Джеймс Мэй. Непонимание происходящего делает нас несчастными

11.08.2011 16:44 Джеймс Мэй


Присоединяйтесь к Джеймсу - и наслаждайтесь чудесами современной инженерной мысли.

Пришлось мне тут покупать новый тормозной суппорт для одного из моих автомобилей. Я заказал его по Интернету, он пришел на почту, я привез его в гараж, и он сразу встал на место - на свои два болта.

 

Ничего удивительного. Авто- старый 911-й, а суппорт был для 911-й модели именно этого года, так что деталь, естественно, должна была подойти.

Но в то же время это совершенно удивительно. По крайней мере, я так считаю и думаю, что вы со мной согласитесь. Ведь если бы это не было естественно, автомобиль могли бы купить только настоящие богачи.

Любой, кто хоть раз в жизни возился с железками, знает, что теоретически 10-миллиметровый штырь в 10-миллиметровое отверстие не входит. Или дырка должна быть больше, или штырек тоньше. А лучше и то, и другое. Но насколько? Чуть-чуть уменьшить одно, увеличить другое - и они совпадут.

Но в реальности "10 мм" - это всегда 10 мм плюс-минус сколько-то. Так что дырка на самом деле может быть 10,03 мм, а штырь - 9,92 мм, и они совпадут. Но может быть и наоборот, и тогда ничего не получится.

А что если нужно просверлить 1000 дырочек и выточить 1000 штырьков так, чтобы любой из них входил в любое из отверстий? Нужна система, контролирующая максимальные и минимальные размеры деталей. То есть, на языке конструкторского бюро, система "допусков и посадок". Погрешность у открывалки например может быть большой, и она все равно будет открывать. Погрешности у топливного насоса высокого давления должны быть маленькими, чтобы он хоть как-то делал свою работу. В первом случае отклонения измеряются десятыми долями миллиметра (если это дорогая открывалка премиум-класса), а во втором - микронами.

Как же я это люблю!

Система допусков и посадок дает производству независимость. Люди, подгоняющие штырьки к отверстиям, больше не нужны. Часто: ружейные курки скалывались, а часовые анкеры стачивались. Пока культуры взаимозамены не было, новый курок к револьверу нужно было подгонять, подтачивая его. Курок массового производства просто вставал на место. Вот и все.


Самые первые автомобили делались как кремневые ружья и были совершенно разными, хоть и выглядели одинаково. Каждая деталь должна была подгоняться... э-э-э... подгонщиком, который стачивал металл, как в нашем примере со штырьком и дыркой. Эти машины были чудовищно дорогими — и при покупке, и в обслуживании.

Только Генри Лиланд на Cadillac впервые продемонстрировал, что систему допусков и посадок можно применить к двигателям внутреннего сгорания и другим узлам, и что всю работу по подгонке можно вместо сборки сделать еще на этапе производства деталей. Генри Форд (эти двое были знакомы) смог разработать конвейерную линию и собирать автомобили все более сложные и надежные, при этом снижая их цену. Ура!

Поэтому меня раздражают люди, которые жалуются, что автомобили дороги. На самом деле, они очень подешевели. В самом дешевом автомобиле аккумулировано столько конструкторского и производственного опыта, что одному человеку этого не объять. Я думаю, на одну спиральную шестерню опыта и знаний ушло больше, чем нужно для строительства целого дома (что по сравнению с автопроизводством - первобытный процесс).

Думаю, то, что такая сложная вещь, как автомобиль, доступна простым людям, - одно из величайших достижений человечества. Можно считать его следствием повышения уровня жизни и относительной дешевизны батончиков Mars. Но произошло это в основном потому, что суппорт 911-го встает на место, как влитой.

Разве это не восхитительно?

Обновлено 19.08.2011 11:41  

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Top Gear

theStig.ru - неофициальный сайт Top Gear. Top Gear – самое популярное автомобильное шоу. Это не семейная программа и не занудные обзоры авто. Top Gear -  программа для истинных фанатов высоких скоростей, настоящих ценителей запаха бензина и безумно дорогих автомобилей. Вы можете смотреть Top Gear онлайн прямо сейчас! Обзор новых автомобилей, новости и видео Top Gear, статьи Джереми Кларксона, Ричарда Хаммонда, Джеймса Мэя, Стига.