Завершение обгона через сплошную

Завершение обгона через сплошную при начале на прерывистой

В ПДД указано, что перед сплошной линией на автодороге должна быть прерывистая разметка. Она стандартная и нанесена в виде небольших прямоугольников белого цвета. Расстояние между ними может быть большим. Если разметка меняется, линии становятся втрое длиннее и между ними дистанция сокращается, то сплошная рядом. На таких участках запрещено обгонять, иначе можно не только получить штрафную санкцию, но и велик риск аварийной ситуации.

Но часто происходит так, что водитель начинает совершать трюк на прерывистой линии, а в процессе она переходит в сплошную и возвращаться на свою полосу уже через нее. С одной стороны нарушения нет, потому что выезд на встречку осуществлялся через прерывистую. Но ведь сплошная начинается по ГОСТу, а значит около 50 метров на дороге до нее появится разметка с длинными прямоугольники и небольшими промежутками между ними.

Можно ли так завершать обгон что говорит судебная практика?

Подобная ситуация, когда обгон начинался на прерывистой линии, а завершился на сплошной – не редкость и является спорной. Это неудивительно, потому что на нее смотрят все участники ПДД по-разному:

  • водитель;
  • сотрудник патрульной службы;
  • суд.

В 2019 году обгон через сплошную линию – одно из строгих нарушений, поэтому инспектора ДПС выписывают штраф в крупных размерах. При этом у водителя свое мнение на произошедшее, в Верховный суд может вообще все решить по-своему.

Иными словами, нельзя завершать обгон через сплошную, даже если прием был начат на прерывистой разметке. На практике это карается штрафом в размере 5 тысяч рублей или лишением водительского удостоверения на срок от 4 месяцев до полугода.

Внимание!

Ранее за подобное нарушение правил только лишали прав, но после многочисленных жалоб Верховный суд вынес решение, согласно которому каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке.

В 2017 году в ПДД появился новый пункт 9.1(1)0 в котором указывается, что на любой автодороге с двусторонним движением нельзя выезжать на встречную полосу, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой и пр.

Но возможны исключения. Например, автовладелец начал с соблюдением правил обгон, но впереди идущая машина ускорила ход, поэтому завершить маневр без нарушения не удалось. Это не единичный случай, когда водитель мог не по своей воле пренебречь законодательством, поэтому при возникновении подобной ситуации нужно доказать свою правоту сотруднику автоинспекции.

Если выехали на обгон через прерывистую и вернулись тоже через прерывистую

Согласно ПДД, движение по встречке запрещено в случае, если она отделена сплошной одинарной или двойной линиями. П. 9.1. (1) определяет, что их пересекать нельзя, а находится слева от линии разметки можно только при их отсутствии.

Это значит, что если маневр начался через прерывистую линию и закончился также через нее, но при этом полностью пришлось проехать сплошную, то нарушение все равно есть. Если такое произошло, то нужно сделать следующее:

  1. Не начинать обгон ТС, если существуют кое-какие сомнения. Сплошная линия появляется не из ниоткуда. Ее рисуют сотрудники дорожных служб в местах с повышенной опасностью ДТП. Помимо этого, часто перед ней установлен знак, запрещающий обгон. Эти знаки можно увидеть издалека и сразу принять решение.
  2. Съехать на свою сторону. Если водитель переехал на встречку для совершения маневра, то сплошная линия, одинарная или двойная, просто акт также не начинается. Перед ней можно будет заметить разметку с длинными линиями, протяженность которой составляет 50 м. Именно такое расстояние есть, чтобы не нарушать правила.

Внимание!

Если перед сплошной не было разметки с длинными прямоугольниками, то это явный признак нарушения правил. Поэтому, если получится доказать в суде ее отсутствие, а значит и невозможность определить наличие сплошной, то вина будет снята, т.к. нет состава правонарушения.

Юристы советуют установить на авто видеорегистратор, чтобы слова не были голословными и сотруднику автоинспекции не удалось повернуть дело в свою сторону.

Выехал за стоп-линию на зелёный и загорелся красный

Завершение манёвра и стоп-линия 13.7.

Водитель, въехавший на перекрёсток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрёстка.

Между тем, останавливаться перед стоп-линией Вы обязаны только при запрещающем сигнале светофора: 6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16). А границы перекрёстка определяются началами закруглений края проезжих частей дорог, которые примыкают к перекрёстку: Для наглядности вот перекрёсток и его границы соответственно пункту 1.2 ПДД:

Если при таких обстоятельствах Вам будет выписан штраф — независимо, на камеру автофиксации или непосредственно сотрудников ГИБДД, то такой штраф неправомерен.

○ Где и как можно пересекать двойную сплошную?

Тем не менее, есть ситуации, когда пересечение двойной сплошной не является правонарушением. Об одном из них мы уже упомянули: если нужно избежать наезда или столкновения, выезд на встречную допустим – и уж во всяком случае является смягчающим обстоятельством.

Однако этим перечень обстоятельств не исчерпывается. Пересечение также допускается в следующих ситуациях:

  • Когда знаки (пусть даже временные) разрешают обгон или разворот. Согласно ПДД знаки имеют преимущество перед нанесённой на дорожное полотно разметкой – и водитель должен руководствоваться в первую очередь ими.
  • Когда обгон начался на участке дороги, где была прерывистая линия – а завершиться должен уже там, где нанесена двойная сплошная. В этом случае главным является требование ПДД о том, что после обгона водитель должен в любом случае вернуться на свою полосу движения. Соответственно в этой ситуации наказания быть не должно (что на практике не совсем так).

Что грозит за пересечение сплошной линии?

Еще раз напомним, нарушением, а, следовательно, и наказанием за него, будет являться или сам факт пересечения сплошной, или действие, вытекающее из такого пересечения. Эти правонарушения и обозначены в Административном законодательстве.

Подход к определению меры наказания можно определить таким образом: если случай, являющийся нарушением, отдельно указан в КоАП, применяются нормы таких указаний, в остальных случаях – нормы ч.1 ст.12.16 КоАП РФ – несоблюдение требований знаков и разметки, предполагающие штраф в 500 рублей.

Наезд на сплошную разделительную полосу

Это уже рассмотренный выше случай. Здесь еще раз упомянем, что любое соприкосновение со сплошной будет засчитано как ее пересечение. Наказание за наезд или заезд будет тем же, что и за выезд всего корпуса ТС за пределы линии

При этом не важно одна или две линии пересекались – оба случая не допускаются

C выездом на встречку

Сам факт выезда на полосу встречного движения всегда является нарушением, причем одним из серьезных. Однако не каждый случай, когда автомобиль оказывается на полосе, предназначенной для встречного движения, является «выездом на встречку».

Вот несколько наиболее частых случаев:

  • Двойная сплошная. Напомним, она применяется для разделения потоков на дорогах с 4мя и более полосами. На таких дорогах обгон запрещен в любых случаях, а значит каждый из них будет интерпретирован как выезд на встречную полосу, что подразумевает при первом нарушении штраф 5000 рублей или лишение прав на 4 – 6 месяцев. При повторном – лишение на год. Исключение – фиксация камерой. В этом случае возможен только штраф 5000 рублей (ч.4 и ч.5 ст.12.15 КоАП РФ).
  • Объезд препятствий. Данный вид маневра, если он сопровождается пересечением сплошной, так же является нарушением. Однако наказание за него указано в отдельной норме. В соответствии с ч.3 ст.12.15 Административного кодекса России, это штраф от 1000 до 1500 рублей.
  • Поворот / разворот. Данные маневры через сплошную линию представляют собой наиболее широкий диапазон нарушений. Практически, ситуация может включать в себя все рассматриваемые случаи от простого нарушения действия разметки (500 рублей по ч.1 ст.12.16) до лишения прав на год по ч.5 ст.12.15, в зависимости от обстоятельств происшествия. Эту тему мы подробно разбирали в статье про поворот или разворот через сплошную.

Очевидно, что рассмотренные случаи могут пересекаться, исключая один другой, или, наоборот, образуя несколько составов разом.

Это нарушение вынесем в отдельный раздел, т.к. факт пересечения сплошной присутствует, но выезда на встречную полосу однозначно нет. И тем не менее, такое перестроение может являться нарушением. Про случаи езды по обочине мы говорили, поэтому здесь напомним о других расхожих ситуациях – пересечении сплошной в одном направлении.

Нарушение за такой маневр может быть назначено как по ч.1 ст.12.16 КоАП – нарушение действия разметки, так и по ч.1.1 ст.12.14 КоАП – несвоевременное занятие нужного ряда перед поворотом. При этом наказание в обоих случаях одинаково – штраф 500 рублей.

Рассмотрев основные нюансы пересечения сплошной, в завершении темы разберем еще несколько профильных вопросов, наиболее часто появляющихся у наших читателей.

Часто задаваемые вопросы

️ Является ли двойная сплошная разделительной полосой?

️ Положен ли штраф за объезд препятствия через сплошную?

️ Регистрируют ли камеры пересечение сплошной?

И рассмотренные в этом материале случаи, и их нюансы, ознакомиться с которыми можно по ссылкам из текста, однозначно говорят о сложности и разносторонности вопроса, связанного с пересечением сплошной. Разобраться в ситуации нужно, хотя бы для того, чтобы невзначай не нарушить довольно строгие правила.

Но если правонарушение уже зафиксировано, грозит одно из указанных наказаний, а вы уверенны, что произошла ошибка, справиться с ситуацией поможет наш профессиональный автоюрист. Связаться со специалистом можно бесплатно по указанному на сайте телефону, или отправив электронное сообщение через специальную форму, расположенную под любой статьей нашего портала.

Как вести себя при оформлении документов?

Поскольку полицейские вправе выбирать, вынести постановление от имени руководства отдела или направить материал в суд, нужно попросить стражей порядка прибегнуть к первому варианту. Если наказание назначит служитель Фемиды, будет очень мало шансов его оспорить. А вот постановления, выносимые органами внутренних дел, отменяются в разы чаще.

Не нужно вступать в дискуссию со стражами порядка. Необходимо лишь письменно отразить в протоколе об административном правонарушении все вышеприведенные аргументы. Запись дополняется фразой «С протоколом категорически не согласен». Руководитель ГИБДД не уполномочен лишить автомобилиста водительского удостоверения. Поэтому при рассмотрении протокола в стенах отдела наказанием за пересечение сплошной линии может стать только штраф.

Не стоит озвучивать свое намерение обжаловать вынесенное постановление. В противном случае инспекторы не станут идти на уступки, а просто отправят административное дело на рассмотрение судье. Тогда уже вопрос об избираемой мере воздействия будет спорным.

Что делать, если полицейские все-таки передали материал служителям Фемиды? При применении к водителю лишения прав необходимо подать жалобу в вышестоящую инстанцию. Даже если наказание не аннулируют совсем, велика вероятность того, что его заменят на денежное взыскание. В этом случае удастся хотя бы сохранить возможность садиться за руль.

Характеристики двойной сплошной линии

ПДД РФ дают следующее определение двойной сплошной 1.3 – это горизонтальная разметка, состоящая из 2 параллельных белых непрерывных линий, которая всегда разделяет встречные потоки транспорта. Ее используют на дорогах:

  • с 4 и более рядами;
  • с 2 или 3 полосами движения, каждая из которых шире 3,75 м.

С июня 2018 года на дорогах может встречаться ярко-желтая разметка 1.3. Предполагается, что такой цвет делает линии более различимыми в тумане и под слоем снега. Оранжевая разметка считается временной. Она имеет приоритет над остальными, тогда как белая и желтая равнозначны.

Правила разворота без нарушения

Перед разворотом загодя подают сигнал: световой или, если поворотники не работают, рукой. Нужно также убедиться, что маневр не помешает другим участникам движения и не спровоцирует аварию.

Для разворота подъезжают к левому краю или занимают крайний левый ряд своего направления (на 3-полосной дороге – центральный, отведенный для езды в обе стороны). Если слева проходят попутные трамвайные пути и нет разметки 1.18 или знаков «Движение по полосам» 5.15.1/2, встают на них. Дожидаются, пока дорога освободится от встречного транспорта на время, достаточного для маневра, только затем разворачиваются.

Запреты и разрешения

Существует определенный перечень ситуаций, ограничивающих маневры транспортного средства. Разворот запрещен (п. 8.11 ПДД РФ):

  • на «зебрах»;
  • в тоннелях;
  • на мостах, виадуках, эстакадах, путепроводах и под ними;
  • на ЖД-путях;
  • на участках дороги с плохой видимостью (менее 100 метров);
  • рядом с остановками маршруток и автобусов.

Разрешенные участки для разворота – те, где разметка отсутствует либо нанесена прерывистым образом. Линия 1.11 позволяет исполнять маневр с прерывистой стороны. На многополосных дорогах и перекрестках нужно руководствоваться также знаками 5.15.1/2 или разметкой 1.18 (и то и другое показывает, как двигаться по полосам. Стрелка, обозначающая поворот, разрешает и разворот).

На узких дорогах и для крупногабаритных машин допустимо исполнять маневр, начиная с правого края, полосы или даже с обочины. Но это не должно мешать другим водителям, движущимся в попутном направлении: их нужно пропустить.

Разрешено делать разворот через сплошную после указателей 6.3.1 и 6.3.2 (место или зона, предназначенные для этого). Дорожные знаки, даже временные, приоритетны над разметкой и действуют до первого перекрестка или до отмены.

ПДД: завершение манёвра

Манёврами на дороге, согласно ПДД, считаются повороты, развороты, обгон, перестроение в другую полосу.

Восьмая глава ПДД разъясняет правила при начале манёвра. Перед началом движения, обгона, перестроения, поворотом или разворотом водитель должен подать сигнал о начале манёвра световыми поворотниками или рукой. До совершения манёвра автомобилист должен убедиться, что его действия не создают опасной ситуации на дороге и не мешают другим участникам движения. После этого можно начинать движение.

Обгоняемое лицо не должно мешать манёвру – увеличивать скорость, выезжать влево.

Заканчивать манёвр следует, встраиваясь на полосу в общий поток.

Ответственность за завершение обгона по сплошной линии

Статья 12.15  КоАП определяет санкции за нарушение расположения машины на проезжей части. Однако, конкретное наказание будет зависеть от обстоятельств дела. Ситуации могут быть следующими:

  1. Выезд был осуществлён через прерывистую линию, то есть, когда это допускается действующим законодательством. Возвращение на исходную полосу стало невозможно из-за внезапно появившегося препятствия, которое не могло быть замечено ранее. Применяется часть 3 статьи, санкция – штраф от тысячи до полутора тысяч рублей.
  2. Какое-либо препятствие отсутствует, то есть, пересечение сплошной разметки при обгоне – полностью вина водителя. В таком случае применяется более строгое наказание, соответствующее части 4 статьи 12.15, а именно – штраф в пять тысяч рублей или лишение прав от четырёх месяцев до полугода.

На практике возникает множество трудностей, связанных с идентификацией завершения обгона через сплошную линию сотрудниками ГИБДД. Чаще всего они даже не пытаются разобраться, имеется ли вина нарушителя в невозможности вернуться на свою полосу, поэтому сразу применяют пункт 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Несомненно, это неправильно, поэтому такие действия могут быть оспорены в судебном порядке.

Допустимо ли объезжать

Обгоном в соответствии с ПДД является опережение одного (или нескольких) автомототранспортных средств с выездом на встречную полосу и обратным возвращением в ранее занимаемую полосу для дальнейшего движения.

лько полос для движения в одном направлении. При опережении выезд на встречную полосу не производится.

Правила обгона регламентируется статьей 11 ПДД. В соответствии с документом перед выполнением обгона водитель обязан предварительно убедиться (статья 11.1):

  • в возможности совершения данного маневра в соответствии со знаками, правилами и разметкой;
  • что встречная полоса свободна для осуществления предполагаемого маневра;
  • что при перестроении на встречную полосу или обратно не будет созданы помехи иному автотранспорту.

Нельзя приступать к выполнению маневра «обгон», если соблюдается, хотя бы одно из следующих условий (статья 11.2):

  • автомобиль, который движется в попутном направлении, но спереди показывает сигнал левого поворота или приступил к обгону иного автомототранспорта;
  • автомобиль, который также двигается в попутном направлении, но сзади уже выполняет обгон.

Кроме этого правилами установлены определенные места, в которых совершение обгона недопустимо ни при каких условиях. К таким местам относятся (статья 11.4):

  • регулируемые перекрестки автомобильных дорог (перекрестки со светофорами или регулировщиками);
  • нерегулируемые перекрестки автодорог, при условии, что транспортное средство, которое намерено совершить обгон движется не по главной дороге;
  • пешеходные переходы вне зависимости от присутствия/отсутствия пешеходов на проезжей части;
  • железнодорожные переезды, оборудованные или необорудованные шлагбаумами, светофорами, средствами защиты и так далее;
  • участок дороги протяженностью 100 м до железнодорожного переезда;
  • путепроводы, мосты, эстакады, тоннели, а так же под указанными сооружениями;
  • опасные участки дороги (опасные повороты, крутые спуски и подъемы и так далее);
  • зоны с недостаточной видимостью;
  • участки дороги в конце подъема на какое-либо сооружение или возвышенность;
  • участки дороги, на которые распространяется действие запрещающих знаков или нанесена сплошная линия разметки.

Обгон «пробки» хоть и совершается через прерывистую линию разметку (это значит, что запрещающие знаки в данном промежутке проезжей части отсутствуют), но противоречит двумя условиям:

  • перед выполнением маневра «обгон» водитель автомототранспортного средства должен убедиться, что полоса для обгона свободна на достаточном расстоянии для совершения маневра и его выполнение не создаст помех иному транспорту (пункт 11.1 ПДД);
  • завершение обгона, то есть перестроение в ранее занимаемую полосу, так же должно производиться без создания помех иному автотранспорту (статья 11.2), что в условиях образования пробки невозможно.

Таким образом, обгон «пробки» нельзя осуществлять даже при наличии прерывистой линии разметки, разделяющей полосы движения в попутном и встречном направлениях.

Про обгон на перекрестке по главной дороге вне населенного пункта читайте здесь.

Завершение обгона через сплошную линию разметки

Если произошла такая ситуация, что обгон завершен через сплошную, то чаще всего это является правонарушением. Хотя каждое дело подлежит индивидуальному рассмотрению. Но к сожалению, часто бывают случаи, когда полиция, не разбираясь, просто выписывает протокол на лишение прав.

К примеру, ситуация такая:

Вы начали обгон, но при его завершении увидели помеху (сломанную машину, ДТП), из-за которого пришлось заканчивать маневр через сплошную. Здесь действует ч.3 ст.12.15 КоАП РФ. Которая повлечет штрафное взыскание 1500 рублей.

Или такая:

Вы начали обгон, но при завершении его проехали через сплошную. Данное действие является строгим нарушением. Предусмотрено лишение прав (на срок 4–6 месяцев) или штрафное взыскание 5000 рублей. При повторном случае лишение прав на 1 год, а если случай зафиксировала камера или фотоаппаратура, то штраф 5000 рублей.

Начало обгона на прерывистой разметке, завершение маневра – на сплошной

9 февраля 2012 года пленум Верховного суда вынес постановление, согласно которому обгон по встречной полосе с выездом через прерывистую разметку с завершением маневра уже на сплошной нельзя однозначно считать «встречкой» с последующим лишением водительских прав. До этого данный маневр расценивался как выезд на встречную полосу с нарушением ч.4 ст.12.15 КоАП, за что следовало лишение прав на 4-6 месяцев. Но в таких ситуациях далеко не всегда автомобилист оказывается преднамеренно. Именно поэтому в каждом конкретном случае разбираться в том, нарушил ли автомобилист или нет, будет суд.

Поэтому не стесняйтесь отстаивать свои права гражданские и водительские в суде.

В целях предупреждения водителя об окончании прерывистой разметки и начале сплошной на дорогах используют длинные штрихи. Визуально отрезки прерывистой линии разметки удлиняются, штрихи в три раза больше, чем расстояние между ними, потом начинается сплошная линия.

Лучше не делать обгон при приближении к такой разметке. А отсутствие на дороге такой разметки станет плюсом в копилку водителя в ходе судебного разбирательства о лишение водительских прав.

Если инспектор ГИБДД настаивает на своем и вменяет Вам выезд на встречку, а не нарушение правил расположения ТС на дороге, то обязательно требуйте от него составления подробной схемы нарушения. Если есть запись видеорегистратора, пусть инспектор в протоколе укажет на наличие записи с видеорегистратора. Сфотографируйте место нарушения, разметку и дорожные знаки. В протоколе напишите о своем несогласии с нарушением, что Вам требуется консультация юриста.

Помимо отсутствия обозначения перехода разметки в сплошную линию в суде Вам может помочь «крайняя необходимость». Т.е. если Вы совершили данный маневр с целью предотвращения аварийной ситуации.  Например, уклонялись от выезжающего с второстепенной дороги транспорта, от летящих в Вас кирпичей из кузова КАМАЗа.

Если же и с разметкой все в порядке и крайней необходимости не было, то тут даже самый хороший адвокат может не помочь. В любом случае у Вас есть лишь 10 дней на обжалование постановления, поэтому консультация юриста не помешает. Опытный юрист посоветует Вам, как избежать лишения прав, просто оплатив штраф, т.к. выезд на встречку в любом случае наказывается.

Частные случаи

Разумеется, при движении всегда следует руководствоваться утвержденными ПДД и обязательно выполнять их. Нарушение любого из перечисленных пунктов может повлечь наказание. Особенно, если по вине нарушителя произошло ДТП. Однако, не во всех случаях всё так просто. Не всегда ситуация с нарушением однозначно карается штрафом или лишением прав.

Смягчить ответственность или доказать собственную невиновность при нарушении сплошной дорожной разметки в некоторых случаях всё же можно:

  • водитель может пересечь сплошную, если такой манёвр был связан с необходимостью спасения жизни человека;
  • те же действия, продиктованные необходимостью доставки пострадавшего в медицинский пункт;
  • конечно, самым обычным «разрешением» безнаказанно пересечь сплошную линию будет обычное для наших дорог отсутствие разметки либо её повреждение.

Имеются также исключения, позволяющие обгонять тихоходные транспортные средства. К тихоходным ТС относится, в основном, дорожная техника. По действующим правилам она должна быть оборудована специальными заводскими знаками «Тихоходное транспортное средство» или специальной наклейкой, имеющей аналогичное значение. Но даже в случае обгона тихохода ни в коем случае нельзя пересекать дорожную разметку: сплошную или двойную сплошную линию.

В подавляющем большинстве случаев за такое нарушение ПДД водителю грозит лишение права управлять транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев. Что касается штрафа, то он может достигать размера 5000 рублей. Убедить судью назначить его вместо лишения — не простая задача даже для опытного автоюриста.

Решение о лишении водительских прав в каждом случае принимает суд. Отягчающими обстоятельствами при принятии решения о наказании водителю могут считаться наличие аналогичного нарушения в прошлом, а также множественные штрафы за нарушение ПДД.

Если все же случилось так, что вы нарушили дорожную разметку и вам грозит лишение водительского удостоверения, а также, если вы уверены в собственной правоте и пытаетесь доказать неправомерность действий сотрудников ГИБДД, имеет смысл бороться за свои права! Если вас останавливает сотрудник ППС, выберите правильную тактику поведения, пользуйтесь средствами видео- и аудиофиксации, а также изучите правила дорожного движения и Кодекс Административных правонарушений и держите их в машине на видном месте. С автоинспектором следует разговаривать вежливо, не выказывая нервозности и не переходя на личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector