Что такое гбо: ликбез от профессионалов
Содержание:
- Как устроено газовое оборудование
- Чем отличается 4-е поколение от предшественников
- Классификация ГБО по поколениям
- Топливо
- Пара слов об эволюции ГБО (Газобаллонное оборудование )
- Плюсы и минусы
- ГБО: устройство и назначение. Стоит ли ставить?
- Что такое ГБО? Это экономичность и экологичность!
- Устройство системы ГБО
- Конструкция ГБО
- История развития ГБО, полная информация о поколениях
- О современных тенденциях развития ГБО и газодизеле
- Типы оборудования
- Принцип работы ГБО
- Причины неисправности ГБО 4 поколения
- Принцип работы ГБО
- Как работает газовое оборудование на автомобиле
- Основные недостатки и популярные проблемы газобаллонного оборудования
Как устроено газовое оборудование
ГБО – это система альтернативного топливного питания для ДВС, устанавливаемая параллельно с основной системой. ГБО состоит из:
- редуктора;
- бака для хранения топлива;
- газопроводов;
- системы подачи топлива;
- системы управления впрыском газа в цилиндры.
Газовый редуктор – один из важнейших элементом системы, с помощью которого обеспечивается стабильное давление подачи газа в камеру сгорания. Редуктор подбирается исходя из мощности мотора, поэтому его характеристики должны быть рассчитаны на возможности ДВС. Если газовый редуктор будет недостаточной мощности, то это приведет к тому, что газа будет подаваться меньше, топливная смесь будет беднее, а это уже негативно скажется на работе ДВС — перегрев, прогорание клапанов и другие серьезные проблемы.
Важно заметить, что первые модели ГБО были полностью механическими и подавали газ в его естественном агрегатном состоянии. Однако конструкции ГБО эволюционировали вместе с усовершенствованиям конструкции ДВС. . 4 поколение ГБО – это самое популярное на данный момент оборудование, в конструкции которого заложены отдельные газовые форсунки с собственным ЭБУ
Газовый блок может быть настроен как для подачи бензина, так и для подачи газа
4 поколение ГБО – это самое популярное на данный момент оборудование, в конструкции которого заложены отдельные газовые форсунки с собственным ЭБУ. Газовый блок может быть настроен как для подачи бензина, так и для подачи газа.
В 5-ом поколении ГБО газовая смесь подается в камеры сгорания уже в жидком виде. В моделях ГБО шестого поколения для подачи газа применяется не инжектор, а уже штатная система питания.
Важно. На автомобили до 2000-х годов, теоретически можно установить абсолютно любое поколение ГБО. А вот на ТС после 2000-го года выпуска, устанавливаются системы исключительно 4-го и 5-го поколения
ГБО 6-го поколения имеет множество критериев, поэтому подходит даже не всем новым автомобилям, которые только вышли с конвейера. Также с 2006 года действует запрет на использование полностью механических систем ГБО, которые не соответствуют экологическим требованиям.
Чем отличается 4-е поколение от предшественников
Первые два варианта оборудования по переоснащению работы автомобиля с бензина на газ не могли точно дозировать топливо при разных нагрузках на двигатель.
Попытка дозировать газовое горючее была сделана только при изобретении ГБО 3-го поколения. Но в этой аппаратуре был существенный недочёт. Так как ГБО устанавливали параллельно с бензиновой системой подачи топлива, это не давало в полной мере реализовывать контроль расхода газа.
Электронный узел, который находился на смесителе-дозаторе, запаздывал принимать сигналы от лямбда-зонда. Итогом была запоздалая реакция переключения работы двигателя автомобиля на газ.
Данный недостаток был устранён при появлении газобаллонного оборудования 4 поколения. Дозатор-распределитель в комплектацию нового устройства уже не вошёл. Расход газа на автомобиле с ГБО 4 выполняется с помощью электромагнитных форсунок. Благодаря такой схеме стало возможным обеспечить высокий уровень точности дозировки при подаче газа в цилиндры.
ГБО 4 поколения можно комплектовать автомашины с двигателем, оснащенным турбо системой. Моноинжекторные автомобили с моновпрыском целесообразней ставить на 2-е и 3-е поколение ГБО.
Классификация ГБО по поколениям
Газовая аппаратура постоянно обновляется вслед за модернизацией автомобилей и ужесточения норм выхлопа. Существует 6 поколений, но только 3 из них кардинально отличаются друг от друга, остальные 3 поколения — промежуточные.
1 поколение
В первом поколении используется пропан-бутан или метан. Основные компоненты оборудования — баллон и испаритель. Газ заправляется через запорную арматуру в баллон, далее поступает в испаритель, где переходит в парообразное состояние (а метан прогревается), после газ проходит через редуктор, который дозирует впрыск в зависимости от давления во впускном коллекторе.
В первом поколении изначально использовались отдельные блоки испарителя и редекутора, позже узлы объединили в один корпус.
Редуктор первого поколения работает за счет разряжения во впускном коллекторе, где при открытии впускного клапана газ всасывается в цилиндр через карбюратор или смеситель.
Первое поколение имеет минусов: частая разгерметизация системы, приводящая к хлопкам и возгоранию, затрудненный запуск двигателя, требуется частая настройка смеси.
2 поколение
Второе поколение слегка модернизировали. Главное отличие между первым — наличие электромагнитного клапана вместо вакуумного. Теперь можно не выходя из салона переключаться между бензином и газом, появилась возможность запуска двигателя на газу. Но главное отличие в том, что появилась возможность установки 2 поколения на инжекторные автомобили с распределенным впрыском.
3 поколение
Очередная модернизация первого поколения, напоминающая моноинжектор. Редуктор оснастили автоматическим корректором подачи газа, который берет информацию от датчика кислорода, и за счет шагового моторчик регулирует количество газа. Также появился датчик температуры, который не позволяет перейти на газ пока двигатель не прогреется.
Благодаря считыванию датчика кислорода, ГБО-3 отвечает требованиям Евро-2, поэтому устанавливается только на инжектор. В настоящее время комплекты третьего поколения редко встречаются на рынках предложений.
4 поколение
Принципиально новая система, которая чаще всего устанавливается на инжекторные автомобили с распределенными непосредственным впрыском.
Принцип работы состоит в том, что газовый редуктор имеет постоянное давление, и теперь газ поступает через форсунки (каждая на цилиндр) во впускной коллектор. Оборудование оснащение блоком управления, который регулирует момент впрыска, а также количество газа. Работает система автоматически: по достижению рабочей температуры мотора, в работу вступает газ, но есть возможность принудительной подачи газа кнопкой с салона.
ГБО-4 удобен тем, что диагностика и настройка редуктора и форсунок производится программным путем, открываются широкие возможности широкодиапазонных настроек.
Метановое оборудование имеет такую же конструкцию, только с усиленными комплектующими из-за разницы давления (у метана давление в 10 раз выше пропана).
5 поколение
Очередное поколение глобально изменилось относительно четвертого. Газ на форсунки поступает в жидком виде, а система получила свой насос, нагнетающий постоянное давление. На сегодняшний день это самая совершенная система. Главные достоинства:
- возможность легкого запуска холодного двигателя на газу
- отсутствие редуктора
- отсутствие вмешательства в систему охлаждения
- расход газа на уровне бензина
- в качестве магистрали применены пластиковые трубки высокого давления
- стабильная мощность ДВС.
Из недостатков отмечается только дорогая стоимость оборудования и установки.
6 поколение
Отдельно ГБО-6 купить сложно, даже в Европе. Устанавливается на автомобили с непосредственным впрыском, где газ и бензин движутся по одному топливопроводу, и поступают в цилиндры по одним форсункам. Главные достоинства:
- минимум дополнительного оборудования
- стабильная и одинаковая мощность на двух типах топлива
- одинаковый расход
- доступная стоимость обслуживания
- экологичность.
Стоимость комплекта оборудования “под ключ” — 1800-2000 евро.
Топливо
В газобаллонном оборудовании на автомобиле используется газ двух видов – метан и пропан-бутан.
Метан – это природный газ, который используется в кухонных плитах. На автомобиле он представлен в сжиженном виде. Пропан же является элементом отходов при добыче нефти. Однако, учитывая, что он является видом топлива, ему нашли применение в народном хозяйстве. К примеру, пропан используется в качестве хладагента в холодильниках, а также создаёт давление в аэрозолях. На двигателе автомобиля он используется в качестве топлива. Для улучшения характеристик в пропан добавляют газ бутан.
Метан и пропан имеют разные требования к газовому оборудованию. В первую очередь это касается газового баллона.
Причина в том, что давление, при котором хранится метан, в 20 раз больше, чем то, под которым хранится пропан. Вследствие этого стенки баллонов, в которых будет храниться метан, должны быть толще, что ведёт к утяжелению самой ёмкости. Одно из решений данной проблемы – металлопластиковые баллоны. К ГБО, для которого топливом служит метан, предъявляются более высокие требования безопасности. Поэтому большим распространением пользуется газобаллонное оборудование, у которого главный вид топлива – пропан.
Стандартный баллон при этом вмещает до 40 литров смеси, что можно соотнести с ёмкостью бензинового топливного бака. Газ расходуется всего на 10% больше, чем бензин, при этом динамика на автомобиле, как правило, та же. Это и обеспечивает экономическую целесообразность установки, и многие автомобилисты предпочитают выбрать именно пропан.
Пара слов об эволюции ГБО (Газобаллонное оборудование )
На данный момент существует 6 поколений ГБО для пропан-бутана и 4 для метана. Деление это больше похоже на маркетинговый ход, так как кардинальные изменения происходили трижды, а остальные этапы просто промежуточные. Все отличия заключаются в модификации подачи топлива с бензиновой на газовую. На данный момент советую рассматривать только 4 и 5 поколения, так как остальные безнадежно устарели, а последнее недоступно российскому пользователю.
И первым критерием для сравнения будет сам процесс установки, его стоимость.
Начнем с пропан-бутана, установка оборудования, достаточно приличного, 4го поколения может начинаться от 20 тыс рублей. Такая модификация автомобиля очень распространена, выбор компаний огромный. В результате мы получим компактный баллон (25-35кг) с внутренним давлением 12-15 атмосфер. Можно рассмотреть вариант, при котором баллон аккуратно помещается в отдел для запаски, тогда вообще никакой потери площади в багажнике. Заправок много, они доступны почти в каждом районе города.
С метаном сложнее, газ находится под огромным давлением, примерно 200-250 атмосфер, следовательно, баллон больше и тяжелее (65-130 кг), чтоб выдержать нагрузку. Выбор сервиса ограничен, не многие берутся за установку. Центры по продаже где вы сможете сделать покупку и купить автомобиль на метане в Воронеже dilergaz.ru. Цена установки от 50 тыс рублей. Еще одна проблема — заправки, их мало и находятся они часто на окраине.
Плюсы и минусы
Кроме заметного снижения расходов на заправку топливом, газ более экологичный. В выхлопе находится меньше углекислого газа и твердых частиц. Еще одним преимуществом является дополнительная топливная система. Это значительно увеличивает запас хода при полной заправке. Также появляется возможность по собственному выбору использовать то или иное топливо, а также увеличивается максимальный запас хода на полностью заправленных баках и баллонах.
Комплект ГБО четвертого поколения
Разумеется, существует и несколько минусов ГБО:
- Баллон для газа занимает много места.
- Окупаемость для личного автомобиля с небольшими пробегами может занять много времени.
- Требуется регистрация оборудования.
- Может уменьшиться мощность мотора при работе на газе.
ГБО: устройство и назначение. Стоит ли ставить?
Эта системаподает топливо через штатные форсунки. Из-за своей дороговизны она используется редко. На сегодняшний день разработано шесть поколений ГБО. Эксперты Моторпейдж рекомендует установку более современных систем – четвертого и пятого поколения.
Основные составные элементы
Для полноценного перехода на газ необходимо оборудовать автомобиль целым комплектом устройств. Независимо от поколения ГБО включает следующий набор механизмов:
- Редуктор-испаритель отвечает за нагревание пропанобутановой смеси, осуществляет контроль над ее испарением, снижает давление. Конструкция этого элемента предполагает наличие нескольких камер, разделенных клапанами и последовательно соединенных.
- Редуктор газа используется для того, чтобы перевести пропан-бутан из жидкого в газообразное состояние. Может управляться при помощи электроники или вакуума. Оснащается системой регулировки давления.
- Электромагнитный газовый клапан ответственен за блокировку топливного трубопровода в периоды стоянки авто. Благодаря этой детали исключается подача бензина в двигатель. Также он оборудован фильтром топливной очистки.
- Переключатель видов топлива необходим для возможности менять газовое или бензиновое топливо,без необходимости выключения мотора. Конструктив у этих приспособлений может быть разным,
- Мультиклапан – устройство, которым оборудуется горловое основание газового баллона. Используется для того, чтобы перекрыть подачу газа и исключить его утечку в случае аварийной ситуации.
- Вентиляционная камера отводит наружу газовые пары при возникновении течи и располагается на горловине баллона.
- Газовый баллон – емкость, содержащая в себе смесь из сжиженных пропана и бутана. Баллон может быть стальным, алюминиевым, или композитным (смотря какого поколения ГБО). Наряду с этим различаются виды емкостей – например, цилиндрические или торроидальные. В зависимости от формы определяется место монтажа. Так, торроидальный вид удобно разместить в нише, отведенной под «запаску». При этом любой баллон заполняется только на 80% своего объема.
Механизм работы ГБО
Установка вышеперечисленного оборудования позволяет обеспечить цепочку эффективной и безопасной передачи топлива из газового баллона в двигатель. Пропанобутановая смесь под давлением из баллонной емкости поступает в газовую магистраль. Мультиклапаном контролируется подача газа. Далее смесь попадает в фильтрационный клапан, где очищается от различных смолистых отложений и взвесей. В таком виде горючее поступает в испарительный редуктор, где снижается давление. Затем через шланг низкого давления подготовленное топливо отправляется в смеситель. В конечном итоге газ достигает цилиндров мотора. При помощи переключателей газа и бензина можно менять систему подачи топлива по мере необходимости.
Плюсы и минусы
Целесообразным ли в нынешнее время будет переход на газовое оборудование? Существует несколько преимуществ и недостатков ГБО, которые могут склонить чашу весов как в одну, так и в другую сторону.
К плюсам относят:
- экологичность, ведь в газовой смеси куда меньше вредных для окружающей природы компонентов, чем в бензине;
- экономичность – на топливном рынке сложилась ситуация, при которой газ стоит в два раза дешевле бензина (примерно при одинаковом расходе);
- продуктивность: моторное масло темнеет медленнее из-за минимального количества вредных примесей.
Преимущества ГБО весомы и неоспоримы, но и недостатков достаточно:
- мощность двигателя снижается;
- нагрузка на выпускной коллектор повышается;
- газовые баллоны взрывоопасны;
- ГБО занимает полезное пространство автомобиля;
- опасность утечки газа;
- установка оборудования требует солидных вложений.
Мифы и реальность
На деле вложение в газобаллонное оборудование быстро окупится, однако владельцы могут столкнуться с рядом проблем: снижением продуктивности мотора, сложностями запуска в холодную погоду, опасностью взрыва. К тому же ГБО не снижает шумность двигателя – это миф. По этим причинам пропанобутановое топливо так и не приобрело широкую популярность. Возможно, в будущем будут разработаны системы, которые позволят избежать всех перечисленных проблем.
Что такое ГБО? Это экономичность и экологичность!
Экономия заключается в том, что, по сравнению с бензином и дизельным топливом, газ гораздо дешевле. Для отечественных автолюбителей это и становится определяющим фактором переоборудовать свою «ласточку» на газовое топливо. Чтобы подсчитать, во сколько обойдется установка оборудования необходимо проконсультироваться со специалистом. Именно специалист, оценив потенциал Вашего автомобиля, посоветует то или иное оборудование.
Ведь комплект ГБО необходимо выбирать исходя из:
- характеристик автомобиля;
- задач, которые ставит владелец (коммерческое использование, преимущественная езда по городу или езда по трассе);
- прочих особенностей.
После согласования всех моментов необходимо записаться в автоцентр на установку.
В отношении экологической обстановки, в таких государствах как, к примеру, Германия и США – сохранение окружающей среды является стилем жизни. Выхлопные газы от сгорающего в моторе бензина и дизтоплива губительны для природы и человеческого здоровья. А вот газ в атмосфере расщепляется практически бесследно. В связи с этим, руководство обеих этих стран занимается стимулированием населения на переход на газовое топливо. Преимущество отдается метану.
Устройство системы ГБО
Существует несколько поколений газового оборудования. Различаются они некоторыми элементами, но основное устройство остается неизменным. Ключевые составляющие всех систем ГБО:
- Раструб для подключения заправочного пистолета;
- Резервуар, выдерживающий высокое давление. Его размеры зависят от габаритов авто и места установки. Это может быть «таблетка» вместо запаски или стандартный цилиндровый баллон;
- Магистраль высокого давления – она соединяет все элементы в одну систему;
- Кнопка переключения (в модификациях первого и второго поколения) или автоматический переключатель (четвертое поколение и выше). Этот элемент переключает электромагнитный клапан, который отсекает одну магистраль от другой и не дает их содержимому смешиваться в топливной системе;
- Проводка используется для работы кнопки управления (или переключателя) и электромагнитного клапана, а в усовершенствованных моделях электричество используется в разных датчиках и форсунках;
- В редукторе газ очищается от примесей через фильтр тонкой очистки;
- Последние модификации ГБО имеют форсунки и блок управления.
Конструкция ГБО
Установка газобаллонного оборудования позволяет перейти на газ и сэкономить на горючем. Но перед выполнением работ необходимо разобраться с устройством ГБО автомобиля, его конструктивными особенностями и принципом функционирования.
В конструкцию входит:
- Газовый баллон. Имеет разную форму (цилиндр, тороид), предназначен для хранения газа под давлением. Заполняется на 80% от полной емкости. Изготавливаются из алюминия, легированной / обычной стали, композитных материалов.
- Заправочное устройство. Предусмотрено для заполнения автомобиля газовым топливом.
- Мультиклапан. Представляет собой конструкцию из группы датчиков / клапанов. В состав входит расходный / заправочный / скоростной клапан, а также датчик уровня топлива. Это устройство газобаллонного оборудования автомобиля находится на горловине емкости.
- Газовые форсунки. Обеспечивают подачу подготовленного горючего в камеру сгорания.
- Редуктор. Устройство бывает двух видов. Испаритель подогревает топливо и обеспечивает его испарение, а газовый снижает давление при его передаче из баллона.
- Блок управления. Обязательно входит в устройство системы питания газобаллонного автомобиля, принимает сигналы и дает команды на другое оборудование. Программируется с помощью компьютера, позволяет менять настройки форсунок для более точной работы.
- Переключатель горючего. Аппаратура устанавливается в салоне транспортного средства и позволяет водителю переключать режим с ГБО на бензин. Предусмотрена подсветка и индикатор, отображающий, сколько в салоне осталось газовой смеси.
- Фильтр. В схему газобаллонного оборудования автомобиля обязательно входит фильтрующий элемент, очищающий поступающей газ от примесей. В зависимости от вида оборудования требования к качеству фильтра и точности очистки могут отличаться.
- Датчик температуры. Предназначен для измерения температуры в редукторе и передачи данных в блок управления. Также он обеспечивает точный переход между бензином и системой ГБО. Перевод осуществляется только при достижении определенной температуры (устанавливается с помощью программы).
В устройство ГБО 4 и других поколений могут также входит вентиляционная камера, которая находится в горловине баллона, дозатор (смеситель) и другие элементы.
История развития ГБО, полная информация о поколениях
Несмотря на то, что нефть время от времени дешевеет, цены на топливо продолжают неуклонно расти. В поисках более дешевой альтернативы многие автолюбители переоборудуют свои транспортные средства на газ.
- Со времени своего существования газобаллонное оборудование (ГБО), претерпело много изменений.
- На сегодняшний день известно 5 поколений ГБО, однако следует учитывать, что первые три поколения по своим техническим и эксплуатационным характеристикам оставались далекими от совершенства.
- Первыми, кто активно начал переоборудовать свои автомобили под газ, были водители маршрутных такси марки “Газель”.
- Вслед за ними всё больше начали устанавливать ГБО и частные автовладельцы.
- Хотя первые системы газового оборудования и были достаточно капризными, тем не менее экономия давала о себе знать.
- Так как же развивалось ГБО и в чем заключается его эволюция?
По сути дела радикальных отличий между поколениям ГБО нет. Просто время от времени производители постепенно совершенствуют свои изделия, добавляя новые узлы.
О современных тенденциях развития ГБО и газодизеле
Что такое ГБО? Это современные технологии, которые идут вперед каждый день!
Кроме традиционного оборудования, и газобаллонных систем инжекторного типа, еще советскими инженерами был создан газодизель. ГБО, которое устанавливалась на дизельные силовые агрегаты.
Первым представителем газодизеля были грузовики «Камаз». В силовую установку автомобиля подавалось 80% газовой смеси и 20% солярки. Такое топливо заставляло «Камаз» работать в полную силу. Но СССР был богатой страной, в которой солярка стоила дешево, поэтому проект признали нерентабельным, и закрыли.
Принцип газодизеля заключается в том, что газ поступает в мотор не вместо, а одновременно с основным горючим – дизтопливом. Использование такой технологии показало себя эффективным в отношении снижения материальных затрат на горючее, особенно – при работе магистральных тягачей.
Сейчас тренд установки ГБО на дизель вновь набирает обороты. Газовые установки успешно работают как на грузовых автомобилях, так и на комфортных седанах или внедорожниках.
Разработкой последнего времени является применение газа на бензиновых двигателях, чья конструкция предусматривает прямой впрыск бензина. В этом случае через бензиновые форсунки осуществляется подача газа в жидкой форме. В ГБО 6 поколения отсутствует такой элемент как редуктор-испаритель. Это передовое решение компании Vialle, за которым дальнейшее будущее систем ГБО.
Типы оборудования
Всего существует две разновидности ГБО, исходя из используемого газа:
- Пропан, бутан – такое оборудование стоит недорого, а заправочных станций уже немало открыто. Именно такие установки ГБО и устанавливают на 95% авто.
- Метан – данный вид ГБО стоит дорого, но стоимость этого газа ниже, в отличие от пропана. В то же время баллоны с метаном имеют больший вес и также дороги. Метановых заправок пока не так много.
Видео по теме видов газа. Крайне рекомендуем посмотреть видео:
В любом городе России легко найти газовую заправку, поскольку эта деятельность уже достаточно развита, а разработки не прекращаются. Также есть несколько поколений ГБО и пока их насчитывается 6 штук.
Принцип работы ГБО
У нас на рынке распространено две системы ГБО:
- традиционная (карбюраторная);
- инжекторная.
Традиционную устанавливают на карбюраторные автомашины, поскольку она функционирует по принципу карбюрации. Попадающий в мотор поток воздуха проходит специальный смеситель, где обогащается определенным объемом газа. Чем глубже утапливается в пол педаль газа, тем шире приоткрывается дроссель (заслонка), и тем больший объем газового топлива, смешанного с воздухом, оказывается в двигателе.
Оборудование инжекторного типа функционирует по тому же алгоритму, что и инжекторная система на бензине. Газовое горючее попадает в мотор путем впрыска через форсунки, управляемые электроникой. Главное, чтоб электронный блок инжектора самого ГБО был настроен правильно. Он не должен конфликтовать с ЭБУ автомобиля, изначально выпущенного с заводского конвейера с бензиновым двигателем.
Причины неисправности ГБО 4 поколения
Во время эксплуатации автомобиля с установленным таким оборудованием, могут уменьшиться эксплуатационные показатели ДВС. Такие неполадки происходят по следующим причинам:
- Вышел из строя редуктор.
- Неправильно настроен редуктор или дозатор.
- Забит фильтр из-за чего не обеспечивается подача газа в нужном объеме.
- Температура газовоздушной смеси низкая. Это часто бывает зимой.
- По причине низкой температуры редуктора, смесь получается через чур обогащенная.
Если автомобиль с ГБО 4 плохо заводится:
- Вышла из строя диафрагма редуктора. Это бывает, если часто запускать двигатель сразу на газу.
- Не правильно настроен редуктор.
- Не правильно работает расходный электромагнитный клапан. Клапан может «глючить» из-за механического заедания якоря или, если произошло короткое замыкание (КЗ) витков.
- Электронный блок управления отказывается давать сигнал на запуск подачи газа или подает неверный сигнал, который не соответствует необходимому количеству топлива.
- Низкий заряд аккумулятора авто, из-за чего электромагнитные клапаны не срабатывают при запуске. Заряд АКБ может уменьшаться из-за неисправности стартера, генератора. Следует также проверять работу обгонной муфты генератора.
- Уменьшена компрессия в цилиндрах двигателя. Это может быть по причине износа гладких поверхностей деталей цилиндро-поршневой группы или повреждения колец и клапанов двигателя.
- В случае использования вакуумного редуктора бывает не заводится двигатель из-за того, что во впускном коллекторе создается малое разряжение, недостаточное для всасывания газа. В этом случае выручает отдельный электромагнитный насос, который принудительно подает топливо.
Принцип работы ГБО
У нас на рынке распространено две системы ГБО:
- традиционная (карбюраторная);
- инжекторная.
Традиционную устанавливают на карбюраторные автомашины, поскольку она функционирует по принципу карбюрации. Попадающий в мотор поток воздуха проходит специальный смеситель, где обогащается определенным объемом газа. Чем глубже утапливается в пол педаль газа, тем шире приоткрывается дроссель (заслонка), и тем больший объем газового топлива, смешанного с воздухом, оказывается в двигателе.
Оборудование инжекторного типа функционирует по тому же алгоритму, что и инжекторная система на бензине. Газовое горючее попадает в мотор путем впрыска через форсунки, управляемые электроникой. Главное, чтоб электронный блок инжектора самого ГБО был настроен правильно. Он не должен конфликтовать с ЭБУ автомобиля, изначально выпущенного с заводского конвейера с бензиновым двигателем.
Как работает газовое оборудование на автомобиле
Газ в баллоне находится под давлением около 15 бар. После открытия клапана он по магистрали через фильтр попадает в редуктор. Здесь давление понижается до 1 бар (5 и 6 поколение работают по-другому). Далее газ попадает во впускной тракт, где смешивается с воздухом и поступает в цилиндры. После чего принцип работы ДВС такой же, ка и на бензине.
Для правильного функционирования редуктора нужно, чтобы охлаждающая жидкость в системе была прогрета до +35-40 градусов. Тогда температура газа будет повышаться (изначально она около -70 градусов), и он перейдет из жидкого состояния в газообразное. При достижении нужной температуры оборудование либо переключается на газ автоматически, либо вручную.
Основные недостатки и популярные проблемы газобаллонного оборудования
Переделывают автомобили на газ не от личного желания сделать машину лучше. Основным стимулом выполнения данной задачи является уменьшение расхода топлива, точнее финансовых затрат, связанных с покупкой бензина. На газу авто работает практически так же, как и на бензине, визуально особых отличий нет. Тем не менее, уменьшение расходов в одном тянет за собой увеличение затрат на прочие сферы эксплуатации машины. Основные недостатки и часто возникающие проблемы с ГБО следующие:
- увеличение расхода в литрах — если авто потребляло в среднем 10 литров топлива на 100 километров, то будет потреблять 12 литров газа;
- значительное повышение износа внутренних деталей силового агрегата из-за увеличенного трения;
- ряд возможных проблем с электроникой, которая имеет свойство выходить из строя в самые неожиданные моменты;
- сокращение количества заправок, на которых вы можете заправить свой автомобиль качественным топливом;
- значительное изменение повадок машины, снижение динамичности разгона и максимальной скорости.
На газу двигатель выдает меньше лошадиных сил, что серьезно влияет на ощущения от поездки. Но если силовой агрегат вашего авто обладает большим объемом (свыше 2.5 литров), то подобный эффект практически не будет заметен. Газовое оборудование может сэкономить деньги сегодня и сейчас, но в перспективе вы будете вынуждены ремонтировать двигатель чаще. Впрочем, в пятом поколении ГБО такая проблема решена, равно как и проблема повышенного расхода. Научные и практичные подтверждения некоторых негативных сторон установки газового оборудования на машину смотрите на следующем видео: