Почему нет искры на свечах: поиск неисправностей в системе зажигания автомобиля

Какие бывают системы зажигания

Системы зажигания, использующие в своей работе катушки, делятся на две группы: контактные и бесконтактные.

  1. Контактные системы (классические модели ВАЗов). Здесь распределение электрического тока, поступающего на свечи зажигания, выполняется при помощи подвижного контакта («бегунка»), который установлен в корпусе распределителя.
  2. Бесконтактные системы . Здесь также создаются высоковольтные импульсы, а по цилиндрам их раздает специальный бесконтактный бегунок и коммутатор. Такие системы устанавливаются на карбюраторные модели переднеприводных ВАЗов, а также «Таврии». На двигателях, оснащенных системой впрыска, распределением искры занимается система управления двигателем (все впрысковые модели ВАЗов), а сами катушки выполняются либо в виде единого блока (по одной на каждый цилиндр), либо в виде отдельных модулей (устанавливаемых непосредственно на свечи).

Установка угла опережения

Установка угла опережения зажигания – единственная операция, которая выполняется в системе зажигания.

Для правильной установки угла используется стробоскоп. Технология выполнения работ – не сложная. Алгоритм действий такой:

  • Подключаем стробоскоп к источнику питания и наконечнику свечи 1-го цилиндра (согласно инструкции к прибору);
  • Снимаем заглушку со смотрового окна на картере сцепления;
  • Запускаем двигатель (он должен работать на холостом ходу);
  • Луч света из стробоскопа направляем в смотровое окошко;
  • Определяем положение меток (при правильно установленном угле метка на маховике в момент вспыхивания луча света стробоскопа должна располагаться между центральной и задней метками на картере);
  • Если метки располагаются не правильно, осуществляем регулировку. Для этого послабляем болты крепления дачтчика момента искрообразования и вращаяя его вокруг оси добиваемся совпадения меток;

После регулировки затягиваем крепежи датчика, глушим двигатель, отсоединяем стробоскоп и ставим на место заглушку.

Проверка и устранение неисправности

Раз уж неприятность коснулась вас, не нужно сломя голову лететь в сервис и платить непонятно какие деньги за диагностику и ремонт. Починить свою машину вы можете самостоятельно, при этом сэкономите немало средств. Давайте же разберемся, почему нет искры с катушки зажигания, и узнаем, почему она могла пропасть и как решить такую проблему.

Если имеются загрязнения, то их нужно вытереть сухой ветошью. Осмотрите все контакты и провода, они не должны быть влажными и иметь какие-либо повреждения. После этого попробуйте пошевелить высоковольтные провода и завести после этого автомобиль. Если после таких манипуляций машина не завелась, то нужно проводить более глубокую диагностику.

Нужно проверить работоспособность свечей. Чтобы убедиться в правильной работе свечей, можно сделать следующее: нужно два высоковольтных провода снять с крышки распределителя и расположить их возле двигателя авто на расстоянии семи миллиметров. Итак, если при запуске стартера на этом расстоянии появится голубая искра – это значит, что система исправна, а если ее цвет не голубой или же ее вообще нет, то нужно заняться ее ремонтом или поменять ее на новую.

Катушку проверяют таким же методом, как и свечи. Берем провод идущий от нее к трамблеру и подносим его к массе двигателя, после чего запускаем зажигание автомобиля. Если искры не видать, истинная причина остановки автомобиля- катушка индуктивности. Далее нужно проверить ее омметром. Таким образом мы проверим наличие разрыва цепи на первичной и вторичной ее обмотках. Если разрыв отсутствует, то омметр покажет три Ома на первичной и семь тысяч Ом на вторичной обмотках. В том случае, когда данные будут меньше, вам следует заменить катушку зажигания на новую.

При диагностике желательно также проверить каждый проводок и контакт. Нужно осмотреть и провода и их изоляцию, возможно именно на этих участках «засела» неисправность. Нужно распутать провода, если они запутаны, разложив их правильно. При помощи амперметра нужно проверить наличие тока в цепи и его силу. Чтобы это сделать, нужно соединить провода трамблера и запустить зажигание автомобиля.

В случае когда сила тока гораздо меньше стандарта (он указан для каждого автомобиля отдельно в ПТС) – значит существует разрыв в катушке, который мог появиться в результате короткого замыкания. Очень часто катушка зажигания искрит и таким образом ломается при включенном зажигании и при выключенном двигателе. В результате этого на проводах начинает греться изоляция, которая со временем трескается и осыпается. В момент когда оголенные провода соприкасаются, происходит короткое замыкание.

Итак, когда выявлена истинная проблема поломки, ее нужно перемонтировать или же приобрести новую и заменить. Ремонту подлежат те механизмы, которые имеют незначительные трещины, царапины. Такие повреждения можно удалить путем зачистки или же заклеивания специальным веществом. Меняется катушка только на такую же самую, с такими же характеристиками.

При подключении новой катушки необходимо быть очень внимательным и аккуратным

Очень важно не перепутать провода. В противном случае, кода провода будут подключены неправильно, это приведет к их нагреву и к короткому замыканию

Чтобы с вашим автомобилем не происходило преждевременных поломок, следите за его работой и его составляющими механизмами. В противном случае вы можете поплатиться за свою халатность. Удачи вам с ремонтом автомобиля.

Ключ в замке проворачивается, но ничего не работает

Если не работает сам стартер, то искра будет отсутствовать между ним и замком зажигания. Причиной этого может быть разряженный или неисправный аккумулятор.

Если проверить запчасть вольтметром, то нормальные показатели должны быть 101,8 В. Если воспользоваться ареометром, то в каждой банке показатель не должен быть менее 1,22.

Список других возможных причин того, почему в инжекторе ВАЗ-2110 клапанов пропала искра:

  1. Проблема в замке зажигания, если ключ можно легко вставить, провернуть, или, наоборот, эти действия затруднительны, но дает о себе знать личинка замка зажигания. Рекомендуется замена замка.
  2. У стартера заклинило «втягивающее». В такой ситуации искра может исчезнуть в пути. Профессионалы советуют взять что-либо тяжелое, например, ключ и ударить им по стартеру. Главное не переусердствовать. В гараже можно легко проверить как работает стартер. Для этого понадобиться аккумулятор. Идеальная ситуация: корпус стартера прижимается на нулевой фазе, а провод с зажимом от плюса протягивается к «втягивающему». После манипуляций устройство работает. Если нужная реакция отсутствует, то проблема наверняка во «втягивающей» части.
  3. Если реле рабочее, то проблема может быть связана с щетками. При этом будет громкий треск, а стартер не будет крутиться, если бендикс неисправен.
  4. В месте подачи питания к стартеру может отсутствовать искра. Для проверки исправности цепи пользуются мультиметром. Кроме того, такую проверку лучше проводить с чьей-либо помощью.

Часто в ВАЗ 2110 пропадает искра по причине того, что окислились контакты.

Если после обслуживания ЭБУ искра по-прежнему отсутствует, то можно проверить другие провода, например, проследить по ходу проводника массы. Самые проблемные места там, где он подходит к клемме АКБ и контактирует с кузовом. Если причина неисправности клемма, то следует заменить провод. В месте, где происходит контакт с кузовом, провод можно зачистить щеткой для металла.

Нет искры ВАЗ (инжектор, 8 клапанов)

На днях, ни с того, ни с чего автомобиль (Калина 1.6, 8 клапанов) начал жутко троить. Диагностика показала пропуски зажигания в 1 и 4 цилиндрах. После небольшой проверки (как правильно проверять смотри здесь) пришёл к выводу, что нет искры. Причем только в 1-4 цилиндрах.

Далее, что бы выяснить причину пропажи искры, пойду по порядку.

Первое, что нужно проверить — свечи зажигания. На вид свеча была нормальной, поэтому особой надежды, что замена исправит ситуацию у меня не было. Так и случилась — новая свеча все так же отказывалась давать искру.

Второе — проверка высоковольтных проводов. Проверяются они обычным мультиметром в режиме измерения сопротивления. Сопротивление должно быть в пределах 15 кОм. Провода тоже оказались исправными.

Третье, и наверное самое главное — катушка зажигания. Она как никто другой отвечает за искру. Ее работопригодность так же проверяется мультиметром в режиме прозвонки и измерения сопротивления. Для начала нужно проверить сопротивление между 1-4 и 2-3 выводами. Оно должно быть около 4 кОм. Если тестер показывает бесконечность — то катушка оборвана и целиком подлежит замене. Далее проверяется сопротивление между контактами 1a и 1b. Здесь не должно быть обрыва. И последнее — проверка центрального контакта на пробой на корпус. Тестер должен показать бесконечность.

Моя катушка испытание прошла на отлично. Вроде бы все основные детали исправны, так почему же нет искры? Покопавшись немного в интернете понял, что нужно еще проверить цепь от ЭБУ к самой катушке.

На катушку зажигания одевается 3х контактная фишка, следовательно нужно проверить эти 3 провода. Центральный контакт — это +12В, которые постоянно подаются при включенном зажигании. Крайние контакты — 1a и 1b — подают управляющий сигнал (отрицательный) в тот момент, когда необходима искра. Каким образом это все можно проверить? Очень просто — при помощи обычной лампочки.

Нужна лампа мощностью 1-2 Вт или светодиод с добавочным сопротивлением 500-700 Ом.

Подключаем лампу к центральному выводу и контакту 1а и просим напарника немного прокрутить двигатель (предварительно вытащите предохранитель бензонасоса и стравите давление в рампе). При прокрутке стартером лампа должна мигать. Такую же процедуру нужно проделать и с контактом 1b — лампа так же должна мигать.

У меня, при включении зажигания, лампа начала гореть, просто постоянно гореть (контакт 1b и центральный). Это означает, что управляющий провод где-то коротит на массу или же пробит транзистор (VT1) в ЭБУ. Что бы это выяснить нужно найти ЭБУ, отключить от него жгут проводов, найти нужные нам провода (1b) и прозвонить их на целостность.

Найдя схему контактов я узнал, что контакт 1b подходит к 5 выводу ЭБУ, 1a — ко 2му, 3 — масса цепи зажигания. Прозвонил их на целостность — все целые. Прозвонил на массу — тоже все отлично. Следовательно нужно проверить транзистор в самом контроллере.

В моем автомобиле установлен контроллер Январь 7,2. Внутри имеются 2 транзистора, пропускающие управляющие сигналы на вывода 1а и 1b катушки зажигания. Так вот один из этих транзисторов был пробит, т.е. постоянно находился в открытом положении.

Как проверить транзистор на исправность? У него есть 3 вывода — 2 из которых припаяны. Нужно прозвонить каждый крайний вывод с центральным. В обеих случаях тестер не должен пищать. Контакты не должны быть замкнутыми.

Теперь осталось дело за малым — выпаять пробитый транзистор (его маркировка — gb10nb37lz), на его место впаять новый и радоваться появившейся искре.

Пропала искра – причины

При проверке внимание уделяют не только узлам и агрегатам, но и состоянию
соединений электропроводки, чистоте клемм. Что проверять:

  • клеммы;
  • АКБ;
  • Высоковольтные
    провода;
  • распределитель;
  • систему
    низкого напряжения;
  • свечи.

Диагностика
АКБ

Невысокий заряд АКБ, пробой контакта – причина того, что
искра не формируется. Признак того, что батарея садится – это нехарактерно
тихий звуковой сигнал автомобиля и гаснущие лампочки на приборной доске во
время запуска мотора. Что необходимо проверять:

  1. Клеммы
    аккумуляторной батареи. Если видны следы окисления, клеммы чистим и
    затягиваем. Предотвратить образование окиси помогает графитовая смазка.
  2. Емкость.
    Подзаряжаем.

Диагностика
высоковольтных проводов

Пробой провода высокого напряжения – еще одна распространенная причина, почему
пропадает искра. Водителю желательно осмотреть провода, начиная с кабелей,
которые идут к свечам. Наконечник снимаем со свечи зажигания, провод
осматриваем на предмет разрыва, потертости, целостности изоляции, проверяем
состояние наконечников. Работоспособность самого кабеля проверяем мультиметром.

Проверить качество тока, который проходит через вв, провод можно еще одним
способом, но потребуется помощь напарника. Снимаем провод со свечки, подносим к
кузову, не дотрагиваясь до металла, затем проворачиваем стартер на 2-3 секунды.
Рабочие провода выдают на наконечник стабильную искру белого свечения с синим
отливом.

Катушка

Если проверены провода, контакты, емкость АКБ и свечи, но искры нет, следующими
в списке проверки стоят катушки. Снимаем главный провод с крышки и подносим к
массе, одновременно проворачивая стартер. Неисправная катушка не дает
сформироваться искре, и если наблюдается яркая стабильная искра – неисправен
распределитель.

Во время диагностики внимательно смотрим на все клеммы – закисленные контакты
приводят к возникновению слабой искры или к ее отсутствию.

Проверка цепи низкого напряжения

Причины неисправности, которые приводят к отсутствию искры на свече:

  • окисление
    контактов прерывателя;
  • обрыв
    провода, соединяющего клемму прерывателя с рычажком;
  • обрыв
    провода подвижного диска.

Если клеммы забиты окислом, контакты зачищаем, регулируем зазор и проверяем
подачу тока. При оборванных контактах проводка восстанавливаем.

Проверяем работоспособность цепи с помощью 12-вольтной лампочки. Лампочку
подключаем с одной стороны к массе авто, со второй – к клемме низкого
напряжения, замыкаем контакт. Если цепь работает нормально, лампа гаснет при
замкнутой цепи и горит при разъеме.

Если при разъеме контактов контрольная лампочка не горит, кроме обрыва
проводков и закисшей клеммы, причина отсутствия искры может быть в сгоревшей
катушке зажигания.

Если нет искры на автомобилях с инжекторным двигателем, для диагностики
используем разрядник. Проверяем катушку, основной провод, контроллер, а также
модуль электронного блока, предохранители и вв провода.

Как проверить силу искры

Для образования искры проверяем качество поступления тока по всей цепи.
Диагностику вв проводов проводим тестером, поочередно подключая каждый провод.
Сопротивление рабочего кабеля находится в диапазоне 3,5-10 кОм – конкретно,
какое сопротивление требуется для конкретного вв провода, указано на оплетке
запчасти.

Если на холостых оборотах двигатель троит, наблюдается
падение тяги, проверяем модуль зажигания. Один наконечник тестера подсоединяем
к разъему прибора, второй замыкаем на массу, заводим мотор. Если модуль
исправен, показания тестера останавливаются на отметке 2 Вт. При любом
отклонении от значения проверяем модуль зажигания, предохранители.

Сила искры зависит от состояния свечи зажигания. Каждую
деталь снимаем с блока, проверяем на степень прогара электрода, очищаем нагар.
Если есть следы масла на электроде, это говорит об износе поршневых колец,
направляющих клапанов и пр.

Проверить, какая свеча вышла из строя, можно простым
способом. Заводим мотор и запоминаем его звук, и если при снятии свечного
провода звук не изменился, значит, именно эта свеча вышла из строя.

Как проверить наличие искры?

Чтобы убедиться, что двигатель не запускается из-за отсутствия искры, вы можете выполнить одно из следующих действий.

Если на свечи зажигания приходят провода, отсоедините один из них от свечи и поместите конец провода рядом с металлической поверхностью на двигателе. Вставьте небольшую крестообразную отвертку, небольшой болт или гвоздь в конец провода (наконечник), чтобы обеспечить токопроводящий путь. Затем покрутите двигатель и проверьте искру между отверткой, болтом или гвоздём в наконечнике свечного провода и корпусом двигателя. Если искры нет, значит проблема с зажиганием.

Еще один вариант. Отключите свечной провод и вставьте в него старую свечу или тестер зажигания. Поместите свечу зажигания на металлическую поверхность двигателя или заземлите тестер свечи зажигания. Затем покрутите двигатель. Отсутствие искры указывает на проблему с зажиганием.

Если у вас на каждую свечу приходит своя катушка зажигания, отсоедините одну из катушек от свечи и вставьте старую свечу зажигания, тестер свечей или отвертку в конец катушки. Заземлите свечу или тестер свечи на двигатель, затем проверните двигатель и проверьте искру. Отсутствие искры говорит о проблеме с зажиганием.

Видео о том, как проверять искру на инжекторном двигателе:

Распылите немного аэрозоли «Быстрый старт» в дроссельную заслонку (ВНИМАНИЕ: жидкость «Быстрого старта»  чрезвычайно огнеопасна!). Затем проверните двигатель

Если двигатель запускается — у вас нет проблем с зажиганием. Незапуск двигателя связан с топливом.

Признаки неисправности

Визуально определить, что проблемы с подачей тока в автомобиле, практически невозможно. Для диагностики следует запустить мотор или прогнать технику на скоростных режимах.

Перед тем, как проверить модуль зажигания, следует чётко знать симптоматику «заболевания». Итак, первые сигналы о проблемах со свечами зажигания:

  • коленчатый вал транспортного средства вращается с нужной частотой, но мотор не запускается. Из-за отсутствия искры нет воспламенения горючей смеси;
  • в одном или нескольких цилиндрах происходят поочерёдные вспышки, возгорания, и как следствие двигатель работает нестабильно, хаотически;
  • силовой агрегат работает в момент вращения стартера автомобиля. Когда «пусковой механизм» перестаёт вращаться, агрегат глохнет;
  • резкая потеря мощностного потенциала машины и как следствие, повышенное потребление топлива;
  • выход со строя катализатора из-за большого количества несгоревшего топлива внутри сегмента;
  • долгий процесс запуска мотора в период средних и низких температур на улице. В это время на внешних стенках собирается обильное количество влаги, которая не пропускает искру свечи;
  • всевозможные механические повреждения на корпусе свечей, что приводит к нестабильной подаче тока в камеру сгорания для воспламенения.

Если присутствуют ярко выраженные отложения нагара чёрного цвета на корпусе свечей зажигания, это свидетельствует о неисправности в системе питания и подачи топлива. Причиной проблем со сечами зажигания может также стать изношенность проводов системы питания.

ВАЗ 2114: нет искры инжектор

Появился очень хороший случай на практике показать, как ищется неисправность на инжекторных автомобилях ВАЗ. У нас здесь четкая такая девятка заниженная. Сейчас еще кое-что интересное покажу. Проблема: не заводится.

Первичная диагностика показала, что отсутствует искра, и сейчас мы будем искать, в чем же причина. Для того чтобы определить в чем причина, нам нужно посмотреть сигналы на разъеме …*. Сейчас включим зажигание и посмотрим.

На разъеме у нас должен присутствовать показатель масса….* На разъеме у нас присутствует плюс 12 В и масса, и также два управляющих сигнала. Управляющие сигналы мы сейчас сможем увидеть, должны, во всяком случае, увидеть, при вращении стартера.

Мы должны услышать писк. Но писков нет, потому что управляющие сигналы также не приходят, поэтому нет искры. Можно еще проверить сигналы на форсунках, но их тоже нет, поэтому без диагностики и компьютера (компьютерной) здесь уже не обойтись.

Как я говорил раньше, при включении зажигания смотрим на лампочку «чек» (Check). Лампочка горит, значит, мозги включились. Так же слушаем бензонасос — бензонасос включается. И при вращении стартера бензонасос включается повторно, это свидетельствует о том, что датчик положения коленчатого вала если и неисправен, то хотя бы получает какие-то импульсы.

Форсунки не открываются. На всякий случай я отключил иммобилайзер, он находится вот здесь, просто выдернул разъем. Соответственно, диагностика, конечно, сейчас работать не будет, но мало ли что… И, так как не понятно в чем все-таки причина отсутствия искры и форсунок*, подозрение пало на глюкнувший иммобилайзер. И вот мы сейчас прошиваем блок. Прошивку я скачал, удалил иммобилайзер из прошивки и заливаю его обратно.

Используется мой самодельный адаптер. Подключим к мозгам…* Используется загрузчик, вот такой — Комбилоадер (CombiLoader), вот такой версии. Прошивку себе скачал, почитаю, чем эта прошивка крута. Может народ и так увидел по версии, я не знаю. Я обычно, если машину ремонтирую, лью стандартное — и уже никаких проблем нет. А то всякие Спорт, Экономичные и прочие — не разберешься потом, что она* так плохо работает. Результаты покажу.

Обманул я вас, к сожалению, не покажу, как решилась проблема. А проблема была довольно интересная. Вроде бы по первым признакам датчик коленвала был живой, можно сказать «условно живой», потому что при вращении коленчатого вала включался повторно бензонасос и я, как бы, временно ушел от этой проблемы. Но, как выяснилось впоследствии, автомобиль ремонтировался недавно, у него снималась головка, и неопытные механики проложили провод, ведущий на датчик положения коленчатого вала вблизи выпускного коллектора.

Провод оплавился, и замкнулся один из проводов на оплетку. Кто не знает, там идет экранированный кабель, в котором два провода проложены. Что удивительно, импульс при таком положении мозги распознавали и включали исполнительный механизм, то есть реле* бензонасоса включалось, но, соответственно, вычислить положение верхней мертвой точки, вычислить положение импульсов блоку управления* двигателем не удавалось. Заметил чисто случайно (уже замерз, мне было не до съемок), просто шевеля провод около датчика положения коленчатого вала.

Я его снял, датчик проверил — датчик, вроде, заводился* правильно. Подергива(л) провод, враща(л) стартер — двигатель начал схватывать. Тут уже стало понятно, что проблема — с проводкой, и, внимательно посмотрев на провод, увидел, что он сгоревший. Вырезал поврежденный участок, соединил — и автомобиль завелся прекрасно, и уехал*. Уже было темно, хотелось идти домой, поэтому не до съемок было. Тем не менее, докладываю о результатах и немножко (о) моей методике, о которой я чуть ранее рассказывал в видео, о том, как найти искру — датчик может включать насос и в то же время не давать искру — очень интересный случай попался. Думаю, примете к сведению.

Источники

Полезные советы

Опытные автолюбители хорошо знают, что свечи зажигания могут выйти из строя в самый неподходящий момент. По этой причине рекомендуется возить с собой запасной комплект. То же самое можно сказать и о свечных проводах.

Во время работ с системой зажигания следует соблюдать повышенную осторожность, так как возможно получение сильного удара электрическим током. Необходимо использовать изолированные инструменты

Так как свечи выходят из строя чаще всего по сравнению с другими элементами системы зажигания, проверка «на искру» всегда начинается именно с них. Диагностику можно производить поочередно. Процедура осуществляется путем выкручивания свечи из ГБЦ, затем на свечу надевается колпачок и провод от катушки, после чего производится заземление на «массу». Главным индикатором при проверке во время вращения стартером является сама искра и ее качество.

Во время снятия свечных проводов с модуля зажигания желательно пометить каждый провод. Это позволит осуществлять проверку и последующее подключение в строго определенном порядке без риска перепутать провода.

Признаки неисправности и проверка инжекторных форсунок без демонтажа. Диагностика электропитания форсунок, анализ производительности. Советы и рекомендации.

Почему стартер нормально крутит, но двигатель не схватывает, не заводится. Основные причины неисправности, проверка систем топливоподачи, зажигания. Советы.

Как проверить работу двигателя по свечам зажигания. Основные признаки неисправностей мотора: появление черного, серого, красного и белого нагара на свечах.

Признаки неисправности или пробоя высоковольтного свечного провода системы зажигания. Как проверить автомобильные бронепровода своими руками.

Троение двигателя: симптомы. Почему возникает троение и как найти причину, по которой мотор начинает троить. Проверка питания, зажигания, компрессии и т.д.

На что указывает цвет нагара на свече зажигания, почему образуется нагар того или иного цвета. Как очистить свечи зажигания от нагара своими руками, советы.

Нет искры на ВАЗ 2106

Искрообразование — важный процесс, обеспечивающий запуск и стабильную работу силового агрегата, за который отвечает система зажигания. Последняя может быть контактной или бесконтактной, но суть её работы остаётся одной и той — обеспечить образование и раздачу искры на нужный цилиндр в определённый момент времени. Если этого не происходит, двигатель может либо вовсе не запуститься, либо работать с перебоями. Поэтому на том, какая должна быть искра и каковы могут быть причины её отсутствия, стоит остановиться более подробно.

Зачем нужна искра

Поскольку на ВАЗ 2106 и другой «классике» установлен двигатель внутреннего сгорания, работа которого обеспечивается за счёт сгорания топливно-воздушной смеси, для воспламенения последней необходима искра. Чтобы её получить, автомобиль оснащается системой зажигания, в которой основными элементами являются свечи, высоковольтные (ВВ) провода, прерыватель-распределитель и катушка зажигания. От работоспособности каждого из них зависит как искрообразование в целом, так и качество искры. Принцип получения искры довольно прост и сводится к следующим действиям:

  1. Расположенные в трамблёре контакты обеспечивают подачу низкого напряжения на первичную обмотку высоковольтной катушки.
  2. Когда контакты размыкаются, на выходе катушки индицируется высокое напряжение.
  3. Высоковольтное напряжение по центральному проводу поступает на распределитель зажигания, посредством которого происходит раздача искры по цилиндрам.
  4. В головке блока на каждый цилиндр установлена свеча зажигания, на которую по ВВ проводам подаётся напряжение, вследствие чего образуется искра.
  5. В момент появления искры горючая смесь воспламеняется, обеспечивая работу мотора.

Какая должна быть искра

Нормальная работа двигателя возможно только с качественной искрой, что определяется по её цвету, который должен быть ярко-белым с голубым оттенком. Если искра имеет фиолетовый, красный либо жёлтый цвет, то это говорит о проблемах в системе зажигания.

Признаки плохой искры

Искра может быть как плохой, так и вовсе отсутствовать. Поэтому нужно разобраться, какие возможны симптомы и что может быть причиной при проблемах с искрообразованием.

Нет искры

Полное отсутствие искры проявляется невозможностью запустить мотор. Причин такого явления может быть немало:

  • мокрые или вышедшие из строя свечи зажигания;
  • повреждённые ВВ провода;
  • обрыв в катушке;
  • неполадки в трамблёре;
  • поломка датчика Холла либо коммутатора (на авто с бесконтактным распределителем).

Слабая искра

Мощность искры также оказывает немалое влияние на функционирование силового агрегата. Если искра слабая, то горючая смесь может возгораться раньше или позже, чем это необходимо. В результате снижается мощность, повышается расход топлива, возникают провалы на разных режимах, также двигатель может троить.

Одной из причин, по которым искра может быть слабой, является неправильный зазор контактной группы распределителя зажигания. Для классических «Жигулей» этот параметр составляет 0,35–0,45 мм. Зазор меньше этого значения приводит к образованию слабой искры. Большее значение, при котором контакты в трамблёре полностью не смыкаются, может привести к полному отсутствию искры. Помимо контактной группы из внимания не стоит упускать и другие составляющие системы зажигания.

Недостаточно мощная искра возможна, например, при пробое свечных проводов, т. е. когда часть энергии уходит на массу. То же самое может происходить со свечой, когда пробивает изолятор либо на электродах образовывается значительный слой нагара, препятствующий пробою искры.

Искра не на тот цилиндр

Довольно редко, но бывает, что искра есть, но подаётся не на тот цилиндр. Двигатель при этом работает нестабильно, троит, стреляет в воздушный фильтр. В этом случае ни о какой нормальной работе мотора и речи быть не может. Причин такого поведения может быть не так уж много:

  • перепутаны ВВ провода на крышке распределителя;
  • неправильно установлена крышка на трамблёре;
  • неверно подключены свечные провода к свечам.

Последний пункт хоть и маловероятен, поскольку длина у высоковольтных кабелей разная, но всё же и его стоит рассматривать при возникновении проблем с зажиганием. Перечисленные причины возникают, как правило, по неопытности. Поэтому выполняя ремонт системы зажигания нужно быть внимательным и производить подключение ВВ проводов в соответствии с нумерацией на крышке трамблёра.

Алгоритм поиска неисправности

Во всех других случаях поиск неполадок зажигания начинают с конца и по порядку. После каждого шага проверяют искру.

  1. Меняют старую свечу на гарантированно рабочую.
  2. Если на модели съемный свечной колпак, его снимают, оголенный свечной провод замыкают на массу с зазором, примерно как у свечи. Дергают стартер. Если искра есть, проблемы в колпаке. Её устраняют.
  3. Меняют свечной провод там, где предусмотрено возможность демонтировать его от источника.
  4. Визуально осматривают провода от выключателя. При вибрации, в случае контакта с металлом, они могут повредиться. Если места трения есть, провод меняют, даже если нет внешних повреждений изоляции. Для проверки провода можно использовать тестер или мультиметр.

На этом мелкие и легко устранимые неполадки заканчиваются. Если проблема не решена, значит, причина более серьёзная.

Если по случайному заводскому браку случится межвитковое замыкание в катушке или выйдет из строя электроника, ремонту эти детали не подлежат. Потребуется замена на новые.

Есть не редкая поломка механического свойства. Из-за износа или разрушения подшипника коленвала на нём появляется люфт. И тогда магнитный ротор начинает задевать за корпус системы зажигания, внутри которой он вращается. Это серьезная поломка. Потребуется «располовинить» (разобрать) весь двигатель, заменить подшипник, и собрать все на место.

Проверка катушки системы зажигания на искру

Для диагностики работоспособности катушки следует извлечь провод из распределителя-прерывателя. Далее проверка осуществляется аналогично тестированию высоковольтных проводов, то есть провод подносят к металлической поверхности и крутят стартером. Наличие искры укажет в этом случае на неполадки распределителя зажигания, если искры нет, тогда проблема заключается в катушке.

Для начала следует проверить контакты распределителя. Указанные контакты могут окислиться, также возможны повреждения изоляции, неисправным может быть и сам ротор. Обнаружение проблем с ротором позволяет устранить неисправность путем его замены. Во время проверки катушки зажигания следует выявить возможные дефекты целостности обмотки, прогары и другие признаки того, что внутри происходит короткое замыкание. Если такие признаки обнаружены, катушку следует заменить или произвести ремонт катушки зажигания.

Теперь давайте подробнее рассмотрим способы проверки основных элементов системы зажигания. Для этого снова вернемся к катушке. Как уже было сказано, наиболее частой причиной неисправности является поврежденная обмотка. Затем происходит пробой изоляции и возникает короткое замыкание

Еще важно понимать, что катушка может выйти из строя по причине перегрузок. Такие повышенные нагрузки возникают в результате проблемных свечей или свечных проводов

Для диагностики следует:

  • поставить автомобиль в сухой парковочный, ремонтный или другой бокс. Можно также воспользоваться гаражом. Главное, чтобы влажность не была слишком высокой;
  • далее понадобится очистить от загрязнений крышку трамблера, после чего указанная крышка подлежит снятию;
  • затем нужно провернуть коленвал двигателя так, чтобы контакты распределителя оказались замкнутыми;
  • теперь можно включить зажигание и поднести высоковольтный провод трамблера к «массе» на 3-7 мм;

После оценки искры можно принять решение о том, нужно ли менять катушку зажигания

Обратите внимание, ремонт данного элемента зачастую представляется нецелесообразным. Также во время установки новой запчасти следует точно придерживаться соблюдения необходимой полярности

Если этого не сделать, тогда новая деталь быстро придет в негодность после неквалифицированной установки. Отметим, что в автосервисах для проверки катушек используется специальный стенд. Такое оборудование позволяет проверять катушку с учетом различных режимов работы.

Чтобы проверить искру на свечах зажигания в том случае, если распределитель исправен и нет проблем с состоянием высоковольтных проводов, нужно выкрутить свечи из двигателя. Помимо контактов следует смотреть на нагар, степень замасливания электродов и т.п. Для нормального искрообразования загрязнения нужно отчистить. Также следует проверять зазор между электродами, который обычно в норме составляет от 0.7 до 0.9 мм. Если зазор нарушен, тогда можно аккуратно подогнуть боковой электрод. Такой способ является временной мерой, но позволяет проехать в отдельных случаях от нескольких десятков до сотен километров без «троения» двигателя в случае неполадок со свечей зажигания.

Также добавим, что для проверки свечей существуют специальные устройства-пистолеты. Обычно такие решения присутствуют в наличии у продавцов свечей зажигания в автомагазинах или на автомобильных рынках. Если есть такая возможность, тогда свечи можно проверить на подобном оборудовании.

Неисправности

Упрощенная конструкция системы зажигания и отсутствие подвижных компонентов обеспечивает высокую надежность и неприхотливость в плане обслуживания.

Неисправностей у системы зажигания «Ока» не так уж и много:

  • Выход из строя коммутатора;
  • Неисправность датчика Холла;
  • Поломка катушки;
  • Обрыв или пробой проводов, окисление контактов;
  • Неисправность свечки;
  • Нарушение угла опережения зажигания;

Поскольку система зажигания принимает непосредственное участие в работе мотора, то любые неисправности в ней сразу же оказывают влияние на работоспособность мотора – возникают перебои, установка не развивает мощности, появляются хлопки, или же агрегат попросту не запускается.

Поиск проблемного элемента осуществляется от свечек. То есть, сначала проверяется наличие искры на них, затем осматриваются высоковольтные провода, а далее диагностируется работоспособность катушки, коммутатора, датчика Холла.

Компоненты системы зажигания – неремонтропригодны, поэтому при поломке выполняется их замена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector