Двигатель д240- технические характеристики и объем двигателя
Содержание:
- Описание
 - Двигатели МТЗ: Д-260, Д-245, Д-240
 - Устройство
 - Назначение
 - Технические особенности коленвала Д240
 - Детальное устройство Д-240
 - Регулировка на различных моделях двигателей
 - Порядок регулировки
 - 2 Модели двигателя для трактора МТЗ
 - Неисправности двигателя Д240- способы устранения
 - Устройство Д-240
 - Регулировка клапанов на МТЗ-245
 
Описание

Этот рядный четырехцилиндровый мотор отличается простотой конструкции, великолепными техническими характеристиками и отличной надежностью.
Капитальный и текущий ремонт не представляет сложности, а сервисное обслуживание было максимально упрощено.
На первый взгляд, показатели мощности недостаточны для двигателей такого объема, однако в действительности этот двигатель ММЗ обеспечивает отличную тягу даже тяжелым модификациям ЗИЛов и различным грузовым автомобилям. Еще одним несомненным преимуществом этого мотора является его великолепная топливная экономичность.
Двигатели МТЗ: Д-260, Д-245, Д-240
Двигатель Д 260
Дизельные двигатели Д-260 и их модификации являются 4-х тактными, поршневыми, шестицилиндровыми двигателями внутреннего сгорания, с однорядным, вертикальным расположением цилиндров, оборудованными системой непосредственного впрыска топлива и возгоранием топливной смеси от сжатия.
Двигатель Д 260 и их модификации применяются как силовые агрегаты энергонасыщенных колесных тракторов и дорожно-строительной техники.
Технические характеристики Д-260
| Наименование параметра | Д- 260 | 
| Тип | четырехтактный с турбонаддувом | 
| Число и расположение цилиндров | 6, рядное, вертикальное | 
| Рабочий объем, л. | 7,12 | 
| Диаметр цилиндра и ход поршня, мм. | 110/125 | 
| Степень сжатия | 15 | 
| Удельный расход топлива, г/кВт•ч (г/л.с.•ч): | 220 (162) | 
| Мощность, кВт (л.с.): | 114 (155) | 
| Частота вращения, об/мин: | 2100 | 
| Максимальный крутящий момент, Н•м (кг•м): | 622 (63,5) | 
| Частота вращения при максимальном крутящем моменте, об/мин: | 1400 | 
| Масса, кг: | 700 | 
| Наименование параметра | Д-260 | 
| Стартер: | 3002.3708 (24В) | 
| Генератор: | Генератор: Г9945.3701-1 (28В) | 
| ЭФУ: | есть | 
| Турбокомпрессор: | ТКР 7-00.01 (БЗА г. Борисов) | 
| Пневмокомпрессор: | Есть | 
| Насос шестеренный: | НШ-14 | 
| Насос топливный: | PP6M10P1f-3491 (“Моторпал” Чехия) | 
| Насос водяной: | 260-1307116-А | 
| Насос масляный: | 260-1011020 | 
| Муфта сцепления: | есть | 
| Картер маховика: | нет | 
Устройство
Модель МТЗ-80 имеет комбинированное устройство, так как в передней части роль несущей конструкции играет передняя полурама, а в задней части с этой задачей справляется корпус трансмиссии.
Внешне агрегат обладает аккуратным внешним видом и небольшой шириной. Элементы подкапотного пространства прикрываются откидным щитком, служащим крышкой капота. За элементами подкапотного пространства находится кабина водителя. Так как она расположена над деталями трансмиссии, то для доступа к кабине установлена компактная подножка. Позади кабины расположен механизм навески и каналы гидросистемы для установки навесного гидравлического инвентаря.

8 – корпус понижающего редуктора и сцепления; 14 – устройство компрессора; 15 – насос для подачи топлива; 16 – дизельный мотор; 17 – бензиновый пусковой двигатель; 18 – механизм задней навески; 19 – коробка передач трактора; 20 – редуктор пускового мотора.
Габаритные размеры

| Габаритные размеры, мм: | ||
| длина (по концам продольных тяг) | 3815 | 3930 | 
| ширина (по выступающим концам полуосей задних колес) | 1970 | |
| высота: | ||
| по облицовке | 1615 | 1665 | 
| по кабине | 2470 | |
| Продольная база, мм | 2370 | 2450 | 
| Колея, мм: | ||
| по передним колесам | 1200-1800 | 1300-1800 | 
| по задним колесам | 1350-2100 | |
| Дорожный просвет, мм: | ||
| под рукавами полуосей заднего моста | 650 | |
| под передней осью | 650 | – | 
| под рукавами полуосей переднего моста | – | 650 | 
| под задним мостом | 470 | |
| под корпусом переднего моста | – | 590 | 
| Радиус поворота посредине следа внешнего переднего колеса при колее 1400 мм с подтормаживанием внутреннего заднего колеса, м | 4,1 | 4,3 | 
| Конструктивная масса (с кабиной, но без дополнительного оборудования и балластных грузов), кг | 3160 | 3270 | 
| Наибольшая масса буксируемого прицепа, кг | 12000 | 12000 | 
| Наибольшая масса орудия навешиваемого сзади при установке дополнительных грузов на передний брус, кг | 900 | 900 | 
| Углы подъема (спуска) без прицепа, град | 20 | 20 | 
| Глубина преодолеваемого брода, м | 0,85 | 0,85 | 
Кабина

Изначально Беларус 82 комплектовался так называемой малой кабиной. Первоначальное использование маленькой кабины помогло быстро освоить производство данного трактора. Относительными ее достоинствами можно считать:
- простоту конструкции;
 - малый вес;
 - небольшие габариты.
 
Все это позволяло легко снять кабину и выполнить необходимый ремонт в условиях сельских мастерских.

Но недостатков такая кабина имела гораздо больше. Прежде всего, она не могла обеспечить комфортабельные условия работы механизатора. Основными считаются:
- отсутствие обшивки и как следствие низкая шумоизоляция и слабая пылезащита;
 - недостаточные размеры остекления и прежде всего высота заднего стекла не позволяли вести качественный обзор;
 - отсутствия штатного отопителя;
 - низкое качество электросхемы щитка приборов.
 
К основным таким операциям следует отнести:
- установка самодельного отопителя;
 - монтаж войлочной обшивки;
 - применение увеличенных боковых зеркал;
 - установка самодельного дворника заднего стекла.
 
Но, выполненный самостоятельным способом тюнинг старой кабины трактора МТЗ 82 вносил локальные изменения в условия труда механизаторов, поэтому выпуск новой модификации трактора МТЗ с большой кабиной заметно повысил комфорт, и как следствие производительность труда механизаторов.
Навесное оборудование
Кроме работы с сельскохозяйственным оборудованием, трактора «МТЗ-82.1» широко используются в качестве базовых машин для выполнения самого широкого спектра работ в агрегате с бульдозерным, экскавационным, погрузочным, коммунальным и иным оборудованием в строительстве, коммунальном хозяйстве, промышленности, а также на транспортных работах и для привода различных стационарных машин.
от обширный, но далеко не полный список рабочего оборудования для агрегатирования с «МТЗ-82.1»:
- В сельском хозяйстве – плуги, бороны, культиваторы, сеялки, разбрасыватели удобрений, рыхлители и окучники, сенокосилки, пресс-подборщики, стогомёты, катофелесажалки/копалки, грабли-ворошилки, транспортные прицепы.
 - В лесном хозяйстве – бревнозахваты, погрузчики.
 - В строительном и коммунальном хозяйстве – фронтальные погрузчики, экскавационные навески, коммунальные и строительные бульдозерные отвалы, буровые установки, гидромолоты, подметально-уборочные машины, льдоскалыватели, прицеп-цистерны, пескоразбрасыватели, навесные вакуумные пылесосы, стрелы грузоподъёмные, шнекороторное оборудование для уборки снега.
 
Назначение

Представленный в заводском каталоге обзор трактора МТЗ 82, позволяет определить, что наибольшее распространение Беларус 82 получил при выполнении следующих работ:
- подготовка почвы (пахота, боронование, культивирование);
 - внесение разных удобрений;
 - обработка сельхозрастений и их уборка;
 - перевозка грузов;
 - погрузо-разгрузочные операции.
 
В условиях фермерских и более крупных агрохозяйство достаточно часто требуется выполнение различных погрузочных и разгрузочных операций. Приобретение специализированной техники для этих работ достаточно дорого, так как не удается ее загрузить круглогодично. Поэтому очень удачным решением считается способность агрегатировать трактор МТЗ 82 с погрузочно-разгрузочными оборудованием. Это позволяет получить:
- погрузчик фронтальный на МТЗ 82;
 - погрузчик-экскаватор для земляных работ МТЗ 82 с объемом ковша до 0,3 куб. м;
 - подъемник монтажный (высота подъема до 9,0 м);
 - грейферный погрузчик для рулонов на базе МТЗ 82;
 - МТЗ 82.1 с монтажным крюком, для погрузки-разгрузки штучных грузов.
 
Технические особенности коленвала Д240
Характеризует коленвал любой марки, его усталостная прочность и износостойкость. В состав механизма входят основные элементы, которые в тесной связке принимают и передают усилия, чтобы привести в действие детали двигателя.

В состав стального, полноопорного коленвала Д240 вошли коренные (5 шт.) и шатунные (4 шт.) шейки, с закаленными током рабочими поверхностями. В полостях шатунных шеек происходит центробежная очистка масла. Эти части закрываются заглушками с резьбой. Они должны соответствовать двигателю по группе, тогда не нарушится балансировка. Определить принадлежность можно по выбитым номерам на торцах.
Кроме этого механизм собран из деталей:
- Упорных колец.
 - Нижнего и верхнего вкладыша.
 - Маховика.
 - Маслоотражателя.
 - Установочного штифта.
 - Зубчатого венца.
 - Противовесов.
 - Метизов.
 - Клапанов.
 - Шкива.
 - Пробки.
 - Масляной трубки.
 
Большая частота вращения вала влияет на рост центробежных сил. Предотвращают негативные явления снижением нагрузок на подшипники, с помощью съемных противовесов, закрепленных на шейках. В двигателе обнаруживают разные неисправности, когда снимают его из-за стуков в подшипниках на капитальный или текущий ремонт:
- Трещины на цилиндрах.
 - Выход из строя поршней.
 - Износ гильз или шатунных вкладышей.
 
На коленчатом вале прежде всего определяют, в каком состоянии находятся его шейки с шатунными подшипниками. В шатунных шейках разные ремонтные размеры. Если обнаруживается их превышение по нормативам, детали подвергаются перешлифовке. При соответствии с допустимыми размерами, снимают для исследования цилиндры с поршнями. Чтобы заменить вкладыши в шатунных подшипниках нужно замерить отверстие под шатун. При этом крышка должна быть затянута, а диаметральный зазор не превышал 0.12 мм.
Когда коленвал отправляется к заказчику, производитель обязан проверить качество сборки, чтобы в механизме отсутствовали:
- Биения.
 - Микротрещины.
 - Шейки коленвала соответствовали нормативным размерам.
 
При интенсивной эксплуатации двигателя на него воздействуют высокие нагрузки. Движение и вращение частей заставляют вал крутиться, изгибаться, отчего его поверхности изнашиваются. Металл накапливает разные дефекты, которые механики определяют измерительными инструментами, затем исправляют.
Детальное устройство Д-240
На схеме ниже, видно детали мотора Д-240 в продольном разрезе, где перечислен полный набор составляющих, мы же лишь составили список этих деталей:
- Картер.
 - Задник (задний лист).
 - Маховик.
 - Горловина для заливки масла.
 - Топливный фильтр грубой очистки.
 - Очиститель воздуха.
 - Выпускной коллектор.
 - Головка цилиндров.
 - “Дыхательный” клапан (он же сапун).
 - Электрофакельный подогреватель и его бачок.
 - Разумеется, генератор.
 - Термостат.
 - Водяной насос.
 - Вентилятор.
 - Ремень привода вентилятора.
 - Передняя опора.
 - Центробежный фильтр масла.
 - Линейка измерения масла.
 - Насос для топлива.
 - Форсунка (непосредственный впрыск топлива).
 - Устройство экстренной (аварийной) остановки двигателя.
 - Впускной коллектор.
 - Топливный фильтр тонкой очистки.
 - Стартер.
 
Всегда в работе или советы и тонкости Д-240
На самом деле, совет всего один, но важный. Если вы желаете, чтобы МТЗ – 80 (82) и другие его модификации работал, как швейцарский хронометр, необходимо самое малое – проводить регулярный осмотр всех систем двигателя для профилактической поддержки.
Для тракторов этой марки предусмотрена специальная трёх номерная система осмотра:
- Каждые 60 рабочих часов.
 - Каждые 240 часов.
 - И каждые 960 часов.
 
Выполняя своевременное обслуживание, мотор Д-240 очень долго останется послушным и безотказным в любом деле.
Регулировка на различных моделях двигателей
Минский завод выпускает несколько модификаций дизельных двигателей, основанных на конструкции мотора Д-240. Агрегаты отличаются конфигурацией блока, рабочим объемом и установкой турбокомпрессора, что привело к росту мощности и изменению нормативных расстояний между подвижными частями в клапанных механизмах.
Двигатель Д-245 трактора МТЗ-82, МТЗ-892
После демонтажа верхней крышки и выведения поршня в 1 цилиндре до ВМТ (до момента начала перекрытия клапанов) требуется отрегулировать клапаны, расположенные на позициях 4, 6, 7 и 8 (отсчет от передней крышки мотора). Документация устанавливает расстояние между стержнем и бойком 0,25 мм для впускного канала и 0,45 для выпускного. Настройка осуществляется на холодном дизеле (допускается прогрев до 60°).
- Отпустить затяжку гайки коромысла обслуживаемого клапана и вращением винта отверткой добиться требуемого расстояния.
 - Закрутить гаечным ключом контргайку регулировочного винта и проверить параметры щупом. Убедиться в нормативном значении вращением штанги, при неравномерном износе головки цилиндрического элемента возможно изменение расстояния между бойком и стержнем клапана. Поврежденная или изношенная штанга подлежит замене.
 - По аналогии отрегулировать зазоры в оставшихся клапанах.
 - Провернуть вал на полный оборот (до момента достижения ВМТ в последнем цилиндре), а затем скорректировать расстояние в механизме до требуемого значения для клапанов 1, 2, 3 и 5.
 - Смонтировать на штатные места снятые элементы и проверить работу силового агрегата.
 
Двигатель Д-260 трактора МТЗ-1221, МТЗ-1523
Завод-изготовитель предписывает проводить настройку клапанного механизма при проведении технического обслуживания, соответствующего отработке 500 часов. Перед началом регулировки рекомендуется проверить затяжку болтов, крепящих головку. Допускается настраивать мотор, прогретый до температуры 60°С.
Для регулировки 6-цилиндрового рядного дизеля требуется снять крышку клапанов, а затем установить поршень первого цилиндра в крайнее верхнее положение (по аналогии с моторами Д-240 и 245), а затем выставить зазор в клапанах, расположенных на позициях 3, 5, 7, 10, 11 и 12 (отсчет ведется от радиатора силовой установки). Нормативным считается расстояние 0,25 мм на впуске и 0,45 мм на выпуске. Для определения ВМТ возможно использовать момент совмещения штифта, установленного на крышке привода механизма газораспределения, с меткой на демпфере шкива.
При отклонении значения требуется провести корректировку в следующей последовательности:
- Перед началом корректировки рекомендуется проконтролировать затяжку крепления стоек валика с коромыслами.
 - Отвернуть фиксирующую гайку на коромысле регулируемого клапана, а затем выполнить настройку зазора путем вращения винта.
 - Затянуть гайку и провести первичную проверку щупом.
 - Убедиться в стабильности расстояния между бойком и плоскостью стержня клапана путем вращения приводной штанги вокруг оси.
 
После настройки размеров в 6 клапанах требуется провернуть коленчатый вал на 1 оборот. Для проверки положения используется шестой цилиндр, в котором должно быть перекрытие клапанов впуска и выпуска, соответствующее ВМТ. Очередность действий при настройке аналогична изложенному выше алгоритму. Допускается корректировка параметра в соответствии с порядком вспышек в камерах сгорания (1-5-3-6-2-4) с выставлением поршней в верхнюю точку согласно рабочей последовательности. Для перехода между цилиндрами вал поворачивается на 1/3 оборота.
Порядок регулировки
Необходимость установки впрыска возникает при замене топливного насоса высокого давления (ТНВД) или его монтаже после ремонта, а также после ремонта поршневой группы дизеля. Регулировку производят при условии исправной топливной аппаратуры, ТНВД и отрегулированном газораспределительном механизме дизеля. Процесс установки состоит из ниже описанных последовательных операций.
Установка первого цилиндра в такте « сжатия »
С правой стороны по ходу движения машины в стенке крепления двигателя к корпусу сцепления, над продольной балкой рамы трактора возле заливной горловины для масла — есть установочный щуп. Своей короткой резьбовой частью он ввёрнут в стенку крепления и длинной безрезьбовой установлен наружу. При необходимости установки первого цилиндра в положение такта « сжатия » щуп устанавливают в отверстие, длинной частью упирая его в маховик двигателя. Медленно проворачивая коленчатый вал дизеля, находят положение, при котором щуп попадёт в отверстие на маховике и зайдёт в тело детали полностью на 4-5 см
Важно не перепутать установочное отверстие с технологическими, балансировочными сверлениями маховика, которые по своей глубине гораздо меньше. Найденное положение соответствует опережению на 26 ̊ до подхода поршня первого или четвёртого цилиндра в ВМТ. Такое положение соответствует техническим требованиям Д 240 для установки начала впрыска топлива в цилиндр в такте « сжатия »
Для определения, в каком из цилиндров в первом или четвёртом начался такт « сжатия » нужно снять клапанную крышку. Пара закрытых клапанов укажет, в каком из двух цилиндров (первом или четвёртом) начался такт « сжатия »
Такое положение соответствует техническим требованиям Д 240 для установки начала впрыска топлива в цилиндр в такте « сжатия ». Для определения, в каком из цилиндров в первом или четвёртом начался такт « сжатия » нужно снять клапанную крышку. Пара закрытых клапанов укажет, в каком из двух цилиндров (первом или четвёртом) начался такт « сжатия ».
Установочный щуп на Д 240
Отсоединение привода насоса
Для установки синхронизации циклов работы двигателя и ТНВД нужно понимать, что соединяющий привод насоса через распределительные шестерни двигателя должен быть разъединён. Соединение привода осуществляется соединением отверстий приводной шестерни насоса 4 с регулировочными отверстиями специальной шайбы 5 по периметру через шлицевую втулку, закреплённую на валу насоса. Доступ к приводу осуществляется вскрытием передней крышки 8 насоса. Для разъединения отворачивают два крепёжных болта 3 с планкой 7 и демонтируют регулировочную шайбу со шлицевой втулки. В этом положении вращение колен вала не будет передаваться через привод распределительных шестерён на вал насоса 6.
Устройство привода ТНВД Д 240
Установка моментоскопа
После определения цилиндра в такте « сжатия » и отсоединения привода на топливный насос устанавливают моментоскоп на соответствующую питающую секцию насоса вместо трубопровода высокого давления, соединяющего секцию с форсункой цилиндра. Для более точного определения начала момента впрыска устанавливают ручной рычаг подачи топлива в максимальное положение. Для определения момента впрыска, при необходимости, прокачивают топливную аппаратуру ручной помпой насоса, удаляя воздух из системы.
Операции установки впрыска
Определение и установка момента подачи топлива
Проворачивая кулачковый вал ТНВД по часовой стрелке, и наблюдая за уровнем топлива в трубке прибора нужно определить положение вала насоса в момент начала подачи топлива в данной секции. Моментом начала подачи будет положение, при котором уровень топлива в трубке прибора начнёт повышаться, сдвигаясь в результате начала цикла подачи, набегая кулачком вала ТНВД на толкатель плунжера соответствующей секции
Очень важно определить, наблюдая за уровнем топлива в моментоскопе, начало этого цикла
Установка положения регулировочной шайбы привода насоса
Определив момент начала впрыска на секции положением вала ТНВД, соединяют привод насоса, устанавливая шлицевую регулировочную шайбу на шлицевую втулку. Крепёжные болты с планкой заворачивают в максимально совпавшие отверстия шайбы и фланца приводной шестерни насоса. При этом болты должны входить свободно без закусывания. Затем устанавливают крышку насоса, затягивая три болта по периметру крышки. Регулировочным центральным винтом в крышке регулируют осевой зазор приводной шестерни. Для этого отворачивают контргайку винта, заворачивают его до упора в планку шайбы и отворачивают на 1/3 или 1/2 оборота, после положение фиксируют контргайкой.
2 Модели двигателя для трактора МТЗ
Самые используемые двигатели для минитракторов и трактора МТЗ – это:
2.1 Модель Д-240
Данная модель используется для трактора МТЗ 80 и МТЗ 82. Это четырехцилиндровый, четырехтактный силовой агрегат, в котором установлена система непосредственного впрыска топлива в цилиндры. Для охлаждения устройства используется жидкостная система на основе воды или незамерзайки. Заводится двигатель от стартера или пускового двигателя (в различных модификациях). Работает на дизельном топливе.

Двигатель Д-240 для трактора МТЗ
Рабочие характеристики модели имеют следующий вид:
- объем устройства – 4,75 литра;
 - максимальная мощность – 58,8 кВт/80 лошадиных сил;
 - частота оборотов в минуту – 2200;
 - расход дизельного топлива — 238 г/кВт-ч;
 - вес устройства – 410 кг.
 
2.2 Агрегат Д-242
Д-242 – двигатель дизельный четырехтактный с четырьмя цилиндрами и системой жидкого охлаждения. Используется на МТЗ и тракторах ЮМЗ. Как и на предыдущей модели, в Д-242 установлена система непосредственного впрыска топлива. Данная модель является первой в серии моделью, на которой используется коленвал без противовесов. Здесь еще установлен вентилятор, ширина которого – 45 см.
По техническим характеристикам устройство имеет следующий вид:
- объем устройства – 4,75 литра;
 - мощность ДВС – 46 кВт/62 лошадиных силы;
 - частота оборотов в минуту – 1800;
 - расход дизельного топлива — 226 г/кВт-ч;
 - вес агрегата с компонентами составляет 430 кг.
 

Двигатель Д242.71 Т (62 л. с.)
2.3 Модель Д-243
Дизельный четырехцилиндровый двигатель устанавливается на трактора МТЗ-80, МТЗ-82 и ТТЗ. Характеризуется вертикальным расположением цилиндров и принудительным впрыском топлива в систему.
Перед использованием МТЗ двигателя 80 –кой обычно комплектуется дополнительным водяным радиатором, системой подогрева и контрольным оборудованием. Работает в температурном диапазоне -40°C — +40°C. Д-243 запускается с помощью дополнительного пускового двигателя – ПД-10. Отличается такими техническими характеристиками:
- объем устройства – 4,75 литра;
 - рабочая мощность – 60 кВт/81 лошадиная сила;
 - частота оборотов в минуту – 2200;
 - расход дизельного топлива – 258 г/кВт-ч;
 - вес агрегата со всеми компонентами составляет 430 кг.
 
2.4 Модель Д-244
Также как и модель Д-242 дизельный четырехтактный агрегат Д-244 использует коленвал без противовесов. Используется для серии МТЗ, а также для электрических станций, минитракторов и другой техники.
Технические характеристики модели следующие:
- объем устройства – 4,75 литра;
 - мощность агрегата – 42 кВт/57 лошадиных сил;
 - частота оборотов в минуту – 1400;
 - расход дизельного топлива – 226 г/кВт-ч;
 - вес агрегата составляет 430 кг.
 

Вал коленчатый Д-260
2.5 Модель Д-245
Двигатель Д-245 является последним поколением серии агрегатов МТЗ. Применяется агрегат на тракторах минского завода, а также для дорожной техники других производителей. На Д-245 впервые установлена система газового турбонадува и охлаждение подаваемого ней воздуха.
Также в новой модели изменен материал для коленвала и шатунов. Это позволило добиться большей прочности и износостойкости.
На модель установлен более производительный топливный насос, который усиливает впрыск топлива и точнее контролирует порции дизеля. Модернизирован также и топливный насос, что позволило добится более экономного расхода масла.
Д-245 имеет такие рабочие показатели:
- объем устройства – 4,75 литра;
 - мощность устройства – 90 кВт/122,4 лошадиных силы;
 - частота оборотов в минуту – 420;
 - расход дизельного топлива – 210 г/кВт-ч;
 - вес устройства составляет 477 кг.
 
2.7 Наиболее частые поломки моделей
К основным проблемам в эксплуатации силовых агрегатов МТЗ относятся:
- Попадание воздуха в топливную систему. Исправляется путем прокачки установленным насосом, после чего проверяется изоляция системы.
 - Засорения фильтра очистки топлива. Заменяется соответствующим, под конкретную модель.
 - Отсутствует подача топлива через форсунки. В этом случае форсунки снимаются и тщательно промываются изнутри. Еще один вариант – установить качественные распылители топлива.
 - Дымность выше нормы. Причиной поломки могут служить неисправность топливного насоса, забитый очистительный фильтр. В каждом из случаев необходима замена.
 - Повышенная температура двигателя. Либо слишком слабая натяжка ремня, либо охлаждению мешает грязь на радиаторе и накипь на стенках охлаждающей системы. Необходима чистка засоренных элементов.
 
Неисправности двигателя Д240- способы устранения
В процессе эксплуатации установки выявляются дефекты, связанные с недоработкой механизма. При использовании мотора Д240 периодически происходят такие сбои:
| Поведение | Действие | 
| Силовой агрегат не заводится. | |
| Попадание атмосферы в механизмы, отвечающие за поставку топлива. | Устранить воздушные пробки, заполнить пустоты горючим. | 
| Элементы очистки горючего засорены. | Очистить и промыть фильтры, если надо, поменять. | 
| Эксплуатация холодного, не достаточно прогретого силового агрегата. | Подогрейте подаваемый в цилиндр воздух, использую подогреватель. Залейте в радиатор мотора горячую жидкость. | 
| Повышенная вязкость горючего. | Слейте старое горючее, залейте новое, зимнее. | 
| Стартер не прокручивает мотор. | Демонтируйте стартер, проведите ремонт. | 
| Работа силового агрегата сопровождается сбоями. | |
| Попадание атмосферы в механизмы, отвечающие за поставку топлива. | Устранить воздушные пробки, заполнить пустоты горючим. | 
| Отверстия форсунки забиты, игла залипает. | Очистите распылитель от нагара, если надо, замените. | 
| Засорение элементов, фильтрующих топливо. | Проведите очистку, если надо, замену. | 
| Выход струи горючего происходит с малой силой. | Провести регулировку, увеличить силу струи. | 
| Клапан, обеспечивающий давление горючего, даёт течь. | Демонтируйте деталь, очистите, замените. | 
| Работа клапана головки цилиндров сопровождается сбоями. | Демонтируйте головку, почистите деталь от нагара. | 
| Износ поршней, цилиндров и других деталей группы. | Проведите ремонт агрегата. | 
| Агрегат Д240 дымит: | |
| Чёрный дым | |
| Превышена нагрузка. | Переключить передачу на низшую. | 
| Отверстия форсунки забиты, игла залипает. | Очистите распылитель от нагара, если надо, замените. | 
| В агрегат подаётся мало воздуха. | Диагностика и обслуживание фильтрующего элемента. | 
| Нарушены настройки помпы. | Регулировка помпы. | 
| Сбита настройка шестерён распределения. | Установить детали, по нанесенным рискам. | 
| Белый выхлоп. | |
| Компрессия установки не соответствует норме. | Регулировка места соприкосновения клапана и седла. Притереть детали, заменить пришедшие в негодность. | 
| В дизеле присутствует вода. | Слить горючее, залить свежее. | 
| Сизый выхлоп. | |
| Сгорание смазки с горючим. | Проверить, сколько смазки в агрегате, отрегулировать необходимый объём. | 
| Износ поршней, цилиндров и других деталей группы. | Проведите ремонт агрегата. | 
| Силовая установка перестаёт работать. | |
| Попадание атмосферы в механизмы, отвечающие за поставку топлива. | Устранить воздушные пробки, заполнить пустоты горючим. | 
| Прекращена подача питания. | Диагностика на предмет присутствия горючего, работоспособность аппаратуры и фильтров. | 
| Наличие жидкости в горючем. | Слейте старое горючее, налейте свежее. | 
| Заедание: поршень, коленчатый, распределительный валы. | Проведите диагностику, отремонтируйте. | 
| Агрегат стучит. | |
| Горючее транспортируется с опережением. | Корректировка момента, когда начинает подаваться горючее. | 
| Не исправлен распылитель. | Провести диагностику, исправить неполадки. | 
| Нарушено место соприкосновения клапана и седла. | Необходима регулировка клапанов двигателя Д 240. | 
| Палец и посадочное место в поршне имеют износ. | Провести ремонт агрегата. | 
| Износ поршней и гильз цилиндра. | Провести ремонт агрегата. | 
| Коленчатый вал, износ: вкладыши, шатунные шейки. | Провести ремонт силовой установки. | 
| Агрегат перегревается. | |
| Недостаточный объём охлаждающей жидкости. | Доведите уровень жидкости до нормы. | 
| Слабое натяжение привода вентилятора. | Проверить натяжение ремня. | 
| Радиатор силовой установки загрязнён. | Очистить радиатор. | 
| Система охлаждения содержит много накипи и грязи. | Промыть и очистить систему. | 
| Клапан терморегулятора открывается не полностью. | Заменить клапан. | 
Регулировка клапанов агрегата Д240:

Устройство Д-240

 1 — форсунка; 2 — головка блока; 3 — гильза; 4 — поршень; 5 — камера сгорания.
Двигатель Д-240: а — вид справа; б — вид слева : 1 — поддон блок-картера; 2 — задний лист; 3 — венец маховика; 4 — маслозаливная горловина; 5 — фильтр грубой очистки топлива; 6 — воздухоочиститель; 7 — выпускной коллектор; 8 — головка блока цилиндров; 9 — электрофакельный подогреватель; 10 — генератор; 11 — корпус термостата; 12 — вентилятор; 13 — водяной насос; 14 — ремень вентилятора; 15 — передняя опора; 16 — блок-картер; 17 — центробежный масляный фильтр: 18 — сапун; 19 — масломерная линейка; 20 — топливный насос; 21 — форсунка; 22 — механизм аварийного останова; 23 — впускной коллектор; 24 — фильтр тонкой очистки топлива; 25 — стартер.

Двигатель Д-240Л (вид слева) : 1 — воздухоочиститель пускового двигателя; 2 — пусковой двигатель; 3 — стартер пускового двигателя; 4 — редуктор пускового двигателя (остальные детали такие же, как у двигателя Д-240 на рисунке выше). На рисунке а и б показан общий вид двигателя Д-240, а на нижнем рисунке — общий вид двигателя Д-240Л. Эти рисунки не только дают представление о внешнем виде двигателя, но и позволяют ознакомиться с взаимным расположением его основных и вспомогательных узлов, механизмов и устройств. Как и всякий дизель, двигатель Д-240 (Д-240Л) состоит из ряда механизмов и систем. Главные из них кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы и системы смазки, охлаждения, питания и пуска.Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала.Механизм газораспределения предназначен для впуска в цилиндр порций воздуха и выпуска из него отработавших газов в строго определенные моменты и промежутки времени.Система смазки служит для подвода смазочных материалов к трущимся деталям с целью уменьшения трения между ними, а также частичного отбора тепла.Система охлаждения необходима для поддержания нормального теплового режима двигателя. В дизельных двигателях применяется жидкостная (обычно водяная) система охлаждения.Система питания предназначена для точно дозированной и своевременной подачи топлива в цилиндры двигателя.Система пуска служит для запуска двигателя.Топливный насос высокого давления . Если дизель не запускается или не развивает нужной мощности, то причиной выступает неисправность топливной системы. Сопутствующими факторами при этом является наличие воздушных пробок в топливопроводах и фильтрах, износ элементов насоса и форсунок, неправильная установка ТНВД. Точным определением неисправной детали служит цвет дыма из выхлопной трубы. Если дым белый, то причина определённо не в топливном насосе, а в работе системы охлаждения. Если же дым серый или чёрный, то это свидетельствует о попадании масла в камеру сгорания, пропуски вспышек в цилиндрах, заедание иглы в корпусе распылителя. Для замены деталей насоса его частично разбирают. Распылитель подлежит замене, если на нём имеются трещины, изломы. На рисунке ниже (а и б) показаны разрезы двигателя Д-240 (Д-240Л), которые позволяют ознакомиться с его общим устройством, рассмотреть его основные механизмы, узлы и системы.

Двигатель Д-240 (Д-240Л): а — продольный разрез; б — поперечный разрез: 1 — коленчатый вал; 2 — масляный картер; 3 — приемник масляного насоса; 4 — масляный насос; 5 — амортизатор; 6 — вентилятор; 7 — водяной насос; 8 — поршневой палец; 9 — поршень; 10 — клапан; 11 — валик коромысел; 12 — воздухоочиститель; 13 — штанга; 14 — маховик; 15 — распределительный вал; 16 — шатун; 17 — гильза; 18 — масляный фильтр; 19 — фильтр грубой очистки топлива; 20 — выпускной коллектор; 21 — головка; 22 — крышка головки; 23 — колпак крышки; 24 — электрофакельный подогреватель; 25 — впускной коллектор; 26 — форсунка; 27 — фильтр тонкой очистки топлива; 28 — топливный насос.
Регулировка клапанов на МТЗ-245
Для того чтобы отрегулировать клапанные механизмы на силовом агрегате Д-245, рекомендуется обратиться в сервис, регулировка в среднем стоит 5 000 рублей.
Обладая необходимыми навыками, можно сделать регулировку самостоятельно.
Для этого нужно:
- Открутить гайки, которые фиксируют стойки осевой части коромысел.
 - Полностью демонтировать осевую часть вместе с пружиной.
 - Отвинтить крышку головки цилиндров и убрать ее с силового агрегата.
 - Осмотреть на наличие повреждений клапан (регулируемый), настройка должна проводиться на специально оборудованных платформах или станках.
 - Нанести на форсунки пастообразное средство для притирки. В пасту рекомендуется добавить стеариновую жирную кислоту.
 - Регулировку продолжать до тех пор, пока на форсунках и седлах не появится широкая матовая окантовка. Разрыва поясков быть не должно.
 - Промыть головку цилиндрического блока и клапанные детали.
 - Смазать стержневую часть масляной жидкостью.
 - Величина зазора между бойком коромысла и торцом стержня не должна быть больше 0,35 мм на механизме впускного типа и не больше 0,45 мм на механизме выпускного типа.
 - Подтянуть фиксирующие болты головки цилиндрического блока. Это поможет устранить посторонний стук в клапанной секции силового агрегата.