Как подобрать колонки к магнитоле: теория, маркетинговый обман и практика
Содержание:
- Популярные торговые марки
- Колонки какого производителя выбирать
- 3 AUDISON PRIMA APK 165
- Как правильно выбрать динамики для авто. Какие существуют автомобильные акустические системы
- 2 Как подобрать оптимальную мощность?
- Как определить мощность магнитолы
- Колпачок
- Теория: все беды — от задержек
- Схема подключения
- E.O.S. Odeon II
- Лучшие корпусные колонки для транспорта
- Где лучше разместить?
- Компоненты качественной системы
- Как правильно подключить динамики к магнитоле в машине
- Нужен ли усилитель?
Популярные торговые марки
Чтобы сразу предсказывать характеристики звуковой картинки в салоне автомобиля, не имея специальных знаний — можно купить акустику того или иного производителя. Каждая торговая марка отличается четко различимыми особенностями звучания и конструкционного исполнения своих колонок или отдельных громкоговорителей.
KENWOOD
Продукция KENWOOD предлагает весь спектр акустических систем. Можно купить коаксиальные широкополосники или компонентный комплект. Но особенно интересны предложения динамиков для штатных мест. Такие наборы позволяют с минимальными усилиями оснастить салон качественной акустикой.
Звучание KENWOOD — это сбалансированная звуковая картинка без подчеркивания басов. Они хорошо воспринимаются, различимы, однако ситуации, когда музыка превращается в сплошной низкий гул — невозможны при любых регулировках и настройках. При работе с магнитолами бренда акустика KENWOOD показывает очень чистый, качественный звук.
Pioneer
Консорциум Pioneer работает на рынке авто акустики давно. Цены на колонки и динамики не отличаются демократичностью. Однако это легко объясняется тем, что компания даже в самых дешевых системах своего производства использует свои самые продвинутые инженерные решения.
Акустика Pioneer интересна автомобилистам тем, что в позициях ассортимента можно найти готовый набор динамиков для установки в штатные места машины конкретной модели. Звук динамиков отличается малым уровнем искажений. Диффузоры и катушки динамиков показывают быстрый отклик, отлично переносят перегрузки. Большинство моделей хорошо работает в области низких частот.
Данная компания — эталон применения мер защиты динамиков. Здесь можно найти продуманные схемы вентилирования, особые конструктивные решения катушек и многое другое. Динамики звучат очень чисто и сочно, вне зависимости от типа.
Среди предложений компании есть отдельные динамики, коаксиальные системы, активные и пассивные сабвуферы. К особенностям изделий относится четкое соответствие реальных параметров заявленным значениям. Поэтому, чтобы гарантировать долгую стабильную работу акустики — нужно правильно выбирать динамики и колонки Edge.
Акустика данного бренда рекомендована тем, кто хочет получить оптимальное соотношение стоимости и качества. Динамики отличаются продуманной конструкцией и применением классических инженерных решений. Коаксиальная акустика рассчитывается для работы в малом объеме.
Изделия Sony предлагают качественный звук без изысков, смещений звуковой картинки вниз или вверх по частотной полосе. Каждая модель полностью оправдывает ожидания покупателя. Не последним достоинством продуктов бренда является приемлемая цена и широкий ассортимент представленных на рынке моделей.
Hertz
Акустика Hertz для многих выступает синонимом качества. Динамики бренда отличаются высокой скоростью реакции на изменения входного сигнала. Поэтому акустика звучит сочно, мощно, передавая мельчайшие оттенки мелодии.
Динамики Hertz пригодны для воспроизведения музыки любого стиля. При этом даже относительно малые по размеру диффузоры хорошо справляются с воспроизведением басов. В ассортименте предложений компании можно найти не только акустику практически любого типа, но и все для самостоятельного построения качественной системы. Можно купить усилители, кроссоверы, сабы, специальные автомобильные исполнения электроники с фильтрацией помех.
Колонки какого производителя выбирать
При покупке акустики для своего автомобиля следует сразу определить, какой параметр будет для вас приоритетным
Если предпочтение отдаётся проверенным брендам, стоит обратить внимание на таких производителей, как Sony, Pioneer, Kenwood и JVC. В большинстве случаев они выдают достойное качество звука и отличаются надёжностью. Главный недостаток колонок этих марок — высокая стоимость
Главный недостаток колонок этих марок — высокая стоимость.
Если вы перфекционист или поклонник классической музыки, то обходите стороной бюджетные системы и колонки таких производителей, как Mystery, Supra, CallCell и Fusion. С ними добиться качественного и красивого звука в своём авто вам не удастся. Впрочем, более дорогие модели этих брендов отличает приемлемое качество звучания и бесперебойная работа в течение нескольких лет.
Рекомендуем выбирать АС таких брендов, как DLS, MTX, JBL, Focal, Hertz, Rockford Fosgate, Magnat, Boston Acoustic, Alpine, Blaupunkt, Nakamichi, Lightning Audio, Infinity или Morel. Судя по отзывам пользователей, модели этих марок отличаются хорошим соотношением цены и качества.
Напоследок хотим подчеркнуть, что безграмотная установка АС может свести на нет все достоинства даже самой производительной и дорогой магнитолы. Поэтому для получения действительно качественного звучания устанавливать аудиосистему в машину лучше всего в специализированных автомастерских, где вы сможете рассчитывать на помощь настоящих профессионалов.
3 AUDISON PRIMA APK 165
Один из лучших образцов профессиональной автомобильной акустики, имеющий для своего класса привлекательную стоимость. Хорошо проявляет себя с усилителем, генерирующим не менее 60 Вт на канал. Сама колонка в номинале работает на 100 ВТ мощности, но на пиках уверенно выдерживает 300 Вт. Твитер имеет свой отдельный фильтр, что обеспечивает «правильное» звучание всей системы.
Очень четкий и сильный звук имеет высокую детализацию, что позволяет слышать инструментальное разделение. ВЧ мягкие и в меру насыщенные. При пиковой громкости полностью сохраняют чистоту звука, без малейших намеков на акустический шум. В отзывах владельцы выражают большое удовлетворение своим выбором. Audison Prima превращает салон машины в подобие концертного зала, позволяя получать удовольствие от каждой минуты нахождения в авто.
Как правильно выбрать динамики для авто. Какие существуют автомобильные акустические системы
Если ваш автомобиль хорош со всех точек зрения, кроме одной… Штатная автоакустика категорически не дотягивает до приемлемого качества звука… Тогда вы наверняка задумались о том, как выбрать динамики для авто. Более качественные и при этом посильные для бюджета.
Мир автомобильных аудиосистем очень разнообразен. Прежде чем начать разбираться в нем, нужно понять, какие динамики для авто лучше всего подходят конкретно вашему автомобилю. И как их грамотно установить, чтобы создать объемную звуковую сцену.
Какие бывают автомобильные акустические системы (АС)
Всю автомобильную акустику можно разделить на три основных типа:
- широкополосную;
- коаксиальную;
- компонентную.
Именно в таком порядке акустические системы возрастают по качеству звука, сложности установки и, конечно, цене. В каждом из этих типов АС есть свой рейтинг динамиков для авто.
В широкополосной системе один-единственный динамик воспроизводит весь доступный диапазон частот. Этого достаточно, чтобы слушать новости по радио или включить негромкий музыкальный фон в поездке. Большинство автопроизводителей оснащают свою продукцию широкополосной АС уже на заводе.
Ценители хорошего автозвука меняют штатную широкополосную систему — на коаксиальную . Слово «коаксиальный» означает «соосный». В такой акустической системе используются уже несколько динамиков, расположенных на одной оси. Весь спектр частот, который поступает от автомагнитолы, разделяется на низкий, средний и высокий диапазоны, и для воспроизведения каждого из них служит отдельная головка.
Всего таких динамиков для авто может быть от 2 до 5, но чаще всего встречается трехполосная система: самый большой по диаметру НЧ-динамик и установленные перед его диффузором СЧ- и ВЧ-головки. Разделение частот между разными динамиками позволяет заметно расширить общий диапазон всех воспроизводимых частот и улучшить качество звучания.
Чем лучше разделяются частотные каналы и чем меньше при этом вносится искажений, тем лучше качество воспроизведения. За разделение частот отвечает устройство, называемое кроссовер. Это разделительный фильтр, в котором может быть от одной до четырех ступеней.
В простых моделях акустики, кроссоверы встроены в корпуса динамиков. В высококачественных моделях применяется внешний кроссовер, который выполнен в виде отдельного блока и иногда допускает регулировку параметров сигнала.
В компонентной АС звуковой ряд также разделяется по частотам, но динамики разнесены в пространстве, каждый из них монтируется отдельно.
Это повышает сложность и стоимость установки, зато качество и объем звука достигаются наивысшие. Фанаты автозвука и заядлые меломаны используют именно компонентную акустику в качестве фронтальных колонок.
Для громкого и качественного воспроизведения самых низких частот, на грани человеческого слуха, перечисленные АС не подходят. Для этого применяют специальный вид динамиков — сабвуферы. Они относятся к тыловой автоакустике, их устанавливают в багажнике, либо на задней полке автомобиля.
Какие бывают типоразмеры автомобильных динамиков
На качество звучания не влияет форма динамиков — круглая она или овальная, а вот размер влияет.
Типоразмер — это стандарт, который и определяет размеры динамиков для авто. В большинстве автомобилей предусмотрены штатные места для круглых динамиков диаметром 10, 13 или 16 см, а также для овальных 15х23 см (6*9 дюймов).
Чем больше диаметр громкоговорителя, тем лучше он воспроизводит низкие частоты. Типоразмер акустической системы в целом определяется размером НЧ-динамика, т.к. он самый большой в системе.
Фронтальные динамики для авто 16 см хорошо воспроизводят звуки от 80 Гц, 13 см — от 100 Гц, 10 см — от 120 Гц.
2 Как подобрать оптимальную мощность?
Мощность колонок играет важную, но неосновную роль в показателе качества. Это значит, что даже самые мощные устройства не гарантируют идеально чистый звук, последний зависит от ряда факторов. Чтобы получить качественный и равномерный звук, мощность необходимо подбирать исходя из возможностей самой автомагнитолы.
Мощность колонок в автомобиле можно условно разделить на три состояния: номинальная, максимальная и пиковая. Производители, как правило, указывают на этикетках именно максимальную мощность, чтобы привлечь клиентов и продать свой товар
Специалисты в автомузыке советуют при выборе колонок обращать внимание в основном на номинальную мощность устройств, как на более актуальный показатель
Выбор мощности колонок авто Помимо размеров, мощности и типа колонок, следует также учитывать такой показатель, как акустическое оформление. Оно бывает:
- свободным (большой корпус, выступающий в роли акустического экрана);
- фазоинверторным (корпус колонки с отверстиями для циркуляции воздуха);
- в виде «закрытого ящика» (звукопоглощающая оболочка, для устранения потери звукового давления).
Акустическое оформление машины Перед тем как подобрать колонки к автомагнитоле, следует учитывать и такие критерии как:
- выходная чувствительность – прямой зависимости больше-лучше нет, тем не менее мягкий и богатый звук вы получите только при высокой чувствительности;
- резонансная частота воспроизведения звука (от этого показателя зависит частота воспроизведения басов);
- частотный диапазон (рекомендуемый показатель в пределах +-3 децибела).
При выборе качественных колонок, нужно не только учесть все вышеперечисленные характеристики, но и подобрать оптимальный вариант, который будет технически сопоставим с моделью автомагнитолы.
Как определить мощность магнитолы
Сначала немного теории. Мощность любого устройства для воспроизведения, к которому подключаются колонки для автомагнитолы, не может превышать параметрику бортовой электросети. В случае звуковой системы – это граница напряжения в 12 В. С позиции чистой физики, головное устройство или магнитола не могут иметь мощность на канал выше 4.5 Вт.
Правильность такого утверждения подтверждают крайне дешевые варианты электроники. Если купить, например, магнитофон за 400-500 рублей – он будет выдавать именно такую маленькую мощность и колонки к автомагнитоле должны выбираться соответственно.
Современная электроника среднего класса работает с мостовой схемой включения. Ее усилитель может выдавать до 18-20 Вт чистой мощности. Если в магазине найдется модель с такой параметрикой – ее можно смело покупать, потому что именно она не подкинет никаких неожиданностей. Изделие данного типа работает физически правильно, по классической схеме, подобранные колонки к автомагнитоле гарантированно не смогут испытать неожиданной перегрузки и выйти из строя.
Но что же означают магические цифры в 45, 50, 80 Вт на выходе усилителя авто магнитолы, гордо продублированные надписями, наклейками на передней панели? Это одновременно маркетинговая ложь и технический прием. В контуре усиления подобных моделей установлен промежуточный накопитель мощности. Это конденсатор, который заряжается в тот промежуток времени, когда звуковая картина позволяет работать на мощности сигнала ниже 20 Вт.
В период возрастания амплитуды, например, при резком ударе барабана или мощном нарастании громкости трека – конденсатор отдает энергию, усилитель превышает физически правильный уровень сигнала. Такой подход использует особенности человеческого слуха. Когда заряд конденсатора иссякнет, общая громкость падает, однако человек этого не замечает из-за эффекта инерции восприятия.
На основании понимания базовой физики – проще осознать, что именно означают указанные в паспорте на магнитолу данные.
- Мощность в Ваттах – пик значения сигнала, кратковременный. Если в документации к устройству приводится значение PMPO, оно не требует преобразования и может использоваться как ориентир, когда выбираются динамики к магнитоле. В случае, когда приводится мощность RMS – показатель нужно разделить на 1.41 для получения нужного параметра.
- Звуковая схема. Сегодня стандартная стерео система достаточно редко встречается в предложениях рынка. Обычная магнитола имеет 4, 5 выходных каналов, может снабжаться отдельным портом подключения сабвуфера.
Все данные можно найти в документации к звуковоспроизводящему устройству или посмотреть на бирке, помещенной на корпус. Полученная информация будет использоваться, когда придется время выбирать динамики к автомагнитоле по мощности.
Колпачок
Колпачок представляет собой оболочку из синтетики или ткани, основная функция которой – защита динамиков от пыли. Помимо этого, колпачок играет немаловажную роль в формировании определенного звучания. В частности, при воспроизведении средних частот. С целью наиболее жесткого закрепления колпачки делают округлой формы, придавая им небольшой изгиб. Как вы наверняка уже поняли, разнообразие материалов как раз-таки связано с тем, чтобы достичь определенного звучания. В ход идет ткань с различным пропитками, пленки, композиции целлюлозы и даже металлические сетки. Последние, в свою очередь, выполняют еще и функцию радиатора. Алюминиевая или металлическая сетка отводит излишки тепла от катушки.
Теория: все беды — от задержек
Многополосные системы появились в попытках выровнять АЧХ всей акустики: у каждой полосы — свой излучатель, отыгрывающий определенный частотный диапазон. Опять же, многополосная конструкция обеспечивала большую линейность, чем широкополосники, но обладала меньшей чувствительностью
У широкополосников к краям озвучиваемого диапазона спадала АЧХ, но зато было важное преимущество: динамик всего один, и конструкция получалась очень простая, излучающая звук из одной точки
В многополосниках же нужно как-то объяснить колонке, что одни частоты будет отыгрывать этот динамик, а другие — вон тот. Для этого и существуют кроссоверы с разделительными фильтрами, которые говорят: так, сигнал с такой частотой идет туда, с этой — сюда. И тут начинаются проблемки.
В англоязычной литературе есть такой термин, как . Емкого русскоязычного перевода я не нашла, только длинное объяснение — сдвиг диаграммы направленности излучения динамиков в области совместного их излучения, то есть на частоте раздела кроссовера. Этот сдвиг зависит от взаимного фазового сдвига сигналов динамиков, определяемых схемой разделительного фильтра и физическим расположением динамиков.
Так как динамики в большинстве многополосных систем находятся друг над другом, этот кроссоверный сдвиг сильнее всего ощущается в вертикальной плоскости. При классическом, привычном расположении твитера над СЧ/НЧ-звеном суммарная диаграмма направленности будет несколько сдвинута вниз.
Сдвиг фазы на частоте раздела кроссовера происходит из-за того, что одну и ту же частоту играют динамики разных размеров с акустическими центрами, расположенными не на одной линии. Починить это можно несколькими способами.
Самый заметный визуально — геометрический. Крошку-твитер утапливают поглубже в корпус, засовывая в звуковод или рупор и располагая акустический центр динамика на том же уровне, что и у СЧ/НЧ (или без рупора — просто делают ступеньку). Вариация геометрического способа — наклон корпуса акустики немного назад: за счет этого выравнивается сдвиг диаграммы направленности, и акустика суммарно излучает более горизонтально.
Ощущение, будто защищаю лабораторную по физике…
Также можно пошаманить с конфигурацией динамиков. Например, вместо динамических излучателей взять электростатические высотой метр-полтора, не забыв их выгнуть (но наклонять все равно придется) и дополнить сабом. Если от динамических головок отказываться не хочется, можно поставить твитер под СЧ/НЧ-звеном, а не над: тогда система будет излучать немного вверх, а не вниз. Или совместить акустические оси динамиков и собрать коаксиальный излучатель (который достаточно успешно повторяет широкополосник в плане точечности излучения). Можно вообще реализовать схему d’Appolito, где твитер находится между двумя СЧ/НЧ-динамиками — правда, там еще и кроссовер используется нечетного порядка, что тоже вносит свою лепту.
Отсюда мы плавно перетекаем ко второму варианту решения проблемы — электрическому. Фазу можно подстроить с помощью правильной реализации кроссовера. Чаще всего в случае коррекции сигнал от твитера поступает с небольшой задержкой по отношению к СЧ/НЧ-излучателю, таким образом нивелируя физическую разницу в расположении акустических центров динамиков, если их никто не подгонял.
Однако несмотря на то, что этот сдвиг диаграммы направленности в многополосниках — штука давно известная, далеко не во всех моделях акустики его корректируют в полном объеме. Высока вероятность того, что именно это явление — причина, по которой с пола тестируемые колонки мне слушать приятнее, чем со стула.
Схема подключения
После того как кабели были проложены и маркированы (при необходимости), следует переходить к их соединению акустики с головным устройством. Для подключения динамиков к автомагнитоле следует убедиться в том, что нет замыкания на кузов. Для этого проводку проверяют с помощью мультиметра.
Следующий шаг — проверка сопротивления самих динамиков. Нормой считается показатель 4 Ом. При отсутствии расхождений с данными параметрами можно приступать к подсоединению кабеля. В комплекте с каждым ресивером должна присутствовать схема, с помощью которой монтаж не займет много времени.
Проще всего подключить колонки к магнитоле в машине с помощью ISO-разъемов. Если они не предусмотрены в штатной магнитоле, можно приобрести отдельный ISO-переходник. С его помощью можно будет быстро заменить приборы в будущем.
Передние
Если провода имеют разноцветную изоляцию, подсоединить их будет просто. К передним колонкам относятся светлые кабеля:
В случае отсутствия маркировки проверить динамики можно следующим образом. К каждому проводу на короткое время подключается батарейка пальчиковая (типа АА или ААА). Динамик, соединенный с этим проводом, начнет издавать скрип. Благодаря этому удастся правильно подключить передние колонки.
При движении диффузора вверх можно определить положительную полярность.
Задние
При подключении динамиков к магнитоле нужно помнить: кабеля задних колонок имеют темную изоляцию:
- фиолетовая (для правого устройства);
- зеленая (для левого).
Если маркировка не предусмотрена, можно, как и в случае с передней парой, проверить путем соединения с пальчиковой батарейкой. Каждый провод нужно правильно подключить от динамиков к головному устройству в предусмотренный для этого разъем. После этого подключение задних колонок к магнитоле можно считать завершенным.
Домашние колонки
Некоторые автовладельцы задаются вопросом о том, как установить эстрадные или бытовые динамики от музыкального центра. Теоретически такое подключение колонок возможно, однако существует ряд нюансов.
- Качество выдаваемого звука будет ниже, чем при работе автомобильной акустики. Это объясняется тем, что бытовые колонки рассчитаны на использование в условиях открытого пространства.
- Напряжение на этих приборах отличается от напряжения автомобильных устройств, поэтому потребуется преобразование.
При активной системе на плате блока питания необходимо найти точки, в которых на усилитель подается напряжение. В этих местах прибор запитывают от аккумулятора. Что касается схемы подключения к головному устройству, то она может быть разной:
- напрямую от магнитолы;
- через усилитель мощности.
Усилитель
Подключение усилка позволит увеличить громкость и качество звучания. К усилителю подводят кабель от головного устройства и провод питания (он идет от АКБ). Следующий этап — подключение динамиков. При использовании мостовой схемы один канал соединяют с “-”, другой — с клеммой нагрузки “+”.
Как подключить 6 колонок
Специалисты подчеркивают тот факт, что качество звука в машине в большей степени зависит от мощности и возможностей колонки в авто, а не от их количества. Между тем многие автолюбители задаются вопросом о том, можно ли подключить 3 или 4 пары динамиков к магнитоле.
Для решения этой задачи потребуется покупка усилителя с 4 выходами.
Портативная колонка
Вместо магнитолы можно использовать портативную колонку, которая подключается к смартфону или любому другому гаджету посредством Bluetooth. Такой прибор получил широкое распространение среди владельцев авто. В списке его преимуществ отмечают относительно низкую стоимость, отсутствие необходимости подключения к системе автомобиля и возможность использовать не только в машине, но и в любом другом месте.
Единственный недостаток портативной колонки заключается в том, что качество звука часто не дотягивает до уровня специализированных акустических систем, состоящих из усилителя, динамиков и сабвуферов.
Итак, настал момент замены колонок в автомобиле. Как это сделать, и что нужно для этого знать? Определенно, нужно понимать количество заменяемых динамиков, их размер, мощность, которую даст магнитофон или усилитель (при его установке) и желаемую номинальную мощность колонок. А еще хорошо бы понять, куда какие подключать.
Как подключить?
E.O.S. Odeon II
Одеонами в Древней Греции и Риме назывались здания для проведения музыкальных и певческих состязаний. Название подобрано компанией E.O.S. удачно – компонентная АС Odeon лучше всего раскрывает свой потенциал на классике и в других жанрах с «живыми» инструментами.
Средние частоты воспроизводятся чисто и детально — сложно отыскать подобное звучание СЧ у двухполосных компонентных систем в ценовом диапазоне до 25 000 рублей. Также пользователи отмечают точную передачу вокала, причем высокие частоты не режут слух.
Во всех диапазонах звучание мягкое, иногда даже слишком, и в нижнем это может показаться недостатком. Сгладить ситуацию поможет правильный выбор и настройка сабвуфера. Хотя поклонникам тяжелого рока или спид-метал лучше рассмотреть другие акустические системы.
Лучшие корпусные колонки для транспорта
Корпусные динамики часто имеют влагозащищенное исполнение, оснащаются дополнительными функциями (например, поддержкой Wi-Fi) и могут использоваться не только на автомобилях, но и на мотоциклах, скутерах и даже водных транспортных средствах.
Boss MC650B
5.0
★★★★★
оценка редакции
100%
покупателей рекомендуют этот товар
Влагозащищенная аудиосистема Boss MC650B предназначена для использования на мотоциклах, скутерах, а также на водном транспорте.
В комплекте акустики – 4 динамика со стильной решеткой и многофункциональный контроллер дистанционного управления. Стоимость комплекта около 20 тысяч рублей.
Достоинства:
- Bluetooth-модуль;
- водонепроницаемый ПУ с креплением на руле;
- AUX-вход аудио 3,5 мм;
- усилитель с пиковой мощностью 1200 Вт.
Недостатки:
высокая цена.
Благодаря поддержке Bluetooth, в модели Boss MC650B звук можно передавать без проводов, обеспечивая тем самым безопасность смартфона или плеера в сложных условиях.
ACV MRT61G
4.9
★★★★★
оценка редакции
95%
покупателей рекомендуют этот товар
Акустическая система ACV MRT61G отличается влагозащищенным исполнением, благодаря чему может использоваться на водных транспортных средствах.
Номинальная мощность динамиков составляет 100 Вт, максимальная – 200 Вт. Средняя стоимость колонок – без малого 10 тысяч рублей.
Достоинства:
- полипропиленовый диффузор с резиновой подвеской;
- титановый купольный направляемый твитер;
- простота установки;
- качественная сборка;
- полная влагозащита.
Недостатки:
ограниченная область применения.
Колонки ACV MRT61G воспроизводят аудио в диапазоне 65-20000 Гц, имеют чувствительность в 90 дБ и импеданс – 4 Ом.
Где лучше разместить?
Хорошие колонки в машину – это не только правильно подобранная по параметрам техника, но и удачный выбор места расположения в салоне авто. Именно от этого параметра зависит в большей степени то, как будет звучать система и будет ли она вообще слышна как пассажирам, так и водителю транспортного средства.
Динамики не ставятся в боковых фиксаторах задней полки и в кик-панелях. Оптимальное место расположения акустики – это передние дверцы машины, при этом располагаться динамики должны на уровне головы и ушей водителя. Таким образом, звук охватывает большую площадь распространения и хорошо слышен на задних сиденьях.
Есть также в некоторых машинах уже установленные специальные места для колонок. Но не всегда они выбраны правильно, поэтому, чтобы получить качественное звучание, конструкцию стоит переделать. К примеру, в Daewoo Lanos в передних дверцах установлена широкополосная акустика диаметром 10 см в пластиковых подиумах, но даже если ее заменить на более дорогой вид, качественного звучания не получится. Если же заменить пластиковый подиум на деревянный, тогда можно будет установить динамики большего диаметра и значительно улучшить качество воспроизведения музыки.
Компоненты качественной системы
В современных машинах можно совершенно неожиданно обнаружить большое количество штатных мест для установки динамиков. К примеру, они есть в дверях, передних стойках крыши, в торпеде. Это сделано для размещения компонентной акустики. Но построить систему с качественным звуком можно с использованием широкополосных динамиков. Для этого понадобятся дополнительные компоненты.
Сабвуфер
Сабвуфер предназначен для работы исключительно в низкой полосе частот. Он формирует тот самый любимый многими сочный бас. Располагать это устройство нужно либо в багажнике, либо за спинкой заднего ряда кресел. Сегодня выпускаются модели, которые можно разместить под сидением.
Правило расположения сабвуфера всего одно: он должен находиться сзади. Это позволит распределить колебания по всему салону, не образуя области, где басы забивают всю остальную звуковую картинку.
Кроссовер
Задача кроссовера — разделять частоты. Грубо говоря, это многофункциональный фильтр. Кроссовер может быть одноканальный, настраиваемый на узкую полосу пропускания. Но для построения хорошей многоточечной аудиосистемы в автомобиле рекомендуется покупать более продвинутые модели.
Стандартный кроссовер разделяет сигнал на три полосы: бас, мидлбас, верх. Они заводятся на точки воспроизведения следующим образом:
- бас — на сабвуфер;
- мидлбас — на динамики дверей и торпеды;
- верх — на акустику в стойках крыши.
Преимущество использования кроссовера заключается в том, что его выходные сигналы можно как угодно преобразовывать. К примеру, устанавливая отдельные усилители для саба, среднечастотных и высокочастотных контуров воспроизведения.
Как правильно подключить динамики к магнитоле в машине
Автомобиль с точки зрения акустических свойств имеет не самые лучшие характеристики. Салон имеет сложную архитектуру, в нем находятся конструкции, выполненные из различных материалов: металл, обивка, пластмасса, резина и др. Редко какой производитель специально оптимизирует салон для обеспечения качественного звучания.
Тем не менее, штатные места установки динамиков выбираются с точки зрения обеспечения наибольшей эффективности распространения звука. Обычно они находятся в дверях, на передней панели, под задним стеклом. Если вы решили установить более мощные динамики, необходимо демонтировать старую систему, измерить их посадочные размеры (диаметр в дюймах и глубину) и приобрести динамики таких же размеров, но с лучшими характеристиками.
Также необходимо выбирать динамики (колонки) с точно таким же внутренним сопротивлением. Стандартное значение сопротивления – 4 Ома. Есть магнитолы повышенной мощности, которые допускают нагрузку 2 Ома. Если их подключить на 4-омные динамики, потеряется мощность. Если вы подключаете новую автомобильную магнитолу, то следует по справочникам или техническому описанию точно определить мощность и сопротивление нагрузки. В том случае если динамики имеют меньшее сопротивление, чем допускает магнитола, последняя может выйти из строя, если большее – не удастся «раскачать систему на всю мощу».
Нельзя подключать дополнительные динамики и колонки параллельно. При этом сопротивление нагрузки уменьшается. В лучшем случае динамики будут хрипеть, в худшем – перегорит усилитель магнитолы.
Многие автолюбители устанавливают дополнительные колонки в багажник. В этом случае их обязательно следует жестко закрепить. Во-первых, это улучшит акустические параметры. Во-вторых, защитит динамики от преждевременного выхода из строя.
Некоторые магнитолы имеют сложную систему подключения динамиков, колонок и сабвуферов. В нее могут входить разделительные фильтры, устройства сопряжения по амплитуде выходов и входов, дополнительные усилители. В таком случае необходимо найти оригинальную схему подключения динамиков к магнитоле подобную такой.
Если решите устанавливать систему такого уровня, но не имеете соответствующих навыков, лучше воспользоваться услугами специалиста. Одновременно следует задуматься о дополнительной шумо- и звукоизоляции вашего автомобиля.
Нужен ли усилитель?
Не будем вдаваться в особенности усилителей. Просто рассмотрим, что он дает и можно ли обойтись без него. Усилитель, прежде всего, нужен для повышения выходной мощности головного устройства. Надписи на коробке магнитолы 4х50 Вт правдивы, но лишь частично, производитель в яркой рекламе показывает пиковую мощность устройства, а мощностей на деле целых три – номинальная, максимальная и пиковая.
Пиковая мощность – это то, что способен выдать магнитофон на пределе возможностей, на короткий срок с чувствительным перегревом встроенного усилителя. Нас интересует номинальная мощность – это нечто среднее между пиковой и простоем во время смены песни, та мощность, которую магнитола отдает большую часть времени.
Соотношение мощностей колонок и усилителя позволит правильно подобрать их друг к другу. Номинальная мощность магнитолы значительно ниже пиковой и для полного звучания хороших динамиков требуется усилитель. Но у колонок тоже есть своя максимальная мощность, и слабую акустику мощный усилитель, скорее всего, очень быстро сожжет. Для автомобильной акустики предпочтителен 30% запас по мощности перед усилителем. Например, если усилитель дает 100 Вт на канал, то колонки желательны на 140 Вт.
Получается, что хорошее головное устройство, например топовый «Пионер», потянет средней мощности динамики без усилителя, но если нужно заставить играть мощные колонки, придется устанавливать усилитель.