Суперлюкс, или история создания москвич-2140 sl
Содержание:
История автомобиля
Когда шли 1960-е годы, дабы увеличить количество производимых легковых транспортных средств в Союзе Советских Социалистических Республик до отметки 700-800 тысяч автомобилей в год, Советом Министров было принято постановление, положениями которого кроме построения Волжского автомобильного завода и налаживания выпуска в Ижевске.
Было предусмотрено коренное изменение предприятия МЗМА, которое бы позволило повысить ежегодный выпуск Москвича в два-три раза. Во время перестроения, которое длилось с 1968 по 1971 год, возле уже существующего завода построили новое предприятие АЗЛК.
Москвич-2140
Но к моменту введения его в работу новую машину не смогли завершить, поэтому производственное оборудование решили закупать и настраивать под производство 412-х Москвичей.
Переоборудовать вновь построенное предприятие в скором будущем не позволили бы, посему работникам завода ничего не оставалось, как в следующий раз усовершенствовать внешний облик, салон и второстепенные элементы 412-го Москвича
Учитывая все это, важно было, чтобы любые перемены в машине не затрагивали расположение главных узлов и агрегатов, размерности дна, крыши и дверей
Фотография Москвич-2140
К завершению 1970-х годов конструкционная составляющая 412-го и 408-го Москвича, которые в то время находились на производственном конвейере, достаточно устарела. Данную проблему осознавал и инженерный состав предприятия.
Попытку разработать совершенно новый автомобиль, который был бы промежуточным по классу между Москвичом и Волгой, признали неудачной. Виной тому стало недостаточное финансирование и длинный перечень прочих проблем.
Экспортирование транспортных средств АЗЛК интенсивно пошло на спад. Понятно, что у Москвичей были еще достаточно современные силовые агрегаты и, частично, шасси, однако был и уже устаревающий кузов вместе с архаичным оборудованием интерьера.
Трехмиллионный Москвич-2140
За разработку усовершенствованного автомобиля, который имел условный индекс Москвич-412, лично отвечал вновь назначенный главный конструктор Автомобильного Завода имени Ленинского Комсомола (АЗЛК), Игорь Константинович Чарноцкий. Работы по модернизации начались в 1975 году.
Первоначально проходило кузовное усовершенствование двух генераций – Москвича-1500 и Москвича-1360, которые явились логическим завершением выпуска широко распространенных и давно выпускающихся машин, типа 412-го и 408-го Москвича. Агрегаты и узлы на базовые автомобили, кроме двигателя и сцепления, монтировались аналогичные.
Дебютные варианты серийного Москвича-412 производились уже с 1976 года. Немного позже, приступили к разработке модификации «Люкс» (SL), которая была ориентирована на экспортный рынок.
Москвич-2140 «Люкс»
В целом, удалось оставить без изменений конструкционную составляющую 412-й модели, благодаря чему машина получила более современный и качественнее отделанный интерьер (особенно в комплектации SL), облагороженный внешний вид, который смотрелся во 2-й половине 1970-х годов довольно приемлемо, более совершенную и эффективную систему тормозов, где стояли дисковые механизмы на передних колесах
Но если не обращать внимание на косметические изменения, то машина сохраняла свой прежний кузов Москвич 2140, как был у предшествующей модели
Экстерьер
Конструкторский состав предприятия решил заменить металлическую облицовку радиатора на пластмассовую, выполненную в черном цвете. Небольшие перемены не могли обойти стороной передние крылья, изменив которые, удалось существенно поменять внешний вид седана.
Промежуток между данной подложкой и бампером, установленным сзади, функционально оправдал расположенный в левой части фонарь заднего хода. А с правой стороны – шильдик с указанием рабочего объема силового агрегата.
Москвич-2140 вид спереди
Было выпущено немалое количество моделей АЗЛК 2140 в кузове седан, однако, были и универсалы, которые некоторые считают аналогом ВАЗ-2102, так как подобные транспортные средства пришлись по нраву дачникам.
Если автомобиль сравнивать с 412-м, то машина Москвич 2140 приобрела наличие квадратных, модных по тем временам, фар вместе с пластиковой решеткой радиатора. Более того, некоторые 40-е имеют даже очиститель фар.
Именно Москвич-2140 стал первым массовым советским автомобилем, который в качестве отдельной опции мог оборудоваться очистителями на фарах. Задние крылья получили пластмассовую решетку, закрывающую вентиляционные отверстия.
Москвич-2140 вид сбоку
Передние имели шильдик Moskvitch-1500. Если говорить про дверные ручки, то их решили утопить. Они достаточно лаконичные и безопасные. Следует поблагодарить конструкторский состав, ведь данных небольших нововведений хватило, чтобы доработать внешний облик автомобиля до нужной степени и сделать его более соответствующим времени.
Упоминая о системе световой сигнализации, можно сказать, что она уже получила аварийную сигнализацию (причем стоит упомянуть, что применять систему аварийной сигнализации стали именно сначала на Москвичах, а на Жигулях).
Данные стоп-сигналы вместе с указателями поворотов в светлое время суток светили более ярко, а в темное время суток, чтобы не сильно ослеплять водителей сзади идущих автомобилей, тусклее. Сама «перестройка» на «ночной» режим осуществлялась в автоматическом порядке во время включения внешнего освещения.
Плюсы и минусы
Плюсы машины
- Хорошим кузовом;
- Невысокой ценовой политикой;
- Приятной и стильной внешностью;
- Усиленными силовыми агрегатами;
- Приемлемой высотой дорожного просвета;
- Установка передних дисковых тормозных механизмов;
- Немаленький объем багажного отделения;
- Удобные кресла с подголовниками;
- Улучшенные динамические характеристики;
- Большое количество модификаций, среди каких, есть и раллийные версии;
- Не боится перегрузок, благодаря заднему мосту, располагающемуся на листовых рессорах;
- Улучшенная приборная панель;
- Неплохая обзорность;
- Более приятный салон;
- Некоторые модификации имели стеклоочистители для фар;
- Устанавливают печку и функцию подогрева заднего стекла;
- Травмобезопасная передняя панель;
- Приятная отделка интерьера.
Минусы машины
- Нет гидравлического усилителя рулевого колеса;
- Немалый расход топлива;
- Не сильно удобное багажное отделение;
- По сравнению с «Жигулем», у Москвича тесноватый салон.
Технические характеристики
Силовой агрегат
40-ая модель получила бензиновый 1,5-литровый четырехцилиндровый мотор М-412. Двигатель Москвич 2140 выдавал уже 75 лошадиных сил и позволял достичь скоростной отметки в 100 километров за 20 секунд.
При этом предельная скорость транспортного средства установлена на отметке 140 км/ч. Подобный силовой агрегат получил диаметр цилиндра в 82 миллиметра, а ход поршня в 70 миллиметров.
Такое существенное преимущество диаметра над ходом поршней, говорит про неплохую тягу мотора, однако, более умеренную оборотистость, особенно, если двигатель сравнивать с «Жигулевскими» моторами.
Двигатель Москвич-2140
Применяется 92-ой бензин. Изначально на Москвич-2140 устанавливали карбюратор ДААЗ 2101-412, однако в скором будущем, его решили заменить на карбюратор ДААЗ-2140. У Москвича-2140 система охлаждения не самая лучшая, поэтому мотор часто перегревался. Расход топлива Москвич 2140 составляет порядка 11-13 литров на каждые 100 километров.
Трансмиссия
С таким силовым агрегатом предусматривалось наличие четырехступенчатой механической КПП, где есть синхронизаторы на всех скоростях, помимо задней. Сцепление является пружинным, диафрагменного вида, где есть механический привод.
Подвеска
На передних колесах установили независимую пружинную подвеску, какая является бесшкворневой и имеет поперечные рычаги, стабилизатор поперечной устойчивости. На задних колесах подвеска Москвич 2140 получила прогрессивное действие. Она располагается на продольных полуэллиптических рессорах. Получается, что сзади установлена неразъемная балка моста.
Тормозная система
На Москвиче-2140 предусматривалась установка дисковых тормозных механизмов на передних колесах. Сзади же, стояли привычные, барабанные тормоза Москвич 2140. Имелось наличие гидравлического тормозного привода, где был вакуумный усилитель, какой являлся раздельным.
Тормозные устройства задних колес, получили механизмы для поддержания постоянного зазора промеж колодок и барабаном, в автоматическом порядке. Привод имеет монтирование регулятора давления.
Тип кузова | Седан |
Количество дверей | 4 |
Количество мест | 5 |
Размеры, масса, объем | |
Длина | 4250 мм |
Ширина | 1550 мм |
Высота | 1480 мм |
Колесная база | 2400 мм |
Колея колес, передних/задних | 1270/1270 мм |
Клиренс | 173 мм |
Снаряженная масса | 1045 кг |
Объем топливного бака | 46 л |
Двигатель | |
Расположение двигателя | Спереди, продольно |
Рабочий объем | 1479 см3 |
Число цилиндров | 4 |
Расположение цилиндров | Рядный |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Система питания | Карбюратор |
Мощность | 75 при 5800 л.с. при об/мин. |
Крутящий момент | 108 при 3800 Н•м при об/мин. |
Расход топлива | |
Средний расход топлива | 10.2 л/100 км |
Расход топлива в городе | 10.3 л/100 км |
Расход топлива на трассе | 7.4 л/100 км |
Тип и марка топлива | Бензин АИ-92 |
Трансмиссия | |
Тип привода | Задний |
Тип коробки | МКПП |
Ходовая часть | |
Передняя подвеска | Двойной поперечный рычаг |
Задняя подвеска | Неразъемная балка моста |
Тормоза передние | Дисковые |
Тормоза задние | Барабанные |
Шины, стандартная комплектация | 165/80R13 |
Динамические характеристики | |
Разгон с места до 100 км/ч | 19.0 с |
Максимальная скорость | 142 км/ч |
Зарубежный дизайн
Слева направо: 408, 412, 2140, 2140 SL
В кратчайшие сроки освоить разработку и производство перспективной «сорок первой» модели заводчане, естественно, не могли. А вот провести, говоря современным языком, рестайлинг «сорокового» им было вполне под силу. Получив разрешение свыше, представители АЗЛК начали вести переговоры с ателье Raymond Loewy, которое к тому времени имело за плечами ряд успешных всемирно известных проектов. Заплатив европейскому отделению ателье 80 тысяч долларов, советская сторона получила новый дизайн интерьера АЗЛК-2140. Вот только из-за своей нетехнологичности и дороговизны при серийном производстве товарные автомобили новый интерьер так и не получили. Немалые по тем временам деньги были потрачены впустую.
Московским конструкторам не осталось ничего, как заняться облагораживанием своего седана самостоятельно. Было решено, что новая модель при неизменной силовой структуре кузова будет представлять из себя «люксовый» вариант АЗЛК-2140. Это позволяло отделаться малой кровью – вывести на рынок автомобиль в комплектации «люкс», всего лишь заменив при этом наружную отделку кузова и некоторые детали интерьера. Предполагалось, что после этого Москвич не только потеснит «вазовскую» продукцию, но и вернет утерянные позиции на внешних рынках.
Несмотря на неудачу с американцами из Raymond Loewy, главный дизайнер АЗЛК Игорь Зайцев решил еще раз попытать счастья на стороне. На этот раз в качестве партнера было выбрано югославское предприятие Saturnus. На самом деле выбор был далеко не случаен. Получая из Югославии бамперы, оптику и детали внутренней отделки, московский завод поставлял партнерам уже готовые автомобили. Постоянно ограниченному в средствах АЗЛК подобный бартер был только на руку.
Итого работы
Перерабатывать экстерьер версии «люкс» поручили Никите Розанову. И со своей работой он справился отлично. Хромированные бамперы родом из шестидесятых годов уступили место пластиковым деталям тщательно проработанной формы. Новые бамперы были не только красивы, но и скрывали расположенные в передней панели технологические швы. При этом передние «подфарники» также переехали на бампер, благодаря чему внешность скромного седана заиграла новыми красками. С пластиковым «обвесом» Москвич стал похож на иномарку.
Интерьер и экстерьер
Видео: Тест драйв Москвич 2140 SL
Хватало и других изменений. Люксовая версия АЗЛК-2140 получила новые задние фонари из поликарбоната, которые специально для Москвича изготавливались за рубежом. Ушли в прошлое и хромированные колпаки колес. А благодаря «зачерненным» рамкам дверей и черным молдингам на боковинах автомобиль визуально стал выглядеть длиннее и ниже. В качестве своеобразной вишенки на торте – шильдики SL, расположившиеся между колесной аркой и передней дверью. На этом заводчане не остановились. К середине 70-х годов на Западе стали популярны эмали с металлизированным эффектом, и уже в 1978 году мир увидел первый Москвич, окрашенный краской «металлик». Но справедливости ради стоит сказать, что «металликом» от финской компании Tikkurila были окрашены лишь некоторые партии автомобилей.
Рука дизайнеров коснулась и интерьера «люксового» Москвича. Так называемая «высокая» панель приборов на заводе нравилась далеко не всем, поэтому Зайцеву со своей командой пришлось разработать новую «торпеду», архитектура которой склонялась к набирающей популярность «низкой» панели. К слову, на АЗЛК-2140 SL последняя появилась даже раньше, чем на серийных переднеприводных моделях АвтоВАЗа. То же самое можно сказать и про использующуюся на версии «люкс» бесступенчатую регулировку угла наклона спинки водительского сиденья. Классические Жигули в то время довольствовались куда более простым ступенчатым механизмом регулировки.
Главным же нововведением можно назвать новые материалы отделки бежевого и серого цветов. Придя на смену унылому черному пластику и темной ткани, они сделали салон Москвича наряднее и уютнее. Из полезных опций на АЗЛК-2140 SL появились радиоприемник и подогрев заднего стекла, отсутствующие на базовом «сороковом». Кроме этого конструкторы отказались от поворотных форточек в передних дверях, чем вызвали недовольство определенной части потенциальных покупателей. Хотя тех, кто ради улучшения внешнего вида автомобиля был готов отказаться от устаревшего решения, было на порядок больше.
Видео: Москвич 2140 SL
Технические новшества
Существует расхожее мнение, что версия SL от обычного АЗЛК-2140 отличалась только переработанными интерьером и экстерьером, но на самом это было далеко не так. Если на базовом Москвиче использовался примитивный карбюратор Л-126Н, то на 2140 SL устанавливали более современный лицензионный карбюратор Weber, производимый на Дмитровградском автоагрегатном заводе. Лишь спустя несколько лет после старта производства ему на смену пришел на сто процентов отечественный «Озон». Менее заметные изменения – новый редуктор заднего моста и радиальные шины Ми-166. Последние, впрочем, постепенно стали устанавливаться и на обычный АЗЛК-2140.
Первые покупатели люксового Москвича получили свои автомобили в «олимпиадном» 1980 году. Чуть позже 2140 SL добрался и до стран СЭВ, где большого успеха так и не снискал. Как бы ни старались инженеры и дизайнеры, но к середине 80-х годов автомобиль окончательно устарел. И это означало только одно – рано или поздно АЗЛК-2140 SL должен был уступить свое место на конвейере более совершенной модели. В 1987 году так и произошло. Заводчане полностью сосредоточились на запуске в производство переднеприводного АЗЛК-2141. Причем из-за отсутствия импортных комплектующих производство люксового Москвича было прекращено даже раньше, чем выпуск базовой модели.
Тем не менее свою важную роль АЗЛК-2140 SL выполнил
Он позволил привлечь внимание к продукции Автозавода имени Ленинского комсомола, благодаря чему «сороковой» Москвич удалось выпускать вплоть до 1988 года. Хотя и тут «вазовская» классика оказалась вне досягаемости
Не имея в техническом плане подавляющего преимущества над Москвичом, на конвейере она продержалась на 10 лет дольше.
Подводим итоги
На сегодняшний день автомобили АЗЛК и ВАЗ приобретают начинающие водители, которые просто не имеют средств на другую машину, либо ценители раритетных транспортных средств, каким по душе занятие реставрацией либо тюнингом Москвич 2140. Некоторые из таких машин передают по наследству и члены семьи не имеют потребности продавать их.
Понятно, что рекомендовать приобретать данный автомобиль нет смысла, ибо машина старая, да и ухода она будет требовать немало. Более того, машина кушает очень много бензина. Но если брать те года, когда только была выпущена модель, то она являлась отличным вариантом, причем не только на отечественном рынке, но и за границей.
Седан имел измененную внешность, передние дисковые тормоза, которые повышали безопасность и требовали меньшего тормозного пути.
Фотография автомобиля Москвич-2140
Модель пришлась по душе многим автолюбителям и благодаря тому, что был объемный багажник, который позволял перевозить достаточное количество груза. Более того, Москвич не боится перегрузов, благодаря чему, его даже сегодня часто используют при транспортировке, например, овощей и фруктов, загружая по самую крышу.
Внутри также приятно находиться, так как начали применять больше кожзаменителя, а также сделали травмобезапасную переднюю панель. Вообще, Москвич-2140 является первым автомобилем советского производства, который проходил международные краш-тесты.
Поэтому машиной пользовались не только внутри страны, но и за пределами Советского Союза. На самом деле, Москвич-2140 стал отдельной страничкой в советском автопроме.