Двигатель 4a
Содержание:
- Проблемы и недостатки
- Неполадки и ремонт
- Технические характеристики 4A GE 1,6 л/115 – 240 л. с.
- 4A-FE 1.6 л
- Плюсы и минусы двигателя 4A-FE
- Интервал обслуживания
- Перечень модификаций ДВС
- Перечень модификаций ДВС
- Обзор неисправностей
- Варианты тюнинга мотора
- Список моделей авто, в которых устанавливался
- Характеристики
- Регламент обслуживания 4A GE 1,6 л/124 – 165 л. с.
- Характеристики
- «Какой движок самый лучший?»
- 4A-GE 20V
- Технические характеристики 4A-FE
- Тюнинг двигателя Toyota 4A-GE (4A-FE, 4A-GZE)
Проблемы и недостатки
Двигатель Toyota модификации 4A-FE отмечается следующими недостатками и проблемами:
- Повышенный расход топлива, как правило, наблюдается при выходе из строя датчика лямбда зонд. Еще одной причиной ухудшения указанного показателя может стать неисправность датчика абсолютного давления. При этом образуется нагар на свечах, появляется вибрация при работе мотора на холостом ходу, из выхлопной трубы выходит черный дым. При одновременном проявлении вибрации и повышенного потребления топливной смеси двигателем, следует промыть форсунки;
- Плавающие обороты сопровождаются засорением дроссельной заслонки, свечей зажигания, форсунок, повреждением клапана холостого хода, вентиляции картерных газов или датчика положения дроссельной заслонки;
- Мотор не запускается. В большинстве случаев, из-за поломки датчика температуры силового агрегата;
- Двигатель глохнет после запуска. В этом случае потребуется проверить состояние топливного фильтра, бензонасоса и трамблера;
- Образование повышенного расхода масла. Согласно заводским параметрам, допустимым считается потребление до одного литра на тысячу километров. Для устранения проблемы понадобится заменить кольца и маслосъемные колпачки;
- Посторонний стук в двигателе, как правило, исходит от поршневых пальцев. Это свидетельствует о необходимости регулировки зазоров клапанов.
Неполадки и ремонт
Двигатель начал стучать |
|
заменить пальцы
отрегулировать зазоры |
Увеличился расход масла | износ маслосъемных колпачков или колец | диагностика и замена расходников |
После запуска, мотор глохнет | неисправность топливной системы | прочистить форсунки, трамблер, бензонасос, заменить топливный фильтр |
Плавают обороты | забилась вентиляция картера, дроссельная заслонка, форсунки, износ регулятора холостого хода | прочистить и заменить свечи, форсунки, регулятор холостого хода |
Повышенная вибрация, эффект троения двигателя | забиты форсунки или свечи | заменить форсунки, свечи |
После износа регулирующих датчиков появлюятся провалы оборотов на холостом ходу (ХХ). Если сгорел лямбда-зонд, то повысится расход бензина и появится нагар на стенках поршней и цилиндров. Можно установить обманку на лямбда зонд.
Если в двигателе установлена система Lean Bean, то не рекомендуется заливать бензин с низким октановым числом. Это уменьшит межремонтный ресурс до 50%.
Технические характеристики 4A GE 1,6 л/115 – 240 л. с.
Изначально в двигателе исполнения GE семейства 4A заложен объем камер сгорания 1,6 л и угол 50 градусов между клапанами. Это позволило увеличить мощность и обеспечить высокую производительность. Соотношение диаметра цилиндра к ходу поршня постоянное для всей серии, составляет 81/77 мм.
В первом поколении 4A GE схема двигателя заточена для заднеприводных автомобилей АЕ86 вариантов Corolla Levin и Sprinter Trueno производителя Toyota. Поперечная установка ДВС для переднеприводных спортивных моделей Тойота стала использоваться позже, с возникновением спорткара MR2, а в 1991 году Corolla в Северной Америке на заводах Канады и США корпорации Toyota перестали комплектоваться силовыми агрегатами 4A GE.
Мотор 4A-GE Silver Top под капотом
4A-GE
Технические характеристики 4A GE соответствуют нижеуказанным табличным значениям:
Изготовитель | GM DAT |
Марка ДВС | 4A GE |
Годы производства | 1983 – 1998 |
Объем | 1598 см3 (1,6 л) |
Мощность | 84,6 – 118 кВт (124 – 160 л. с.) |
Момент крутящий | 153 Нм (на 4200 об/мин) |
Вес | 112 – 130 кг |
Степень сжатия | 9,4 – 11 |
Питание | инжектор |
Тип мотора | рядный бензиновый |
Зажигание | трамблер |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 4/5 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | дюралевый/4 дросселя |
Выпускной коллектор | литой чугунный |
Распредвал | оригинальный профиль кулачков |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | 81 мм |
Поршни | высокая юбка |
Коленвал | чугун литье |
Ход поршня | 77 мм |
Горючее | АИ-95 |
Нормативы экологии | Евро-3 |
Расход топлива | трасса – 4 – 5 л/100 км смешанный цикл 5 – 7 л/100 км
город – 8 – 10 л/100 км |
Расход масла | 0,2 – 0,6 л/1000 км |
Какое масло лить в двигатель по вязкости | 5W30, 5W40, 0W30, 0W40 |
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, ЛукОйл, Mannol, Toyota, Castrol |
Масло для 4A GE по составу | синтетика, полусинтетика |
Объем масла моторного | 3 – 3,7 л в зависимости от машины |
Температура рабочая | 95° |
Ресурс ДВС | заявленный 250000 км реальный 350000 км |
Регулировка клапанов | гидрокомпенсаторы |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Объем ОЖ | 6 л |
Помпа | Toyota 16110-19205, GMB GWT-83A, Aisin WPT-018 |
Свечи на 4A GE | BKR6EP-11 от NGK |
Зазор свечи | 1,1 мм |
Ремень ГРМ | Gates 5124, Contitech CT527 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | Fram CA5466, Febi 27270, Champion U677/606, Bosch 1457433958, Blue Print ADT32239, Alco MD-9932, Toyota 17801-15070 |
Масляный фильтр | Mann W68/3, Jakoparts J1312010, Champion C138/606, Bosch 0986452028, Blue Print ADT32109, Alco SP-991, Vic C-110, Toyota 90915-10001 |
Маховик | 8 отверстий под болты, с посадочным диаметром сцепления 212 мм |
Болты крепления маховика | М12х1,25 мм, длина 26 мм |
Маслосъемные колпачки | производитель Goetze |
Компрессия | от 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар |
Обороты ХХ | 750 – 800 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 25 Нм маховик – 102 Нм
болт сцепления – 64 Нм крышка подшипника – 77 Нм (коренной) и 55 Нм (шатунный) головка цилиндров – три стадии 20 Нм, 64 Нм + 90° |
4A-FE 1.6 л
Первые модели (4A-F) не представляли ничего особенного: это были маломощные моторы с карбюраторным впрыском и одним распределительным валом. Однако со временем двигатель эволюционировал, получив дополнительный распредвал и шестнадцати клапанную ГБЦ (а впоследствии и 20-ти клапанную), электронный впрыск и модернизированную поршневую систему, также появились вариации с дополнительным нагнетателем.
Первые ДВС 4A-FE сошли с конвейера в 1987 г и продолжали выпускаться вплоть до 1998 года включительно. Символы 4А в названии указывают на то, что это четвертая модель в линейке A двигателей Тойота. Разработка мотора началась за десять лет до его выпуска, а ее задачей было создание нового агрегата с лучшими, чем у предшественников, мощностными показателями и меньшим расходом топлива. В итоге появились четырехцилиндровые модификации с рядной конфигурацией объемом 1,4-1,8 л и мощностью от 85 л.с. до 165 л.с. У мотора был чугунный корпус с алюминиевой ГБЦ.
Двигатель отличался достаточно приличным ресурсом – до 300 тыс. км. Тем более, что после этого пробега не требовалось капремонта – вмешательство ограничивалось сменой маслосъемных колпачков и поршневых колец. Естественно, пробег до первой ревизии зависит от того, как эксплуатировался и обслуживался автомобиль.
Положительные и отрицательные стороны
Модель 4A-FE получилась весьма удачной, это от части подтверждается тем фактом, что после 1988 года производство велось без каких-либо существенных изменений, поскольку не было обнаружено конструкционных изъянов, требующих доработки.
Автовладельцы на постсоветском пространстве сталкивались с проблемами на модификациях, оборудованных топливной системой LeanBurn. Ее назначение – оптимизация сгорания обедненной топливной смеси, что снижает расход бензина при спокойном темпе езды. Проблема заключается в том, что отечественная обедненная смесь часто не загорается вообще, и мотор работает нестабильно, с провалами.
Ремонтопригодность 4A-FE также оставляет только положительные впечатления. Даже сейчас доступны все необходимые для обслуживания запчасти, заводская надежность которых обеспечит длительную бесперебойную работу. В моторах 4A-FE отсутствуют такие дефекты как смещение шатунных вкладышей, течь или посторонний шум в муфте VVT. Гидрокомпенсаторы отсутствуют, поэтому примерно раз в 100 тыс желательно регулировать клапана. Мотор достаточно экономичен (4,5- 8 л/100), в зависимости от темпа езды и качества дорожного покрытия.
Силовые агрегаты 4A-FE ставили на такие автомобили концерна Тойота: Avensis, Carina II, Carina E, Celica, Corolla, Corolla Ceres, Corolla Spacio, Corona, Sprinter, Sprinter Carib, Sprinter Marino, Conquest, Geo Prizm.
Плюсы и минусы двигателя 4A-FE
Главным плюсом 4A-FE можно назвать удачную конструкцию, при которой в случае обрыва ремня механизма ГРМ поршень не загибает клапана, позволяя избежать дорогостоящего капитального ремонта. Среди других преимуществ:
- наличие запчастей и доступность таковых;
- относительно небольшие эксплуатационные расходы;
- хороший ресурс;
- двигатель можно ремонтировать и обслуживать самостоятельно, поскольку конструкция довольно проста, а навесное оборудование не мешает доступу к различным элементам;
- муфта VVTi и коленчатый вал весьма надежны.
Главным недостатком принято считать упомянутую выше систему LeadBurn. Несмотря на явную экономичность (которой и обусловили широкое распространение LB на японском авторынке), она крайне чувствительная к качеству бензина и в российских условиях демонстрирует серьезную просадку мощности на средних оборотах
Важно и состояние других компонентов – бронепроводов, свечей, имеет критическое значение качество моторного масла
Среди других недочетов отметим усиленный износ постелей распределительных валов и «неплавающую» посадку пальца поршня. Это может привести к необходимости капремонта, но таковой относительно просто проводится своими силами.
Интервал обслуживания
Мотор Toyota 4A-FE требует соблюдения следующих интервалов при осуществлении технического обслуживания:
- замена масла и масляного фильтра через каждые 10 тыс. км пробега;
- после 40 тыс. км пробега, следует поменять топливный фильтр;
- с периодичностью в 20 тыс. км пробега меняется воздушный фильтр;
- на каждые 30 тыс. км пройденного расстояния приходится замена свечей зажигания и регулировка зазоров клапанов с проверкой работоспособности вентиляции картера;
- постоянный контроль герметичности системы охлаждения, с заменой антифриза через каждые 50 тыс. км;
- на ста тысячах километров пробега требуется проверить состояние выпускного коллектора.
Перечень модификаций ДВС
Всего руководство концерна Toyota вместе с производителем Yamaha выпустило 5 генераций мотора 4A-GE:
- Gen-1 – 1983 – 1987 г, модернизация впускного тракта Big Port, изменяемая геометрия коллектора T-VIS, мощность 112 л. с. для Европы, 124 л. с. для внутреннего рынка, степень сжатия 9,4;
- Gen-2 – 1987 – 1989 г., мощность 125 л. с., степень сжатия 10;
- Gen-3 – 1989 – 1992 г., уменьшены объемы всасывания Small Port, ШПГ нового типа, красная клапанная крышка Red Top, мощность 128 л. с., степень сжатия 10,3;
- Gen-4 – 1991 – 1995 г., 20 клапанов, отдельный для каждого цилиндра короткий дроссель, серебристая клапанная крышка Silver Top, система корректировки фаз VVTi, мощность 160 л. с., степень сжатия 10,5;
- Gen-5 – 1995 – 1998 г., модернизация каналов впуска/выпуска, облегченный маховик и поршни, черная крышка Black Top, мощность 165 л. с., степень сжатия 11.
Мотор 4A GE V20
Перечень модификаций ДВС
Всего руководство концерна Toyota вместе с производителем Yamaha выпустило 5 генераций мотора 4A-GE:
- Gen-1 – 1983 – 1987 г, модернизация впускного тракта Big Port, изменяемая геометрия коллектора T-VIS, мощность 112 л. с. для Европы, 124 л. с. для внутреннего рынка, степень сжатия 9,4;
- Gen-2 – 1987 – 1989 г., мощность 125 л. с., степень сжатия 10;
- Gen-3 – 1989 – 1992 г., уменьшены объемы всасывания Small Port, ШПГ нового типа, красная клапанная крышка Red Top, мощность 128 л. с., степень сжатия 10,3;
- Gen-4 – 1991 – 1995 г., 20 клапанов, отдельный для каждого цилиндра короткий дроссель, серебристая клапанная крышка Silver Top, система корректировки фаз VVTi, мощность 160 л. с., степень сжатия 10,5;
- Gen-5 – 1995 – 1998 г., модернизация каналов впуска/выпуска, облегченный маховик и поршни, черная крышка Black Top, мощность 165 л. с., степень сжатия 11.
Мотор 4A GE V20
Обзор неисправностей
Каждый опытный автомеханик, специализирующийся на моделях Тойоты, знаком с неисправностями моторов серии 4A. Большей частью они связаны с датчиками и топливной системой (инжекторные версии). Рассмотрим их подробнее.
Датчики
Кислородный и температурный датчики, а также регулятор дроссельной заслонки и давления — и есть основные представители информации на моторах данной серии:
Датчик кислорода — неоценимый помощник в топливной коррекции. Поэтому с его выходом из строя наблюдается повышение расхода горючего. Причиной этого также может стать обрыв подогревателя, размещённого внутри кислородного датчика. Ошибка с этим регулятором высвечивается блоком управления под кодом 21. В любом случае, будь это неисправность подогревателя или самого датчика, поможет только замена регулятора;
Датчик температуры — регистрирует градус двигателя. Если регулятор функционирует неправильно, владельца автомобиля ждут неприятности. Так, при обрыве измерительного элемента БУ подменит настоящие показания датчика, зафиксировав 80°
Это ошибка 22, на которую сразу же надо обратить внимание. Да, мотор будет работать в таком состоянии, но только пока он горячий
Стоит только остановиться, и дать ему остыть, как начнутся проблемы с запуском. Это объясняется малым временем открытия форсунок, запрограммированным блоком управления. Как правило, корректность работы этого датчика проверяют переменным или постоянным резистором, врезанным в цепь. Если регулятор глючит или не работает, надо его заменить;
Датчик положения заслонки — посылает сигнал блоку о том, в каком состоянии находится дроссель. При неисправностях этого регулятора двигатель просто захлёбывается при ускорениях, а коробка переключается неправильно. Код ошибки — 41. Проблема решается заменой датчика, так как на моторах 4A нет возможности его отрегулировать;
Датчик давления — показывает, каково реальное разряжение в коллекторе. По информации ДД образуется состав горючей смеси. Из всех датчиков именно этот является самым надёжным, хотя в случае неправильной сборки, он подвержен чрезмерным нагрузкам.
Датчик положения дроссельной заслонки в неисправном состоянии влияет на обороты двигателя
Топливная система
Впрыск топлива на 4A осуществляется под давлением. Функционирование инжектора полностью контролирует компьютер. Со временем рабочие части форсунок покрываются нагаром, что нарушает правильность распыла.
Эксперты для определения степени забитости форсунок проводят газоанализ и по показаниям кислорода в выхлопе судят о правильности налива. На необходимость промывки инжектора указывает показание свыше 1%. Также систему впрыска можно установить на стенд, протестировав её КПД.
Варианты тюнинга мотора
Форсировать двигатель 4A GE можно ступенчато и достаточно бюджетно, используя механический атмосферный тюнинг:
- в первых версиях A4 GE следует установить распредвалы с высоким подъемом кулачков и фазами от 264 градусов и прямоточный выхлоп для получения около 140 л. с.;
- затем нужно демонтировать впускной коллектор изменяемой геометрии T-VIS, использовать другие толкатели и пружины, распредвалы с 280 фазой, отполировать каналы ГБЦ, увеличить диаметры седел и клапанов, купить паук 4:2:1, применить версию прошивки Январь 7.2 для обеспечения 170 л. с.;
- дальнейший тюнинг до 210 л. с. потребует увеличения степени сжатия до 11 за счет кованой ШПГ, распредвалов с 304 фазами, отдельных дросселей на каждом цилиндре и увеличения диаметра выхлопа до 63 мм.
Тюнинг 4A GE
Дальнейший тюнинг для получения мощности от 240 л. с. требует увеличения бюджета. Необходим картер сухого типа, 320 фазный вал и специальный маслонасос. Запрещена эксплуатация самостоятельно форсированных движков без усиления подвески и доработки тормозной системы.
Таким образом, мотор 4A GE имеет заводскую форсировку по умолчанию. Архитектура движка изменялась в течение 5 поколений, мощность с 124 л. с. возросла до 165 л. с. Предназначен он для установки в модели Toyota С, Е и D класса.
Список моделей авто, в которых устанавливался
Атмосферный форсированный производителем мотор 4A GE рядного типа поперечного расположения использовался в автомашинах Toyota:
- Sprinter – фастбэк и седан;
- Sprinter Trueno – купе трехдверное;
- Sprinter Marino – хардтоп пятидверный;
- Sprinter Carib – универсал с оригинальным экстерьером кузова;
- Corolla Spacio – пятидверный компактвэн;
- Corolla Levin – двухдверное купе;
- Corolla Ceres – хардтоп седан;
- MR2 – двухместный спорткар;
- AE86 – хетчбэк и купе;
- Caldina – универсал С класса;
- Avensis – лифтбек, седан и универсал;
- Carina – седан спортивного дизайна;
- Carina E – хардтоп универсал;
- Corona – семейный седан.
Характеристики
Силовые агрегаты Toyota 4A 1.6 (точный объем 1587 куб. см.) выпускались с 1982 по 2002 год. На них использовался чугунный блок цилиндров. Показатели мощности у разных модификаций двигателей серии 4A варьируется в пределах от 78 до 170 лошадиных сил, при значении крутящего момента от 117 до 206 Н*м. Степень сжатия, в зависимости от модификации силового агрегата, составляет от 8 до 11. Система впрыска, также зависит от варианта двигателя, используется карбюратор или инжектор.
Для моторов 4A-FE допускалось использовать следующие марки бензина: АИ 92 и АИ 95. Объем заливаемого масла в двигателе составляет от 3 до 3.7 литров. Какое масло лить в мотор, решается в зависимости от климатических условий. Можно применять следующие марки: 5W-30, 10W-30, 15W-40, 20W-50. Характеристики двигателя марки 4A-FE допускают максимальное потребление масла до одного литра на тысячу километров.
Расход
Показатель расхода топлива зависит от машины, на которую устанавливался мотор 4A-FE. Ниже приведены данные по расходу бензина для конкретных моделей автомобилей:
- Toyota Avensis в кузове T220 с пяти ступенчатой механической коробкой передач: в городском режиме 10,6 л/100 км, в загородном – 6,1 л/100 км;
- Toyota Corolla с четырех ступенчатой АКПП: при езде в населенных пунктах 10,3 л/100 км, на трассе – 6,4 л/100 км.
Модификации
Выбор версий двигателя серии 4А достаточно широк. Первым в 1983 году был разработан карбюраторный силовой агрегат марки 4А-C с восьмью клапанами и мощностью в девяносто лошадиных сил. Также были разработаны аналоговые версии для европейского и австралийского рынка. Они маркировались: 4A-L, -LC, -E, -ELU, -F. Их мощность находилась в диапазоне от 78 до 100 лошадиных сил. С течением времени мотор претерпел достаточно серьезные изменения. Были разработаны следующие вариации двигателей серии 4А:
- Инжекторный вариант 4A-FE, который имел несколько генераций. Среди них:
Блок 4A-FE
- 4A-FE Gen 1 был впервые оснащен инжекторной системой в 1987 году. Модель силового агрегата мощностью 100-102 л.с. выпускалась до 1993 года;
- в модернизированной 4A-FE Gen 2 использовалась новая шатунно-поршневая группа, изменена конструкция распределительного вала, системы подачи топлива, а также увеличена максимальная мощность до 110 л.с.;
- крайней версией мотора стала 4A-FE Gen 3. Он незначительно отличался от двигателя второй генерации. Мощность увеличилась до 115 лошадиных сил.
- В дальнейшем выпускалась модель ДВС 4A-FHE (110 л.с.). Она предусматривала усовершенствование конструкции мотора 4A-FE;
- После этого компания Тойота и Ямаха совместными усилиями разработали версию мотора 4A-GE. За время своего существования он претерпел пять генераций. Марки двигателей отличались повышенной мощностью, которая составляла:
- 124 л.с. – 4A-GE Gen 1;
- 125 л.с. – 4A-GE Gen 2;
- 128 л.с. – 4A-GE Gen 3;
- 160 л.с. – 4A-GE Gen 4;
- 165 л.с. – 4A-GE Gen 5.
Карина Е
На какие модели устанавливался
Двигатель модификации 4A-FE использовался для следующих моделей автомобилей:
- Avensis Т220 с 1997 по 2000 г;
- Carina AT171/175 с 1988 по 1992 г и AT190 с 1984 по 1996 г;
- Carina II AT171 с 1987 по 1992 г;
- Carina E AT190 с 1992 по 1997 г;
- Geo Prizm на базе Toyota AE92 с 1989 по 1997 г;
- Corolla/Conquest AE92/AE111 с 1993 по 2002 г;
- Celica AT180 с 1989 по 1993 г;
Toyota Celica Т200
- Corolla AE92/95 с 1988 по 1997 г, AE101/104/109 с 1991 по 2002 г, AE111/114 с 1995 по 2002 г;
- Corolla Ceres AE101 с 1992 по 1998 г;
- Corolla Spacio AE111 с 1997 по 2001 г;
- Sprinter AE95 с 1989 по 1991 г, AE101/104/109 с 1992 по 2002 г, AE111/114 с 1995 по 1998 г;
- Corona AT175 с 1988 по 1992 г, AT190 с 1992 по 1996 г, AT210 с 1996 по 2001 г;
- Sprinter Carib AE95 с 1988 по 1990 г, AE111/114 с 1996 по 2001 г.
Регламент обслуживания 4A GE 1,6 л/124 – 165 л. с.
Во всех версиях исполнения двигатель 4A GE требует замены рабочих жидкостей и расходных материалов в следующие сроки:
- через 50000 км – ремень ГРМ и навесного оборудования;
- после прохождения 30 тысяч пробега – рекомендовано регулировать тепловые зазоры клапанов;
- каждые 2 года – изготовителем предусмотрена очистка/продувка вентиляции картера;
- через 7500 км – производитель рекомендует замену моторного масла и фильтра масляного;
- после 40 тысяч пробега – следует заменить топливный фильтр;
- воздушный фильтр подлежит ежегодной замене, согласно данным производителя;
- после 40000 км – после упаковки охлаждающих жидкостей с завода присадки внутри антифриза теряют эффективность;
- после 20000 пробега – свечи зажигания в системе DIS-2 движков;
- через 60000 км – начинается прогар во впускном коллекторе.
Замена ремня ГРМ
В этом видео подробно про ремонт 4A-fe объемом 1,6 литров.
Вторая серия.
Как менять прокладку ГБЦ на Тойоте с двигателем 4A-FE
Как чистить дроссельную заслонку на таком моторе
Характеристики
Версия с 16 клапанами 4A-GE:
Рабочий объем | 1,6 л. (1,587 куб. см.) |
Параметр мощности | 115 — 128 л.с. |
Параметр крутящего момента | 148 Н*м при 5,800 об/мин |
Максимальная частота | 7600 об/мин |
Тип механизма ГРМ | DOHC |
Тип системы впрыска | инжектор электронного типа(MPFI) |
Тип системы зажигания | прерыватель–распределитель |
Радиус цилиндра | 40,5 мм |
Показатель хода поршня | 77 мм |
Масса | 154 кг |
Примерный пробег 4A-GE до осуществления капитального ремонта | 500 000 км |
В течение 8 лет выпуска, данная 16-клапанная модель двигатель применялась в следующих серийных автомобилях:
Версия | Тип кузова | Период выпуска | Рынок |
Carina | AA63 | июнь 1983 –1985 | Японский |
Carina | AT160 | 1985–1988 | Японский |
Carina | AT171 | 1988–1992 | Японский |
Celica | AA63 | 1983–1985 | |
Celica | AT160 | 1985–1989 | |
Corolla saloon, FX | AE82 | октябрь 1984 –1987 | |
Corolla Levin | AE86 | май 1983–1987 | |
Corolla | AE92 | 1987–1993 | |
Corona | AT141 | октябрь 1983–1985 | Японский |
Corona | AT160 | 1985–1988 | Японский |
MR2 | AW11 | июнь 1984 –1989 | |
Sprinter | AE82 | октябрь 1984–1987 | Японский |
Sprinter Trueno | AE86 | май 1983 –1987 | Японский |
Sprinter | AE92 | 1987–1992 | Японский |
Corolla GLi Twincam/Conquest RSi | AE86/AE92 | 1986–1993 | ЮАР |
Chevrolet Nova | на базе Corolla AE82 | ||
Geo Prizm GSi | на базе Toyota AE92 | 1990–1992 |
Технические параметры версии с 20 клапанами:
Рабочий объем | 1,6 л. |
Параметр мощности | 160 л.с. |
Тип механизма ГРМ | VVT-i, DOHC |
Тип системы впрыска | инжектор электронного типа (MPFI) |
Тип системы зажигания | прерыватель–распределитель |
Примерный пробег 4A-GE до осуществления капитального ремонта | 500 000 км |
Силовой агрегат 4A-GE Silvertop устанавливался на следующие автотранспортные средства:
Версия | Тип кузова | Период производста |
Corolla Levin | AE101 | 1991–1995 |
Sprinter Trueno | AE101 | 1991–1995 |
Corolla Ceres | AE101 | 1992–1995 |
Sprinter Marino | AE101 | 1992–1995 |
Corolla | AE101 | 1991–2000 |
Sprinter | AE101 | 1991–2000 |
Установка 4A-GE Blacktop производилась на автомобили:
Версия | Тип кузова | Период выпуска |
Corolla Levin | AE111 | 1995–2000 |
Sprinter Trueno | AE111 | 1995–2000 |
Corolla Ceres | AE101 | 1995–19948 |
Sprinter Marino | AE101 | 1995–1998 |
Corolla BZ touring | AE101G | 1995–1999 |
Corolla | AE111 | 1995–2000 |
Sprinter | AE111 | 1995–1998 |
Sprinter Carib | AE111 | 1997–2000 |
Corolla RSi and RXi | AE111 | 1997–2002 |
Carina | AT210 | 1996-2001 |
Сравнения двигателей 4a-ge Black Top и Silver Top:
Маркировка двигателя | Silver Top | Black Top |
Рабочий объем | 1.6 литра | 1,6 литра |
Степень компрессии | 10.5:1 | 11:1 |
Радиус цилиндра | 40,5 мм | 40,5 мм |
Показатель хода поршня | 77мм | 77мм |
Период выпуска | 91/6-95/5 | 95/5-00/8 |
Подъем кулачков впуска | 7.97mm | 8.20mm |
Подъем кулачков выпуска | 7.60mm | 7.60mm |
Длительность периода, когда клапан впуска открыт. | 250 | 250 |
Длительность периода, когда клапан выпуска открыт. | 250 | 250 |
Масса шатуна | 515 грамм | Менее 515 грамм |
Тип поршней | Литые с 5 глубокими выемками для клапанов | Литые с 3 небольшими выемками для клапанов |
Наличие масляного охлаждения поршней | да | да |
Масляные отверстия в полости шатунов | да | нет |
Диаметр входа в канал дросселя | 45мм | 48мм |
Показатель диаметра заслонок дросселя | 43мм | 45мм |
Материал впускных патрубков | пластик | резина |
Резонатор впуска | — | увеличен |
Форма коллектора впуска | каплевидная или овальная | каплевидная |
Механизм контроля холостого хода | внешний коллектор | впускной коллекторр |
Порты впуска | . | Увеличены, полерованы |
Порты выпуска | . | на 20% увеличены, полированы |
Разделитель портов | отсутствует | присутствует |
Камера сгорания | Закрытого типа | Открытого типа |
Внутренний диаметр впускного коллектора | 4-2-1, 31,5мм | 34мм |
Масса маховика | 6,9кг. | 5,9кг |
Диаметр поршневого пальца | 20мм | 20мм |
Диаметр шатунной шейки | 48мм | 48мм |
число ребер на блоке | 7 | 7 |
Тип Натяжителя ремня ГРМ | . | гидравлический |
Коннектор генератора | . | исправлен |
Тип VVT, ECU | D-JETRO | исправлен, L JETRO |
Тип AFM / MAP | AFM | MAP |
Максимальный параметр мощности | 160 л.с. при 7400 ою/мин | 165л.с. при 7800 об/мин |
Максимальный параметр крутящего момента | 16.5 кг/см при 5200 об/мин | 16.5 кг/см при 5600 об/мин |
масса силового агрегата МКПП/АКПП, кг | 128/121 | 129/123 |
«Какой движок самый лучший?»
Выделить абстрактно лучший двигатель невозможно, если не брать в расчет базовый автомобиль, на который он устанавливался. Рецепт создания подобного агрегата в принципе известен — нужен рядный шестицилиндровый бензиновый мотор с чугунным блоком, как можно большего объема и как можно менее форсированный. Но где такой двигатель и на сколько моделей он ставился? Пожалуй, ближе всего тойотовцы подошли к «лучшему двигателю» на рубеже 80-90-х с мотором 1G в разных его вариациях и с первым 2JZ-GE. Но…
Во-первых, конструктивно и 1G-FE не идеален сам по себе.
Во-вторых, будучи упрятан под капот какой-нибудь короллы, он служил бы там вечно, удовлетворяя практически любого владельца и живучестью, и мощностью. Вот только реально устанавливался он на гораздо более тяжелые машины, где его двух литров было недостаточно, да и работа при максимальной отдаче сказывалась на ресурсе.
Поэтому можно сказать только о лучшем двигателе в своем классе. И здесь «большая тройка» общеизвестна:
4A-FE STD тип’90 в классе «C»
Впервые toyota 4A-FE увидел свет в 1987 г. и не сходил с конвейера до 1998 года. Первые два символа в его названии говорят о том, что это четвертая модификация в серии «А» выпускаемых фирмой двигателей. Начало серии было положено десятью годами ранее, когда инженеры компании задались целью создать новый движок на Toyota Tercel, который бы обеспечивал более экономный расход топлива и лучшие технические показатели. В результате были созданы четырехцилиндровые моторы мощностью 85-165 л.с. (объем 1398-1796 см3). Корпус двигателя был сделан из чугуна с алюминиевыми головками. Кроме того, впервые был применен механизм газораспределения DOHC.
Основной целью при разработке этого движка было добиться сокращения расхода топлива, чего удалось добиться, добавив систему электронного впрыска EFI в модель 4A-F. Об этом свидетельствует присоединенная буква «Е» в маркировке устройства. Буква «F» обозначает двигатели стандартной мощности, имеющие 4-х клапанные цилиндры.
Механическая часть моторов 4A-FE сконструирована настолько грамотно, что найти движок более правильной конструкции чрезвычайно трудно. Начиная с 1988 года, эти двигатели выпускались без существенных доработок из-за отсутствия дефектов конструкции. Инженеры авто-предприятия сумели так оптимизировать мощность и крутящий момент ДВС 4A-FE, что вопреки сравнительно небольшому объему цилиндров добились отличной производительности. Вместе с другими изделиями серии «А» моторы этой марки занимают ведущие позиции по надежности и распространенности среди всех подобных устройств, выпускаемых компанией Тойота.
Осуществить ремонт 4A-FE не составит большого труда. Наличие широкой номенклатуры запчастей и заводская надежность дают вам гарантию эксплуатации на многие годы. Двигатели FE лишены таких недостатков как проворачивание шатунных вкладышей и протекание (шумы) в муфте VVT. Несомненную пользу приносит очень простая регулировка клапанов. Агрегат может работать на 92 бензине, расходуя (4.5-8 литра)/100 км (обусловлено режимом работы и местностью)
4A-GE 20V
Silver Top
В июне 1991 года с выходом Toyota Corolla AE101, двигатель получил новую 20-клапанную ГБЦ c фазовращателем системы VVT на впускном распредвалу. Систему впуска также существенно переработали. Теперь каждый цилиндр имел индивидуальную дроссельную заслонку диаметром 43 мм, с воздухозаборниками переменной длины. Кроме того инженеры вновь увеличили степень сжатия до 10,5. В результате всех этих манипуляций, мощность мотора достигла 160 л.с. Фактически инженерам Тойоты удалось снять сто лошадиных сил с одного литра объема. Для начала 90-х великолепный результат.
За характерную серебристую окраску крышки клапанов, двигатель получил название «Silver Top».
Black Top
Заключительное пятое поколение моторов 4A-GE дебютировало в мае 1995 года, вместе с началом производства очередной модели Toyota Corolla AE111. Тойотовцы довели степень сжатия до 11:1, а также увеличили до 45 мм диаметр дросселей, Кроме того инженеры доработали выпускной коллектор, установили новый более производительный впускной распределительный вал, а также облегченный маховик. В результате мощность мотора удалось довести до 165 л.с. Характер мотора стал еще более «верховым», что идеально походило для автоспорта.
Как бы то ни было «Black Top» стад вершиной эволюции серии двигателей 4A-GE. В 2000 году мотор сняли с производства, однако он до сих пор активно применяется как в любительском, так и профессиональном автоспорте. Двигатели серии 4A-GE всегда ценились за свою надежность, высокие характеристики и относительно низкую стоимость владения.
Технические характеристики 4A-FE
Рассмотрим подробнее маркировку двигателя:
- цифра 4 – указывает на номер в серии, как упоминалось выше;
- A – индекс серии двигателя, говорящий, что он был разработан и начал производиться до 1990 г.;
- F – говорит о технических деталях: четырехцилиндровый, 16-клапанный нефорсированный двигатель с приводом на один распределительный вал;
- E – указывает на наличие многоточечной системы впрыска топлива.
В 1990 году силовые агрегаты в серии прошли модернизацию, чтобы обеспечить возможность работы на низкооктановых бензинах. С этой целью в конструкцию внедрили особую систему питания для обеднения смеси – LeadBurn.
Рассмотрим теперь, какие имеет двигатель 4A FE характеристики. Основные данные двигателя:
Параметр | Значение |
Объем | 1.6 л. |
Развиваемая мощность | 110 л.с. |
Вес двигателя | 154 кг. |
Степень сжатия мотора | 9.5-10 |
Количество цилиндров | 4 |
Расположение | Рядное |
Подача топлива | Инжектор |
Зажигание | Трамблерное |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Корпус БЦ | Чугунный |
Материал ГБЦ | Алюминиевый сплав |
Топливо | Неэтилированный бензин 92, 95 |
Соответствие экологическим нормам | Евро 4 |
Расход | 7.9 л. – по трассе, 10.5 – в городском режиме. |
Тюнинг двигателя Toyota 4A-GE (4A-FE, 4A-GZE)
Чип-тюнинг. Атмо
Двигатели серии 4A рождены для тюнинга, именно на базе 4A-GE и был создан всем известный 4A-GE TRD, в атмосферном варианте, который выдает 240 л.с и крутит до 12000 об / мин! Но для удачного тюнинга за основу нужно брать 4A-GE, а не версию FE. Тюнинг 4A-FE — мертвая идея с самого начала, и замена ГБЦ на 4A-GE здесь не поможет. Если вам не терпится настроить именно 4A-FE, тогда на ваш выбор наддув, купите турбо-комплект, наденьте стандартный поршень, подайте давление до 0,5 бар, получите свое
140 л.с и крутить педали до развала. Чтобы ездить долго и счастливо, нужно поменять коленвал, всю ШПГ на низкий уровень, отрегулировать ГБЦ, установить большие клапаны, форсунки, помпу, то есть родным останется только блок цилиндров. И только тогда рационально ли устанавливать турбину и все, что с ней связано? Поэтому за основу всегда берете хороший 4AGE, здесь все проще: для первых поколений GE вы берете хорошие валы с фазой 264, толкатели стандартные, вы устанавливаете прямоточный выхлоп и он составляет около 150 л.с. Немного? Снимаем впускной коллектор T-VIS, берем валы с фазой 280+, с регулировочными пружинами и кнопками, отдаем ГБЦ на капремонт, для Big Port капремонт включает шлифовку каналов, тюнинг камер сгорания, для Small Port также предварительное сверление впускных и выпускных каналов с установкой негабаритных клапанов, спайдер 4-2-1, подготовленный к Abit или январь 7.2, даст до 170 л.с. Вдобавок кованый поршень на 11 степень сжатия, 304 фазовых вала, 4 газозаборника, 4-2-1 паук равной длины и прямой выхлоп на 63-миллиметровой трубе, мощность вырастет до 210 л.с. Ставим сухой картер, меняем маслонасос на еще 1Г, валы на максимуме — ступень 320, мощность дойдет до 240 л.с и крутится за 10000 об / мин. Как мы доработаем компрессор 4A-GZE… Будем работать с ГБЦ (шлифовать каналы и камеры сгорания), 264 фазных вала, 63мм выхлоп, тюнинг и около 20 лошадиных сил, которые запишем себе. Компрессор SC14 или более производительный позволит увеличить мощность до 200 сил.
Турбина на 4A-GE/GZE
При турбо 4AGE необходимо сразу снизить степень сжатия, установив поршни от 4AGZE, берем распредвалы с фазой 264, турбо-кит на ваш выбор и при 1 бар давление поднимется до 300 л.с. Чтобы получить еще больше мощности, как в нечистой атмосфере, необходимо отрегулировать ГБЦ, поставить под комплектацию кованый коленвал и поршень
7.5, более производительный кит и дует на 1,5+ бар, что дает его 400+ л.с.
В рейтинге популярности двигатель 4A GE занимает с 5 по 6 позицию в мире. За пять поколений разработчики провели несколько необычных экспериментов. Например, Silver Top четвертого поколения имел 20 клапанов, впускной коллектор имел маленькие и большие отверстия, изменяемую и стабильную геометрию и даже 4 корпуса дроссельной заслонки.