Можно ли получить права с одним глазом
Содержание:
- Ответственность за нарушения
- Как проводится осмотр и консультирование
- Выдадут ли удостоверение автомобилисту при проблемах со зрением?
- Получение медицинской справки
- Цветоощущение – почему оно так важно
- Осмотр окулиста
- Какое зрение требуется водителю
- Таблица зрения для разных категорий
- Зрение для прав категорий А, М (А1, B1)
- Ограничения
- Получение водительских прав ограничения по зрению
- Что грозит нарушителю
- Перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации, занятому на работе в качестве водителя, запрещается управлять транспортными средствами, содержится в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.
Ответственность за нарушения
Ограничение права на вождение в пределах той или иной категории может быть установлено изначально, т. е. с момента выявления патологии или заболевания во время прохождения обязательного медицинского осмотра перед выдачей прав.
Нередко ухудшение здоровья происходит уже после получения права водить транспортное средство. В таком случае наличие водительских прав на руках не дает полномочий их использовать. Как только у лица возникает патология, не допускающая управлять в пределах указанной в удостоверении категории ТС, водитель теряет право пользоваться правами.
Особенно тяжкие последствия ждут граждан, которые продолжают пользоваться транспортным средством, несмотря на обнаруженные заболевания. Любая проверка и выявление несоответствия сотрудниками Госавтоинспекции приведет к значительной сумме штрафа и наказанию по статье за отсутствие прав вообще.
Важно доказать врачам отличное самочувствие, нормальные показатели давления, работу органов зрения, слуха и т. д., чтобы получить право управлять транспортом повышенной опасности
Некоторым категориям водителей (например, при предрейсовом осмотре) требуется показываться врачам гораздо чаще, что является поводом следить за уровнем давления и здоровьем в целом.
Собираясь сесть за руль транспортного средства, потребуется не только продемонстрировать свои навыки вождения и знания правил ПДД, но и доказать свою физическую и психическую способность получить доступ к управлению авто.</p
Как проводится осмотр и консультирование
Определившись, какое зрение должно быть у водителя категории В, можно записываться для обследования к офтальмологу. Этот врач входит в список обязательных для прохождения при оформлении медкомиссии. Из-за плохого зрения на дороге может произойти авария, наезд и другие происшествия, поэтому если человек не способен видеть полную картину происходящего, имеет нарушения восприятия или сниженную резкость, ему могут отказать в предоставлении прав на управление авто
В процессе прохождения осмотра, ему важно определить три ключевых показателя:
- Острота восприятия.
- Уровень цветовосприятия.
- Величина поля зрения.
Именно они являются ключевыми при осуществлении управления автомобилем. Если в процессе обнаружатся любые отличия от нормы, то вердиктом доктора будет однозначный запрет на получение удостоверения. Для адекватной оценки существуют определенные критерии.
Острота зрения
Диагностику зрительного органа проводят в кабинете врача с применением профессионального оборудования и всем знакомой с детства таблицы с буквами. В первую очередь специалист проверяет отсутствие заболеваний, в этом помогают ему визуальный осмотр и использование инструмента. Для оценки остроты зрения применяются следующие методы:
- Диагностика с использованием приспособления, разработанного врачами Сивцевым и Головиным. На белом фоне расположены знакомые с первого класса литеры, которые уменьшаются по строчкам. Лицо с здоровым зрительным органом может видеть нижние буквы, при снижении остроты зрения они размыты. Человеку, проходящему обследование, необходимо встать в 5 м от нее. Нельзя щуриться, вытягивать голову или закрывать один глаз.
- Рефлекторный. Для этого задействуется специальное оборудование, которое излучает пучок света, благодаря его фокусировке и оценивается зрение. К примеру, если он по центру, то все нормально, если перед сетчаткой, то имеется близорукость, за сетчаткой – дальнозоркость. Анализируются показатели при помощи специальной программы.
Цветоощущение
Отвечая на вопрос, с каким зрением нельзя водить машину, специалисты всегда уточняют, что оценке подлежит не только острота, но и цветоощущение
Крайне важно, как человек воспринимает цвет, видит сигналы светофора и отличает ли оттенки
Диагностирование дальтонизма является прямым противопоказанием к вождению. Для оценки применяются специальные картинки, на которых цветами выделены фигуры и цифры, и заметить их может только человек со здоровым зрительным органом.
Ширина поля зрения
Давая ответ на вопрос, с каким зрением допускается вождение автомобиля, нельзя не упомянуть проверку широты поля видимости. Именно этот показатель отвечает за способность ориентирования в пространстве. Чем больше угол, тем лучше водитель видит происходящее и способен проанализировать информацию. Оценка проводится врачом с использованием специального прибора. Человеку надо снять линзы или очки, и сфокусировать взгляд в одной точке. По сторонам появляются определенные сигналы, как только они фиксируются зрительным органом, надо на пульте нажать кнопку. Полученная информация обрабатывается и предоставляется в виде распечатки.
Выдадут ли удостоверение автомобилисту при проблемах со зрением?
Когда появляется возможность улучшить остроту зрения улучшению, задействовав одну из традиционных техник, то управлять авто вполне допустимо. К примеру, иногда имеется возможность надевать очки при управлении транспортом.
В процессе функционирования глаз может допускаться наличие нарушений, но они не должны плохо влиять на осуществление процесса вождения. Данные изменения в организме многих людей происходят в индивидуальном порядке. Если изменения в остроте зрения доставляют массу неприятностей, стоит обратиться к окулисту для подбора определенных средств для коррекции остроты зрительного органа.
ВАЖНО !!! Без отметки окулиста допуска к управлению авто водитель получить не сможет. Некоторые универсалы пытаются выучить таблицу букв наизусть
Они не берут во внимание большой опыт медработников по выявлению таких хитрецов. Заминки при названии букв станут ярким сигналом для окулиста, что таблицу стоит сменить и проверку зрения провести уже по другой
Обычно специалист переводит внимание водителя на вариации с открытыми в одну из сторон кружочками. Запомнить их наизусть просто нереально.
Визит к окулисту является очень важным моментом в прохождении медкомиссии. Такая проверка больше нужна самому водителю, чем медработнику, ведь водить транспорт с плохим зрением довольно сложно. Зачастую такая езда заканчивается участием в ДТП, где могут пострадать люди.
Получение медицинской справки
Получение медицинской справки проходит после прохождения всех необходимых врачей и процедур. Терапевт, на основании осмотра пройденных врачей, должен сделать заключение о состоянии здоровья человека и выдать документ на руки. Водительская справка подтверждает, что необходимый медосмотр был пройден, и водителю разрешено управление транспортным средством
Время получения медицинской справки занимает не более одного-двух дней. Но нужно помнить, если по каким-либо обстоятельствам не получается уложиться в данные сроки и целенаправленно пройти осмотр, результаты анализов действительны в течении двадцати дней, а заключение осмотра врача действительно не более шести месяцев.
Срок действия уже выданной медицинской справки составляет один год.
Получить медицинскую справку для водителя необходимо для первого получения прав, при истечении срока прав или при наличии отметки в водительском удостоверении «медицинская справка обязательна».
В том случае, когда в водительском удостоверении, стоит пункт «медицинская справка обязательна», но по факту она отсутствует, это приравнивается к управлению автомобилем без прав. Предусматривается штраф от 5 до 15 тысяч по статье 12.7 КоАП РФ, за исключением езды в учебных целях.
Цветоощущение – почему оно так важно
Для водителей не менее важны и показатели цветоощущения. Испытуемому придется доказать, что он способен без проблем различать цветовые сигналы светофора и правильно идентифицировать дорожные знаки. Диагностика проводится с применением символов, которые представлены в так называемой таблице Рабкина. Все имеющиеся в ней изображения составлены с использованием небольших кругов. Часть из них окрашена в другой цвет и формирует определенный знак – например, букву или цифру. Те, кто будет проходить обследование, должны определить и назвать, какой именно символ выделен цветом.
Такое тестирование проводится для выявления дальтонизма – без него одобрение по зрению на права не дадут.
При обнаружении нарушенного цветоощущения право на управление машиной не предоставляется – по требованиям безопасности при инвалидности по зрению водить транспорт нельзя. Ограничение ввели в 2012 году. До этого времени возможность управлять машинами при отсутствии других неполадок со здоровьем для страдающих дальтонизмом было возможно.
С медицинской точки зрения считается, что проблемы с определением цвета для человека станут препятствием, не позволяющим правильно распознать подаваемые светофором сигналы. Но на самом деле многие водители достаточно неплохо ориентируются, поскольку привыкают распознавать оттенки и соотносить их с установленными правилами сигналами.
В некоторых – крайне редких – случаях возможен успех при получении документов, если есть небольшая проблема в зрительном цветоощущении. В Российской Федерации предусмотрено допущение к вождению, если нарушения в правильном функционировании глаз присутствуют в незначительной форме. За рубежом к тому же ведутся работы по перемене формы сигналов светофора – это позволит без затруднений принимать решения за рулем ТС лицам, страдающим дальтонизмом. Перемены сигналов позволят им без проблем ориентироваться в процессе движения по дорогам.
Нормальным считается зрение для водителей, если угол обзора установлен в пределах допустимости. Широта поля зрения – еще один показатель, который проверяют непременно. При чрезмерной узкости причиной неблагоприятных показателей могут быть патологические состояния, которые станут препятствием на пути к оформлению разрешения. У полей зрения узость не исправляется при помощи контактных линз или очков.
Осмотр окулиста
Что касается непосредственно обследования, то проверяются:
- Острота зрения.
- Уровень цветоощущения.
- Ширина поля зрения.
Каждый пункт следует рассмотреть более подробно.
Для диагностики применяется стандартная таблица с буквами. Иногда она может состоять из разорванных колец либо перемещенных строк.
ПОДРОБНЕЕ: Сколько действует медицинская справка на права в 2019 году?
При наличии очков можно считать, что человек прошел успешно обследование, если были соблюдены медицинские требования:
- Для получения категории «В» разрешается острота зрения от 0,6 единиц того глаза, который видит лучше либо двух зрительных органов, и от 0,2 для того, который видит плохо.
- Для категории «С» — острота сильного органа зрения должна быть более 0,8, слабого – от 0,4.
- При наличии очков либо линз допускается /- 8 диоптрий. Ограничения в разнице между линзами – 3 диоптрии.
- Возможно, что один глаз либо отсутствует, либо совершенно не видит. Тогда острота второго должна быть свыше 0,8, при этом нельзя, чтобы зрительные поля были нарушены, а также запрещается использование очков.
Иногда даже серьезные проблемы, связанные с различением цветов, не мешают успешному прохождению обследования. Просто справка и права должны иметь соответствующую пометку.
Проблемы с шириной зрительных полей не решаются при помощи линз либо очков. Правда, подобное нарушение можно обнаружить лишь у некоторых людей. Обычно оно является свидетельством того, что глаза серьезно больны. Это реальное ограничение для получения прав.
Требование прохождения медицинского осмотра обусловлено вступлением в силу Постановления Правительства РФ №1604 от 6.01.2015 года, в котором отражен перечень медицинских требований и список противопоказаний, при наличии каких медицинскую справку о годности к управлению ТС получить не удастся.
Пройти полное медицинское обследование и получить допуск к управлению транспортными средствами можно в любом специализированном медицинском учреждении. При этом необходимо учитывать, что такое учреждение обязательно должно иметь сертификат (разрешение) на выполнение таких действий, в противном случае справка не будет являться действительной.
Необходимо понимать, что наличие нарушений здоровья не обязательно может стать препятствием к возможности управления транспортными средствами – при некоторых отклонениях допускается выдача справки, но с несколько ограниченным сроком действия.
Продолжительность действия справки может быть следующей:
- Для автомобилистов, управляющих личным ТС без нарушений здоровья – 3 года;
- Для лиц, управляющих грузовым и пассажирским транспортом – 2 года;
- Для лиц, которые получают справку для прохождения обучения и последующего получения прав – 1 год;
- При наличии отклонений в здоровье, которые не являются препятствием для управления определенной категорией ТС, срок действия справки не будет превышать одного года. Такое требование связано с необходимостью прохождения повторного осмотра с целью исключения развития болезни и ухудшения состояния.
Одним из врачей, осмотр у которого должен пройти будущий автомобилист, является офтальмолог (окулист). Как пройти окулиста – какие показатели он проверяет и какие противопоказания по отношению к зрительному аппарату имеются для управления ТС?
Осмотр будущего водителя у окулиста заключается в проверке следующих характеристик:
- Степени кругозора, минимальная степень которого не должна находиться на отметке ниже, чем 20 градусов;
- Уровень цветоощущения и отсутствие дальтонизма;
- Острота зрения.
Документ об успешном прохождении медицинской комиссии не выдается при отсутствии результатов диагностических мероприятий у офтальмолога. Консультация с данным специалистом важна не только для кандидата в водители, но и для других людей, являющихся участниками дорожного движения. Это обусловлено тем, что человек с выраженными нарушениями зрения может спровоцировать аварийную ситуацию.
Какое зрение требуется водителю
Зрение автолюбителя и профессионального водителя должно соответствовать предписанной норме. Автомобилисту нужно хорошо различать цвета, четко видеть окружающие предметы. От этого зависит его реакция на события, происходящие во время движения на дороге.
Безответственно по отношению к себе и окружающим садиться за руль с нарушениями зрения, при которых водитель:
- совсем не различает фигуры и очертания предметов в сумерках;
- видит расплывчато днем;
- имеет ограниченный угол зрения.
Получение разрешения окулиста на права в категории A, B, C, D
Разрешение офтальмолога на вождение различными видами транспортных средств, получат граждане, не имеющие патологий зрения, значительно снижающих качество жизни. Категория определяется согласно норме:
Категория | Ведущий глаз | 2 глаз |
А, B | До 0, 6 | До 0, 2 |
С, D | До 0, 8 | До 0, 4 |
Водить собственное авто можно с одним зрячим глазом. Оставшийся здоровый зрительный орган должен при осмотре у врача получить оценку не ниже 0,8 единиц.
Предписания построены с учетом наличия у большинства людей ведущего глаза. Есть люди, у которых оба зрительных органа видят одинаково. Для них получение прав, возможно, при показателе 0,7 единиц.
Нельзя однозначно сказать, как хорошо человек должен видеть, чтобы получить права. Граждане получают допуск офтальмолога без проблем, если они видят все строки проверочной таблицы.
В остальных ситуациях специалист учитывает категорию, на которую претендует водитель. Вождение пассажирских автобусов, троллейбусов с плохим зрением не допустимо.
Таблица зрения для разных категорий
Чтобы лучше понимать, с каким зрением можно управлять теми или иными транспортными средствами, предлагаю использовать следующую таблицу:
1.0 | 0.9 | 0.8 | 0.7 | 0.6 | 0.5 | 0.4 | 0.3 | 0.2 | 0.1 | |
1.0 | все | все | все | все | все | все | все | все | все | все |
0.9 | все | все | все | все | все | все | все | все | все | |
0.8 | все | все | все | все | все | все | все | все | ||
0.7 | все | все | все | все | ABM | ABM | ABM | |||
0.6 | все | все | все | ABM | ABM | ABM | ||||
0.5 | все | все | ABM | ABM | — | |||||
0.4 | все | ABM | ABM | — | ||||||
0.3 | ABM | ABM | — | |||||||
0.2 | ABM | — | ||||||||
0.1 | — |
Если Вы знаете остроту собственного зрения, то на основе таблицы Вы можете определить, на какие транспортные средства может быть получена медсправка. В первом столбце указано зрение на лучшем глазу, а в первой строке — на худшем.
Аналогичная таблица для водителей с одним глазом:
1.0 | 0.9 | 0.8 | 0.7 | 0.6 | 0.5 | 0.4 | 0.3 | 0.2 | 0.1 |
ABM | ABM | ABM | B | B | — | — | — | — | — |
Зрение для прав категорий А, М (А1, B1)
Требования для двухколесных транспортных средств похожи на автомобильные, однако есть и важное различие:
Основное различие заключается в том, что особые требования предъявляются к водителю, у которого отсутствует один глаз. У такого водителя острота зрения единственного глаза должна быть 0,8 или больше.
Справку для категории А можно получить в следующих случаях:
- 0,6 или больше — на лучшем глазу, если оба глаза видят.
- 0,2 или больше — на каждом из двух глаз.
- 0,8 или больше, если глаз единственный.
Также для прав категорий А и М допускается применение корректирующих устройств (очков, линз).
Ограничения
От полного запрета и разрешения к вождению при определенных условиях, следует отличать медицинские ограничения к управлению транспортными средствами.
Есть требования, предъявляемые ко всем водителям, невзирая на тип управляемого транспортного средства — они описаны выше. Но существуют так же требования, предъявляемые к состоянию здоровья человека в рамках конкретной категории ТС, например:
- Мототранспорт (мотоциклы, мопеды и пр.)
- Легковые автомобили.
- Автобусы и грузовики.
Следует учесть, что даже в пределах одной категории будут предъявляться свои требования к здоровью, в зависимости от подкатегории прав. Наиболее простые нормы – при поездках на «легковушках», а самые высокие ограничения введены для водителей автобусов или грузовых машин.
Параметры проверки
Допуск к управлению автотранспортными средствами различного типа требует разных физиологических возможностей. Одним из основных показателей проверки служит острота зрения. Допустимый уровень зрительных возможностей будет определяться, исходя из категории прав:
- Водить автомашину можно при показателях остроты не менее 0,6 на лучшем, 0,2 на худшем глазу. Учитывается так же острота зрения в очках/контактных линзах.
- Аналогичные требования по остроте предъявляются к мотоциклистам, однако если один из глаз совсем утратил зрительную способность, второй глаз должен видеть с остротой от 0,8 и выше.
- Вождение грузовых автомашин, автобусов требует остроты зрения 0,8 на лучшем глазу, 0,4 – на худшем. Если водитель носит очки, не допускается коррекция более 8 диоптрий. Полная утрата зрительной функции даже на одном глазу ведет к запрету вождения в данной категории.
В некоторых случаях значение будет иметь и рост водителя.
Ограничения по категории «А»/«M» и подкатегории «A1»/ «B1»
Водительское удостоверение не дает полномочий на перемещение на автомобиле при наличии следующих проблем:
- Нарушений по зрению:
- полная утрата зрительной функции глаза при остроте зрения менее 0,8 на другом;
- послеоперационное состояние со значительным снижением зрительной способности человека;
- заболевания глазных оболочек хронического характера с нарушением зрительной функции, ограничением движений глазного яблока;
- стойкой диплопии из-за косоглазия;
- спонтанном нистагме с отклонением положения зрачков в 70 градусов от нормы;
- ограниченного поля зрения от 20 градусов.
- Патологий в двигательном аппарате:
- отсутствие или деформация кистей/стоп, если двигательная функция ограничена, отсутствие конечностей;
- отсутствие фаланги или всего пальца, обездвиживание суставов между фалангами;
- разница между длиной ног свыше 6 см (исключение составляют случаи с сохранением полноценного объема движений, с соблюдением длины конечности до центральной точки вертела бедра выше 75 см).
При диагностировании заболеваний с патологиями вестибулярного анализатора, синдрома головокружения или нистагма в выдаче медицинской справки будет отказано.
Ограничения по категории «B («BE», «B1»)
На легковых автомобилях можно перемещаться широкому кругу граждан, а требования к зрению менее строгие: как и в случае с мототранспортом, показатели свыше 0,6/0,2 для лучшего и худшего глаза.
Ограничения для водителей вводится при выявлении проблем с органами зрения и патологиями конечностей, аналогичными случаям при выдаче прав на управление мототранспортом.
Ограничения по категориям «С/СЕ», «D/DE», «Tm»/«Tb» и подкатегории
Для категорий «С»/«D» и соответствующих подкатегорий требования к здоровью будут выше: показатель остроты зрения не менее 0,8 для лучшего глаза и 0,4 – для худшего глаза.
К вождению по указанным категориям не допускаются лица с выявленными заболеваниями органов зрения, аналогично предыдущим категориям, а также патологиями двигательного аппарата (отсутствие/ ограниченное движение конечностей/их частей), включая отклонения в длине нижних конечностей свыше предельно допустимого значения.
Помимо общих требований по зрению и двигательной функции, предъявляются повышенные дополнительные требования, которые налагают ограничения на лиц, имеющих следующие патологии:
- Деформация черепа в результате травмы или иных черепных патологий.
- Заболевания органов слуха, в результате которой автомобилисту сложно воспринимать разговорную речь привычной громкости в пределах 3 м, или речи шепотом – при удалении от человека на 1 м.
- Аномалия роста – водитель имеет небольшой рост, ниже 1,5 м.
Получение водительских прав ограничения по зрению
При продлении или получении прав, водитель посещает медкомиссию, в которую, в том числе входит проверка зрения и, соответственно, посещение офтальмолога – необходимое условие.
В начале 2015 года стало действовать новое правительственное постановление о медицинских противопоказаниях для водителей транспортных средств (принято в конце 2014 года). При этом ограничения для простых водителей и профессиональных стали различаться на законодательном уровне.
Рассмотрим конкретные ограничения по зрению для получения водительских прав для разных категорий, а также саму процедуру диагностики и что в нее входит.
Медкомиссия по зрению
Проверка включает в себя диагностирование:
- остроты зрения;
- цветоощущения;
- ширины обзора;
- офтальмологических заболеваний.
Острота зрения
Зрение диагностируют по специальной таблице Сивцева или Головина. Если водитель пользуется очками или контактными линзами, то зрение проверяют прямо в них.
Ограничения для получения прав водителями
Не профессионалы категории A и B (мотоциклетного и легкового вида транспорта):
- зрение для хорошего глаза – не меньше 0,6; для второго – не меньше 0,2 (всё равно, какой глаз лучше видит);
- при слепоте одного из глаз, другой должен иметь уровень зрения не ниже 0,8 с любой коррекцией;
- не меньше одного месяца после глазных рефракционных операций.
Профессионалы категории A и B и водители категории C, D, E, Tm, Tb (различного вида грузовиков, автобусов, трамваев и троллейбусов):
- зрение первого глаза – не меньше 0,8; второго – 0,4 (причем если открыты оба глаза, зрение должно быть не менее 0,7);
- нельзя использовать корректирующие средства больше плюс или минус 8,0 диоптрий, а различие между глазами может быть не более 3,0 диоптрий;
- при астигматизме – сумма цилиндра и сферы должны быть не больше 8,0 диоптрий, а между глазами – 3,0 диоптрии.
- при слепоте одного глаза, другой должен иметь остроту зрения не ниже 0,8 без коррекции.
- отсутствие глазных хронических заболеваний, мешающих нормальной работе зрительного аппарата и не поддающихся лечению: порез мышц век, диплопия, паралитическое косоглазие, паралич зрительного нерва, отслоение сетчатки, глаукома и другие (после успешной операции по их устранению, права могут быть выданы по результатам индивидуального обследования);
- отсутствие спонтанного нистагма (положение глазных яблок на семьдесят градусов от правильного).
Уровень цветоощущения
Чтобы получить удостоверение о праве на вождение необходимо также пройти диагностику цветоощущения. Восприятие цвета водителем раньше не являлась поводом ограничений. Но позже выяснили, что если водитель будет неправильно различать цвета светофора, то это может привести к трагическим последствиям. После этого людям с нарушениями цветоощущения запретили профессионально заниматься вождением любых транспортных средств.
Проверка цветоощущения происходит с использованием полихроматических таблиц Рабкина:
Она состоит из листов, на которых изображены разные элементы, как правило цифры, одной яркости, но разные по цвету. Испытуемому с отклонениями кажется, что картинка полностью одного цвета, а здоровый человек может различать элементы разных цветов. Чем больше картинок распознано неправильно, тем сильнее уровень аномалии. Дальтонизм неизлечим и не корректируется.
Ширина поля зрения
Для получения водительских прав у кандидата также проверяют ширину обзора. Она не должна быть ограничена более чем на двадцать градусов как по вертикали, так и по горизонтали.
Как и нарушение цветового восприятия, сужение обзора не подлежит коррекции при помощи линз и очков.
Другие препятствия и советы
Какие еще факторы могут стать препятствием для получения прав? Кандидатам необходимо провести оперативное лечение при:
- стойких изменениях слизистых оболочек глаз и глазодвигательных мышц;
- патологиях слезного мешка;
- диплопии (т.е. раздваивания предметов в глазах) из-за косоглазия;
- отслоении сетчатки;
- атрофии зрительного нерва;
- глаукоме.
Что грозит нарушителю
Часто требования к условиям вождения накладываются сразу при первичной постановке диагноза заболевания, выявленного на обязательном для выдачи ВУ медосмотре. И зачастую, здоровье автолюбителя со временем ухудшается, при наличии удостоверения, разрешающего пользование ТС. В данной ситуации, то есть при возникновении заболевания, запрещающего эксплуатацию ТС, даже наличие ВУ не позволяет водителю управлять транспортом. Удостоверение перестает действовать в случае развития всех обозначенных патологий и заболеваний.
Последствия в отношении тех граждан, кто пренебрегает всеми противопоказаниями и ограничениями и продолжает пользоваться ТС, будут крайне серьезными. Как только данный факт будет обнаружен и установлен инспектором ГИБДД, водителя ждет серьезный штраф и санкции по статье отсутствия ВУ.
Перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации, занятому на работе в качестве водителя, запрещается управлять транспортными средствами, содержится в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.
Категория В.
1) Медицинские противопоказания, изложенные в п. 3-25 настоящей графы подпункта 28.1.
2) Понижение остроты зрения ниже 0,5 на лучшем глазу и ниже 0,2 – на худшем глазу (с коррекцией).
3) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.
4) Для водителей такси и водителей транспортных средств оперативных служб (скорая медицинская помощь, противопожарная служба, милиция, аварийно-спасательная служба, военная автомобильная инспекция), – острота зрения с коррекцией ниже 0,8 на одном глазу, ниже 0,4 – на другом. Допустимая коррекция при близорукости и гиперметропии 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.
По пункту 1, в котором есть указание на подпункт 28.1 необходимо сделать пояснение. В самом документе этого подпункта не существует. Никаких официальных разъяснений Минздравсоцразвития не выпускало. По этой причине возник правовой вакуум. Список противопоказаний для категории В меньше, чем для категории А.
Врачи, в своей практике, при проведении медкомиссий, исходят из того, что в документе опечатка и читать «подпункт 28.1» следует как подпункт 27.1 (список для категории А). С юридической точки зрения это не корректно. Однако именно так и поступают повсеместно. Ниже приведен список ограничений подпункта 27.1.
Категория А
1) Острота зрения с коррекцией ниже 0,6 на лучшем глазу, ниже 0,2 – на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.
2) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.
3) Центральная скотома абсолютная или относительная (при скотоме и наличии изменений зрительной функции не ниже значений, указанных в п.1 настоящей графы подпункта — допуск без ограничений).
4) Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке (кератотомия, кератомилез, кератокоагуляция, рефракционная кератопластика). Допускаются к вождению лица через 3 месяца после операции при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 – на худшем.
5) Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, при отсутствии осложнений и исходной (до операции) рефракции – от +8,0 до -8,0 D. При невозможности установить дооперационную рефракцию вопросы профессиональной пригодности решаются положительно при длине оси глаза от 21,5 до 27,0 мм.
6) Искусственный хрусталик, хотя бы на одном глазу. Допускаются стажированные водители при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 – на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D(сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, нормальное поле зрения и отсутствие осложнений в течение полугода после операции.
7) Хронические заболевания оболочек глаза, сопровождающиеся значительным нарушением функции зрения, стойкие изменения век, в том числе и их слизистых оболочек, парезы мышц век, препятствующие зрению или ограничивающие движение глазного яблока (после оперативного
лечения с положительным результатом допуск осуществляется индивидуально).
8) Хроническое, не поддающееся консервативному лечению воспаление слезного мешка, а также
упорное, не поддающееся лечению слезотечение.
9) Паралитическое косоглазие и другие нарушения содружественного движения глаз.
10) Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
11) Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70° от среднего положения.
12) Ограничение поля зрения более чем на 200° в любом из меридианов.
13) Нарушение цветоощущения.
14) Заболевания сетчатки и зрительного нерва (пигментный ретинит, атрофия зрительного нерва, отслойка сетчатки и др.).
15) Глаукома
В разделе медицинские комиссии и зрение нашего форума вы можете задать интересующие вас вопросы врачам-офтальмологам на тему зрения и прохождения медкомиссии для управления транспортными средствами.
• Онлайн расшифровка заключения офтальмолога
• Глазные заболевания и служба в армии
• Инвалидность по зрению: группы и критерии
• Близорукость: симптомы, причины, диагностика, современные методы лечения
• Астигматизм: Виды, симптомы, лечение