со всей документацией, касающейся разбирательства. В соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ, человек может заранее узнать обо всех бумагах, присутствующих в его деле.
  3. Подавать прошение, пояснительные записки, дополняя дело иными фактами. Если была выполнена фото и видеосъемка на месте, лицо может требовать о приобщении материалов к делу. Статья 51 Конституции РФ позволяет человеку не свидетельствовать против себя и близких.
  4. Просить проводить экспертизу, запрашивать справки в других уполномоченных органах, привлекать к процессу переводчика, если в разбирательстве задействован иностранный гражданин.
  5. Опротестовать вынесенное решение.

Отправляясь на разбор ДТП в ГИБДД, необходимо повторно проиграть в голове все особенности ситуации, возникшей в день дорожно-транспортного происшествия. Это необходимо для того, чтобы показания не расходились с теми, которые были даны ранее. Если будут выявлены несоответствия фраз, сотрудники госавтоинспекции могут согласиться с позицией оппонента.

Если проводится очная ставка при административном расследовании, может быть выяснено, что сотрудник ГИБДД принял версию одного из участников конфликта и пытается оказывать давление на другого. В этой ситуации нужно записать разговор на диктофон. В последствие информацию можно направить в прокуратуру или в адрес руководства подразделения.

Нередко спорную ситуацию удаётся разрешить без привлечения экспертов. Сами сотрудники ГИБДД стараются использовать такую возможность как можно реже, поскольку итоговые результаты могут не совпадать с предварительными выводами. Обычно сотрудники МВД сильно загружены. В результате может потребоваться привлечение сторонних компаний, которых необходимо оплачивать.

Обязательно ли посещать разбор аварии?

Законодательство не требует от гражданина личного присутствия при разборе ДТП. ГАП может собираться заочно. На итоговое постановление указанный факт не влияет. Однако специалисты не рекомендуют избегать участия в мероприятии. На практике встречалось множество ситуаций, когда участник инцидента считал себя полностью невиновным и был настолько уверен, что не посещал ГИБДД. Однако впоследствии именно его признавали нарушителем.

Личное присутствие гарантирует заинтересованной стороне право высказаться, выстроить линию защиты и пресекать любые попытки оппонента запутать сотрудника ГАП. К сожалению, бывают случаи, когда человек не может прийти по независящим от него обстоятельствам. Тогда автовладельцу следует заблаговременно подать прошение о переносе разбора на более поздний срок. Чтобы Госавтоинспекция пошла навстречу требуется представить документальные подтверждения возникших препятствий.

Дальнейшие действия

Если требуется помощь сотрудников ГИБДД, то придется дождаться их приезда. Совместно с инспектором составляется протокол ДТП, причем работник ГИБДД записывает показания всех участников происшествия, а также может опросить свидетелей.

Водители должны получить от инспектора копии всех составленных документов, так как только при их наличии можно рассчитывать на компенсацию от страховой компании.

Работники ГИБДД выполняют разные действия:

  • выявляют пострадавших;
  • подготавливают протокол и другие документы, имеющие отношение к аварии;
  • обеспечивают сохранность доказательств;
  • устанавливают всех участников ДТП;
  • находят свидетелей или доказательства, представленные записями с камер наблюдения;
  • при необходимости ими организуется дальнейшее движение автомобилей по дороге.

Нередко автовладельцы скрываются с места происшествия, поэтому в обязанности инспектора входит выявление примет машины, после чего владелец автомобиля объявляется в розыск.

Ответственность за ДТП

Ответственность за ДТП последует в том случае, если оно произошло по чьей-либо вине, а не в силу каких-то объективных непреодолимых причин (например, природные катаклизмы). Вид ответственности и мера наказания за дорожно-транспортное происшествие зависит от вида и тяжести причинённого ущерба, от того, пострадали ли из-за аварии люди

Также принимается во внимание, были ли нарушены ПДД и мог ли водитель предотвратить ДТП. Чаще всего несколько видов ответственности, рассмотренных ниже, наступают одновременно, поэтому и наказание за аварию представляет собой комплекс санкций

Гражданско-правовая ответственность

Наступает практически в каждом случае ДТП, представляет собой компенсацию в денежной форме виновной стороной всего причинённого в результате ДТП вреда. Законодательно это закреплено в статье 1079 Гражданского кодекса РФ: гражданин обязан возместить вред, причинённый его автомобилем, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы — чрезвычайное непредотвратимое событие, например, стихийное бедствие — или умысла потерпевшего.

Водитель, по чьей вине наступило ДТП, должен быть готов оплатить весь причинённый ущерб:

  1. За повреждённые материальные предметы: транспортные средства, перевозимые на них грузы, различные строения и сооружения, которым нанесли вред в результате аварии.
  2. Расходы на медицинскую помощь и лечение пострадавшим в результате аварии, и, возможно, компенсация морального вреда.
  3. Расходы на погребение, если в результате аварии погиб человек; компенсация морального вреда его родственникам.

Нужно заметить, что благодаря ОСАГО расходы виновника аварии могут быть меньше, так как полную сумму или её часть выплатит страховая фирма. Если материальный ущерб причинён в рамках 400 тыс. рублей, а ущерб здоровью — в рамках 500 тыс. рублей, то страховка полностью его покрывает; всё, что свыше этих сумм, придётся выплачивать виновнику ДТП.

Административная ответственность

Глава 12 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) предусматривает штрафы и иные наказания за различные нарушения ПДД. Поэтому административная ответственность при ДТП наступит в том случае, если его причиной стало какое-либо, из указанных в КоАП РФ, нарушений ПДД (но юридически это будет ответственность за нарушение ПДД, а не за ДТП).

Также к административной ответственности привлекается водитель, виновный в ДТП, последствием которого стало причинение лёгкого и средней тяжести вреда здоровью человека. Последствия в первом случае — штраф две — пять рублей или лишение водительских прав года до полутора лет; во втором случае — штраф 10–25 тыс. рублей или прав на полтора-два года (статья 12.24 КоАП РФ).

Уголовная ответственность

Наступает в том случае, когда ДТП привело к наиболее тяжким последствиям — в результате аварии сильно пострадали или погибли люди. При этом причиной ДТП стало нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства водителем. В этом случае ответственность предусматривается статьёй 264 Уголовного кодекса РФ. Сразу заметим, что смертельным исходом будет считаться не только случай, когда пострадавший скончался на месте ДТП, но и если он умер в течение ближайших 7 суток. Ниже приведён список последствий ДТП и возможные в каждой ситуации наказания.

  • Причинён тяжкий вред здоровью человека (то есть опасный для жизни или повлёкший какого-либо органа или его функций):
    • ограничение свободы до 3 лет;
    • принудительные работы до 2 лет (плюс, к этому могут добавить лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет);
    • арест на 6 месяцев;
    • лишение свободы до 2 лет (могут добавить лишение права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет).

Далее — абсолютно ко всем наказаниям обязательно добавляется санкция в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет (в отличие от вышеуказанного случая, где такая санкция может добавиться или не добавиться — по усмотрению суда).

  • Причинён тяжкий вред здоровью человека, при этом водитель был пьян:
    • принудительные работы сроком до 3 лет;
    • тюремный срок до 4 лет;
  • Погиб один человек:
    • принудительные работы до 4 лет;
    • лишение свободы сроком до 5 лет;
  • Погиб один человек, при этом водитель был пьян:
  • Погибло два и более человека:
    • принудительные работы сроком до 5 лет;
    • лишение свободы на срок до 7 лет;
  • Погибло два и более человека, при этом водитель был пьян:

Виды дорожно-транспортных происшествий

Сегодня сотрудники ГИБДД в протоколах фиксируют происшествия на дорожном полотне и условно разделяют их на несколько категорий.

Столкновение

Это вид дорожного происшествия, при котором транспортные средства столкнулись между собой в процессе движения.

Существует несколько видов столкновений:

  1. Касательное, при котором один движущийся автомобиль задел другой движущийся автомобиль по ходу движения. Такие случаи бывают при нарушении правил перестроения и опережения;
  2. Боковое столкновение, когда одно ТС сталкивается с другим в боковую часть. Часть происходят при неправильном проезде перекрестка, непредоставлении приоритета для транспорта, движущегося по главной дороге, а также при проезде на запрещающий сигнал светофора;
  3. Лобовое столкновение, одно из наиболее опасных ДТП, в которых очень часто гибнут люди. Они происходят при нарушении правил обгона, а также при столкновении с неподвижными объектами и составами;
  4. Заднее столкновение. Зачастую происходящее по причине несоблюдения безопасного расстояния (дистанции) и при резком торможении впереди идущего автомобиля, водитель ТС не успевает затормозить.

Также, нередкими бывают столкновения с железнодорожным транспортом, виновником которого в 99% случаев является водитель автомобиля. Поэтому, чтобы избежать наезда поезда на авто, следует выполнять правила проезда железнодорожных переездов.

Опрокидывание

Причинами опрокидываний может быть нарушение ПДД, несоответствие выбранного скоростного режима на повороте, техническая неисправность или плохие погодные условия.

Часто опрокидывание случается в результате столкновения, однако, в протоколе это фиксируется непосредственно, как столкновение, поскольку это первичное ДТП, а перевернулся транспорт уже позднее.

Наезд на препятствие

Наездом на препятствие называют ДТП, в котором движущийся транспорт столкнулся с неподвижным объектом, например, столб, дерево, сугроб и т.д. Такие дорожные инциденты достаточно опасны.

Также, наездом на препятствие будет считаться, если маршрутка наехала на бордюр, а пассажир при этом разбил нос о стекло. Такой инцидент не может остаться без разбирательства, поскольку есть транспорт, есть движение и есть физический ущерб пассажира.

Наезд на пешехода

Нередко случаются такие аварии и на тротуарах, когда водитель, не справившись с управлением вылетает на пешеходную зону.

К пешеходам в данных ситуациях относят:

  • катающихся на коньках, лыжах, санках;
  • инвалидов, перемещающихся в инвалидном кресле без мотора;
  • дети на трехколесных велосипедах.

Следует заметить, что наезд на человека, движущегося на велосипеде квалифицируется отдельной категорией.

Наезд на велосипедиста

Не смотря на то, что данное понятие говорит само за себя, уточним: под ним понимается ситуация, когда движущийся транспорт задел велосипедиста, или же велосипедист ударился о транспортное средство.

Однако, если велосипедист упал на стоящий автомобиль, то дорожно-транспортным происшествием это не считается.

Наезд на животное

Достаточно распространенная ситуация на дороге, когда домашнее животное – собака, кошка или домашняя птица не правильно выбирает место перехода, выбегает на дорогу, в результате чего, водителю приходится либо резко тормозить, либо уходить в сторону.

В результате такого маневра может быть нанесен ущерб пассажирам, может пострадать сам водитель либо транспортные средства других участников дорожного движения.

Наезд на гужевой транспорт

Это достаточно редкий вид ДТП, однако ущерб от него может рассчитываться, как для автотранспорта, так и для пострадавших в упряжке животных.

Иные виды аварий

Ситуаций на дорожном полотне может быть достаточно много. Поэтому невозможно вынести каждое в отдельную категорию. Для оформления документации по той или иной автокатастрофе можно вносить и другие причины.

Так, например, если водитель ранил человека на тротуаре отброшенным колесом вблизи дороги, либо выезд на зону тротуара и нанесение вреда лицу или лицам, находящимся там – все это является иными видами ДТП.

Статистика ДТП в России и в мире

Статистические данные позволяют оценить существующую проблему. Чтобы оценить её масштаб, рекомендуется узнать, сколько людей гибнет в автокатастрофах в мире и в РФ в год. Согласно статистике, выложенной на официальном сайте ГИБДД, число смертности людей в результате ДТП по России за 2018 год составило 16412 человек, а 192959 участника аварий получили ранения. В общей сложности за этот период произошло 151291 ДТП.

Мировая статистика ДТП довольно неоднозначна. Согласно данным ВОЗ, каждый день в автокатастрофах погибает около 3000 человек. Около 100 000 участников аварий получают тяжелые травмы. За год жертвами ДТП становится около 1,25 млн человек. Значение показателя установилось еще в 2007 году и с тех пор остается примерно на 1 уровне. Статистика ДТП по странам имеет следующий вид:

  • В Германии зарегистрировано рекордно низкое количество погибших. Жертвами аварий за прошлый год стало 3177 человек. Снизилось число погибших пешеходов и водителей автомобилей. Однако смертность среди мотоциклистов продолжает оставаться на высоком уровне.
  • В США приходится 11,4 смертей на 100000 человек. В 12% случаев в ДТП с летальным исходом задействован пешеход. Больше половины подобных происшествий происходит в Нью-Йорке. Это объясняется высокой плотностью населения, проживающего в городе.
  • Швейцария входит в число стран, на дорогах которых происходит меньше всего аварий. Однако за последние 5 лет наблюдается увеличение числа происшествий, участниками которых стали велосипедисты.
  • В Республике Беларусь наблюдается тенденция к снижению количества происшествий. За январь-сентябрь в государстве произошло 2241 ДТП, что в 1,5 раза меньше показателей 2016 года и в 2 раза показателей 2015 года. В среднем в день происходит 5—6 аварий. Больше всего происшествий приходится на среду и пятницу.
  • В Украине наблюдается увеличение числа происшествий. За 8 месяцев 2017 года количество аварий возросло на 9%. В государстве произошло больше 17000 ДТП, в которых пострадали свыше 22 000 человек.

Нередко причиной ДТП становится алкогольное опьянение. Статистика аварий на дорогах по вине пьяного водителя по разным странам показывает, что в 2021 году в России жертвами нетрезвых или отказавшихся проходить освидетельствование автолюбителей стали чуть больше 3800 человек. Еще 22900 человек получили ранения разной степени тяжести. В США и Австралии по вине пьяных водителей происходит около 33% всех ДТП со смертельным исходом, а Новой Зеландии — 31%. При этом Всемирная Организация Здравоохранения также не удовлетворена антиалкогольным законодательством в некоторых государствах ЕС — Франции, Финляндии и Испании. В среднем в экономически развитых странах на долю пьяных водителей приходится приблизительно 20% аварий со смертельным исходом.

Когда назначается административное расследование ДТП?

В действующем законодательстве отсутствует точное указание ситуаций, в которых необходимо проводить административное расследование аварии. Обычно оно выполняется в следующих ситуациях:

  • причинён вред здоровью одному из участников дорожно-транспортного происшествия;
  • виновник аварии покинул место ДТП;
  • водители не могут прийти к единому мнению о причинах случившегося.

Порядок проведения административного расследования зависит от типа происшествия. По факту небольшой аварии сотрудник ГИБДД на месте подготовит протокол о правонарушении и привлечет виновника к административной ответственности. Если возникла спорная ситуация, нередко проводят экспертизу. Обычно сторонних специалистов привлекают, если имуществу нанесены сильные повреждения.

Если присутствуют пострадавшие среди пассажиров или пешеходов, на место аварии прибудет судмедэксперт. Его вызовет сотрудник ГИБДД. Специалист осмотрит пострадавших и выявит степень нанесения вреда. От его степени зависит порядок дальнейшего расследования. Если нанесены легкие и средние повреждения, виновника происшествия привлекут к административной ответственности. Тяжкие травмы или гибель человека чреваты уголовной ответственностью. Вынесенное решение можно обжаловать. На это дают 10 дней.

Если имеют место быть потерпевшие с тяжелыми телесными повреждениями или погибшие, расследование проводится в соответствии с нормами УК РФ. Оно не признается административным. Наказание устанавливает ст. 264 УК РФ.

Если авария несерьёзная, процедуру регламентирует КоАП РФ. Применяются административные меры. Нормативно-правовые акты определяют правила проведения мероприятия в зависимости от особенностей произошедшего. Наказание вменят по ст. 12.24 КоАП РФ.

Однако не всегда нанесение травм средней степени тяжести предполагает привлечение к административной ответственности

Во внимание принимают сопутствующие обстоятельства. Лицу вменят наказание в соответствии с нормами УК РФ, если имели место быть следующие факторы:

  • управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • одновременный наезд на нескольких пешеходов;
  • езда за рулем без прав.

Когда присутствуют смягчающие обстоятельства, лицо привлекут к административной ответственности. Так, если человек избежал более серьезной аварии или ранее не нарушал ПДД, наказание будет менее суровым.

Административное расследование ДТП не выполняется, если использован европротокол. Его применяют в соответствии с положениями статьи 11.1 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года “Об ОСАГО”. Использование европротокола допустимо, если выполняются следующие условия:

  • в результате ДТП нанесен вред только транспортным средствам;
  • в дорожном происшествии приняло участие только 2 транспортных средства;
  • гражданская ответственность владельцев автомобилей застрахована в соответствии с ФЗ №40 “Об ОСАГО”;
  • обстоятельства причинения вреда, характер, перечень видимых повреждений не вызывают разногласия за исключением ситуаций, когда размер ущерба не превышает 100000 руб;
  • информация о произошедшем зафиксирована в бланке европротокола, который заполнен водителями.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector