Как определить короткое замыкание мультиметром

Настройка мультиметра

В первую очередь необходимо настроить прибор в режиме омметра. Чтобы вы поняли, как это сделать правильно, посмотрите на фотографию ниже, где стрелками указаны все позиции. Но нас интересует позиция «Прозвонки», именно на нее и надо выставить рукоятку прибора.

Теперь необходимо проверить сам тестер. Для этого соедините между собой два щупа (красный и черный), на дисплее должен высветиться «ноль» или показатель чуть больше него. Это говорит о том, что прибор работает правильно.

Так как нашу задачу определяет вопрос, как прозвонить провод, то мы уверены в том, что в разводке не установлены другие электрические элементы, которые могут аккумулировать электрический потенциал. То есть, перед нами линейный проводник или из меди, или из алюминия.

Проверка параметров электроцепи

При проверке электрических цепей можно тестировать многие их параметры. Это и ток, и напряжение в сети, и частота сигнала. Но для определения исправности требуется только прозвонить цепь на целостность и проверить сопротивление изоляции. И то, и другое можно выполнить мультиметром.

Для того чтобы знать, как прозванивать мультиметром электрическую проводку, нужно правильно настроить измерительный прибор и верно выполнить действия по измерению. Для проверки целостности провода нужно:

  1. Подключить черный щуп мультиметра в гнездо с надписью COM, а красный — в гнездо с надписью U, Ω, Hz;
  2. Ручку измерителя нужно установить в положение 20 Ом;
  3. Подключить измерительные контакты к обоим концам провода. Если концы находятся в различных местах помещения — нужно использовать предварительно проверенный удлинительный провод;
  4. На экране тестера отобразится значение. Если значение не превышает 2 Ом, значит, целостность провода не нарушена. Если показания не устанавливаются на одном уровне или более 8−10 Ом — значит, в цепи есть разрыв.

Таким же образом тестируются провода в автомашине и шлейфа различных электронных приборов.

Кроме проверки целостности, провода тестируются на сопротивление изоляции. Это тоже можно сделать мультиметром:

  1. Щупы остаются в тех же отверстиях, как и при проверке целостности;
  2. Режим измерения выбирается тот же — проверка сопротивления;
  3. Предел измерения нужно выбрать наибольший — 20 или 200 мегаом;
  4. Прикоснуться щупами к разноименным жилам кабеля: к фазному и нулю или к фазному и экрану. В автомобиле это масса и сигнальная жила;
  5. На экране должно оставаться показание бесконечности, если вместо этого какое-либо значение, значит, где-то есть замыкание. Изменяющиеся значения говорят о помехах в сети.

Кроме обычных проводов, существуют высоковольтные провода, выдерживающие большие нагрузки по току и напряжению. К ним относятся свечные провода в машинах. По ним протекает ток, который требуется при запуске двигателя, такой ток достигает 80−150 ампер. Знать, как проверить высоковольтные провода мультиметром, требуется при диагностике электроники автомобиля. Прозвон этих проводов происходит по указанной схеме, с тем отличием, что необходимо установить больший предел измерения сопротивления. Обычно этот предел нужно установить на уровне 20 килоом.

В грузовых машинах, а также в сетях, расположенных в местах, подвергающихся постоянному механическому воздействию, размещают проводники с экраном — бронью или бронепровода. В бронепроводе особенностью является только экран, выполненный из прочного металла. Проверить целостность и изоляцию бронепровода можно так же, как и у обычного, необходимо только иметь доступ к его концам и выводу экрана.

Замена проводки авто

При замене проводки в автомобиле обязательно отключают питание, в том числе отсоединяют и АКБ

Конечно же, это не мера предосторожности против удара током, а защита электрооборудования автомобиля от вероятного короткого замыкания, которое может возникнуть при проведении ремонтных работ

Иногда замену можно выполнить за 10-15 минут – например, если повреждены провода питающей цепи «АКБ-генератор». Если же нарушена целостность проводки в салоне, есть проблемы с заземлением, короткое замыкание в цепи бортового компьютера, то работы отнимут гораздо больше времени. И главное здесь – не ошибиться, поскольку неправильное подключение проводов (например, при нарушении полярности) может вызвать короткое замыкание, повреждение дорогостоящего электрооборудования и даже возгорание. При отсутствии опыта в электротехнике и электромонтажных работах лучше обратиться в специализированный сервис за услугами автоэлектрика-профессионала.

В этот раз расскажем, как и зачем перед покупкой нужно проверить авто мультиметром. Методами можно пользоваться прямо при встрече с продавцом и осмотре автомобиля. Чтобы дело шло быстрее, потренируйтесь накануне на машине друга или знакомого.

Прежде всего, мультиметр нужен затем, чтобы вовремя заметить утечку тока на машине. Из-за нее двигатель может работать неровно, выбросы станут более пахучими. Проводка может замкнуть, что выведет из строя магнитолу, электронный блок управления и другие приборы. Или железный конь просто не заведется.

Некоторые особенности

Специалисты обращают внимание на моменты, которые необходимо учитывать при прозвонке проводов. В смежных комнатах розетки устанавливаются в одном месте друг напротив друга

В смежных комнатах розетки устанавливаются в одном месте друг напротив друга.

Розетки устанавливаются друг напротив друга.

Они не всегда относятся к той распределительной коробке, что находится поблизости.

Иногда для прозвона провода, соединяющего распределительную коробку и розетку, не хватает длины щупов мультимера. Чтобы проверить целостность проводников, замыкают контакты в самой розетке, а измерения проводят в распределительной коробке.

При отсутствии тестера

Если мультиметра нет под рукой, прозвонить провод можно и самодельным прибором. Он состоит из автономного аккумулятора, лампочки и двух проводников. Концы отводов от батарейки по аналогии с мультиметром подсоединяют к концам проверяемого проводника. Лампочка служит световым индикатором. Если она зажигается, провод не поврежден.

Если автомат не работает

В случае когда пропадает свет в комнате, а защитный автомат не срабатывает, нужно выполнить ряд действий:

  1. Проверить, есть ли ток на выходе и входе автомата. Если с этим все в порядке, перейти к следующему шагу.
  2. Выкрутить лампу и проверить ее, прикоснувшись одним щупом тестера к металлической резьбе цоколя, а другим – к основному контакту элемента. Если сигнал мультиметра оповещает об исправности прибора, поиски проблемы продолжаются.
  3. Патрон осматривается визуально, можно дополнительно прозвонить его контакты. Если он в норме – проверяем выключатель.
  4. Внешний корпус комнатного рубильника необходимо достать из коробки и осмотреть его. Проверить, есть ли обугливание проводов или пластика, хорошо ли затянуты крепления. Затем прозванивают оборудование.

Если защитный автомат не работает, нужно проверить ток на входе и выходе.

Если автомат сработал

В случае короткого замыкания или перегрузки сети защитные автоматы отключают подачу напряжения в квартиру или дом.

После того как произошла проверка лампочки, патрона и выключателя, нужно прозвонить проводку.

Алгоритм действий выглядит примерно так:

  1. Выставить мультиметр в режим прозвонки.
  2. Одним щупом подсоединиться к нулевому контакту, другим – к рабочему проводнику. Если тестер издает сигнал, значит в цепи есть короткое замыкание.
  3. При таком раскладе необходимо вскрыть распределительную коробку, к которой относится выключатель, и разомкнуть провода.
  4. Все контакты прозванивают, чтобы выяснить, какие из них закоротило.

Таким образом, диагностика цепи проводится по пути от приемника к щитку до выявления повреждения и его устранения.

Причины возникновения

Короткое замыкание в электросети возникает при резком возрастании силы тока, который в свою очередь увеличивается при снижении сопротивления проводки. В итоге повышенный ток создает критические значения температуры, результатом чего станет возгорание всех легковоспламеняемых материалов, в том числе и изоляции жил.

Причины, по которым возникает ток КЗ это прежде всего:

  • Старение сети. Изолирующий слой со временем изнашивается и образуются разрывы в местах перегиба, где и оголяется контакт.
  • Затопление соседями в результате чего влага ухудшает липкую сторону изоленты, которая защищает скрутку.
  • Механическое повреждение изоляции жил. К примеру, если вбить гвоздь прямо в место залегания кабеля. Именно поэтому рекомендуется изначально найти провод в стене, а потом уже переходить к строительным работам.
  • Негативное действие крыс, которые жертвуют своей жизнью и просто перегрызают кабель. В этом случае избежать опасности можно применяя меры по защите проводки от грызунов.
  • Длительная перегрузка сети, что приводит к расплавлению изоляционного слоя.
  • Выход из строя электроприбора, который в свою очередь и «коротит» электрическую цепь.

Проще говоря, если две оголенных жилы разных полюсов соприкоснуться (фаза и ноль), возникнет резкое возрастание температуры и дальнейшие неблагоприятные последствия короткого замыкания, о которых мы и поговорим далее.

Прозвонка проводов

Режим прозвонки проводов мультиметром заключается в том, что необходимо к двум концам провода подсоединить щупы прибора и определить, есть ли в проводе сопротивление. Кстати, многие тестеры (современные) обладают функциями сигнального оповещения. То есть, вы проводите тестирование, и наличие сопротивления подтверждает писк прибора. Очень удобно.

Но тут есть одна загвоздка. Хорошо, если проверяется провод, который только будет использоваться в монтаже электропроводки. Проблем с подключением щупов не возникнет, ведь длина проводков самих щупов достаточно короткая. Но как прозванивать провода, которые уже заложены, к примеру, проверяется старая электрическая проводка.

Давайте рассмотрим это на примере, все того же светильника. Итак, к нему подключаются два провода: фаза и ноль. Для тестирования надо будет разъединить подключение проводов к источнику света и концы двух линий скрутить между собой. То есть, надо будет закоротить линию, сделать из нее кольцо. Но учтите, что до этого надо будет в распределительной коробке оба провода отсоединить от питающих контуров. Теперь тут же в распредкоробке надо подключить щупы к двум проводам и провести тестирование мультиметром.

И если прибор показывает обрыв, то ваша задача провести ремонт электропроводки или провести монтаж новой. В том случае если решаете делать ремонт, то необходимо определить место обрыва. Для этого надо будет воспользоваться специальными приборами. К примеру, отечественный экземпляр, который носит название «Дятел». Сначала надо будет на проводку подать напряжение, а уж затем проводить определение места обрыва провода.

Этот способ проверки проводов подойдет и для автолюбителей. Нередко система зажигания выходит из строя только потому, что в ней не работают высоковольтные провода. Конечна, причина может быть и не в них, но проблема эта присутствует. Здесь делается все точно так же, как было описано выше. Единственное – это показатели на экране мультиметра. Так вот, если прибор на дисплее показывает цифры от 3,5 до 10 кОм (пределы надо будет сначала выставить на самом приборе), то такие провода считаются целыми. Если значение сопротивления превышает 10 кОм, то в проводах есть обрыв, их вам придется заменить на новые. Правда, необходимо оговориться, что указанный диапазон не является стандартным, все будет зависеть от марки автомобиля. Но как показывает практика, разброс допустимых значений может составить 2-4 кОм.

В принципе, все виды кабелей тестируются по одному и тому же принципу. Даже генератор, в основе которого лежит медный провод, проверяется на обрыв точно также. Не будем упоминать проверку бронепровода или других видов силовых кабелей.

Как подготовится к тестированию автомобильных проводов

Пред тем как проверить проводку в автомобиле мультиметром, понадобится приготовить обычный цифровой бытовой мультиметр, измерительные щупы, длинную проволоку и зажимы «крокодилы». Также нужно будет иметь руководство по ремонту автомобиля и схему электропроводки.

Наличие электрической схемы цепи значительно упростит диагностику, поможет идентифицировать нагрузки, провода, переключателей и управляющих устройств в цепи. Благодаря чему, пользователь сможет понять, как ток должен течь в цепи, как она защищена, а также, в каком обычно замкнутом или разомкнутом состоянии она находится. Если схемы нет, ее можно купить или скачать из Интернета для конкретной марки автомобиля.

Проверка реле и предохранителей

Согласно Руководству по ремонту авто устанавливают, какой предохранитель или реле связаны с неработающим оборудованием. Если неработающих компонентов несколько, по схеме подключения определяют общие точки в цепи. Это существенно сузит области поиска неисправности.

Последовательность проверки:

  1. Выключают двигатель.
  2. Открывают крышку отсека предохранителей, который обычно находится под рулем или под капотом автомобиля, и обозначен небольшим электрическим знаком.
  3. На крышке блока предохранителей имеется руководство, позволяющее определить функцию каждого и найти его.
  4. Используя маленькие плоскогубцы, поставляемые с блоком, освобождают проверяемый предохранитель без усилий.
  5. Если при внешнем осмотре замечено черное пятно на цифрах или разорванная нить, то предохранитель перегорел и его необходимо заменить.

Для более точной проверки используют мультиметр в режиме прозвонки. Если предохранитель не звонится, то неисправен. Заменяют сгоревший предохранитель на новый с аналогичными характеристиками.

Визуальный осмотр проводки

Перед тем как прозвонить провода мультиметром в автомобиле, выполняют визуальный осмотр проводки. Для того чтобы найти поврежденный провод, открывают неработающее оборудование автомобиля и находят питающие провода. Во многих случаях для этого потребуется снятие внутренних отделочных панелей

Если провода заключены в гибкую пластиковую трубку, то осторожно снимают ее, чтобы можно было их осмотреть. Если будет определен провод с нарушением изоляции — его нужно будет заменить

Проверка изоляции

Для тестирования изоляции мегаомметром или мультиметром принцип прозвонки такой же, как при поиске электрической связи между жилами кабеля.

Алгоритм тестирования следующий:

  • устанавливаем на приборе максимальный диапазон — 2000 кОм;
  • подсоединяем щупы к проводам и смотрим, что показывает дисплей прибора. Учитывая, что провода обладают определенной емкостью, пока она не зарядится, показания могут изменяться. Через несколько секунд табло прибора может отображать следующие значения:
  • единица, это говорит о том, что изоляция между проводами в норме;
  • ноль – между жилами короткое замыкание;
  • какие-то средние показания, это может быть вызвано как «утечкой» в изоляции, так и электромагнитными помехами. Для установления причины следует переключить прибор на максимальный диапазон 200 кОм. При неисправной изоляции на табло отобразятся стабильные показания, если они будут меняться, то можно с уверенностью говорить об электромагнитных помехах.

Внимание! Перед проверкой изоляции электропроводки ее необходимо обесточить. Второй важный момент – проводя измерения, не прикасайтесь к щупам руками, этим можно внести погрешности

Видео: Прозвонка провода — проверка целостности.

Как прозвонить лампу

Когда режим прозвонки включён, поломки электрического соединения также можно определить мультиметром.

Чтобы проверить электролампу, следует пройти следующие шаги:

  1. Включить режим прозвонки.
  2. К центральному контакту подсоединяется первый щуп, второй — к боковому контакту.
  3. Если неисправность есть, то сигнал оповестит об этом, а на дисплее появится цифра в диапазоне от 3 до 200 Ом.

Такой тип проверки подходит для ламп с резьбовым цоколем, но не подходит для светодиодов и компактных люминесцентных ламп, ведь внутри них есть электронная схема. Провести проверку можно будет разве что стеклянной спирали КЛЛ. Тогда спираль отделяется от цоколя, а потом прозваниваются выводы, соединённые с платой.

Последовательность действий при прозвонке

  1. Перед тем, как прозвонить цепь мультиметром, нужно повернуть ручку прибора в нужное положение.
  2. Установить концы (измерительные провода) в соответствующие гнёзда. Чёрный провод в гнездо, обозначенное СОМ (иногда оно может быть обозначено «*» или знаком заземления), а красный – в гнездо, где указан знак Ω (иногда ставят знак R). Стоит отметить, что знак Ω может быть нанесён как отдельно, так и в сочетании с обозначениями других единиц измерения (V, mA). Это правильное положение измерительных проводов, которое позволит соблюдать полярность при проведении дальнейших измерений. Хотя если будет проверяться только целостность проводов, взаимное положение их на полученный результат никак не повлияет.
  3. Включить прибор. Для этого может быть предусмотрена отдельная кнопка или включение может происходить автоматически при повороте ручки в нужное положение при выборе пределов измерения или режима работ.
  4. Замкнуть измерительные концы между собой. Если прозвучит сигнал, значит, прибор исправен и готов к работе.
  5. Взять проверяемый кабель или провод (предварительно его концы должны быть оголены от изоляции, зачищены до металлического блеска, удалена с поверхности грязь, окислы). Прикоснуться измерительными проводами к оголённым участкам проводника.
  6. В случае целостности прозвучит сигнал, а показания прибора будут или равны 0, или укажут на значение сопротивления. Если на дисплее будет отображена 1 и не будет звукового сигнала, это означает, что проверенный проводник оборван.

Пример прозвонки кабелей

Перед тем как проверить кабель, необходимо зачистить все его жилы с обоих концов. После настройки мультиметра можно приступать к проверке.

Щупы тестера накладываются на соседние провода одного конца кабеля и прозванивают их. При отсутствии короткого замыкания тестер не должен показывать наличие сопротивления и издавать звуковой сигнал. Если он пищит, значит провода между собой сне омкнулись (закоротились). Так попарно проверяют все проводники.

Повреждение проводов исключают следующим образом:

  • скручивают все жилы кабеля между собой на одном конце и так же на другом;
  • накидывают щупы мультиметра на скрутки;
  • прозванивают весь кабель.

Если проверку сопровождает звуковой сигнал, значит все в порядке.

Как найти короткое замыкание в проводке автомобиля

Короткое замыкание — это недопустимое соединение части цепи с «массой» или другой частью цепи. Часто причиной короткого замыкания бывает сильное окисление контактов в колодке, либо повреждение изоляции проводов. Если после замены неисправного предохранителя он снова перегорает, вероятно, в электропроводке есть короткое замыкание.

Чтобы найти короткое замыкание следует отсоединить проверяемый участок электропроводки от остальной проводки автомобиля. Мультиметр устанавливаем в режим прозвонки. Один щуп прибора подсоединяем к участку цепи, а другой — к кузову («массе»).

  • Если короткого замыкания на участке цепи нет — прибор не будет подавать звуковых сигналов.
  • Если есть короткое замыкание — мультиметр подаст звуковой сигнал (цепь окажется замкнутой).

Проверка целостности провода в свернутом кабеле

Для прозвонки проводов в коротких шнурах или свернутом кабеле, достаточно зачистить изоляцию на проводах с обоих концов и начать измерения:

Подключите щуп к проводу определенного цвета, второй щуп подключается к аналогичному проводу на другом конце. Если стрелка отклоняется в нулевое положение шкалы, провод исправен.

Прозвонка кабеля с цветными проводами, схематичное подключение щупов к одноцветным проводам на разных концах кабеля. А – изоляция кабеля. В – Отдельные жилы кабеля с цветной изоляцией.

  • При одноцветных проводах или разложенном кабеле, где расстояние не позволяет работать тестером с разными концами одновременно, все провода на одном конце замыкают между собой.
  • На другой стороне кабеля подсоединяют щуп к одному проводу и прозванивают все остальные провода через него, по очереди 1,2,3….

Прозвонка кабеля с проводами одного цветаНедостаток этого метода в том, что нет возможности выделить каждую жилу в отдельности и промаркировать. Это надо делать, когда кабель свернут на одном месте или воспользоваться прозвокой с помощью трансформатора.

Выходная мощность и частота сигнала тон-генератора

В связи с тем, что основной функцией тоновых генераторов является генерация тонального сигнала, то основной характеристикой можно назвать мощность и частоту этого сигнала.

Мощность чаще всего выражается в дБм или милливаттах, реже указывается пиковая мощность в вольтах. Вместе с тем, наиболее удобно для понимания использовать дБм. Так как, используя их, легче перейти к затуханию и протяженности кабеля, который можно прозванивать при помощи такого генератора.

Пример. Возьмем мощность генератора +10 дБм (что видно в таблице 1 ниже). Попробуем определить, какой будет мощность сигнала на выходе линии, протяженностью 5 км.

Используя формулу определения затухания кабеля: А = P вх — P вых , определим выходное затухание:

P вых = P вх — А

  • P вых – мощность сигнала на выходе линии;
  • P вх – мощность сигнала на входе линии = мощность генератора;
  • А – затухание линии.

Известно, что коэффициент затухания витой пары связевого кабеля ТПП диаметром 0,5 мм на частоте 1 кГц = 1,5 дБ / км

Источник

Вместо послесловия

При покупке машины с пробегом полезно знать, как найти утечку тока и понять ее причину. Берите мультиметр на осмотр машины — спасете себя от неприятных сюрпризов, вроде внезапно севшего аккумулятора, скачков напряжения или сгоревшей проводки.

С той же целью проверяйте историю автомобиля. Сделать это можно прямо во время беседы с продавцом. Удобно воспользоваться сервисом «Автокод» — промониторите информацию сразу в 13 источниках: ГИБДД, РСА, ЕАИСТО, банках, налоговой и других службах. Проверка займет 5 минут.

После вы узнаете реальный пробег, количество владельцев, историю штрафов, а также информацию об угоне, участии в ДТП, ограничениях на регистрацию авто и многое другое. Будьте бдительны!

Полностью изучив онлайн-отчет, все же стоит внимательно приглядеться к техническим нюансам авто при покупке. А если вы не уверены в своих знаниях, или выехать на осмотр не предоставляется возможности, закажите услугу выездной проверки. Мастер проведет диагностику за вас и сделает подробное заключение с профессиональной точки зрения.

Методы

Способы тестирования зависят от того, с какой целью оно выполняется. Для проверки целостности кабеля на предмет обрыва или электрической связи между его жилами (короткого замыкания) прозвонку можно осуществить тестером на основе батарейки и лампочки или же воспользоваться для этой цели мультиметром. Последний предпочтительнее.

Несмотря на то, что цена мультиметра выше, чем примитивного устройства, рекомендуем купить его, в хозяйстве этот прибор всегда пригодится.


Простейшее устройство для прозвонки электрического кабеля

Для проверки кабеля мультиметр должен быть включен в соответствующем режиме (изображение диода или зуммера).


Мультиметр, переведенный в режим прозвонки

Методика тестирования следующая:

При проверке провода на обрыв тестер подключается к его концам так, как это показано на рисунке. Если кабель целый – лампочка будет светиться (при тестировании мультиметром раздастся характерный звуковой сигнал).


Проверка на обрыв

Пояснения к рисунку:

  • A –электрокабель;
  • B – жилы кабеля;
  • С – источник питания (батарейка);
  • D – лампочка.

Если кабель уже уложен, то с одной его стороны необходимо соединить жилы вместе и прозвонить провода на другом конце;


Второй вариант проверки силового кабеля

когда проверяется наличие электрической связи между жилами кабеля, щупы тестера подключают к разным проводам. В отличие от предыдущего примера, скручивать жилы с другой стороны не требуется. Если между проводами нет короткого замыкания, лампочка гореть не будет (при тестировании мультиметром не раздастся звуковой сигнал).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector